Северная вахта. 1942, февраль.

'3 февраля 1342 № 28 (134) СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 Взвод морской пехоты Солнечные б.;мки ярко отра­ жались па сао/і.ных полях. Мо­ роз леденил дыхание, лѳгквй ветерок кидал и лицо сухие снежинки. Вдали нывание (флотский послышать носкри- снега, четкий красно- шаг. Раздался лвон- кии голос запевалы. Из-за леса с песней выпіел взвод красно­ флотцев. Теплые шапки, доб -1 ротные полушубки н паленки— все это гармонировало с отлич­ ной выправкой, четким разме-, репным шагом бойцов. Взвод морской пехоты шел наj очередные тактические занятия.! Младший лейтенант Фролов еще! перед выходом подробно раз’яс- яил подчиненным задачу. — Сегодня, — сказал он, — мы отработаем приемы самоока­ пывания, действия одиночного бойца в бою и обороне. Моряки, выбрав удобные по­ зиции. приступили к самоока­ пыванию. Шанцевый иистру- ^ мент краснофлотцы применяли умело. Окопались, приготови­ лись к отражению атаки «про­ тивника». Командир взвода обо­ шел бойцов, проверил правиль­ но ли они Подготовили окопы. Замечаний нет, расположились ^^равидьно. Ровные бугорки бру­ стверов окрывали краснофлот­ цев от огня. Г. фронта сомкнутым строем приближается взвод ни­ лоты! — раздалась команда. Младший командир т. Селя­ нин быстро развернул отделе­ ний 'дди отражения атаки: с ле- fiuro и правого флангов выдви­ нул пулеметные расчеты, нне- Симакова. Краснофлотцы полу­ чили хорошие и отличные оцен­ ки. Взвод в боевом порядке по­ шел в казармы. Это время командир также использовал для обучения молодых бойцов. Выли выделены головной и фланговый дозоры, тыловое охранение. Ядро колонны во главе с командиром продолжало продвигаться но дороге. Вскоре, левофланговый дозор передал условный сигнал. — Воздух!—скомандовал тон. Фролов. Краснофлотцы быстро выбри­ ли укрытия и замаскировались от воздушного «нападения». Отличное знание правил маски­ ровки показали краснофлотцы Местюков. Труфанов. Волосков и другие. Новая команда: — С левого фланга прибли­ жается конница «противника»! Бойцы приготовились к отра­ жению кавалерийской атаки... Атака отбита. Взвод продол­ жает двигаться вперед. Сняты дозоры, учения кончились. Гря­ нула боевая песня. Краснофлотец Н. ЗАБЕГДЕВ. реди линии фронта умело расположил гранатометчиков. — миномет, стрелков выполнял селянин отлично задачу. — «Противник» уничтожен! —доложила разведка. Затем такое же упражнение проделали краснофлотцы отде­ ления младшего командира тов. На вахте. Краснофлотец Але- шинцев поддерживает связь с соседним подразделением с по­ мощью световой сигнализации. Фото J1. Светлова. ВАЖНЫЕ ТЕМЫ (Из опыта агитатора)\ Перед каждым агитатором, | который проводит политзанятия і с личным составом, часто встает вопрос: — Как подобрать материал, как изложить его, чтобы сде­ лать доходчивым, чтобы заин­ тересовать бойца, втянуть его в беседу? Я считаю, что для того, что­ бы сделать беседу на ту или иную тему наиболее доходчи­ вой. необходимо широко прив­ лекать для иллюстрации от­ дельных положений боевые эпизоды с фронтов великой отечественной войны. Подвиги Героя Советского Союза Ивана Скокова, бойца- комсомольца Сосновского, кото­ рый телом своим заставил за­ молчать пулемет врага и этим обеспечил продвижение своего подразделения вперед, глубоко врезаются в намять. На при­ мерах героев отечественной войны боец воспитывает в се­ бе преданность народу, презре­ ние к смерти. Готовясь к занятиям, я ис­ пользую эпизоды с фронтов отечественной войны, говоря­ щие о смелости и геройстве со­ ветских воинов. В одной бесе­ де о мужестве воинов Красной Армии и Флота я привел в при­ мер неслыханный в истории бой, проведенный 28 гвардей­ цами дивизии имени Панфило­ ва с танками противника, рас­ сказывал о бессмертном подви­ ге капитана Гастелло, напра­ вившего свой горящий самолет в автоколонну врага. Бойцы внимательно слушали рассказ, потом делились впечатлениями. Готовясь к очередной беседе, я учитываю все недостатки, которые имели место в прош­ лом, изыскиваю способы, чтобы на следующих занятиях еще больше заинтересовать бойцов. Ю. ТКАЧЕВ. ПИСЬМА ИЗ УЧЕБНОГО ОТРЯДА В лаборатории тактики Война выдвинула перед моря­ ками требование --- уметь вое­ вать в любых условиях. Поэто­ му в программе обучения моло­ дых специалистов флота боль­ шое место занимает сухопут­ ная тактика — предмет, тре­ бующий исключительной на­ глядности обучения и постоян­ ных тренировок в поле. Наши рационализаторы тт. Жеребцов, Федоров, Елисеев и другие оборудовали но заданию командования кабинет сухопут­ ной тактики. Вокруг огромного класса рас­ кинулась панорама, выполнен­ ная красками на фанере, Им этой панораме изображены равнины, холмы, горы, леса, заросли. Представлены все ви­ ды маскировки и действий оди­ ночного бойца, отделения, тан­ ков, пулеметов и т. д. Панорама является как бы фоном для множества макетов инженерных оборонительных со­ оружений, дорог, заграждений и препятствий. Выше нее распо­ ложены чертежи ручного ору­ жия, образцы боевой докумен­ тации, топографические и воен­ ные знаки, изображения само­ летов всех типов. В центре кабинета на мас­ сивном фундаменте макет той местности, где расположена часть. Здесь вы найдете все: дороги, тропы, озера, горы, бе­ реговую черту,отдельные строе­ ния и сооружения с боевыми рубежами. Рядом—ящик с пес­ ком, «полигон», па котором командиры решают тактические Задачи. На витрине выставлена вся необходимая литература по су­ хопутной тактике. * # * Назначение и важность каби­ нета силуэтов понятны. Каж­ дый краснофлотец, а тем более младший специалист, должен отлично знать силуэты самоле­ тов и кораблей, чтобы в боевой обстановке с первого взгляда точно определить летит совет­ ский или фашистский само­ лет. свой корабль показался на горизонте или вражеский. Силуэты самолетов всех ти ­ пов воспроизведены на плака­ тах и собраны на нескольких витринах. Сделаны чертежи и макеты всех классов кораблей, изготовлены различные карточ­ ки по силуэтам самолетов и опознавательным знакам. Все это помогает ученикам-сигналь- щикам научиться распознавать самолеты и корабли всех типов и классов. Кроме того, наши рационали заторы - лейтенант Рощип и другие оборудовали витрины силуэтов в ленинских комнатах, классах и в коридорах. Следует упомянуть еще о морском кабинете, где построе­ ны большие модели кораблей, о кабинете кораблевождения и мореходных инструментов, кото­ рый оформили старшины Спи- цыи, Ляпин и Лебедев. Такова помощь рационализа­ торов делу воспитания специа­ листов для нашего флота. Старший лейтенант МИХАЛЬЧЕНКО. ІІншор поддерживает защитников С е п т е т а м ! рупна крупных кораолей іерноморского флота па-днях выполнила важное задание командования: поддержать сво- ■им: огнем героических защитни­ ков Севастополя. Находясь на борту линейного корабля «Па­ рижская Коммуна», мы были і-видетелямп успешных дей­ ствий артиллеристов, нанесших немецким оккупантам сокруши­ тельные удары. К моменту открытия огня враг на ряде участков при под­ держке танков пытался про­ рвать наши укрепления, вкли- ЛЩИться в оборону. Однако его • іоііытки были разбиты муже­ ственными защитниками Сева­ стополя. Понеся большие поте­ ри, противник откатился на ис­ ходные позиции, где его атако­ вала наша авиация. Фашистско-немецкие захват­ чики сумели подтянуть резер­ вы: несколько пехотных диви­ зий, горно-стрелковые части, мотомеханизированную бригаду и значительное количество даль­ нобойной артиллерии. Видимо, подучила пополнение и неприя­ тельская авиация, так как на­ четы: па базу и город стали со­ вершаться чаще, чем раньше. IГруппа кораблей Черноморского jфлота, обладающих мощной ар- ’тиллерией, получила задание !поставить перед наступающими 'вражескими частями непроходи­ мую огневую завесу, истребить 'максимальное количество вра­ жеской техники и живой силы. Линейный корабль выходил на боевую операцию, когда ме­ теорологическая обстановка на, море значительно осложнилась. Ветер доходил до восьми бал- ■лгв. С’емка со швартовых при ’таком ветре в условиях Н-ской военно-морской базы представ­ ляла немалые трудности. Одна­ ко личный состав корабля сумел блестяще преодолеть эти труд­ ности, показав высокую органи­ зованность, морскую выучку и j слаженность в работе. С самого начала боевого по­ хода и до конца операции за­ мечательно работали красно­ флотцы и командиры пятой бое­ вой части. Машинисты, электри­ ки, турбо-машинисты безукориз­ ненно выполняли свои обязан-1 лясмой старшим лейтенантом пости. Все механизмы и прибо- ІБлагиным. Орудия этой. башни ры действовали безотказно. Ком-! 110 вРаг* более готпи муниеты и комсомольцы пятой боевой части образцовым несе­ нием вахты показывали пример бойцам своих подразделений... Едва корабль вошел в одну из бухт главной базы, как ар­ тиллеристам пришлось ввести в действие орудия. Авиация про­ тивника пыталась помешать ко­ раблям выполнить боевую зада­ чу. Однако корабельные зенит­ чики вместе с береговыми ба­ тареями достаточно горячо встретили воздушного врага. При отражении атак неприя­ тельских бомбардировщиков ^вы­ сокое мастерство показали бой­ цы зенитного подразделения тт. Сорокин, Кутяков, Косцов и Другие. В 8 часов 45 минут загово­ рили орудия главного и проти­ воминного калибров. Линейный корабль начал громить технику и скопления живой силы нена­ вистного врага. До позднего ве­ чера артиллеристы линкора слали в стан врага меткие со­ крушительные залпы. Наиболь­ шая нагрузка выпала на личный 1фашистов наши артиллеристы, состав первой башни, возглав- іЦелые подразделения немецких снарядов. Экипаж линкора с честью выполнил задание. Ни одно ору­ дие не сделало пропуска, все механизмы и приборы действо­ вали безупречно. Командующий Черноморским флотом вице-ад­ мирал Октябрьский об’явил все­ му. личному составу корабля благодарность за хорошую стрельбу. Тов. -Октябрьский пе­ редал также, что командование войсками, защищающими Сева­ стополь, полностью удовлетво­ рено меткой стрельбой. В результате мощного огне­ вого налета с моря на ряде участков обороны Севастополя части Красной Армии и морской пехоты сумели перейти в на­ ступление и потеснить против­ ника. По далеко неполным данным, огнем нашего корабля уничто­ жено 12 фашистских танков, много живой силы и техники, Участники боев на суше — красноармейцы, прибывшие на борт линкора,— с восхищением рассказывали, как метко разили Кочегар Н-ского корабля красно­ флотец Д. Селиванов, выпол­ няющий на ремонте механизмов нормы на 150—200 процентов. Фото J1. Светлова. оккупантов уничтожались сна­ рядами корабля. Особенно заслуживает похва­ лы за хорошую стрельбу лич­ ный состав первой башни. Стар­ шина группы, секретарь парт­ организации мичман Дубель, от­ лично подготовил материальную часть к стрельбе. В числе пе­ редовиков— командиры орудий: комсомолец старшина 1-й ста­ тьи Кондык, коммунист старши­ на 2-й статьи Костырев, комму­ нист старшина электриков Пот- раков, наводчик среднего орудии комсомолец Дариленко. Все бой­ цы и командиры работали с огромным нод’емом. Краснофлот­ цы Горбунов, Радченко, Годунов и другие писали на снарядах: «ЗаРодину», «ЗаСталина», «За. Севастополь», «За Крым», «Смерть немецким оккупан­ там! » Уже почыо, когда линкор по­ кидал бухту, крупнокалиберная батарея противника пыталась обстрелять нас. Но снаряды фа­ шистских артиллеристов падали далеко от корабля и но причи­ нили ему никакого вреда. Старший политрук А. ПОНЕВЕЖСКИЙ. Борт линкера «Парижская Коммуна». («Красный флот»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz