Северная вахта. 1942, февраль.

.февраля 1S42 г. Ms 33 (144) СЕВЕРНАЯ ВАХТА аг ' Щ у О М С Ь л и з к а я т е м а Н. ВОЕВОДИН - © На кораблях Беломорской флотилии служат люди разных национальностей. Есть у нас рус­ ские, украинцы, белоруссьіц татары — и все они / ^ а а я н ы тесной дружбой, крепким морским товари- Г ІЧеством, общей любовью к Родине и ненавистью ' к врагу. Говорят люди иногда на разных языках, а мысли одни, наши, советские. Проводил я однажды беседу на тему: «Вели­ ка и нерушима дружба советского народа в борь­ бе против гитлеровских захватчиков». Напомнил слушателям славные имена многих бойцов, командиров и политработников — героев отечест­ венной войны. Говорйли мы о подвигах капитана Ивана Дроздова, украинца Анатолия Руденко, грузина майора Шалва Летацидзе, армянина, стар­ шего лейтенанта Вадрика Газояна и азербайджан­ ца младшего лейтенанта Истрафуила Мамедова. На примерах этих воинов я старался показать, как сталинская дружба народов нашей страны еще более окрепла в огне сражений. — Владейте оружием, как Дроздов, как Лета- нидзе, как Мамедов, — говорил я краснофлотцам. — Любите Родину, как любят ее эти мужествен­ ные люди, защищайте ее от немецко-фашистских захватчиков, бейте врага без пощады. Тема беседы как-то/ 'по-особому близка была , Выступали многие, говорили горячо, помнили немало боевых эпизодов, вкотЪрьгх беломорцы люди разных национальностей — проявили себя. Вот комсомольцы Яриков и Ми­ хайлов в» время первой встречи с фашистскими самолетами показали смелость, выдержку, хорошо работали у своего пулемета. — И мы так ■- будем сражаться!— говорили бойцы. А украинцы Бонда­ ренко и Присык "тут же заявили, Что хотят итти до­ бровольцами на фронт, чтобы ско­ рее вступить BLбой с немцами. Когда в беседе приводишь факты из жизни нашей Части, бойцы всег­ да оживленно уча­ ствуют в прениях. На конкретных при­ мерах мы, агита­ торы, должны учить ся искусству вое- с таршина 2-й статьи агитатор, яитывать муже- Н. Воеводин, ствсннь’х воинов. Фото Л. Светлова. I ® 4? Сила большевистской агитации и про­ паганды—в ее конкретности. Воспитывать краснофлотцев на боевых примерах героев отечественной войны—это значит расска­ зывать бойцѵ, что он должен делать сегод­ ня, как вести себя в бою завтра. Сегодня мы публикуем высказывания агитаторов флотилии о том, как в своих беседах они используют фронтовые эпизо­ ды, как учат краснофлотцев искусству войны на примерах лучших бойцов Красной Армии и Военно-Морского Флота. Битьврага, какИванСивков я . КРИВОНОГОЕ — ® _ Я и раньше приводил на бе­ седах с бойцами боевые эпизо­ ды с фронтов отечественной войны, но делал это неправиль­ но, недостаточно развернуто и глубоко. Рассказывал я, напри­ мер, что североморец Василий Кисляков совершил героический поступок. А как он достиг побе­ ды, в чем заключалось его пре­ восходство над противником — об этом я пе говорил, как-то упускал из виду. Ііомиссар корабля посовето­ вал мне подробнее рассказывать о героях отечественной войны. Сам военком, проводя с нами занятие '.но статье манора Ху- далова «О воспитании бойца», так хороню и ярко передал кон­ кретные примеры боев с врага­ ми, что многие эпизоды крепко запомнились. После занятия прочитал я эту статыо несколь­ ко раз и понял, наконец, как важен (разбор боевых эпизодов,. если делать его живо, подробно и привлекать факты из жизни своего корабля, ласти. Беседу, посвященную Герою Советского Союза Ивану Сивко- ву, я провел по-иному: хорошо подготовился, детально изучил материал. Я рассказал слуша­ телям, кто такой был Сивков, как он в 1940 г. был призван на военную службу, а когда на­ чалась война с германским фа- і шизмом, ушел добровольцем на фронт. Краснофлотцы слушали вни­ мательно, и это меня успокоило, а сперва я немного волно­ вался. Я продолжал говорить о молодом герое-беломорце: как вел он себя па фронте, как учил своих боевых товарищей бить врага. После моего рассказа красно­ флотцы начали выступать сами. Одни говорили, что когда при­ дется им встретиться с врагом, они будут бить его. как Иван Сивков, а уж если иного выхода не будет, то лучше погибнут, но не сдадутся. Другие—Нику­ лин, Семаков, Олуферов—обя­ зались стать передовиками со циалистического соревнования в ремонте корабля, еще упорнее тренироваться на боевых по стах. Говорили и о том, что пока по участвуешь в сражѳ- I яиях, надо каждую минуту ис­ пользовать для учобы, овладеть оружием. Только тогда можно стать полноценным бойцом, в битве проявить себя, а одной отваги мало. Вот Сивков, тот и сміелый был. и умелый... После этой беседы я оконча­ тельно убедился, что, правиль­ но используя рассказы о фрон­ товых эпизодах, агитатор нема­ ло поможет комапдиру в воспи­ тании мужественных, стойких воинов. I БоевЬіе друзЬя Ю. ТКАЧЕВ -® - Наши краснофлотцы хорошо знают моряков лейтенанта Киреева. Не раз корабли наши стоя­ ли рядом у стенки, люди обоих экипажей связа­ ны дружбой. Поэтому на беседах мои слушатели с особым интересом разбирали все действия Ки­ реева и его подчиненных в борьбе с фашистской подводной лодкой. Бойцов восхищала смелость лейтенанта, впервые на Северном флоте таранив­ шего подводную. лодку противника. Как вели себя сигнальщики киреевского ко* рабля на вахте, как действовал комендор старши­ на 2-й статьи Чижов, как работали люди треть­ ей и пятой боевых частей — обо всем этом мно­ го было разговоров. Беседа проходила оживлен­ но. А когда я сказал, что мы обязаны подражатв киреевцам, учиться воевать, как воюют они, — краснофлотцы обещали еще лучше изучить свои специальности. Им хотелось стать такими, как комендор Чижов, машинист Кока, минер Бачин... Многие бойцы взялись за изучение второй спе­ циальности: рулевой комсомолец Гущин обязался ■ освоить сигнальное дело, машинист Савицкий, комендоры Щербаков и Козлов принялись за изучение пулемета, Все они теперь свои обяза­ тельства выполнили, сдали испытания хорошо... Агитатор я еще молодей, опыта мало. Но по­ сле каждого занятия все лучше понимаю, что длинные речи «вообще», без конкретных фактов, быстро утомляют аудиторию. Поэтому я стараюсь рассказывать о подвигах людей, в какой-то мере знакомых краснофлотцам, и рассказывать под­ робно, с мельчай­ шими деталями. А детали—это, под­ час, самое инте­ ресное и запоми­ нающееся! С исключитель­ ным вниманием слушали бойцы о Смелых рейдах под­ водников - северо­ морцев — Героя Советского Союза Колышкина, Фиса- новича и других. И тут бойцы ин­ тересуются не толь­ ко поведением командира, но и *см, как работали торпедисты, руле­ вые, люди машин­ ной команды. на чется краснофлот- Групновод политзанятий Н-ском корабле лейтенант цам подражать сво- Ю. Ткачев—молодой, но спо- , - собный, тщательно работаю- им боевым друзьям, щий над материалом, агитатор, работать не хуже Фото Л. Светлова, их. Е кубрике корабля началась беседа. Агитатор тов. Му- хая проверил, как краснофлотцы ознакомились с рекомендован­ ной литературой, и приступил к занятию. — Тема сегодняшней бесе­ ды— «Идея защиты отечества рождает героев». Агитатор начал рассказывать, как советский народ годами на­ пряженной работы на полях, за­ водах и фабриках создал могу­ щество своего социалистиче­ с к о го отечества. Краснофлотцы ^ у іііали внимательно. Тов. Му­ хин перешел к рассказу о вой­ не с немецко-фашистскими за­ хватчиками. — Тысячи фронтовых эпизо­ дов,—говорил он,— .подтвержда­ ют, что основными чертами со­ ветского человека являются му­ жество, хладнокровие, беспре­ дельная. любовь к Родино. На­ ши бойцы удивляют весь мир •своей отвагой. Агитатор говорил довольно двлго, но почти не приводил На беседе агитатора и взорвал свою машину. Он по­ гиб сам, уничтожив много вра­ гов. Агитатор на минуту остано­ вился. Сразу же несколько краснофлотцев попросили раз­ решения . высказаться. У каж­ дого бойца 'был любимый образ, любимый герой, о котором хо­ телось ему говорить. — Желаю рассказать вам, товарищи, о подвиге связиста Устюжина, -— начал телегра­ фист Козлов. — Разрывом сна­ ряда вырвало і И з телефонной линий большой кусок провода. Запасного кабеля не было, по Устюжин зпал, что человече­ ское тело пропускает электри­ ческий ток. И вот он ухватился конкретных при­ меров и заме­ тил, что красно­ флотцы слушают его уже менее внимательно. Он понял, что аудитория начи­ нает уставать, и решил изме­ нить метод собеседования. ■— Товарищ Логинов,— спро­ сил он одного из бойцов,—на­ зовите тех беломорцев, кото­ рые, по вашему мнению, особо отличились в боях с врагом. — Имена эти нам хорошо известны,— отвечал Логинов,— лейтенант Киреев, краснофлот­ цы Балакирев, Маслинский... Он пазвал еще несколько фа­ милий. Тогда групповод пере­ шел к рассказу о героях отече­ ственной войны. — Товарищи, вы наверно читали о танкисте Кривошееве. Напомню вам о нем. В сраже­ ниях под Мосійзой он проявил руками за оголенные концы чудеса храбрости. Фашисты окружили іего танк, предлагали ему сдаться, но он решил, что лучше смерть, чем позор плена, провода и так стоял иод пуле мѳтным и артиллерийским об­ стрелом. Вот это боец! Он рис­ ковал жизнью, но обеспечил бесперебойную связь батареи с наблюдательным пунктом. — Товарищ Акиндинов, — спросил групповод, —- а вы ко­ го могли бы назвать из отваж­ ных воипов-североморцев? — Капитана 2-го ранга .Ко­ лышкина, Ивана Сивкова, Васи­ лия Кислякова, Михаила Тере­ щенко, — ответил краснофло­ тец. Некоторые из бойцов не зна­ ли или забыли о подвиге Тере­ щенко. Тов. Мухин начал рас­ сказывать... Краснофлотец Те­ рещенко один сражался с це­ лым отрядом фашистских сол­ дат, и многих уложил из своего пулемета. Но вот вышли у бой­ ца все патроны, фашисты окру­ жили его, хотели связать. Те­ рещенко взмахнул гранатой... Враги в ужасе бросились в сто­ роны, залегли. Тогда краснофло­ тец с обрыва кинулся в реку, переплыл ее и вернулся к сво­ им. Так отвага сочетается у со­ ветских бойцов с хладнокровие» и военной смекалкой. Беседа продолжалась. Красно­ флотец Дмитриев рассказал то­ варищам, как он дрался с бело­ финнами в 1940 г., потом стал говорить о подвиге партизанки Тани, которая, попав в руки фашистских контрразведчиков, мужественно выдержала пытки, но не выдала партизан. Она умерла героиней. — Почтим вставанием па­ мять патриотки,— сказал 'груп­ повод. Все молча встали. Кула­ ки у бойцов сжимались, глаза горели — всем хотелось ото­ мстить врагу за все его зло­ деяния. Беседа закончилась, но красно­ флотцы долго еще продолжали' говорить между собой о героях отечественной войны. Бойцы се­ годня напряженно учатся, а завтра с врагами будут сра­ жаться так, как сражаются ге ­ рои отечественной войны. Старший политрук А. ЧИРКОВ. :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz