Северная вахта. 1942, июль.

Смерть немецким оккупантам) СЕВЕРНАЯ етхтд Ежедневная краснофлотская газета Беломорской Военной Флотилии Ns 164 (270) 14 июля 1942 года, вторник ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ Суда вспомогательного флота— боевые помощники действующих, кораблей и частей нашей флоти­ лии От краснофлотцев и команди­ ров личный состав вспомогатель­ ного флота должен перенять и по­ ложить в основу своей деятель­ ности те боевые качества, которые помогают военным морякам доби­ ваться успеха ь учебе, в работе и сражениях. Качества эти—железная дисцип­ лина, отличная организация сл уж ­ бы, верность Родине и долгу, му­ жество и настойчивость. Отдельные вспомогательные ко­ рабли неплохо осуществляют за­ дания командования и свои социа­ листические обязательства. Так, например, корабль, где третьим штурманом т. Силкан, на 10 часов раньше срока выполнил план приказ, обеспечив образцовую по­ ставку груза в пункт назначения. За рейс личный состав нижней команды сэкономил около 10 тонн топлива. Отлично работают экипажи неко­ торых буксиров. В июне суда вспомогательного флота, несмотря на интенсивную работу, сократили расход угля и жидкого толлиза почти на" 18 процентов. Однако, эти успехи не могут заслонить крупных недостатков, которые имеются у вспомога­ тельного флота. Серьезнейший из них — простои. Корабли часто простаивают но вине целого ряда береговых организаций, и главным образом, из-за плохой работы от­ делов тыла и порта. Недавно один из буксиров про­ стоял под погрузкой лишних пять часов только потому, что старши­ на из технического отдела свое­ временно не оформил документы. Аналогичный случай произошел в обозно-вещевом отделении, работ­ ники которого задержали буксир на два часа. Особенно велики простои непа­ рового флота. Был случай, когда баржа совершала оборот с левого берега до порта в течение... 18 су ток! Здесь, как и в первом слу­ чае, виновата неповоротливость клиентуры. Получив баржу, гру­ зоотправители не могли обеспе­ чить одновременной погрузки и разгрузки, обрекая судно и его экипаж на бесцельную и много­ дневную стоянку у причяла. Такая, с позволения сказать, «эксплоагация» вспомогательного флота—преступление перед Роди­ ной и фронтом! Расточительность в использовании средств и време­ ни сейчас, в период напряженных боев с немецко-фашистскими за­ хватчиками, надо рассматривать, как невыполнение боевого приказа. Все усилия работников тыла должны быть направлены на обес­ печение успешного выполнения за­ даний командования, на удовлет­ ворение нужд и требований фрон­ та. Все звенья тыла, все его лю­ ди обязаны работать по-фронтово- му. Сейчас не время рассуждать, сейчас надо действовать так, как требует обстановка—быстро, реши­ тельно, по-военному. Надо немедленно ликвидировать простои вспомогательных судов, беспощадно расправляться с раз­ гильдяями, нарушителями дисцип­ лины. Политработники и партийные ор­ ганизации тыла обязаны усилить помощь вспомогательному флоту, добиться, чтобы каждый корабль образцово выполнял задания комаи-1 дования. Надо поднять револю­ ционную бдительность личного со­ става вспомогательных' судов, ши­ ре развернуть социалистическое соревнование. Нужно улучшить ка. чество партийно-политической ра­ боты на этих кораблях, неустанно воспитывать в моряках неііависть к крагу, патриотическое стремле­ ние самоотверженно трудиться на своем посту. ВРУЧЕНИЕ МЕДАЛЕЙ ССОР НАГРАЖДЕННЫМ БЕЛОМОРЦАМ Вчера член Военного Совета Беломорской военной флотилии бригадный комиссар тов. Аианым вручил медали СССР краснофлот­ цам и командирам фл о тилии.'н а­ гражденным за образцовое выпол­ нение заданий командования н а1 , фронте борьбы с немецкими за­ хватчиками и проявленные при, этом доблесть и мужество. Медали «За отвагу» вручены старшине 2 статьи И. Кока, стар­ шему краснофлотцу А.. Кокошки- ну и другим. Медали «За боевые заслуги» получили младший лей­ тенант М. Семаков, старшины 2 статьи И. Тарелкш», А. Урпин, краснофлотцы А. Васильев, В. Ха- рин и другие. От имени награжденных высту­ пили тт. Кока, Семаков и др. Тов. Анаиьич поздравил награж­ денных и пожелал им дальнейших боевых успехов. Празднование 21-й годовщины Монгольской Народной Республики УЛАН -БАТОР , 12. (ТАСС). С большим патриотическим под’емом праздновали трудящиеся Монгольской Народной Республики 2\-іо го­ довщину независимости своей страны. 10 и кш і в Монгольском государственном театре в Улан-Баторе состоялось торжественное заседание. С докладом о годовщине республики выступил секретарь Ц К Монгольской народна-револю- иионной партии Цеденбал. Он отметил, что с помощью советского народа Монгольская Народная Ре спублика выросла экономически и культурно. Он призвал трудящихся арат усилить помощь народам Со­ ветского Союза, чтобы ускорить победу над общим врагом--герман­ ским фашизмом. Вчера в Улан Баторе состоялся митинг. С горячей патриотической речыо выступил премьер-министр, герой и маршал Монгольской Народ- ной Республики Чойболсан. Горяч о встретили участники митинга зам. Председателя Президиума В е р х о в н о го Совета СССР тов. Бадаева, ко- торый от имени Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков:, Советского правительства и лично товарища Сталина поздравил мон­ гольский народ с 9 |- й годовщиной Монгольской Народной Респуб­ лики. В торжествах приняли участие делегаты Тувинской народной рес­ публики, а также Бурят-Монгольской АССР. После митинга состояло; ,ІаРад войск Монгольской цародно-революционной армии. ДЕТАЛЬНО АНАЛИЗИРОВАТЬ К А Ж Д У Ю СХВАТКУ С ПРОТИВНИКОМ, ИЗУЧАТЬ И ПЕРЕНИМАТЬ ЦЕННЫЙ ОПЫТ КАЖДО ГО БОЕВОГО РАСЧЕТА! На «морском охотнике» Северно го флота. Орудийный расчет стар шего краснофлотца В. Горового проводит учебные стрельбы. Фото М. Ошуркова. О О МОИ о пы т (Рассказ старшего краснофлотца Ал. Кокошкииа) Опыт показал, что кормовым пушкам чаще других приходится стрелять по фашистским самоле­ там. Поэтому от командира кор­ мового расчета,, требуется большое искусство ведения огня. Мне лич­ но, как командиру орудия, до вой­ ны прнходидось стрелять только по медленно идущим рукавам. При этом все данные определя­ лись обычно приборами. В боях с вражескими езчолега- ми данные для открытия огнт зачастую определяются иа-глаз. Д а это и выгоднее было: выигры валось время. Дашь первый вы­ с т р е л— смотришь, где разорзетс і снаряд. Затем вносишь поправку. Прицельный и панорамный — вы­ полняют команду. Пристрелка не занимала много времени. Впо­ следствии глазомер развился. Рас. хождения с табличкой получались незначительные. Однажды во время похода око­ ло корабля появились самолеты противника. Вижу, один с высоты, примерно, в 2000 метров намере­ вается пикировать. Дали залп. Снаряд разорвался перед мотора­ ми. Фашист отвернул в сторону, «разгрузился» от бомб и скрылся. Расчет на глазомер был правиль­ ным. Труднее стрелять из кормового орудия во время маневрирования и при большой волне. Корму то поднимает на волну, то бросает в низ. В этих случаях командиру приходится выбирать удобный мо­ мент. Практика показала, что по низко идущим целям лучше, всего стрелять с волны, когда корма поднята. Иначе снаряды пойдут в воду, как у нас однажды и было. Самолет врага зашел с кормы. Летел он на высоте 600 метров. Несмотря на сильную качку, стре­ лять по такой цели было удобно. Дали несколько залпов. Тогда; бомбардировщик пошел на брею­ щем полете. Когда корма была на волне, мы отлично отдели цель, а опустились в «ковш» — потеряли ее. Война требует от командиров орудий умения выходить из любо­ го затруднительного положения. Во время горячего боя отліетела рукоятка, при помощи которой от. крывается клин. Помогла смекал­ ка. Поблизости лежал экстрактор- ный ключ. Я взял ключ к откры­ вал им клин до конца боя. А однажды поломался стопор клипа. Клин открывается — стре­ лять нельзя! Хоть и рискова.-іно это, — я стал придерживать его рукой. И так продолжали стрель­ бу до конца боя. Т Р И П Р А В И Л А (Рассказ краснофлотца В. Харика) Наводчик должен быть самым хладнокровным бойцом в расчете. Его обязанность—постоянно дер ­ жать правый глаз в панораме и следить за целью. Н адо видеть, где рвутся снаряды, но наблюдать за этим только в очко, иначе можно потерять самольт или спу­ тать его с другим, а тогда о мет­ кости огня уже и говорить нечего. Наводчики, подчас, нарушают инструкции, допускают вредную отсебятину. Я лично хорошо изу­ чил свои обязанности и точно вы­ полняю их. Вот три основных правила, ко­ торые я твердо выполнял. Если самолет идет прямо на нос, — я его беру в центр перекрестья нитей и сразу же даю угол воз­ вышения. Снаряды идут навстречу врагу. Если самолет идет боком, мимо корабля, — для первого вы­ стрела я определяю данные на два фюзеляжа вперед. Брать по само­ л ету нельзя: паНорамщіж не у с­ пеет определить точных данных, снаряды буд ут рваться позади д е ­ ли. После первого выстрела само- лет нужно держать в перекрестье нитей. В момент, когда «Юнкере» пи­ кирует, вертикальную нить я всег­ д а держу по самолету, а горизон­ тальную —• ниже на несколько фюзеляжей. В этом случае ск о­ рость бомбардировщика велика, поэтому на панораме угол упреж­ дения нужно давать значительно больше обычного. Придерживаясь этих правил, мы добились, что снаряды рвались впередтГ самолета и рядом с ним. На носовой пушке, где этими пра­ вилами пренебрегали, разрывы нередко оставались позади цели. СНОРОВКА И НАХОДЧИВОСТЬ (Рассказ старшины 2 статьи И. Тарелкина) Бои дали мне возможность изу­ чить слабые стороны радиоаппа­ ратуры, научили быстро устранять повреждения. ...Бомба упала за борт. От со ­ трясения перестал работать прием­ ник. Ж д а т ь конца боя—невозмож­ но: а вдруг срочное распоряжение по радио. Я быстро принялся за дело. Зная, что от сильного толч­ ка в лампах могли встряхнуться иити накала, взял запасные лам ­ пы и открыл приемник. Предполо­ жение оправдалось. Заменил л а м ­ пы. Приемник стал работать. В такой ж е обстановке перестал работать пусковой реостат. П о ­ лучилось замыкание на землю. Радиосвязь вышла из строя. Мы. сразу же разобрали механизмы, устранили замыкание Одновреме». но заклинился сериее-мотор. При ­ шлось снимать его с креплений и после ликвидации повреждения ставить обратно. Связь была вос­ становлена быстро. М Е Ж Д У 5 0 Я М И Машинисты отделения т. Колы- гина во время боев обеспечивали быструю перемену ходов, умело устраняли повреждения. Однажды от забортного взрыва бомбы л о п ­ нула одна магистраль. Красно­ флотцы немедленно наметали на. трещины водонепроницаемый ма­ териал и закрепили его проволо­ кой. Успех обеспечивали отличные знания машинистов. Люди учились в боях и между боями. С личным составом пятой боевой части зани­ мались командиры отделений. О с­ новной упор был взят на система­ тические тренировки. Достигнув большого сокращения нормативов, машинисты не прекращали учебы— раз в неделю проводили на постах частные учения. Много времени уделяют бойцы решению вводных задач по борьбе за живучесть корабля. Машинисты, например, научились самостоятель,- но устранять мелкие повреждения, а большие ликвидируют совместно с аварийной партией. Раньше т а ­ кой спаренный метод редко іірчм \ нялся на треннрорках. Поучительны занятия аварийной партии, возглавляемой ооцманом Слесаренко. Перед занятиями боц­ ман сам изучает вводные, которые должны выполнять краснофлотцы. С помощью старшего начальника ои предварительно производит точный расчет: какие материалы использовать, сколько нужно люА дей для решения задачи. Гіосли этого проходят учения, на кото­ рых присутствует и командир п я ­ той боевой части. Затем делаетел разбор учений. Задачи учений постепенно усложнялись. Боцман давал сра іу несколько заданий, например: «Пробоина в главном трюме, на корму упала термитная бомба». Два человека выделяются на лик­ видацию пожара, остальные—на заделку пробоины. Аварийная партия научилась бы­ стро заводить пластырь. Новое здесь заключается в том, что краснофлотцы во время стоянок приучились заводить подкильные' концы через корму. Если корабль но время боя потеряет ход, а про бонны будут ближе к корме, про­ ще и быстрее заводить подкиль­ ные концы с копмы. К. ВЛАСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz