Северная вахта. 1942, июль.

Смерть немецким оккупантам) СЕВЕРНАЯ Х Т Я Еж едн е вн а я к р а с нофл о тс ка я гааета Беломорской Военной Флотилии М“ 160 (286) 9 июля 1942 года, четверг БУДЬ ГОТОВ К ХИМИЧЕСКОЙ АТАКЕ ВРАГА Год о течественной войны полно­ стью р а ск рыл звериный облик ф а ­ шистских м ерзавцев. В любую ми­ нуту, в любом месте фашистский бандиты м огут попы таться н еожи ­ данно и в массовом масштабе пустить в х о д о т р авл яющ и е в е­ щества — ав иахимически е бом­ бы, мины и сн аряды , волны я д о в и ­ тых газов, поли в ку ж ид кими 0 3 . Мы обязаны встрети ть химиче­ ские атаки ф ашистов во в сео ру ­ жии, утроить бдительность, не дать застать се б я врасплох. Родин а сн а б ди л а советских вои­ нов н адежнейшими средствами противохимической защиты . Н у ж ­ но нау чи ться мастерски владеть этими средствами, чтобы обе­ зопасить себя и товарищей, свой пост и корабль от хи­ мического нападения врага, про­ д о л ж а я без малейшей зад ержки вести бой с противником. И все ж е, к а к бы ни были со­ вершенны и проверены средства противохимической защиты, но при первых внезапных химиче­ ских атак ах врага возможны с л у ­ чаи поражения бойцов различными ОВ. Поэтому необходимо отлично изучить, практически освоить ме­ ры первой помощи и взаимопомо­ щи при поражении отравляющими веществами. Этого невозможно до б и ть ся без основательного зна­ ния свойств к аж д о го ОВ. Вот пример: боец хорошо знает, как произвести искусственное ды х а ­ ние. Но если он применит это средство к бойцу, пора­ ж енному фосгеном или дифо сге­ ном, то принесет ему не пользу, а вред. Т еоретические знания средств химического нападения и противохимической защи ты будут бесполезны без практических на­ выков в использовании их. В хи­ мической и санитарной учебе нельзя д о п у ск ать никакой одно­ сторонности. В Н-ском подразделении (хи- мист т. К ал ени к ) вопросам хим- подготовки, изучению мер первой помощи от ОВ у д е л я е т с я серьез­ ное внимание. При сдаче зачетов, все бойцы показали хорошее и отличное умение. пользоваться противохимическим пакетом, уме­ ют быстро од ев ат ь и менять про­ тивогазы в отравленной атмосфе­ ре, производить дегазацию . От­ лично усвоили приемы противохи­ мической защи ты старшина 2 ста­ тьи Саченков, старший к раснофло­ тец Ростовцев, краснофлотец бое вой санитар К и яш к о и другие. Однако и зд есь не все виды первой помощи и взаимопомощи осваиваются на п р а к т и к е 'о д и н а к о ­ во хорошо. Иску сственно е ды х а­ ние, например, демонстрировалось на занятиях, но практически бойцы еще слабь умеют применять его. Недостаточно тренируются они и в переноске пострадавших от ОВ, которая тр ебует ловкости и сно­ ровки. Тренировка в оказании мер пер­ вой помощи и взаимопомощи (ис­ пользование противохимического пакета д л я себя и товарища, умение надеть или сменить пора­ женному ОВ противогаз, произве­ сти искусственное дыхание, снять зараженную о д еж д у , перенести, бойца на санмедпост) должна занять первостепенное место в са­ нитарной и химической подготов­ ке- Это тем более важно, что при любых условиях боевые действия личного состава не д о лж ны при­ останавливаться ни на минуту. Глубокие знания, своевременная подготовка всех средств противо­ химической защиты и мер первой омощи, строжайшая дисциплина, рганизованность и порядок обе- печат полную боеспособность личного состава. Любое коварное _ подлое нападение фашистских -вергов будет обречено на провал. На огневой позиции П о л е содр огн ул о сь от взры ­ ва мины. Тонны земли и песку взл етели на воздух. В и зж ат и свистят ос к о л ки снарядов. Удачно выпущенная мина в д ре­ безги р азм етал а «неприятель­ ский» блиндаж . П роходи т комбинированная учеба н ескол ьких п о д р азд е л е­ ний. На линию огня выходит новая смена—-минометчики, г р а ­ натометчики, стрелки из вин­ товки, нагана и противотанко­ вого ружья. Выстроилось и на­ ше подразделение. Обстановка учебы, приближен­ ная к боевым действиям, за ста­ вила краснофлотцев еще серь­ езнее относиться к делу. С вя ­ зисты, выйдя на огневую пози цию, с первого ж е залпа п о ка­ зали, что предварительная т р е ­ нировка не пропала даром. О т­ лично стр ел яли тт. К о в ал е в ­ ский, Колобков, Мивашкин и другие. О стальные бойцы стре­ ляли хорошо и только н еско л ь­ ко связистов, вновь принятых в нашу часть, стр ел ял о у д о в л е ­ творительно. Младший лейтенант А. К А Л АШ НИ КОВ . Артиллерийские стрельбы Недавно на ’ нашей батарее были проведены артиллерий ­ ские стрельбы . Краснофлотцы с нетерпением ж д а л и этого дня, чтобы практически про­ верить свои знания. . В день стрельб вышел специальный номер стенной г а ­ зеты. Р азвернулось соревнова­ ние за лучшее выполнение по­ ставленной задачи. Итог стрельб п оказатель­ ный. Материальная часть рабо­ тала безукоризненно1. Зад ача выполнена хорошо В течение всей стрельбы не было ни о д ­ ной зад ерж ки и пропуска по вине краснофлотцев. Особо отличились красно­ флотцы Килин, В. Поляков, Правилов, И. Ревякин, м л ад ­ шие сержанты Кравец, Петров, Новиков. Н. ТОРЦЕВ . В УЧЕБЕ МИНУТА БОЙЦУ ДОРОГА— УЧИСЬ ПОРАЖАТЬ БЕЗ ОШИБНИ ВРАГА! Котельный машинист Я- Кука- лев, добившийся отличных успе­ хов в боевой подготовке. Фото Д. Кузнецова. Вдвое быотрее Личный состав нашего корабля в короткий срок освоил новую сложную боевую технику. В по­ следнее время краснофлотцы и младшие командиры усиленно тре­ нировались, чтобы добиться сокр а­ щения нормативов по переключе­ нию ходов и пуску механизмов. Отделение машинистов очень быстро производит сейчас реверс главной машины. Пуск вспомога­ тельных механизмов производится почти в пять раз скорее норма­ тива. Машинист Виноградов находится па корабле всего несколько н е ­ дель, но уж е уверенно управляет механизмами. Аварийная партия быстро вы ­ полняет все операции, и заводит пластырь в д в а раза быстрее срока. Хорошо освоили заведыванне старшина электромоторной группы Воронин и его подчиненные. Т е х ­ ника в их руках работает безотказно. Воентехник 1 ранга ГОЛОВИН . ГОТОВИТЬ СНАЙПЕРСКИЕ РАСЧЕТЫ Современные скорости фаши ст­ ских самолетов, коварная тактика врага требуют от нас отличных зна­ ний материальной части, автома­ тизма в действиях. Н а флотилии широко развернулась борьба за снайперские артиллерийские рас- •четы. Бои до казали , что наводчики подчас гонятся за хвостом быстро и д у щ е г о . самолета врага, а иной раз не успевают делать и этого. Поэтому, к акое бы упреждение не д а л управляющий огнем, сна р яды рвутся сзади цели. Наводчик до лж ен постоянно держать самолет в перекрестье нитей. Т о л ь к о при таких условиях снаряды пойдут в цель. Б ольшое значение имеет точ. ность в установке данных дл я стрельбы. К аж д о е деление на при-, целе, ц елике и дистанционной трубке равно десяткам метров в воздухе. Н едав но зенитчики под­ разделения т. Чигирева проводили стрельбу по воздушной цели. Д р уж н о били пушки, кучно рва­ лись снаряды. Стоило правильно установить поправку упр авл яющ е­ го огнем и снаряды пошли бы на поражение. П одв ел в этот момент, решающий меткость стрельбы, у с­ тановщик корректировочных дан ­ ных: он ошибочно преувеличил данные на 10 делений и с н а - 1 ряды пошли в сторону. Н а опыте войны и своей практи­ ки надо готовить снайперские р а ­ счеты. Некоторые занимаются с зенитчиками «скопом», со всеми | вместе, не считаясь с особенное тя- j ми работы номеров. Но- условия сверхметкой стрельбы требуют, I чтобы каждый номер орудийного расчета отлично знал свое заведы . вание и умел точно выполнять обязанности. Поэтому надо обу­ чать о тдельно к аж д о го красно­ флотца, начинать с простого и по ­ сл едовательно доводить знания до- совершенства, воспитывая в бой­ цах точность в действиях, умение хорошо в лад еть техникой. Занятия по специальности коман­ дир расчета д о лж ен проводить с' показом того-, что потребуется от краснофлотца в бою. Д л я закреп.-' ления знаний полезно п р а к т и к о ­ вать в начале уроков беглый опрос по пройденным темам и обсто я­ тельный по то л ь ко что разобран­ ной теме. Н а слабые стороны необходимо тут ж е указывать, а позднее проверять, устранены ли недостатки. Н а батарее Н. тренировку про­ в одят и по группам. Трубочные орудий занимаются отдельно, а т а кж е заряжающи е и другие но- мера. Сперва с молодыми зеиитчи ками отрабатывались приемы по выполнению обязанностей, потом точность в действиях, затем бы ­ строта. На общебатарейных учениях командиры взводов проверяют, как действуют номера. Выявленные ошибки сразу ж е у стран яю тся в тренировках расчетов на боевом посту. Чтобы стать снайперским расче­ том, надо настойчиво вырабаты ­ вать автоматизм и точность в д е й ­ ствиях. Д о л г командиров-зениггчи- ков — решить э т у задачу быстро, по-военному. Б. Л Е Б Е Д Е В . Командир отделения сигнальщи­ ков С. Соловьев —• на боевой вахте. Фото Д . Кузн ецо ва Х ИМ И Ч Е С К О Е УЧЕНИЕ Химическое учение па корабле) —важн ейш ее звено в боевой хи­ мической подготовке личного со­ става. На химическом учении под­ вергается серьезной проверке под­ готовленность кажд о го бойца, командира, боевой части и кораб­ л я вцелом к борьбе с отравляю ­ щими веществами и умение вести бой в условиях химического напа,- дения противника. К аж д о е химическое учение до лжно быть тщательно продума­ но и подготовлено-: разработан план учений, подготовлены мате­ риально - технические средства и проверено, к ак знает личный со­ став обязанности по ПХО Учение по ПХО корабля до л ­ ж н о проводиться не изолированно от других видов боевой деятель; ности корабля, а обязательно на фоне о б щ е корабельного учения, с использованием всех видов ору­ жия. Исходя из этого принципа, д олж ен быть разработан и план учения .по ПХО. План должен четко поставить задачу кораблю, каждой его боевой части и бое­ вому посту, исходя из темы уче­ ния. В нем необходимо детально разработать порядок действий по сигналам и вводным, на основе наставления по ГІХО корабля. Однако, если отнестись к делу формально и пойти по пути шаб­ лона, то учение не даст необхо­ димого эффекта. При проверке боевой химической подготовки кораблей часто приходится ви­ деть, как малейшее отклонение от обычно принятого порядка вносит замешательство в действия личного состав'а. В современном бою, при комби­ нированном использовании артил­ лерийского, авиационного и хими­ ческого оружия, действия личного состава п о : ПХО должны быть четкими и уверенными в любых условиях. Д л я того-, чтобы добиться та кого уровня подготовки, необхо­ димо максимально разнообразить содержание учений по ПХО , по­ следовательно переходя от прос­ тых задач к более сложным. Не следует думать, что отрабо­ тав несколько частных вариантов задач, можно найти стандартные методы их решения на все случаи жизни. На конкретных задачах и вводных необходимо выработать у личного состава умение самостоя­ тельно и быстро принять решение личного состава на боевых постах при внезапном изменении ооста- новки, в п р еделах ооязанно- стей к аж д о го краснофлотца и командира. Планируя учение, нужн о тщ а ­ тельно подготовить всю мате­ риальную часть и средства ПХО., Необходимо проверить исправ­ ность приборов дегазации и средств иротиво'химической защ и ­ ты, подготовить вспомогательный инвентарь д л я дегазации корабля. Общекорабельные учения гю ПХО может проводить тол ько такой корабль, который прошел уж е начальный этап обучения и подготовил свой личный со став и в об’еме, установленном методикой боевой химической подготовки. Боевой пост, личный состав к о ­ торого не имеет четких навыков в использовании средств защиты и- дегазации своего оружия, не и з ­ влечет никакой пользы из о бщ е ­ корабельного учения. Б е с смы с л е н ­ но тратить время на ращение сложной задачи по ПХО , не о т р а­ ботав навыки одиночного бойца и боевого поста вцелом. Готовя общекорабельны е учения по ПХО, необходимо к аж д ы й раз тщ ательно проверять п о д го то гкѵ всего рядового и командного с о ­ става корабля. Капитан У. ИОФФ , Н аблюдатель Корельский Сигнальщик Кор ел ьский — один из лучших наблюдателей Н -ск о го поста. Он первый обн аруживает в в о зд у х е вр аж ески е самолеты . По со седств у с этим постом находи т­ ся пост ВНОС . Н ередко бывает, что пока там вы слуши ваю т д а р а­ зы скивают самолет, Кор ел ьский у ж е сообщ ает командиру высоту и направление обнаруженного им воздушного врага. — Н едав но был такой случай,— р асск азы вает старшина 2 статья Ч екѵлаев. — Смотрим на Корель,- ск о го (он сто ял на вахте) и не м о ­ ж ем понять, отчего он кру ти т г о ­ ловой: то ли от комаров отби ­ вается, то ли прислушивается. К о гд а в зя л ся за бинокль, мы по­ няли, что ч у т к о е у хо си гн а л ьщ и ­ ка у слыш ало шум самолета. Д е й с тви те л ь но —• чере з 2 — 3 минуты К о р ел ь ски й д оложил, что на высоте о к о л о 6 ты ся ч м ет ­ ров л етит «Х е йн к е л ь -1 11». Свой опыт н аблюдения за в о з ­ духом К ор ел ьский п ер едает д р у ­ гим бойцам, и дри этом не у п у ­ стит сл у ч ая покри тиковать «сосе­ дей» — бойцов поста ВНОС : Ну, что можно заметить в небе, г л я д я в одн у то ч к у ? Б и н о к ­ лем нужно п о ль зо вать ся умело, а не «любоваться природой» к а к вносовцы!.. Замечания тов. К о р е л ь с к о г о о т ­ носительно работы с о с ед н е го поі- ста ВНОС правильны. Н а б лю д е н и е за воздухом там в е д у т невни ­ мательно, б д и тел ьн о сть д а л е к о не на высоте. Одн ажды , у слыш ав шум с ам о л е ­ та. на мостик вы б еж ал и четыр е бойца, во глав е с н ачал ьником п о ­ ста сержантом И . М. Горбачевым . Это д ем аски р ов ало н а б лю д а т е л ь ­ ный пункт. М а л о того, н е п р о ве ­ рив д о конца, о т к у д а д о н о си л с я шум мотора, вносовцы п р екратили наблюдение. Н а этом отдал енном п о с т у с л у ­ ж ат молодые бойцы. Н а д о органи ­ зовать д л я них с ер ь езн ую учебу, строго контро лир овать их работу, ликвидируя к а ки е бы т о Ни бы л о проявления беспечности. А. Г Р И Г О Р Ь Е В . Работали и учились Н а р я д у с п ро вед ени ем р е ­ монта к р а с н оф л о т цы и м л а д ­ шие к ом андиры н аш его к о р а б ­ л я н астойчиво у чи ли сь . Ср еди личного с о ст ав а ш и р о к о р а з ­ вернуто с о ц и а л и с т и ч е с к о е с о ­ ревнование. П е р в е н с т в о в нем зав о евали б о й цы п о д р а зд е л е н и я м л а дш е го л е й т е н а н т а К ар кон о - сова, п о л у ч и вш и е ср е дни й бал л по у сп еваем о с ти 4,7, Н а р я д у с учеб ой По сп еци ­ ал ь но сти к р а сн оф л о т цы эн ер­ гично гото ви ли с ебя к боям н а ] |Сѵше, Они хорошо освоили а в - [ I тем а т и ч е с к о е оружие, пулемет ! «Максим» и гранаты. Сейчас | Iк р асноф л о тцы о в г а д г р аю т | Iшлюпочным делом. Л у чш и х | ! результатов добилась боцман1- ; ! с кая команда. і . А. БАЗАРОВ , і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz