Северная вахта. 1942, июль.

СЕВЕРНАЯ В А Ш 22 июля 1942 г № 171 ( 2 7 7 ). Отлично знать свое оружие, мастерски владеть им! и J его курсу КАК МЫ ДОБИВАЕМСЯ СКОРСТРЕЛЬНОСТИ Недавно наш корабль выполнял боевое задание. Находясь в рай­ оне, гд е часто появляются немец кие' самолеты, мы усиленно пели наблюдение. Однажды, когда я нес вахту У носового оруди і, послышался шум моте.ра. Через несколько секунд на горизонте показался фашистский разведчик j |t' дожидаясь, пока доно-гут ко сигналу треноги товарищи на расчета, я перепел орудие курс самолета н зарядил Стан у своего чаведывлнин, < ыі"і ро поймал цель и в се время ні водил орудие наперерез стервятника. Предварительная подготовка д у ­ ла возможность расчету немед ленио открыть огонь. Нам сразу уд ало сь взять быстрый темп стрельбы. В се снаряды рвались прямо у моторов. Набрав высоту, фашистский самолет ушел. Вскоре появились два «Юнкер- са», но и они были отогнаны метким огнем. Сила огня нашего орудия — в максимальной скоро стрельности, которой мы добились путем систематических трениро­ вок. Спокойствие и вы держ ка— важ­ нейшие качества наводчика. Из­ лишняя торопливость, резкие дви­ жения приводят к потере цели, а, следовательно, и к бесполезной трате снарядов. Во время стрель­ бы по фашистским самолетам я ни на одну сек унду не терял цель. В оптический прицел хоро­ шо видны разрывы снарядов. Я присноровился брать упреждение наперерез курсу самолета. Вели­ чину такого упреждения можно корректировать в процессе стрель­ бы. Скорострельность во многом з а ­ висит от заряжающего и поднос­ чика патронов. Краснофлотец Ки­ риллом в расисте работает недав­ но, но сумел уже приобрести хо­ рошие навыки, Некоторые поднос чнки патронов п> неопытное гя берут их то правой, то левой ру­ кой. Яншине движения замедляют прием патрона заряжающим. Ки­ риллов берет патрон обеими рука­ ми и подает заряжающему снаря­ дом вперед. Заряжающий быстро берет снаряд также обеими рука­ ми и резким движением досылает его в капал ствола. Такие приемы ускоряют процесс заряжания. Тренируясь на скорострель­ ность, мы советуемся между со­ бою, как рационализировать дви­ жения того или другого номера, добиваемся, чтобы они стали пре­ дельно четкими н быстрыми. Наводчик С. ЯРМОШ. т ш ж ш ш Ш Ш * I ЩШЩШт Ш 'в в т ж Ц&гШ f e i f ? ’ . ъ ф Щ к \ .щ | Щ К ; : « ' I I г 1 За Сталина!— гак пишут на своих торпедах гвардейцы-подводники. Фото М. Ошуркова. П О ВЫ Ш А ЕМ С Б О Ю ВЫ У Ч К У По инициативе коммунистов и комсомольцев у нас развернулось боевое соревнование за снайпер­ скую батарею. Соревнованием охвачен весь личный состав. Глав­ ное внимание уделяется глубоко­ му изучению боевой техники. За­ нятия по изучению материальной части орудий и приборов всегда проходят очень активно. По примеру младшего сержанта Васильева каждый командир от­ деления составил план дополни­ тельных занятий. Зная по плану чем они будут заниматься в на­ значенный день, краснофлотцы са­ мостоятельно готовятся к заня­ тиям, используя для этого каж­ дую свободную минуту и часы отдыха. В часы самостоятельной подго­ товки и отдыха проведено много технических конференций, товари­ щеских собеседований, консульта­ ций у орудий и приборов. Краснофлотцы Марченко и Ива­ нов, например, об’ясиили в своих расчетах устройство затвора пуш­ ки. Командир отделения Поздеею пропел консультацию но прицелу. По тормозу отката провел беседу отличник боевой подготовки Но­ говицын. Богданов рассказал мо­ лодым краснофлотцам об устрой­ стве пушки. Пулеметчик Кононов провел в своем расчете конфе­ ренцию по откидному наземному прицелу. Старший краснофлотец \ Хрипунов познакомил бойцов от- | деления с приемами и правилами стрельбы из пулемета по назем­ ным целям. Немало проделано и по изуче­ нию стрелкового оружия. Мате­ риальную часть винтовки, ручного пулемета и гранаты личный со­ став изучает по наставлениям, са­ мостоятельно. В помощь само- ! стоятельно изучающим оружие в расчетах проведены конференции по винтовке и гранатам. Каждый командир отделения готовит себе трех заместителей. Многие краснофлотцы, как, н а ­ пример, Ноговицын, Малышев, Зайцев, Кофалов и другие, доби­ лись неплохих успехов. Подкре­ пив теоретические знания треш^ розкой у орудий и пулеметов, они смогут заменить комаздироз отделений. Больших успехов в учебе доби­ лись краснофлотцы приборного отделения и 4- орудия: каждый из них может работать любым номе­ ром. Младший сержант Васильев тренирует бойцов отделения в работе сокращенным расчетом. На некоторых постах сейчас один боец может заменять д в у х— трех. Артиллеристы и пулеметчики Б о г. данов, Иванов, Хрипунов и д р у ­ гие также овладели работой всех номеров. Пулеметчики сделали два маке­ та самолетов и проводят трени­ ровку в стрельбе по фронту и пикировщику, перенося огонь с воздушной цели на наземную. Комсомолец Якимов за это вре­ мя оборудовал со своими бойца­ ми военный городок: изготовлены чучело, щиты, 45 гранат, у стр о е­ ны окопы и два забора разной высоты для тренировки в преодо­ лении препятствий, штыковом бое, метании граиат и истреблении танков. Заместитель политрука БЫСТРОУМОВ . ★ ★ ★ МОРЕ — БОЕВАЯ ШКОЛА Тральщик Н. выполнял в море боевое задание. Краснофлотцы не­ сли вахты на постах, отражали налеты вражеской авиации, з пе­ рерывах между боями, когда вы ­ падало свободное время, начина­ лись занятия и тренировки. О со ­ бенно деятельно проходили они в пятой боевой части. Инженер-лей- тепаит Касаев еще перед выходом •в море подготовил темы для у че­ ний, проинструктировал младших командиров. Борьба за живучесть корабля — одна из важнейших задач людей- пятой боевой части. Этому и были посвящены почта все учения. В частности, краснофлотцы трениро­ вались в заводке пластыря. Коман­ дир боевой части дает вводную: — Правый борт, пробоина в районе шпангоута... Бойцы быстро занимают свои ме­ ста по расписанию. Место и харак­ тер пробоины определены точно>. Подготовив пластырь, краснофлот­ цы заводят его. Хорошо работали на подкильных концах трюмный машинист Гани­ чев, машинист Огорельцев, элек­ трик Мосягин, минер Животов Они быстро завели концы, закре­ пили пластырь. Ло вко действовали на талях краснофлотцы Краев, Веревкин и Долгобородов. На предыдущих учениях бойцы с трудом укладывались в норма­ тивное время, теперь они перекры­ ли норматив на несколько минут, а качество работы по заводке пластыря повысилось. С пользой прошли учения и в машинном отделении. В бою маги­ страли различных систем наиболее часто терпят повреждения. Млад­ шие командиры Востряков и Ущеренко на учении хорошо ре­ шили задачу по заделке повреж­ д енных труб. Командир отделения машини­ стов Востряков во время ходовых вахт показывает бойцам, как обе­ спечивать маневренность машины, ухаживать за материальной частью. Учеба в походе принесла плоды: машины всегд а давали нужное число оборотов, заведывания ра­ ботали бесперебойно^. Котельные машинисты училась бороться за бездымность. При угольном отоплении добиться пол­ ной бездымности очень трудно-, но, вполне возможно свести дымность до минимума. Этого и добились в походе котельные машинисты. Краев, Стулов и Ущеренко-. Краев обеспечивает правильное сжигание топлива. У го л ь он забрасывает небольшими порциями, держит в топке тонкий слой, в се время ре­ гулирует доступ воздуха, доби­ ваясь правильного горения. Чтобы воздух поступал равномерно, Кра­ ев периодически подламывает слой топлива, предупреждая зашлако- ванке. Выполнив боевое задание, ко­ рабль возвратился в базу. Пребы-! вание в море стало для личного состава хорошей боевой школой. Г. ЯКОВЛЕВ . БУДЕМ СНАЙПЕРАМИ Раньше я был заряжающим. Став командиром орудия, я решил добиться высокой слаженнос ти рас­ чета, предельного автоматизма действий, скорострельности ору­ дия. Бойцы горячо поддержали ме. ня. Мы решили добиться звания лучшего снайперского расчета ба­ тареи. В перерывы между боями энер­ гично взялись за у-іебу: каждый стремится изучить свое заведыва- ние «на зубок». Раньше всех д о ­ бились этого наводчик Христенко- и трубочный Николаев и помогли отстающим—заряжающему Попо­ ву, установщику прицела Лытки ­ ну: они на батарее недавно', и мы старались как можно скорее обу­ чить их. Наконец, все бойцы хорошо освоили свои заведывания. В боях с вражеской авиацией расчет стал действовать точно и уверенно-. Мы перешли к тренировкам по взаимозаменяемости. Бои показа­ ли: от того, насколько быстро заряжающий будет заряжать о р у дне и устранять задержки, з а в и ­ сит скорострельность. С отработ­ ки действий заряжающего мы и начали тренировку: каждый по очереди должен был н а у ч и т ь с я быстро заменять стреляющее п р и ­ способление, устранять задержки и т. д., а после б о я— отгоризоп- тировать орудие под ноль и вы ве­ рить прицельную линию. С этим скоро освоились все бойцы. Благодаря тренировкам мы быстро готовим орудие к бою. Наша пушка всегд а в образцовом порядке. Бойцы бдительно несут вахту, налет противника не заста­ нет нас врасплох Командир орудия И. ДАНЬШИН . Летом прошлого года, когда со­ здавался первый отряд моряков- сеьероморцев, я подал командиру рапорт с просьбой отпустить меня ка сухопутный фронт. Просьбу мою удовлетворили и направили в разведывательную команду ав­ томатчиков. Когда мы изучили- автомат, его части, устранение задержек, веде нше огня, мне вот казалось, что мы знаем свое оружие превосход­ но. од прерывания на фронте опроверг это мнение. Настоящее знание автомата, умение пользо­ ваться им я получил в боях. Помню, вначале я носил автомат на груди, низко опустив ремешок, іа к казалось удобно. Но когда мы начали действовать по тылам врага, совершать налеты на фа­ шистские базы, штабы, опорные пункты, когда пришлось много ползать, прыгать по камням де лать быстрые перебежки, тогда я убедился в обратном. Однажды я прыгнул со скалы и упал. Болтавшийся на груди автомат ^ ударился диском о "ка­ мень Образовалась вмятина, ди ;к пришлось менять. ГМ 60171 Особенно неудобно такое ноше­ ние автомата при переползании. У нас на Севере местность камение-, тая. Ползешь, а диск брякает по камням. Опять получаются вмяти­ ны, и диск может выйти из строя Лучше всего автомат носить на коротком ремешке у самой шеи, а во время бега к при прыжках держать в руке. Очень досаждало нам на пер­ вых порах неумение правильно вести огонь. Увидишь труппу фа­ шистов, нажмешь спусковой крю-, чок и держишь, пока полдиска не выпустишь. Шуму от такой стрельбы много, а толку мало. От сильного нагрева при продолжи, тельной стрельбе ствол расши • ряется, и часть газов проходит в зазор, образовавшийся между стенкой ствола и пулей. Умень­ шается кучность, а потом и даль­ ность огня. Вели мы раз бой на сопке. А в­ томатчик Кашутин был в центре , и поддерживал интенсивный огонь. Мы заметили, что пули его ав і томата роют землю метрах в деся- I ти от него. Думали, что Кашутин слишком низко опустил автомат, а оказалось, что в азарте боя он выпустил сразу целый диск, и пули, вылетая из раскаленного ствола, падали в нескольких ша­ гах. Стрелять из автомата надо короткими очередями в 3 —4 пат­ рона. При такой стрельбе и убой­ ная сила больше и боезапаса тра­ тится меньше. От продолжительного ведения огня, даже короткими очередями, на передней части затвора, на стенках его крышки и в патронни­ ке образуется копоть, к о тор аі оседает тонким слоем. Затвор не доходит до своего крайнего переднего положения, ударник не достает до капсюля патрона, получаются осечки, и стрельба прекращается. Один раз из-за этой копоти наша группа вынуж­ дена была отойти с занимаемого рубежа. Произошло это так. Бой шел за одну высоту. На правом фланге лежал боец, кото­ рый огнем своего автомата при­ стреливал удобную для атаки немцев лощинку. Внезапно автомат отказал. Пока боец ползал за дру­ гим немцы просочились в лощин­ ку, и мы вынуждены были вре­ менно отойти. Потом оказалосо, что этот краснофлотец перед са ­ мым боем явился из другой опе­ рации, в которой истратил полто­ ра диска. Не почистив оружие, он вступил в-новый бой, выпустил еще несколько дисков. Автомат остановился. Разобрав его, я узи- дел, что он весь покрыт копотью. Как только выдастся свободная минута, автоматчик должен чис­ тить свое оружие. Я имею для этого специальную тряпочку. В крайнем случае можно пользе-, ваться рукаво-м гимнастерки, чис­ той портянкой и т. д. Ни в коем случае нельзя пользоваться для чистки бумагой. Она и чистит хуже, и кусочки ее могут за­ стрять в механизме затвора, на­ рушив его нормальную работу. Много времени занимает набив­ ка диска патронами. Мы при­ думали способ, значительно у с к о ­ ряющий это дело. Я снаряжаю диск так: одной рукой вставляю между колец патроны, в другой рѵке у меня карандаш или палоч­ ка, которой я придерживаю в с т а в ­ ленные патроны, чтобы они не па­ дали на бок. Этот, с первогэ взгляда пустяк, ускоряет набив­ ку чуть ли не вдвое. Надо внимательно смотреть, чтобы внутрь диска не попали пыль и сор. Это может повести к іа- держкам. Вставив диск в автомат, прове­ ряйте, не болтается ли он. Если качание есть, вставьте на первое- время спичку или веточку в зазор, а потом диск обмените. Еще одно надо помнить: заря­ жать автомат с л ед у е т только при спущенном затворе. В противном с л у ч а е вы н и к о г д а н е га р а н т я р о -, в а н ы о т с л у ч а й н о г о в ы с т р е л а . И еще д ва немаловажных мо­ мента, на которые сл ед у ет обра­ тить внимание молодых автомат­ чиков. Я н а б л ю д а л , о с о б е н н о в начале в о й н ы , б о й ц о в , к о т о р ы е п о л о ж а т а в т о м а т на з е м л ю и, держа е го о д н о й р у к о й , в е д у т о г о н ь . Ав­ т о м а т п р и с т р е л ь б е п о д п р ы г и в а е т , и п у л и л е т я т к у д а п о п е л о . Надо п р а в и л ь н о д е р ж а т ь а в т о м а т у п л е ­ ча, к а к в и н т о в к у , п л о т н о п р и д е р ­ ж и в а я л е в о й р у к о й д и с к . Разборку автомата надо делать как можно реже. А то выдадѵг молодым бойцам автоматы они упражняются. Автомат от это.' расшатывается и портится. Многому мы научились на ф р ° '' те за год войны. Это хороню казал последний бой нашей ГР^‘ пы. Мы отбили у фашистских томатчиков сопку, на кот ѵ истребили 25 немцев. Всем . наши пули попали в головы. ^ сопке захватили 7 пленных них два ефрейтора), крупнока берный и 2 станковых пулемет, спаренный миномет, 2 3810 ’ 11 винтовок и много бое паял а Старшина 2 стаТЬ* т у м и к о в с к и й В. Ответственный редактор А. Т. ЛАВРОВИЧ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz