Северная вахта. 1942, июль.
Смерть немецким'оккупантам) СЕВЕРНАЯ В П Х Т Д Ежедневная краснофлотская газета Беломорской Военной Флотилии № 1 7 3 ( 2 7 9 ) 24 июля 1942 г ода , пятница Воспитание комсомольского актива В смертельной схватке с фаши стскими бандами сыны Ленин- ско-Сталинского комсомола про явили и проявляют чудеса воин ской добл ести и героизма. Они всюду и везде впереди. Во имя свободы и независимости своей Родины они готовы драться с вра гом д о последней капли крови, до последнего дыхания. В боях с коварным врагом рас тут, крепнут и закаляются воины комсомольцы нашей флотилии. С железным упорством, энергией и инициативой овладевают они бое вой техникой, выполняя прика вождя о достижении боевого ма стерства, чтобы бить врага без промаха, наверняка. Ведущую часть, ядро воинов-комсомольцев составляет актив. Повседневно вы ращивать этот актив—бесстраш ных, инициативных воинов, пример ных в бою и учебе—важнейшая задача военкомов и партийны < организаций. В десятках боев и походов ком сомольский актив корабля, где се кретарем тов. Влялько, показал образцы отваги и мужества, бое вого мастерства. Актив вырастили роенком и партийная организация. Активисты Ермоленко, Пащенко и другие служат на корабле приме ром высокой боевой выучки, храб рости и стойкости. Им подражают все молодые воины. Когда перед артиллеристами корабля поставили задачу — увеличить скорострель ность орудий, Пащенко и Ермо ленко помогли командованию орга низовать дополнительную уче бу расчетов. Все комсомольцы с огоньком взялись за дело и достигли значительных успе хов. И вот в первом же бою орудие Пащенко показало макси мальную меткость и скорострель ность, уничтожив много блинда жей, боевой техники и живой си лы противника. Большое внимание уделяют вос питанию комсомольского актива в части, где военком т. Бодров. Не- : давно здесь на собрании актива проверяли, как реализуется перво майский приказ товарища Сталина. Первые итоги боевого соревнова ния показали, что комсомольцы поработали неплохо. Комсомолец Третьяков подготовил за это вре мя около двух десяток стрелков снайперов. Быстров, Прохоров, Лысов, Теплоухов стали мастера ми сверхметкого огня. Секретарь комсомольской организации т. Са- лазкин организовал технические конференции по автоделу—комсо мольцы успешно овладевают спе циальностью водителя. Однако не везде серьезно отно сятся к д ел у выращивания боевых кадров комсомольского актива. Плохо учат и воспитывают актив в части военкома т. Труфанова. И как следствие—здесь слабо рабо тает и комсомольская организация. В парторганизации, где секрета рей т. Бикмулин, работу с акти вом ограничивают обшими указа- иями на совещаниях. Тов. Бикму- ^ин даже ни разу не побеседовал членами бюро и секретарями ни- м ВЫх комсомольских организаций. ™ало интересуются здесь и во- Р сами роста комсомола, укреп- лениг ------ лины ления воинской и союзной дисцип- На редко проводят собрания. 3afi многих кораблях и в частях как ТЫ такие формы воспитания, ния A/?K'naj' b,> лекции, с о б е с е д ом - Ка ' Лктив недостаточно вовлг- Работу В агита|*ионно-массовую раст8Д° повсеДневно и настойчиво тир Ить каДры комсомольского ак- Ѵпоп К0Т0Рый стал бы образцом да* И вын°сливости в похо- всеі отваги и мужества в болх для ногт ВОИ|ІОВ*моРяков. Это—обязан- ганиз К 0 ^ иссаР°в и партийных ор- Н а к а н у н е Дня Военно -Морского Флота ЗАВОЕВАЛИ ПЕРВЕНСТВО Когда батарея полупила новое вооружение, нам пришлось пере учиваться: никто из бойцов не знал новых орудий. После упорного труда мате риальная часть была достаточно освоена. Распределили обязанности номеров расчета и начали треіы ровать людей по специальностям н взаимозаменяемости. Герасимов, Карпов и Мовчан хорошо освоили обязанности всех номеров. Зани маясь часто во внеурочное время, сии помогали мне обучать отстаю щих. Нам не раз приходилось отра жать налеты вражеской авиации. Это было незаменимой боев>й школой: на разборах итогов боя мы вскрывали все недостатки и ошибки. Это заставило еще боль ше нажать на тренировки, и на конец мы все-таки добились нуж ных результатов. Наш расчет занял первое место по слаженности действий и боезой работе. Я получил :-.а это благо дарность от командования соеди нения. Сержант П. РЕЗВОВ. озлла• закон скорее, чем ИНИЦИАТИВА КОМСОМОЛЬЦЕВ Из-за протекания в нефтяных систсрнах намок балласт е трюме корабля. Это грозило пожаром. Обычно чистка балласта отнимает очень много времени. Наши ком сомольцы придумали новый спо>- соб. Решено было вытащить бал ласт па берег и там прокалить его на огне, затем очистить от ока лины и погрузить обратно. Командование одобрило иницпа тиву комсомольцев. Трудился весь личный состав корабля, не заня тый на вахте, даже рулевые и сигнальщики. Работали круглые сутки, оставляя для отдыха лишь несколько часов. Очистка ста новым способом была чена в четыре раз обычно. А. КАЛМЫКОВ. Обыкновенная работа — Летчиком будете, молодой человек! Голый и от этого смущенный Николай Верещагин стоял перед врачем призывной комиссии. — Имейте в виду, товарищ док тор, что летчик из меня вряд ли народится. Голова у меня кру жится, когда я смотрю с высоты, но быть пилотом имею желание огромное. Врач похлопал юношу по сухо щавой мускулистой спине: — Ничего, батюшка, отличный выйдет летчик! Мединина, знаете, не ошибается. Медицина, действительно, не ошиблась. Голова у капитана Be. рещагина не кружится ни при ка ких обстоятельствах. Приходилось ему, балтийскому истребителю, проделывать сложные и замысло ватые фигуры пилотажа, все эти «бочки», «штопоры» и «иммельма- ны»... Приходилось, как впрочем и многим пилотам Севера, попа дать в переплеты—и какие еще!— с погодой... Никогда Верещагин не терял головы. Спокойствие его, бесконечная уверенность в своем самолете, в своем опыте дают но вую силу и энергию составу его экипажа — штурману и стрелку- радисту. — Обыкновенная работа, — эг- вечает обычно капитан на вопро с и приезжих о его боевой службе. Самая обыкновенная. Разведкаі Вылетел, полетал — и обратно на аэродром. ЗАХВАТЧИКАМ ЗОВЕТ НАС В БОЙ! ★ ★ ★ ВОЛЯ К ПОБЕДЕ Однажды в разведке, глубо ко в тылу врага, я набрел на старую полузасыпанную яму, на дне которой лежал труп чело века. Я осмотрел его. Это бы л наш раненый боец, зверски з а мученный гитлеровцами. Лицо бойца было порезано ножом, правая рука вырвана, все тело исколото штыками... Д о сих поп картина эта стоит перед мои• ми глаз'ами, вызывая жгучую ненависть к немецким захват чикам. Выбили мы немцев с одной сопки. На ней горели костры Мы подбежали к ним и в у>г.а- се остановились: на кострах ле жали обугленные тела двух краснофлотцев. Фашисты зачна. тили их тяжело ранеными; дот- го пытали, стараясь получить нужные для себя сведения и, не добившись успеха, сожгли. Наша ярость была так делика, что мы поднялись и в едином порыве бросились на отступив ших врагов В завязавшейся ко роткой схватке было истребле но много фашистов. Зверства немцев я никогда не забуду. Мы ничего не забу дем и ничего не простим! За каждое зверство, за каждую каплю нашей крови мы возда дим врагам полной мерой. Для того1, чтобы успешнее уничтожать врагов, надо хоро шо воевать. Опыт, приобретен ный за год воины, и знания, которые я получу па курсах, помогут мне стать искусным воином. А моя ненависть к не мецким захватчикам будет ве сти меня в боях, она дает мне мужество и закаляет волю к победе. Дважды орденоносец, младший лейтенант И. ХАРИТОНОВ. ЖАЖДА МЩЕНИЯ Деревня Спугорово Наро- Фоминского района Москов ской области, из которой я ро дом, была временно захвачена немцами. Вскоре Красная Ар мия освободила ее. Не так дав но, после длительного ожида ния я получил письмо от ма тери. Вот что она ргссказы- вает о хозяйничаньи фашистов в моих родных местах. Немцы выбили все стекла в доме, прикладами сломали ра мы. Мою бабку 90 лет, сле пую старуху выбросили в окно. Она замерзла. Немцы не поз волили ее хоронить. Корону и козу нашу с’ели, перебили всех кур. Украли все, что только было,—от печных ухватов до белья. А перед своим бегством фашисты загадили весь до.Ѵі и ручными гранатами взорвали по лы. Они бы еще напакости ли, но стремительный натиск красноармейцев не дал им сделать этого. Немцы угнали все население к себе в тыл, и только немно гим, в том числе моей матери, удалось от них спрятаться. В деревне сожжено много по строек, остальные также, как наша, исковерканы. Цветущая колхозная деревня превращена в развалины. Клянусь отомстить немецким оккупантам за все их надруга тельства над тем, что нам так дорого и близко. Эта ненависть к врагу помогала мне в сраже ниях. Я—пулеметчик-зенитчик. Наша часть за год войны сби ла 15 фашистских самолетоз. Их будет еіце больше! Для этого я теперь и совершенст вую свои знания. Каждый са молет врага, появляющийся иагі нашими родными очагами, должен бить и будет уничто жен! Младший лейтенант В. ПАНФИЛОВ. ЗТетчик морской авиации капитан Верещагин. Фото Д. Кузнецова. Он прав. Работа—обыкновенная: трудная, опасная и утомительная служба воздушного разведчика. Когда «наземные», не летающие люди говорят: «Сегодня чертов ски плохая погода», начинается летный день капитана Верещаги на. Вражеские подводные лодки любят туман, низкую облачность, серое дождлігвое небо: им легче в такое время укрыться от дозор ных самолетов, незамеченными по дойти к морским путям. И наши пилоты-разведчики, обходя дожде вую завесу, пробивая облачность, ныряя в туман, ищут врага. Поэтому в донесениях капитана о полетах так часто встречаются слова: «туман», «видимость 50мег. ров», «облачность прижимает к воде». Все это—те «нормальные* условия, в которых работает они его товарищи. Эти люди летают, когда летать не рекомендуется; не спят тогда, когда полагается спать; видят там, где, кроме них другой ничего не увидит. С нелетной погодой Верещагин хорошо познакомился в финскую кампанию, производя разведку над расположением войск противника. Рявканье вражеских зениток, встречи с финскими истребителя ми запомнились ему гораздо мень ше, чем пурга, в которую он по пал однажды вместе с командиром части. На аэродроме решили, что пилоты не вернутся... конец! Но они вернулись. Они пробили сплош ную, вязкую и непроницаемую стену снега—и вернулись. Летчи ки нашли посадочную площадку каким-то шестым чувством, кото рое развито только ѵ птиц. Летая зимой над Белым морем, Верещагин не раз производил сложные маневры, борясь с обле денением самолета. Крылья ма шины покрываются толстым слоем прозрачного льда—это грозит ли. кированисм, из которого не выйти! Весной и летом не легче. Недав но, выполняя боевое задание, к а питан попал в густой туман и низкую облачность. Несколько раз пилот1 то набирал высот/ то «брил» над самым морем, чуть не задевая поплавками за гребешки волн, пытался пробить серую вату тумана. Нет просвета’ Пошли по приборам, вслепую— и вместе со штурманом Гусевым д о тянули до аэродрома. В другой раз такая же погодка подвернѵ- ★ ★ ★ БИТЬ В Р А Г А БЕЗ ПРОМАХА Для разработки планов дальней ших наступательных операций бы. ло необходимо достать «языка». Послали одно подразделение — неудачно. Тогда в тыл врага на правили мое отделение. Шли яркой лунной ночью. Неза метно подобрались к немецким по зициям, но когда приблизились к их часовым и вышли на откоытѵю сопку, те нас заметили и удрали, открыв беспорядочную стрельбу. Неудача не обескуражила нас. Мы решили во что бы то ни ста ло заполучить «языка». Дальше шли еще более осторожно, хоро нились н складках местности, вре менами ползли. Снова встретили группу фаши стов. Окружили ее. О т : нас оплгь заметили, но было уже поздно. Завязался бой. Я подстрелил одно го фрица. И тогда мы бросились врукопашную, стремясь отрезать раненого от основной группы. Нем цы не выдержали и побежали. Этого нам только и надо было. Мы уничтожили еще несколько бегущих, а потом, забрав пленно го, вернулись к своим. В штабе пленный дал много ценных сведений, облегчивших со ставление планов дальнейших боев. За выполнение этой задачи меня наградили орденом Красной Звез ды. Медаль «За отяагу» я получил в боях за важную высоту. Немцы сильно укрепились па ней, держа под своим контролем всю окру жающую местность. Я тогда командовал взводом. Обследовал подходы к сопке и решил, что гл- мое выгоднее—наступать в том месте, где немцы нас меньше все го ждут,—в лоб. Дождавшись мочи и пользуясь прикрытием камней, завалов, зем ляных складок, мы подобрались близко к расположению немцев. Я подал сигнал и мы быстро вор за лись на сопку. Немцы растерялись и побежали. Многих мы уничто жили на месте. Сопка стала на шей. Во всех этих боях я командовал довольно большими группами бой цов, и всегда чувствовал, что мне очень иехватает знаний командира. Это сказалось хотя бы при первой неудачной попытке за хватить «языка»: я не сумел во время окружить немецких часовьк. Сейчас начинаю учиться. При ложу все силы, чтобы дополнить свой боевой опыт знаниями воен ного мастерства и стать отличным командиром. Сержант Д. ПЛИШКО. лась, когда горючее было на исхо де. Самолет—над сушей. Посадка —это авария. А ѵ Верещагина ни когда не бывало аварий. Капитан и тут нашелся—сел на маленькое озеро, не обозначенное на карте. Это было его собствен ное географическое открытие. Спокойствия на войне, конечно, еще недостаточно—нужна настой чивость, стремление найти и ис требить врага. Эти качества пре обладают в характере, летчика коммуниста Верещагина. Однаж ды, получив задание обследовать квадрат Н., где, по сведениям, находилась вражеская подлодка, капитан тщательно просмотрел не только заданный квадрат, но об летал и соседние участки моря. От его внимания не укрылось ни что. Сведения, переданные коман дованию, были точны и исчерпы вающ». Но самолет вернулся иа аэродром почти с сухими баками: еще 10 минут полета, и горючее кончилось бы. Верещагину, как заместителю командира части, приходится за ниматься с молодыми летчиками, передавать им свой опыт. Он — практик и не склонен к длинным рассуждениям. — Надо только всегда помнить, —говорит он, — что советский лег чик и советский самолет могут сделать все. Мы научились вое вать и, как бы немец ни извора чивался, все ровно, ребята, наша возьмет! Это—точно. Ю. КОНОВАЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz