Северная вахта. 1942, февраль.
.февраля 1S42 г. Ms 33 (144) СЕВЕРНАЯ ВАХТА аг ' Щ у О М С Ь л и з к а я т е м а Н. ВОЕВОДИН - © На кораблях Беломорской флотилии служат люди разных национальностей. Есть у нас рус ские, украинцы, белоруссьіц татары — и все они / ^ а а я н ы тесной дружбой, крепким морским товари- Г ІЧеством, общей любовью к Родине и ненавистью ' к врагу. Говорят люди иногда на разных языках, а мысли одни, наши, советские. Проводил я однажды беседу на тему: «Вели ка и нерушима дружба советского народа в борь бе против гитлеровских захватчиков». Напомнил слушателям славные имена многих бойцов, командиров и политработников — героев отечест венной войны. Говорйли мы о подвигах капитана Ивана Дроздова, украинца Анатолия Руденко, грузина майора Шалва Летацидзе, армянина, стар шего лейтенанта Вадрика Газояна и азербайджан ца младшего лейтенанта Истрафуила Мамедова. На примерах этих воинов я старался показать, как сталинская дружба народов нашей страны еще более окрепла в огне сражений. — Владейте оружием, как Дроздов, как Лета- нидзе, как Мамедов, — говорил я краснофлотцам. — Любите Родину, как любят ее эти мужествен ные люди, защищайте ее от немецко-фашистских захватчиков, бейте врага без пощады. Тема беседы как-то/ 'по-особому близка была , Выступали многие, говорили горячо, помнили немало боевых эпизодов, вкотЪрьгх беломорцы люди разных национальностей — проявили себя. Вот комсомольцы Яриков и Ми хайлов в» время первой встречи с фашистскими самолетами показали смелость, выдержку, хорошо работали у своего пулемета. — И мы так ■- будем сражаться!— говорили бойцы. А украинцы Бонда ренко и Присык "тут же заявили, Что хотят итти до бровольцами на фронт, чтобы ско рее вступить BLбой с немцами. Когда в беседе приводишь факты из жизни нашей Части, бойцы всег да оживленно уча ствуют в прениях. На конкретных при мерах мы, агита торы, должны учить ся искусству вое- с таршина 2-й статьи агитатор, яитывать муже- Н. Воеводин, ствсннь’х воинов. Фото Л. Светлова. I ® 4? Сила большевистской агитации и про паганды—в ее конкретности. Воспитывать краснофлотцев на боевых примерах героев отечественной войны—это значит расска зывать бойцѵ, что он должен делать сегод ня, как вести себя в бою завтра. Сегодня мы публикуем высказывания агитаторов флотилии о том, как в своих беседах они используют фронтовые эпизо ды, как учат краснофлотцев искусству войны на примерах лучших бойцов Красной Армии и Военно-Морского Флота. Битьврага, какИванСивков я . КРИВОНОГОЕ — ® _ Я и раньше приводил на бе седах с бойцами боевые эпизо ды с фронтов отечественной войны, но делал это неправиль но, недостаточно развернуто и глубоко. Рассказывал я, напри мер, что североморец Василий Кисляков совершил героический поступок. А как он достиг побе ды, в чем заключалось его пре восходство над противником — об этом я пе говорил, как-то упускал из виду. Ііомиссар корабля посовето вал мне подробнее рассказывать о героях отечественной войны. Сам военком, проводя с нами занятие '.но статье манора Ху- далова «О воспитании бойца», так хороню и ярко передал кон кретные примеры боев с врага ми, что многие эпизоды крепко запомнились. После занятия прочитал я эту статыо несколь ко раз и понял, наконец, как важен (разбор боевых эпизодов,. если делать его живо, подробно и привлекать факты из жизни своего корабля, ласти. Беседу, посвященную Герою Советского Союза Ивану Сивко- ву, я провел по-иному: хорошо подготовился, детально изучил материал. Я рассказал слуша телям, кто такой был Сивков, как он в 1940 г. был призван на военную службу, а когда на чалась война с германским фа- і шизмом, ушел добровольцем на фронт. Краснофлотцы слушали вни мательно, и это меня успокоило, а сперва я немного волно вался. Я продолжал говорить о молодом герое-беломорце: как вел он себя па фронте, как учил своих боевых товарищей бить врага. После моего рассказа красно флотцы начали выступать сами. Одни говорили, что когда при дется им встретиться с врагом, они будут бить его. как Иван Сивков, а уж если иного выхода не будет, то лучше погибнут, но не сдадутся. Другие—Нику лин, Семаков, Олуферов—обя зались стать передовиками со циалистического соревнования в ремонте корабля, еще упорнее тренироваться на боевых по стах. Говорили и о том, что пока по участвуешь в сражѳ- I яиях, надо каждую минуту ис пользовать для учобы, овладеть оружием. Только тогда можно стать полноценным бойцом, в битве проявить себя, а одной отваги мало. Вот Сивков, тот и сміелый был. и умелый... После этой беседы я оконча тельно убедился, что, правиль но используя рассказы о фрон товых эпизодах, агитатор нема ло поможет комапдиру в воспи тании мужественных, стойких воинов. I БоевЬіе друзЬя Ю. ТКАЧЕВ -® - Наши краснофлотцы хорошо знают моряков лейтенанта Киреева. Не раз корабли наши стоя ли рядом у стенки, люди обоих экипажей связа ны дружбой. Поэтому на беседах мои слушатели с особым интересом разбирали все действия Ки реева и его подчиненных в борьбе с фашистской подводной лодкой. Бойцов восхищала смелость лейтенанта, впервые на Северном флоте таранив шего подводную. лодку противника. Как вели себя сигнальщики киреевского ко* рабля на вахте, как действовал комендор старши на 2-й статьи Чижов, как работали люди треть ей и пятой боевых частей — обо всем этом мно го было разговоров. Беседа проходила оживлен но. А когда я сказал, что мы обязаны подражатв киреевцам, учиться воевать, как воюют они, — краснофлотцы обещали еще лучше изучить свои специальности. Им хотелось стать такими, как комендор Чижов, машинист Кока, минер Бачин... Многие бойцы взялись за изучение второй спе циальности: рулевой комсомолец Гущин обязался ■ освоить сигнальное дело, машинист Савицкий, комендоры Щербаков и Козлов принялись за изучение пулемета, Все они теперь свои обяза тельства выполнили, сдали испытания хорошо... Агитатор я еще молодей, опыта мало. Но по сле каждого занятия все лучше понимаю, что длинные речи «вообще», без конкретных фактов, быстро утомляют аудиторию. Поэтому я стараюсь рассказывать о подвигах людей, в какой-то мере знакомых краснофлотцам, и рассказывать под робно, с мельчай шими деталями. А детали—это, под час, самое инте ресное и запоми нающееся! С исключитель ным вниманием слушали бойцы о Смелых рейдах под водников - северо морцев — Героя Советского Союза Колышкина, Фиса- новича и других. И тут бойцы ин тересуются не толь ко поведением командира, но и *см, как работали торпедисты, руле вые, люди машин ной команды. на чется краснофлот- Групновод политзанятий Н-ском корабле лейтенант цам подражать сво- Ю. Ткачев—молодой, но спо- , - собный, тщательно работаю- им боевым друзьям, щий над материалом, агитатор, работать не хуже Фото Л. Светлова, их. Е кубрике корабля началась беседа. Агитатор тов. Му- хая проверил, как краснофлотцы ознакомились с рекомендован ной литературой, и приступил к занятию. — Тема сегодняшней бесе ды— «Идея защиты отечества рождает героев». Агитатор начал рассказывать, как советский народ годами на пряженной работы на полях, за водах и фабриках создал могу щество своего социалистиче с к о го отечества. Краснофлотцы ^ у іііали внимательно. Тов. Му хин перешел к рассказу о вой не с немецко-фашистскими за хватчиками. — Тысячи фронтовых эпизо дов,—говорил он,— .подтвержда ют, что основными чертами со ветского человека являются му жество, хладнокровие, беспре дельная. любовь к Родино. На ши бойцы удивляют весь мир •своей отвагой. Агитатор говорил довольно двлго, но почти не приводил На беседе агитатора и взорвал свою машину. Он по гиб сам, уничтожив много вра гов. Агитатор на минуту остано вился. Сразу же несколько краснофлотцев попросили раз решения . высказаться. У каж дого бойца 'был любимый образ, любимый герой, о котором хо телось ему говорить. — Желаю рассказать вам, товарищи, о подвиге связиста Устюжина, -— начал телегра фист Козлов. — Разрывом сна ряда вырвало і И з телефонной линий большой кусок провода. Запасного кабеля не было, по Устюжин зпал, что человече ское тело пропускает электри ческий ток. И вот он ухватился конкретных при меров и заме тил, что красно флотцы слушают его уже менее внимательно. Он понял, что аудитория начи нает уставать, и решил изме нить метод собеседования. ■— Товарищ Логинов,— спро сил он одного из бойцов,—на зовите тех беломорцев, кото рые, по вашему мнению, особо отличились в боях с врагом. — Имена эти нам хорошо известны,— отвечал Логинов,— лейтенант Киреев, краснофлот цы Балакирев, Маслинский... Он пазвал еще несколько фа милий. Тогда групповод пере шел к рассказу о героях отече ственной войны. — Товарищи, вы наверно читали о танкисте Кривошееве. Напомню вам о нем. В сраже ниях под Мосійзой он проявил руками за оголенные концы чудеса храбрости. Фашисты окружили іего танк, предлагали ему сдаться, но он решил, что лучше смерть, чем позор плена, провода и так стоял иод пуле мѳтным и артиллерийским об стрелом. Вот это боец! Он рис ковал жизнью, но обеспечил бесперебойную связь батареи с наблюдательным пунктом. — Товарищ Акиндинов, — спросил групповод, —- а вы ко го могли бы назвать из отваж ных воипов-североморцев? — Капитана 2-го ранга .Ко лышкина, Ивана Сивкова, Васи лия Кислякова, Михаила Тере щенко, — ответил краснофло тец. Некоторые из бойцов не зна ли или забыли о подвиге Тере щенко. Тов. Мухин начал рас сказывать... Краснофлотец Те рещенко один сражался с це лым отрядом фашистских сол дат, и многих уложил из своего пулемета. Но вот вышли у бой ца все патроны, фашисты окру жили его, хотели связать. Те рещенко взмахнул гранатой... Враги в ужасе бросились в сто роны, залегли. Тогда краснофло тец с обрыва кинулся в реку, переплыл ее и вернулся к сво им. Так отвага сочетается у со ветских бойцов с хладнокровие» и военной смекалкой. Беседа продолжалась. Красно флотец Дмитриев рассказал то варищам, как он дрался с бело финнами в 1940 г., потом стал говорить о подвиге партизанки Тани, которая, попав в руки фашистских контрразведчиков, мужественно выдержала пытки, но не выдала партизан. Она умерла героиней. — Почтим вставанием па мять патриотки,— сказал 'груп повод. Все молча встали. Кула ки у бойцов сжимались, глаза горели — всем хотелось ото мстить врагу за все его зло деяния. Беседа закончилась, но красно флотцы долго еще продолжали' говорить между собой о героях отечественной войны. Бойцы се годня напряженно учатся, а завтра с врагами будут сра жаться так, как сражаются ге рои отечественной войны. Старший политрук А. ЧИРКОВ. :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz