Северная вахта. 1942, июль.
Смерть немецким оккупантам СЕВЕРНАЯ В А Х Т А Ежедневная краснофлотская газета Беломорской Военной Флотилии № 187 (273) 17 июля 1942 года, пятница ОЖЕСТОЧЕННЫЕ БОИ В РАЙОНЕ В О Р О Н Е Ж А В районе Воронежа наши войска ведут само' отверженную борьбу с немецко -фашистскими войсками. На отдельных участках инициатива перешла в руки советских частей и гитлеровцы были вынуждены перейти к обороне. Продвига ясь вперед, одна наша часть встретила мощную противотанковую оборону противника. Стреми тельным ударом наши бойцы прорвали первую линию обороны и уничтожили при этом свыше 100 противотанковых лушек. Затем был также прорван второй оборонительный рубеж немцев. Другая наша часть в бою за населенный пункт уничтожила 7 немецких танков, 22 орудия, бронемашину, 14 автомашин с грузом. 10 пуле метных точек и свыше батальона пехоты про тивника. На одном из участков гитлеровцы силою до батальона повели наступление па-на ши укрепленные рубежи. Артиллерийским, ми нометным и пулеметным огнем гвардейцы раз громили немецкий батальон. Лишь нескольким десяткам гитлеровцев удалось спастись бегством. (Из вечернего сообщения Совинформбюро), ОТВАГА И СТОЙКОСТЬ МОРЯКОВ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ РЕШИЛИ УСПЕХ В БОЮ С АВИАЦИЕЙ ПРОТИВНИКА " \ S Выше качество внутрипартийной работы В последней бою нашего сто рожевого корабля, где военкомом т, Ячменев, против 18 фашистских бомбардировщиков коммунисты Ру мянцев, Костюнин, Меев и другие показали образцы стойкости, му жества, военного мастерства. Сво им примером они воодушевляли личный состав на борьбу с врагом. В тот же день пять лучших воинов корабля подали заявления о прие ме их в ряды большевистской партии. После сражения, на партийном собрании подвели итоги операции разобрали действия коммунистов, проверили исполнение партийного решения, принятого перед боем, выяснили, как коммунисты выпол нили поручения, данные им в на чале боевой операции. За время войны партийная орга низация корабля выросла более, чем в три раза. Это, конечно, не случайно. Там, где хорошо ра ботает партийная организация, где коммунисты на деле осуществля ют свою роль передового бойца, там всегда будет обеспечен рост партийных рядов. Хорошо подготовленное и про веденное партийное собрание, продуманное решение, системати ческая проверка исполнения ди ректив и поручений,—все это спо собствует повышению боевой и политической активности членов и кандидатов ВКП(б). Партийные организации кораблей, где секре тарями тт. Жильцов и Костюнин, могут служить примером для мно гих других. Комиссары кораблей тт. Хведчун и Ячменев оператив но руководят партийной работой, повседневно помогают секретарям, учат их на практике, контроли руют выполнение решений, приня тых на собраниях. За период вой ны эти партийные организации вы росли, окрепли, стали незаменимой опорой командования, еще более сплотили вокруг него личный со став. Одиако, некоторые комиссары и секретари партийных организаций кораблей флотилии не только в походах, но и на стоянках забы вают о серьезнейшем участке дея тельности—о внутрипартийной ра боте. На корабле, где парторгом т Ельцов, коммунисты за два с лишним месяца не собираіись ни разу. За девять месяцев ни один человек здесь ке принят в пар тию. Конечно, людей, проявивших себя в боях и в походах, достой ных быть в рядах ВКП(б), на ко рабле немало. Но с ними не рабо тают, как не работают и с канди датами партии. Война с немецко-фашистскими захватчиками требует от нас на пряжения всех наших сил, способ ностей, умения. Военная обстанов ка обязывает нас еще более акти визировать внутрипартийную ра боту, шире использовать ее опыт, накопленный в ожесточенных боях с врагом. Каждый коммунист дол жен сейчас показывать пример личному составу, на какой бы пост Нн выдвинула его партия, А для того, чтобы повысить активность коммунистов, привлечь к работе Всех бойцов и командиров, про бивших себя в сражениях и учс- ,е' |,аДо шире использовать все формы и методы партийной работы. Это поможет нам еще больше Укрепить партийную и военную Дисциплину, повысить боеяую пы- ѵнку, стойкость бойцов и команди ров. мобилизовать личный сосіав бп Р®шительнУк> и беспощадную рьбу с ненавистным врагом. ★ ★ ★ ОДИН ЧАС 15 МИНУТ Бой сторожевого корабля с 18 <Юнкѳрсами> Просвистела дудка: j и, сверкая на солнце, неслись — Готовить корабль к походу... | в,,из. Командир мгновенно опреде- В море командир и комиссзр 1 лял Точку падени" бомб и уводил ознакомились с боевым приказом к°Рабль от ударог. Бомбы падали Лейтенант Д. Садиков, награж денный орденом Красной Звезды. РАЦИЯ ВСТУПИМ В СТРОЙ Последний взрыв сильно встрях нул судно. Рация вышла из строя. Мы установили раскиданную взры вом аппаратуру на свои места и внешне привели все в порядок. Дали ток. Передатчики не воз буждались. Сменили лампы. Туг выяснилось, что ввести в строй коротковолновый передатчик мы не сможем. Длинноволновый рабо тал лучше, но установить его на заданную волну тоже не удалось. Тогда включили приемник и на строили на заданную волну. За тем замкнули па него антенну пе редатчика. В наушниках послы - 1 шалея характерный фон работаю щей станции. Когда он достиг наибольшей силы, я подал знак, и настройку прекратили. Таким спо собом передатчик был настроен на заданную волну. Затем привели в порядок аккумуляторы. Через полчаса я сел к ключу и передал первую радиограмму. Ско ро пришел ответ. Нас слышали хорошо. К. ШИЛОВ. Короткие собрания партийного и комсомольского актива, беседы с командирами превратились в митин ги. Моряки, сбившие в прошлых операциях два вражеских бомбар дировщика, поклялись снова е честью выполнить задание коман дования. Корабль удалился на несколько сот миль от родных берегов. Враг близок. Неусыпно несут вахту' сигнальщики, комендоры и пуле метчики. j — На курсовом... три «Юнкер- j са-88», — доложил старшина 2 статьи комсомолец Удовиченко. — Вижу,—сказал с мостика старший лейтенант ПароЕенкс-. Сигнал боевой тревоги. Через несколько секунд орудия и пуле меты открыли огонь. «Юпкероы» были сбиты с боевого курса. Две. надцать бомб ушли в глубину мо ря. Фашисты удалились из зоны зенитного огня и кружились над морем, поджидая подкреплений. Корабль продолжал итти по курсу. Не прошло и трех минут, как на горизонте появились не мецкие самолеты и эшелон за эшелоном набрасывались на ко рабль, пикируя все ниже и ниже. Огонь комендоров и пулеметчиков, ловкое маневрирование корабля обрекли все их усилия на неуда чу. Умение и стойкость экипажа брали верх в неравном бою. И і шести десяти сброшенных немцами бомб ни одна не причинила кораб лю серьезного повреждения. 1 ча: 15 минут продолжался ожесточен ный бой. Вот еще три «асса» с трех сторон спикировали на ко рабль. По ним стреляли прямой наводкой и у одного из ни* поле тели щепы. С высоты 250—300 метров отры. вались с самолетов черные тонки в 10—15 метрах. От одной взрыв ной волны корабль подбросило, всех сшибло с ног, корабль зали ло водой. Но люди вскочили и снова встали на свои посты. Fine 12 бомб разорвались вокруг корабля. Сорвало дальномер. Упал и сильно ушибся дальномерщик Гализин. Прервана связь, рация вышла из строя. По всему кораб лю погас свет. Через пробоины хлынула вода, остановились ди зеля... Мотористы бушлатами, подуш ками, кителями, всем, чем могли, затыкали пробоины Быстро подо спела аварийная партия. Коман дир пятой боевой часта тов. Р у мянцев, военком корабля Япме- н-ев, секретарь партийной органи зации Костюнин, старшина 1 статьи Меев и другие спокойно, без ма лейшей растерянности, завели пластырь, откачивали воду, восетз- навливали агрегат за агрегатом, вводили в строй дизеля. Главная., машина заработала. Корабль сно. ва ожил и продолжал свой путь. Ремонт механизмов продолжался па ходу. Фашистские бомбардировщики сбросили на корабль 72 бомбы, но ни одна из них в цель не попала. Меткий огонь зенитчиков и ловкое маневрирование корабля сорвали замысел врага. Па корабле и ока залось ни убитых, ни раненых. Особенным мастерством, хладно кровием и стойкостью отличались пулеметчики Говюшев и Погодин, комендоры Ростовский, Косенко и Табаков, радисты Шилов и Мак симов. Сторожевой корабль, подбивший в этом бою два вражеских само лета, вернулся на свою багу. Лич ный состав энергично готовится к новым боям. Т. ДЖАТИЕВ. У РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЩИТА В походе, во время боя, я на хожусь глубоко в трюме, у глав ного распределительного щита. Мое зэведывание — силовые уста новки, электромоторы, проводка. Последний налет немецких са молетов был наиболее ожесточен ным из всех, какие ранее при шлось испытать кораблю. Кругом все ходуном ходило от рвавшихся вблизи бомб. Вдруг раздался страшный ѵдар Казалось, бомба попала в корабль. Потух свет, я ѵпал на полѵбѵ. Быстро вскочил, услыхал обыч ный шум винтов и бросился к ди намо. В тем - :т ’ осмотрел их. Они работали. Тогда направился к щи ту и включил выбитые автоматы. Загорелся свет. Быстро действо, вать в темноте помогли прежние тренировки: мы много, раз прово дили учения в затемненных поме щениях. При сеете мы увидели, что в борт бьет струя воды, и броси лись заделывать пробоину. Коман дир электрогруппы Пантелеев ски нул с с е б я китель, мотористы Го ловач и Кладов — бушлаты, и все это б ы л о втиснуто г. пробоину. Напором р о д ы иромокшѵю о д е ж д у выталкивало из пробоины. Всей тяжестью своих тел мы налегли на течь, закрывая доступ воде. Вскоре подоспели бойцы аварий ной партии и уже по-настоящему исправили повреждение. Командир электрогруппы ушел чинить управление рулем, а я начал вводить в строй моторы. Сначала нужно было исправить проводку, подводящую к ним ток. Многие концы были оборваны, пе репутались. Внешне все они оди наковы, и если неправильно соеди. нить их, может сгореть мотор. Я взял индуктор и, прозвонив сразу все цепи, выяснил, какой провод ник куда идет, а потом присоеди нил их. В этом был известный риск: наверху шел бой, толчки от взрывов поминутно сбивали меня с ног и провода снова могли пе репутаться. Нельзя было не рис ковать: проверка цепей поодиноч ке отнимает много времени. Опыт удался — соединения были сдела ны правильно. После включения большинство моторов заработало. Но с некото рыми пришлось еще повозиться. Вышел из строя нефтепогрузочный мотор. Горючее в расходные бач ки не поступало, и двигатели с минуты на минуту могли остано виться. Проверил мотор—он в порядке, реостат тоже, а движения П''г. Значит, неисправна проводка. Но где? 1 Помогли товарищи, Трюмный машинист краснофлотец Скьорцоз сообщил, что он видел огонек в том месте, где провод выходи г из трубы. Действительно, там сгорел провод. Я хотел соединить его, но из трубы торчали такие маленькие кончики, что сделать это не уда лось. Решил поставить боевые перемычки. Взял кусок проводз, один конец присоединил к распре делительному щиту, другой — к мотору и он заработал. Большую также работу приш лось проделать и с мотором ком прессора, подающего сжатый воз дух для запуска двигателей. Снова встав к щиту, я наблю дал за своим хозяйством и в то же время прислушивался к звукам боя, стараясь устоять при толчках или, в крайнем случае, упасть «поудобнее». Внезапно послышал ся свист водяной струи. Из кре повой систерны била вода. Я бросился туда и закрыл неболь шую пробоинѵ руками. Подоспев шие бойцы забили пробочну вето шью и паклей. Аварийная партия поставила потом распорки из дере, вянных брусков. Бой кончился. К этому времени я закончил ликвидацию всех по вреждений в заведывании И сей час моторы работают нормально. Старший краснофлотец Н. ЧГРВЯКОВ. Меткой очередью. Рис. А. Шевченко. МОТОРИСТЫ Корабль вел напряженный бой с самолетами .противника. Выстрелы зениток перемежались с длинными очередями крупнокалиберных пу леметов. Когда пулеметные очере ди становились особенно длинны ми, это значило, что вражеский самолет идет в пике. Затем сле довал быстрый маневр корабля и взрыв у борта, от которого содро гался корпус, валило с ног людей, срывало с места предметы, нахо дящиеся в машине. Но моторист старшина 2 статьи Завалыісв, мо тористы боевого поста Музыченко и Карпачев спокойно несли бое вую вахту у двигателя. Еще один сильный взрыв под полубаком! Корабль вздрогнул. Погас свет в машине, остановился насос гидромуфты. Через открыв-, шуюся дверь в машину хлынула' вода. Мотористы осмотрели машину, помещение, ввели в строй насос. С палубы сообщили о поступлении воды в соседние отсеки. Повреж дены междонные топливные отсе ки. Вода попала в расходные бач ки. Обороты двигателя стали па дать, остановились вспомогатель ные двигатели. Корабль потерял ход и управляемость. Отливные средства не работали, нечем было приводить в действие трюмно пожарные насосы. Опасность удесятерила силы бойцов. Они яростно боролись за жизнь роднога корабля. Завальнев и Музыченко удалили воду из топливопровода, фильтров и бач ков. Карпачев ввел в строй один из вспомогательных двигателей, спустил воду из магистрали, про чистил форсунки. Затем Карпачев и трюмный Скворцов залили мае лом насос, и он дал масло для гидромуфты. Машина, работавшая без нагрузки, стала давать оборо ты на гребной вал. Корабль по лучил движение. Введя в строй главный двигатель, Завальнев пе реключился на борьбу с водой, по ступающей в другие отсеки. Му зыченко и Карпачев устранили де фекты главного двигателя. Они не покидали своего поста и после боя несли вахту в течение 16 часов. Корабль вышел из боя победи телем. Мотористы боевого поста обогатились новым боевым опытом и готовятся к новым сражениям Старшина I статьи МП t!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz