Северная вахта. 1942, июль.
Смерть немецким оккупантам) СЕВЕРНАЯ Х Т Я Еж едн е вн а я к р а с нофл о тс ка я гааета Беломорской Военной Флотилии М“ 160 (286) 9 июля 1942 года, четверг БУДЬ ГОТОВ К ХИМИЧЕСКОЙ АТАКЕ ВРАГА Год о течественной войны полно стью р а ск рыл звериный облик ф а шистских м ерзавцев. В любую ми нуту, в любом месте фашистский бандиты м огут попы таться н еожи данно и в массовом масштабе пустить в х о д о т р авл яющ и е в е щества — ав иахимически е бом бы, мины и сн аряды , волны я д о в и тых газов, поли в ку ж ид кими 0 3 . Мы обязаны встрети ть химиче ские атаки ф ашистов во в сео ру жии, утроить бдительность, не дать застать се б я врасплох. Родин а сн а б ди л а советских вои нов н адежнейшими средствами противохимической защиты . Н у ж но нау чи ться мастерски владеть этими средствами, чтобы обе зопасить себя и товарищей, свой пост и корабль от хи мического нападения врага, про д о л ж а я без малейшей зад ержки вести бой с противником. И все ж е, к а к бы ни были со вершенны и проверены средства противохимической защиты, но при первых внезапных химиче ских атак ах врага возможны с л у чаи поражения бойцов различными ОВ. Поэтому необходимо отлично изучить, практически освоить ме ры первой помощи и взаимопомо щи при поражении отравляющими веществами. Этого невозможно до б и ть ся без основательного зна ния свойств к аж д о го ОВ. Вот пример: боец хорошо знает, как произвести искусственное ды х а ние. Но если он применит это средство к бойцу, пора ж енному фосгеном или дифо сге ном, то принесет ему не пользу, а вред. Т еоретические знания средств химического нападения и противохимической защи ты будут бесполезны без практических на выков в использовании их. В хи мической и санитарной учебе нельзя д о п у ск ать никакой одно сторонности. В Н-ском подразделении (хи- мист т. К ал ени к ) вопросам хим- подготовки, изучению мер первой помощи от ОВ у д е л я е т с я серьез ное внимание. При сдаче зачетов, все бойцы показали хорошее и отличное умение. пользоваться противохимическим пакетом, уме ют быстро од ев ат ь и менять про тивогазы в отравленной атмосфе ре, производить дегазацию . От лично усвоили приемы противохи мической защи ты старшина 2 ста тьи Саченков, старший к раснофло тец Ростовцев, краснофлотец бое вой санитар К и яш к о и другие. Однако и зд есь не все виды первой помощи и взаимопомощи осваиваются на п р а к т и к е 'о д и н а к о во хорошо. Иску сственно е ды х а ние, например, демонстрировалось на занятиях, но практически бойцы еще слабь умеют применять его. Недостаточно тренируются они и в переноске пострадавших от ОВ, которая тр ебует ловкости и сно ровки. Тренировка в оказании мер пер вой помощи и взаимопомощи (ис пользование противохимического пакета д л я себя и товарища, умение надеть или сменить пора женному ОВ противогаз, произве сти искусственное дыхание, снять зараженную о д еж д у , перенести, бойца на санмедпост) должна занять первостепенное место в са нитарной и химической подготов ке- Это тем более важно, что при любых условиях боевые действия личного состава не д о лж ны при останавливаться ни на минуту. Глубокие знания, своевременная подготовка всех средств противо химической защиты и мер первой омощи, строжайшая дисциплина, рганизованность и порядок обе- печат полную боеспособность личного состава. Любое коварное _ подлое нападение фашистских -вергов будет обречено на провал. На огневой позиции П о л е содр огн ул о сь от взры ва мины. Тонны земли и песку взл етели на воздух. В и зж ат и свистят ос к о л ки снарядов. Удачно выпущенная мина в д ре безги р азм етал а «неприятель ский» блиндаж . П роходи т комбинированная учеба н ескол ьких п о д р азд е л е ний. На линию огня выходит новая смена—-минометчики, г р а натометчики, стрелки из вин товки, нагана и противотанко вого ружья. Выстроилось и на ше подразделение. Обстановка учебы, приближен ная к боевым действиям, за ста вила краснофлотцев еще серь езнее относиться к делу. С вя зисты, выйдя на огневую пози цию, с первого ж е залпа п о ка зали, что предварительная т р е нировка не пропала даром. О т лично стр ел яли тт. К о в ал е в ский, Колобков, Мивашкин и другие. О стальные бойцы стре ляли хорошо и только н еско л ь ко связистов, вновь принятых в нашу часть, стр ел ял о у д о в л е творительно. Младший лейтенант А. К А Л АШ НИ КОВ . Артиллерийские стрельбы Недавно на ’ нашей батарее были проведены артиллерий ские стрельбы . Краснофлотцы с нетерпением ж д а л и этого дня, чтобы практически про верить свои знания. . В день стрельб вышел специальный номер стенной г а зеты. Р азвернулось соревнова ние за лучшее выполнение по ставленной задачи. Итог стрельб п оказатель ный. Материальная часть рабо тала безукоризненно1. Зад ача выполнена хорошо В течение всей стрельбы не было ни о д ной зад ерж ки и пропуска по вине краснофлотцев. Особо отличились красно флотцы Килин, В. Поляков, Правилов, И. Ревякин, м л ад шие сержанты Кравец, Петров, Новиков. Н. ТОРЦЕВ . В УЧЕБЕ МИНУТА БОЙЦУ ДОРОГА— УЧИСЬ ПОРАЖАТЬ БЕЗ ОШИБНИ ВРАГА! Котельный машинист Я- Кука- лев, добившийся отличных успе хов в боевой подготовке. Фото Д. Кузнецова. Вдвое быотрее Личный состав нашего корабля в короткий срок освоил новую сложную боевую технику. В по следнее время краснофлотцы и младшие командиры усиленно тре нировались, чтобы добиться сокр а щения нормативов по переключе нию ходов и пуску механизмов. Отделение машинистов очень быстро производит сейчас реверс главной машины. Пуск вспомога тельных механизмов производится почти в пять раз скорее норма тива. Машинист Виноградов находится па корабле всего несколько н е дель, но уж е уверенно управляет механизмами. Аварийная партия быстро вы полняет все операции, и заводит пластырь в д в а раза быстрее срока. Хорошо освоили заведыванне старшина электромоторной группы Воронин и его подчиненные. Т е х ника в их руках работает безотказно. Воентехник 1 ранга ГОЛОВИН . ГОТОВИТЬ СНАЙПЕРСКИЕ РАСЧЕТЫ Современные скорости фаши ст ских самолетов, коварная тактика врага требуют от нас отличных зна ний материальной части, автома тизма в действиях. Н а флотилии широко развернулась борьба за снайперские артиллерийские рас- •четы. Бои до казали , что наводчики подчас гонятся за хвостом быстро и д у щ е г о . самолета врага, а иной раз не успевают делать и этого. Поэтому, к акое бы упреждение не д а л управляющий огнем, сна р яды рвутся сзади цели. Наводчик до лж ен постоянно держать самолет в перекрестье нитей. Т о л ь к о при таких условиях снаряды пойдут в цель. Б ольшое значение имеет точ. ность в установке данных дл я стрельбы. К аж д о е деление на при-, целе, ц елике и дистанционной трубке равно десяткам метров в воздухе. Н едав но зенитчики под разделения т. Чигирева проводили стрельбу по воздушной цели. Д р уж н о били пушки, кучно рва лись снаряды. Стоило правильно установить поправку упр авл яющ е го огнем и снаряды пошли бы на поражение. П одв ел в этот момент, решающий меткость стрельбы, у с тановщик корректировочных дан ных: он ошибочно преувеличил данные на 10 делений и с н а - 1 ряды пошли в сторону. Н а опыте войны и своей практи ки надо готовить снайперские р а счеты. Некоторые занимаются с зенитчиками «скопом», со всеми | вместе, не считаясь с особенное тя- j ми работы номеров. Но- условия сверхметкой стрельбы требуют, I чтобы каждый номер орудийного расчета отлично знал свое заведы . вание и умел точно выполнять обязанности. Поэтому надо обу чать о тдельно к аж д о го красно флотца, начинать с простого и по сл едовательно доводить знания до- совершенства, воспитывая в бой цах точность в действиях, умение хорошо в лад еть техникой. Занятия по специальности коман дир расчета д о лж ен проводить с' показом того-, что потребуется от краснофлотца в бою. Д л я закреп.-' ления знаний полезно п р а к т и к о вать в начале уроков беглый опрос по пройденным темам и обсто я тельный по то л ь ко что разобран ной теме. Н а слабые стороны необходимо тут ж е указывать, а позднее проверять, устранены ли недостатки. Н а батарее Н. тренировку про в одят и по группам. Трубочные орудий занимаются отдельно, а т а кж е заряжающи е и другие но- мера. Сперва с молодыми зеиитчи ками отрабатывались приемы по выполнению обязанностей, потом точность в действиях, затем бы строта. На общебатарейных учениях командиры взводов проверяют, как действуют номера. Выявленные ошибки сразу ж е у стран яю тся в тренировках расчетов на боевом посту. Чтобы стать снайперским расче том, надо настойчиво вырабаты вать автоматизм и точность в д е й ствиях. Д о л г командиров-зениггчи- ков — решить э т у задачу быстро, по-военному. Б. Л Е Б Е Д Е В . Командир отделения сигнальщи ков С. Соловьев —• на боевой вахте. Фото Д . Кузн ецо ва Х ИМ И Ч Е С К О Е УЧЕНИЕ Химическое учение па корабле) —важн ейш ее звено в боевой хи мической подготовке личного со става. На химическом учении под вергается серьезной проверке под готовленность кажд о го бойца, командира, боевой части и кораб л я вцелом к борьбе с отравляю щими веществами и умение вести бой в условиях химического напа,- дения противника. К аж д о е химическое учение до лжно быть тщательно продума но и подготовлено-: разработан план учений, подготовлены мате риально - технические средства и проверено, к ак знает личный со став обязанности по ПХО Учение по ПХО корабля до л ж н о проводиться не изолированно от других видов боевой деятель; ности корабля, а обязательно на фоне о б щ е корабельного учения, с использованием всех видов ору жия. Исходя из этого принципа, д олж ен быть разработан и план учения .по ПХО. План должен четко поставить задачу кораблю, каждой его боевой части и бое вому посту, исходя из темы уче ния. В нем необходимо детально разработать порядок действий по сигналам и вводным, на основе наставления по ГІХО корабля. Однако, если отнестись к делу формально и пойти по пути шаб лона, то учение не даст необхо димого эффекта. При проверке боевой химической подготовки кораблей часто приходится ви деть, как малейшее отклонение от обычно принятого порядка вносит замешательство в действия личного состав'а. В современном бою, при комби нированном использовании артил лерийского, авиационного и хими ческого оружия, действия личного состава п о : ПХО должны быть четкими и уверенными в любых условиях. Д л я того-, чтобы добиться та кого уровня подготовки, необхо димо максимально разнообразить содержание учений по ПХО , по следовательно переходя от прос тых задач к более сложным. Не следует думать, что отрабо тав несколько частных вариантов задач, можно найти стандартные методы их решения на все случаи жизни. На конкретных задачах и вводных необходимо выработать у личного состава умение самостоя тельно и быстро принять решение личного состава на боевых постах при внезапном изменении ооста- новки, в п р еделах ооязанно- стей к аж д о го краснофлотца и командира. Планируя учение, нужн о тщ а тельно подготовить всю мате риальную часть и средства ПХО., Необходимо проверить исправ ность приборов дегазации и средств иротиво'химической защ и ты, подготовить вспомогательный инвентарь д л я дегазации корабля. Общекорабельные учения гю ПХО может проводить тол ько такой корабль, который прошел уж е начальный этап обучения и подготовил свой личный со став и в об’еме, установленном методикой боевой химической подготовки. Боевой пост, личный состав к о торого не имеет четких навыков в использовании средств защиты и- дегазации своего оружия, не и з влечет никакой пользы из о бщ е корабельного учения. Б е с смы с л е н но тратить время на ращение сложной задачи по ПХО , не о т р а ботав навыки одиночного бойца и боевого поста вцелом. Готовя общекорабельны е учения по ПХО, необходимо к аж д ы й раз тщ ательно проверять п о д го то гкѵ всего рядового и командного с о става корабля. Капитан У. ИОФФ , Н аблюдатель Корельский Сигнальщик Кор ел ьский — один из лучших наблюдателей Н -ск о го поста. Он первый обн аруживает в в о зд у х е вр аж ески е самолеты . По со седств у с этим постом находи т ся пост ВНОС . Н ередко бывает, что пока там вы слуши ваю т д а р а зы скивают самолет, Кор ел ьский у ж е сообщ ает командиру высоту и направление обнаруженного им воздушного врага. — Н едав но был такой случай,— р асск азы вает старшина 2 статья Ч екѵлаев. — Смотрим на Корель,- ск о го (он сто ял на вахте) и не м о ж ем понять, отчего он кру ти т г о ловой: то ли от комаров отби вается, то ли прислушивается. К о гд а в зя л ся за бинокль, мы по няли, что ч у т к о е у хо си гн а л ьщ и ка у слыш ало шум самолета. Д е й с тви те л ь но —• чере з 2 — 3 минуты К о р ел ь ски й д оложил, что на высоте о к о л о 6 ты ся ч м ет ров л етит «Х е йн к е л ь -1 11». Свой опыт н аблюдения за в о з духом К ор ел ьский п ер едает д р у гим бойцам, и дри этом не у п у стит сл у ч ая покри тиковать «сосе дей» — бойцов поста ВНОС : Ну, что можно заметить в небе, г л я д я в одн у то ч к у ? Б и н о к лем нужно п о ль зо вать ся умело, а не «любоваться природой» к а к вносовцы!.. Замечания тов. К о р е л ь с к о г о о т носительно работы с о с ед н е го поі- ста ВНОС правильны. Н а б лю д е н и е за воздухом там в е д у т невни мательно, б д и тел ьн о сть д а л е к о не на высоте. Одн ажды , у слыш ав шум с ам о л е та. на мостик вы б еж ал и четыр е бойца, во глав е с н ачал ьником п о ста сержантом И . М. Горбачевым . Это д ем аски р ов ало н а б лю д а т е л ь ный пункт. М а л о того, н е п р о ве рив д о конца, о т к у д а д о н о си л с я шум мотора, вносовцы п р екратили наблюдение. Н а этом отдал енном п о с т у с л у ж ат молодые бойцы. Н а д о органи зовать д л я них с ер ь езн ую учебу, строго контро лир овать их работу, ликвидируя к а ки е бы т о Ни бы л о проявления беспечности. А. Г Р И Г О Р Ь Е В . Работали и учились Н а р я д у с п ро вед ени ем р е монта к р а с н оф л о т цы и м л а д шие к ом андиры н аш его к о р а б л я н астойчиво у чи ли сь . Ср еди личного с о ст ав а ш и р о к о р а з вернуто с о ц и а л и с т и ч е с к о е с о ревнование. П е р в е н с т в о в нем зав о евали б о й цы п о д р а зд е л е н и я м л а дш е го л е й т е н а н т а К ар кон о - сова, п о л у ч и вш и е ср е дни й бал л по у сп еваем о с ти 4,7, Н а р я д у с учеб ой По сп еци ал ь но сти к р а сн оф л о т цы эн ер гично гото ви ли с ебя к боям н а ] |Сѵше, Они хорошо освоили а в - [ I тем а т и ч е с к о е оружие, пулемет ! «Максим» и гранаты. Сейчас | Iк р асноф л о тцы о в г а д г р аю т | Iшлюпочным делом. Л у чш и х | ! результатов добилась боцман1- ; ! с кая команда. і . А. БАЗАРОВ , і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz