Северная вахта. 1942, июль.

Смерть немецким оккупантам) *ЕВЕ.I «НА! I шткт/щ Ежедневная краснофлотская газета Беломорской Военной Флотилии № 168 (274) 18 июля 1942 года, суббота ДНЮ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА БОЕВУЮ ВСТРЕЧУ! 26 июля наши моряки вместе со всем советским народом бу ­ дут отмечать День Военно- Морского Флота. В суровой об­ становке напряженных боев с врагом встречаем мы зтог день. Враг рвется к жизненным цент­ рам нашей страны, старается добиться сколько-нибудь ося­ заемого успеха. Ради этого он не шадит своей живой силы, техники, снаряжения. Снова над нашей землей звучит боевой клич, призыв к самоотверженной борьбе не на жизнь, а на смерть: «Родина в опасности! Останорить вра­ га!» Мы должны, окончательно обескровив фашистскую гадину, добиться в 1942 году полного разірома гитлеровски* нолчиіц. Военно-Морской Флот, его личный состав в боях за Ро­ дину покрыл себя неувядаемой славой. На воде, под водой, на суше и в воздухе советские моряки беспощадно истребляют немецких захватчиков. Героическая оборона Одессы, Ханко, Севастополя, Ленингра­ да, Мурманска — блестящие страницы в героической исто­ рии флота нашей Родины, беспримерные подвиги доблести и патриотизма. На весь мир гремит боевая сла­ ва Северного флота. Каждый из нас с гордостью произносит име­ на Колышкина, Старикова, Лу­ нина, Сафонова, Коваленко, Кис- лякова. Они—символ мужества, геройства и воинского мастер­ ства, образец благородного служения своей Родине, верно­ сти воинскому долгу. Около 150 потопленных транспортов и кораблей врага, сотни уничто­ женных фашистских самолетов, тысячи убитых и раненых нем­ цев—таков боевой счет севе­ роморцев. У них учились и учатся ис­ кусству побеждать врага, им подражают беломорцы, идя в бой, тараня фашистские лодки, сражаясь с воздушным против­ ником, зорко оберегая родные берега и морские пути. Заметив ночью немецкую подводную лодку, старшина I статьи Чижов открыл меткий артиллерийский огонь, разбив снарядами ее рубку. Так надо воевать, чтобы побеждать, так надо подражать героям Ко- лышкину, Лунину, множить боевые традиции своего флота и флотилии. Во время высадки десанта взрывной волной от авиабомбы на тральщике разрушило верх­ нюю надстройку и сшибло флаг. Под бомбежкой и обстре­ лом коммунист Байбородин и комсомолец Каторин водрузили боевое знамя своего корабля. В этом благородном поступке беломорцев ярко видны немерк­ нущие традиции нашего флота, корабли которого никогда не опускали перед врагом свое­ го флага. Сейчас, готовясь отметить День Военно-Морского Флота, краснофлотцы, командиры и политработники Беломорской флотилии должны еще сильнее громить немецких захватчиков, множить примеры доблести, ге­ роизма, примеры высокого воинского мастерства. Каждый сбитый самолет, уничтоженный корабль, обезвреженная мина противника—это новый удар по врагу, это боевой рапорт Ро­ дине, салют в честь славного праздника Военио - Морского Флота. День Военно-Морского Фло­ та для каждого корабля, ч а с и и подразделения прежде всего — итог боевых достижений в борьбе с немецкими захватчи­ ками, итог и боевые перспекти­ вы новых сражений и схваток, которые должны обеспечим, окончательный разгром нена­ вистного врага. Пусть ширится боевое сорев­ нование за успехи в бою и в учебе! Пусть растут ряды от­ личников, мастеров своего ору­ жия, разящих враг? наверняка! Контрудары наших частей е районе Воронежа ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ , 17. (Спецкорр. ТАСС). В районе Воро­ нежа идет ожесточенное ср аж е­ ние. На некоторых участках совет­ ские войска предприняли контрата­ ки. Враг вынужден переходить ог наступления к обороне. . Мощные контрудары врагу н а­ носят танкисты, артиллеристы, пе. хотинцы и летчики южнее Воро­ нежа. Зд есь в ряде мест немцы отступали в беспорядке. Большой урон схватке уничтожен батальон вра­ жеской пехоты. , Потери фашистов непрерывно возрастают и исчисляются десят­ ками тысяч убитых солдат и офи­ церов, сотнями подбитых и унич­ тоженных танков и самолетов. Немцы непрерывно подтягивают из глубокого тыча резервы, По­ полнения вводятся в бой тут же после многодневных переходов. На одном участке фронта взяты в плен солдаты и офицеры. Плен потерпела одна фашистская |*иые сообщили, что за 12 и 13 ига- пехотная дивизия. Советские части наголову разгромили 202 пехотный полк этой дивизиш, а 222 полк полностью уничтожили. Поле боя завалено грудами вражеских т р у ­ пов и брошенной немцами военной техникой. Захвачены пленные и много секретных документов. Р а з ­ вивая наступление на этом участ­ ке, вчега наши части освободили °т гитлеровцев еще два наеелен- ных пункта. После продолжительных бо:в советские войска форсировали Дон ля 35 венгерский полк потерял 60 процентов своего состава. В числе убитых полковник—командир пол­ ка. Позавчера в этот полк прибыл батальон мадьяр Их вооружили винтовками, оставшимися после убитых солдат, и тотчас же вво­ дили в бой. Упорные сражения в бассейне Л о т не затихают ни на минуту. Н?>"'Ѵ авиапия, пехота, танковые соединения и артиллерия разрушают немецкие переправы, истребляют гитлеровцев, срывают их тактические планы. Сила огпо- На западном берегу р а зг о р ел а сь 1 ра мужественных защитников Во- Жеетокая битва. В рукопашной ронежа возрастает. Летчики-балтийцы уничтожили и повредили 16 вражеских кораблей т . ^ С Н О З Н А М Е Н Н Ы П Б А Л ­ ТИЙСКИЙ ФЛОТ, 17 (Спецкорр. К одном из районов Фин­ ского залипа фашисты сосредото­ чили большое количество военных транспортных кораблей. В течение трех дней балтийские летчики уничтожили три канонер- 1ских лодки, сторожевой корабль, I вооруженный транспорт, повредили 1миноносец, две канонерских лодки, і 6 сторожевых кораблей и другие !, вражеские суда. У флага. Фото М. Оыіуркова. УЧИМСЯ В СРАЖЕНИЯХ ШИРЕ БОЕВОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ЗА УСПЕХИ В БОЮ И УЧЕБЕ ! 'k ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО Изупіреннего сообщения 17 шоля в течение ночи на 17 июля на­ ши войска вели бои с противни­ ком и районе Воронежа. На других участках фронта су ­ щественных изменений не произо­ шло. * * » В районе Воронежа бон продол­ жаются с прежней силой. Много­ численные попытки противника продвинуться вперед успеха не имели. На поле боя остались груды трупов гитлеровцев и д е ­ сятки сожженных немецких тан­ ков. На одном из участков полк вражеской пехоты атаковал нашу часть. Наши бойцы подпустили гитлеровцев на близкое расстоя­ ние, а затем открыли огонь из минометов, пулеметов и винтовок. Потеряв свыше 800 человек, про­ тивник отступил. Преследуя нем­ цев, наши танки ворвались в на­ селенный пункт, уничтожили 2 артиллерийских батареи, 7 стан­ ковых пулеметов, 3 бронемашины и истребили свыше 200 гитлеров­ цев. На другом участке отряду советских автоматчиков удалось прорваться в район укрепленных рубежей противника и ігосеять гам панику. Подоспевшие к этому времени наши танкисты и пехо­ тинцы заняли выгодную позицию. В этом бою противник потерял 5 танков и до 600 солдат и офице­ ров. * * * Юго-западнее Миллерочо идут напряженные бои. Наши вой:ка, отходя под напором численно превосходящих сил противника, изматывают немцев на промежу­ точных рубежах и наносят им большой урон. На одном из участ- кои наши танкисты и пехотинцы разгромили прорвавшуюся вперед часть противника. Уничтожено !І немецких танков и 1.600 гитле­ ровцев. Наши артиллеристы и минометчики обстреляли пехоту и танки прот ивиика, скопившиеся V переправы через реку. Сожжено и подбито 14 танков, истреблено до 600 солдат и офицеров. • • • Части, действующие на отдель­ ных участках Ленинградского фронта, за два дня уничтожили свыше 200 гитлеровцев. Огнем ііртиллерии разрушены 3 враже­ ских ДЗОТ 'а и наблюдательный пункт, сбит аэростат и подавлен огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей противника. Бомбежкой с воздуха причинены Я люблю свою специальность зенитчика и всегда старался, как можно лучше освоить заведыва- ние, В короткий срок изучил ма­ териальную часть орудия и обя. занности всех номеров расчета. Когда меня назначили командиром орудия, эту любовь к своему оружию, стремление в совершен­ стве освоить его я стал воспиты­ вать н у бойцов саоего расчета. Прежде всего, я проверил зна­ ния своих подчиненных, их спо­ собности. Наиболее подготовлен­ ным бойцом оказался первый на­ водчик Тихонов. Он знает обязан­ ности всех номеров расчета, ма­ териальную часть, правила стрель­ бы, может вести огонь по различ­ ным самолетам, быстро ловит цель твердо держит ее. Слабее его, особенно в знании материальной ча­ сти, заряжающий Рюхин. Взявшись за тренировку бойцов, я разбил I их на пары: Тихонов стал зани­ маться с Приемышевым, Б ашм а­ ков с Брагиным и т. д. Д ав опре­ деленное задание по пройденной теме, указывал отличникам, в чем они должны помочь своим «учени­ кам». Приемышев, например, слэ бо знал затвор орудия. З а д е рж и ­ вать из-за него занятия зеего рас­ чета пе было смысла, и поэтому Тихонов в свободное время поѵто. гал ему изучить основные частя затвора и орудия. Батарее приходится часто вести огонь по воздушному противнику. После к аждого боя мы подробно разбираем действия расчета. Я у к а ­ зываю, кто ив бойпов допустил ошибки или действовал недо. статочно быстро и четко, что надо сделать, чтобы не повторять ош и ­ бок в будущем. Командир орудия В. ЧИЖОВ. О ш и б к и не п о в т о р я т с я Слаженные действия минеров _I необходимое условие успеха в бое. вом тралении. Эта слаженность и четкость не должны снижаться и в том случае, когда на постановке и выборке трала работает сокра­ щенный состав. Недостаток слаженности приво­ дит к ряду ошибок, снижает к а ­ чество траления. Не так давно я убедился в этом на собственном опыте. При постановке и выборке т р а ­ ла краснофлотец Огорельцев не­ своевременно останавливал лчбед- ку. Получались рывки, которые вызывали зацепы кошек, дерганье тралящей части. Не имея навыков, минеры Ж и ­ вотов и Мосягин медленно подни­ мали буи, так как не успезалн сразу поймать шкерты буев Это замедляло работу всего расчета. Отмеченные недостатки мы п о д ­ робно разобрали на занятии, затем провели несколько тренировок. Все бойцы нашего отделения изучили устройство своих к н е­ мецких мин. Знания эти пригоди­ лись. Недавно мы обнаружили з море мину. Командир приказал га- I зоружить ее. Эту операцию мы быстро выполнили совместно с 1 минером Животовым. Командир отделения минеров I А. КУЛЕБАКИН . (Окончание на 2 стр.). 2.000 ЧАСОВ БЕЗ РЕМОНТА (Обмен о п ы т о м м о т о р и с т о в ) Прежде я работал с бензиновы­ ми моторами. На нашем корабле— дизельный двигатель. Пришлось снова взяться за учебу. Много по­ могли мне в освоении механизмов технические конференции. Первая конференция была по­ священа эксплоатации дизелей в зимних условиях. Как избежать забивания снегом кингстонов, по­ дающих воду для охлаждения цилиндров? На конференции я узнал, что зимой, во время снего иада, надо работать попеременно на обоих кингстонах. Пока :»дин работает, второй чистят. Потом на него переключают машину и чистят первый. Мы с успехом применяли этот способ в течение всей зимы. Я узнал также, как избежать замораживания головок цилинд­ ров на стоянках, когда мотор не работает. Многие машинисты думали, что морская вода, о х л аж ­ дающая цилиндры, не замер и е г в кожухах как и в море На са ­ мом де л е это оказалось не так. Опытные мотористы рассказали, как избежать этого, как спускать воду. Много ценного узнал я и на других конференциях. Обычно подшипники перетягива­ ют через к аждые 400 часов. Один из докладчиков рекомендовал пе­ ретягивать свежезалитые подшип­ ники через 200 часов, так как новая заливка осаживается бы ст­ рее старой — образуется слабина, может получиться трещина, д и ­ зель выйдет из строя. Я учел это и перетягивал подшипники, не д о ­ жидаясь чистки. Раньше дл я того, чтобы вычи­ стить нижний приемный масляный фильтр, требовалось поднять д и ­ зель, повалить его на бок, снять картер. На эту операцию уходило 3— 4 дня. По новому способу, воспринятому на конференции, я вырубил в картере отверстие и сделал горловинѵ на болтах. На очистку фильтра через горловину мы затрачиваем всего 2—3 чага. Наш дизель проработал б езо тказ. но 200С часов, хотя по нормам его положено останавливать на текѵший ремонт через к аж д ую тысячу часов. На технической конференции, посвященной обмену опытом э к с . I плоатации дизелей в прошедших походах, я расск азал товарищам , I как мы добились беспрерывной ! работы ди зеля в течзнн е д в у х гарантийных сроков. Г лавное т у т — своевременный осмотр механизмов, регулировка и ходовая чистка, к о ­ торые я производил через к аж ды е 40—50 часов. Особенно тщ а т е л ь н о надо чистить масляные фильтры и регулировать зазоры у клапанов, ітобы они были точно в п р е д е л е от 0,30 д о 0,35 миллиметра. Очен ь важно своевременно п о д т я ги ват ь гайки. Необходимо т а к ж е тщ а т е л ь н о следить за клапанными п р у ж и н а ­ ми. Они час то л ом аю тся, и ато надо во-время зам ети ть, гак к а к машина и з-за поломки пружины не о с т ан авли вается , а концы д р у ­ жины м о г у т п о ц арап ать и п ри в е­ сти в н е го д но с ть цилиндры . Т ехничес ки е конференции п о ­ могли мне н аучи ться правильно эксп л о ат и р о в ат ь ди зел ь. З а б е з а ­ варийную работу, обеспеченле нужных х од о в и маневренности ко р абл я при выполнении боевых заданий я н агр аж д ен медалью «За б о евы е заслуги». В новых п оходах и боях приложу все с и ­ лы, чтобы дизель, как и п р еж д е, работал безотказно в любых у с л о ­ виях. Старшина 2 статьи В Г О Л И Ц И Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz