Северная вахта. 1942, июль.
СЕВЕРНАЯ В А Ш 22 июля 1942 г № 171 ( 2 7 7 ). Отлично знать свое оружие, мастерски владеть им! и J его курсу КАК МЫ ДОБИВАЕМСЯ СКОРСТРЕЛЬНОСТИ Недавно наш корабль выполнял боевое задание. Находясь в рай оне, гд е часто появляются немец кие' самолеты, мы усиленно пели наблюдение. Однажды, когда я нес вахту У носового оруди і, послышался шум моте.ра. Через несколько секунд на горизонте показался фашистский разведчик j |t' дожидаясь, пока доно-гут ко сигналу треноги товарищи на расчета, я перепел орудие курс самолета н зарядил Стан у своего чаведывлнин, < ыі"і ро поймал цель и в се время ні водил орудие наперерез стервятника. Предварительная подготовка д у ла возможность расчету немед ленио открыть огонь. Нам сразу уд ало сь взять быстрый темп стрельбы. В се снаряды рвались прямо у моторов. Набрав высоту, фашистский самолет ушел. Вскоре появились два «Юнкер- са», но и они были отогнаны метким огнем. Сила огня нашего орудия — в максимальной скоро стрельности, которой мы добились путем систематических трениро вок. Спокойствие и вы держ ка— важ нейшие качества наводчика. Из лишняя торопливость, резкие дви жения приводят к потере цели, а, следовательно, и к бесполезной трате снарядов. Во время стрель бы по фашистским самолетам я ни на одну сек унду не терял цель. В оптический прицел хоро шо видны разрывы снарядов. Я присноровился брать упреждение наперерез курсу самолета. Вели чину такого упреждения можно корректировать в процессе стрель бы. Скорострельность во многом з а висит от заряжающего и поднос чика патронов. Краснофлотец Ки риллом в расисте работает недав но, но сумел уже приобрести хо рошие навыки, Некоторые поднос чнки патронов п> неопытное гя берут их то правой, то левой ру кой. Яншине движения замедляют прием патрона заряжающим. Ки риллов берет патрон обеими рука ми и подает заряжающему снаря дом вперед. Заряжающий быстро берет снаряд также обеими рука ми и резким движением досылает его в капал ствола. Такие приемы ускоряют процесс заряжания. Тренируясь на скорострель ность, мы советуемся между со бою, как рационализировать дви жения того или другого номера, добиваемся, чтобы они стали пре дельно четкими н быстрыми. Наводчик С. ЯРМОШ. т ш ж ш ш Ш Ш * I ЩШЩШт Ш 'в в т ж Ц&гШ f e i f ? ’ . ъ ф Щ к \ .щ | Щ К ; : « ' I I г 1 За Сталина!— гак пишут на своих торпедах гвардейцы-подводники. Фото М. Ошуркова. П О ВЫ Ш А ЕМ С Б О Ю ВЫ У Ч К У По инициативе коммунистов и комсомольцев у нас развернулось боевое соревнование за снайпер скую батарею. Соревнованием охвачен весь личный состав. Глав ное внимание уделяется глубоко му изучению боевой техники. За нятия по изучению материальной части орудий и приборов всегда проходят очень активно. По примеру младшего сержанта Васильева каждый командир от деления составил план дополни тельных занятий. Зная по плану чем они будут заниматься в на значенный день, краснофлотцы са мостоятельно готовятся к заня тиям, используя для этого каж дую свободную минуту и часы отдыха. В часы самостоятельной подго товки и отдыха проведено много технических конференций, товари щеских собеседований, консульта ций у орудий и приборов. Краснофлотцы Марченко и Ива нов, например, об’ясиили в своих расчетах устройство затвора пуш ки. Командир отделения Поздеею пропел консультацию но прицелу. По тормозу отката провел беседу отличник боевой подготовки Но говицын. Богданов рассказал мо лодым краснофлотцам об устрой стве пушки. Пулеметчик Кононов провел в своем расчете конфе ренцию по откидному наземному прицелу. Старший краснофлотец \ Хрипунов познакомил бойцов от- | деления с приемами и правилами стрельбы из пулемета по назем ным целям. Немало проделано и по изуче нию стрелкового оружия. Мате риальную часть винтовки, ручного пулемета и гранаты личный со став изучает по наставлениям, са мостоятельно. В помощь само- ! стоятельно изучающим оружие в расчетах проведены конференции по винтовке и гранатам. Каждый командир отделения готовит себе трех заместителей. Многие краснофлотцы, как, н а пример, Ноговицын, Малышев, Зайцев, Кофалов и другие, доби лись неплохих успехов. Подкре пив теоретические знания треш^ розкой у орудий и пулеметов, они смогут заменить комаздироз отделений. Больших успехов в учебе доби лись краснофлотцы приборного отделения и 4- орудия: каждый из них может работать любым номе ром. Младший сержант Васильев тренирует бойцов отделения в работе сокращенным расчетом. На некоторых постах сейчас один боец может заменять д в у х— трех. Артиллеристы и пулеметчики Б о г. данов, Иванов, Хрипунов и д р у гие также овладели работой всех номеров. Пулеметчики сделали два маке та самолетов и проводят трени ровку в стрельбе по фронту и пикировщику, перенося огонь с воздушной цели на наземную. Комсомолец Якимов за это вре мя оборудовал со своими бойца ми военный городок: изготовлены чучело, щиты, 45 гранат, у стр о е ны окопы и два забора разной высоты для тренировки в преодо лении препятствий, штыковом бое, метании граиат и истреблении танков. Заместитель политрука БЫСТРОУМОВ . ★ ★ ★ МОРЕ — БОЕВАЯ ШКОЛА Тральщик Н. выполнял в море боевое задание. Краснофлотцы не сли вахты на постах, отражали налеты вражеской авиации, з пе рерывах между боями, когда вы падало свободное время, начина лись занятия и тренировки. О со бенно деятельно проходили они в пятой боевой части. Инженер-лей- тепаит Касаев еще перед выходом •в море подготовил темы для у че ний, проинструктировал младших командиров. Борьба за живучесть корабля — одна из важнейших задач людей- пятой боевой части. Этому и были посвящены почта все учения. В частности, краснофлотцы трениро вались в заводке пластыря. Коман дир боевой части дает вводную: — Правый борт, пробоина в районе шпангоута... Бойцы быстро занимают свои ме ста по расписанию. Место и харак тер пробоины определены точно>. Подготовив пластырь, краснофлот цы заводят его. Хорошо работали на подкильных концах трюмный машинист Гани чев, машинист Огорельцев, элек трик Мосягин, минер Животов Они быстро завели концы, закре пили пластырь. Ло вко действовали на талях краснофлотцы Краев, Веревкин и Долгобородов. На предыдущих учениях бойцы с трудом укладывались в норма тивное время, теперь они перекры ли норматив на несколько минут, а качество работы по заводке пластыря повысилось. С пользой прошли учения и в машинном отделении. В бою маги страли различных систем наиболее часто терпят повреждения. Млад шие командиры Востряков и Ущеренко на учении хорошо ре шили задачу по заделке повреж д енных труб. Командир отделения машини стов Востряков во время ходовых вахт показывает бойцам, как обе спечивать маневренность машины, ухаживать за материальной частью. Учеба в походе принесла плоды: машины всегд а давали нужное число оборотов, заведывания ра ботали бесперебойно^. Котельные машинисты училась бороться за бездымность. При угольном отоплении добиться пол ной бездымности очень трудно-, но, вполне возможно свести дымность до минимума. Этого и добились в походе котельные машинисты. Краев, Стулов и Ущеренко-. Краев обеспечивает правильное сжигание топлива. У го л ь он забрасывает небольшими порциями, держит в топке тонкий слой, в се время ре гулирует доступ воздуха, доби ваясь правильного горения. Чтобы воздух поступал равномерно, Кра ев периодически подламывает слой топлива, предупреждая зашлако- ванке. Выполнив боевое задание, ко рабль возвратился в базу. Пребы-! вание в море стало для личного состава хорошей боевой школой. Г. ЯКОВЛЕВ . БУДЕМ СНАЙПЕРАМИ Раньше я был заряжающим. Став командиром орудия, я решил добиться высокой слаженнос ти рас чета, предельного автоматизма действий, скорострельности ору дия. Бойцы горячо поддержали ме. ня. Мы решили добиться звания лучшего снайперского расчета ба тареи. В перерывы между боями энер гично взялись за у-іебу: каждый стремится изучить свое заведыва- ние «на зубок». Раньше всех д о бились этого наводчик Христенко- и трубочный Николаев и помогли отстающим—заряжающему Попо ву, установщику прицела Лытки ну: они на батарее недавно', и мы старались как можно скорее обу чить их. Наконец, все бойцы хорошо освоили свои заведывания. В боях с вражеской авиацией расчет стал действовать точно и уверенно-. Мы перешли к тренировкам по взаимозаменяемости. Бои показа ли: от того, насколько быстро заряжающий будет заряжать о р у дне и устранять задержки, з а в и сит скорострельность. С отработ ки действий заряжающего мы и начали тренировку: каждый по очереди должен был н а у ч и т ь с я быстро заменять стреляющее п р и способление, устранять задержки и т. д., а после б о я— отгоризоп- тировать орудие под ноль и вы ве рить прицельную линию. С этим скоро освоились все бойцы. Благодаря тренировкам мы быстро готовим орудие к бою. Наша пушка всегд а в образцовом порядке. Бойцы бдительно несут вахту, налет противника не заста нет нас врасплох Командир орудия И. ДАНЬШИН . Летом прошлого года, когда со здавался первый отряд моряков- сеьероморцев, я подал командиру рапорт с просьбой отпустить меня ка сухопутный фронт. Просьбу мою удовлетворили и направили в разведывательную команду ав томатчиков. Когда мы изучили- автомат, его части, устранение задержек, веде нше огня, мне вот казалось, что мы знаем свое оружие превосход но. од прерывания на фронте опроверг это мнение. Настоящее знание автомата, умение пользо ваться им я получил в боях. Помню, вначале я носил автомат на груди, низко опустив ремешок, іа к казалось удобно. Но когда мы начали действовать по тылам врага, совершать налеты на фа шистские базы, штабы, опорные пункты, когда пришлось много ползать, прыгать по камням де лать быстрые перебежки, тогда я убедился в обратном. Однажды я прыгнул со скалы и упал. Болтавшийся на груди автомат ^ ударился диском о "ка мень Образовалась вмятина, ди ;к пришлось менять. ГМ 60171 Особенно неудобно такое ноше ние автомата при переползании. У нас на Севере местность камение-, тая. Ползешь, а диск брякает по камням. Опять получаются вмяти ны, и диск может выйти из строя Лучше всего автомат носить на коротком ремешке у самой шеи, а во время бега к при прыжках держать в руке. Очень досаждало нам на пер вых порах неумение правильно вести огонь. Увидишь труппу фа шистов, нажмешь спусковой крю-, чок и держишь, пока полдиска не выпустишь. Шуму от такой стрельбы много, а толку мало. От сильного нагрева при продолжи, тельной стрельбе ствол расши • ряется, и часть газов проходит в зазор, образовавшийся между стенкой ствола и пулей. Умень шается кучность, а потом и даль ность огня. Вели мы раз бой на сопке. А в томатчик Кашутин был в центре , и поддерживал интенсивный огонь. Мы заметили, что пули его ав і томата роют землю метрах в деся- I ти от него. Думали, что Кашутин слишком низко опустил автомат, а оказалось, что в азарте боя он выпустил сразу целый диск, и пули, вылетая из раскаленного ствола, падали в нескольких ша гах. Стрелять из автомата надо короткими очередями в 3 —4 пат рона. При такой стрельбе и убой ная сила больше и боезапаса тра тится меньше. От продолжительного ведения огня, даже короткими очередями, на передней части затвора, на стенках его крышки и в патронни ке образуется копоть, к о тор аі оседает тонким слоем. Затвор не доходит до своего крайнего переднего положения, ударник не достает до капсюля патрона, получаются осечки, и стрельба прекращается. Один раз из-за этой копоти наша группа вынуж дена была отойти с занимаемого рубежа. Произошло это так. Бой шел за одну высоту. На правом фланге лежал боец, кото рый огнем своего автомата при стреливал удобную для атаки немцев лощинку. Внезапно автомат отказал. Пока боец ползал за дру гим немцы просочились в лощин ку, и мы вынуждены были вре менно отойти. Потом оказалосо, что этот краснофлотец перед са мым боем явился из другой опе рации, в которой истратил полто ра диска. Не почистив оружие, он вступил в-новый бой, выпустил еще несколько дисков. Автомат остановился. Разобрав его, я узи- дел, что он весь покрыт копотью. Как только выдастся свободная минута, автоматчик должен чис тить свое оружие. Я имею для этого специальную тряпочку. В крайнем случае можно пользе-, ваться рукаво-м гимнастерки, чис той портянкой и т. д. Ни в коем случае нельзя пользоваться для чистки бумагой. Она и чистит хуже, и кусочки ее могут за стрять в механизме затвора, на рушив его нормальную работу. Много времени занимает набив ка диска патронами. Мы при думали способ, значительно у с к о ряющий это дело. Я снаряжаю диск так: одной рукой вставляю между колец патроны, в другой рѵке у меня карандаш или палоч ка, которой я придерживаю в с т а в ленные патроны, чтобы они не па дали на бок. Этот, с первогэ взгляда пустяк, ускоряет набив ку чуть ли не вдвое. Надо внимательно смотреть, чтобы внутрь диска не попали пыль и сор. Это может повести к іа- держкам. Вставив диск в автомат, прове ряйте, не болтается ли он. Если качание есть, вставьте на первое- время спичку или веточку в зазор, а потом диск обмените. Еще одно надо помнить: заря жать автомат с л ед у е т только при спущенном затворе. В противном с л у ч а е вы н и к о г д а н е га р а н т я р о -, в а н ы о т с л у ч а й н о г о в ы с т р е л а . И еще д ва немаловажных мо мента, на которые сл ед у ет обра тить внимание молодых автомат чиков. Я н а б л ю д а л , о с о б е н н о в начале в о й н ы , б о й ц о в , к о т о р ы е п о л о ж а т а в т о м а т на з е м л ю и, держа е го о д н о й р у к о й , в е д у т о г о н ь . Ав т о м а т п р и с т р е л ь б е п о д п р ы г и в а е т , и п у л и л е т я т к у д а п о п е л о . Надо п р а в и л ь н о д е р ж а т ь а в т о м а т у п л е ча, к а к в и н т о в к у , п л о т н о п р и д е р ж и в а я л е в о й р у к о й д и с к . Разборку автомата надо делать как можно реже. А то выдадѵг молодым бойцам автоматы они упражняются. Автомат от это.' расшатывается и портится. Многому мы научились на ф р ° '' те за год войны. Это хороню казал последний бой нашей ГР^‘ пы. Мы отбили у фашистских томатчиков сопку, на кот ѵ истребили 25 немцев. Всем . наши пули попали в головы. ^ сопке захватили 7 пленных них два ефрейтора), крупнока берный и 2 станковых пулемет, спаренный миномет, 2 3810 ’ 11 винтовок и много бое паял а Старшина 2 стаТЬ* т у м и к о в с к и й В. Ответственный редактор А. Т. ЛАВРОВИЧ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz