Северная вахта. 1942, февраль.
7 февраля 1942 г. ftfe 3 2 (1 3 8 ) СЕВЕРНАЯ ВАХТА КБОЯМГОТОВИТЬСЯПО-БОЕВ т у р б и н и с т ы Когда краснофлотец Сажин тацию, я устройство турбины пришел в класс, он не имел никакого представления о ме ханизмах, которые ему придет ся изучить и освоить. Недоста точная подготовка мешала ему вначале итти в ногу с товари- (С^щаки, он отставал. По труд ности не смущали его, он на- jf ( тойчйво добивался знаний, не успокаивался до тех пор, пока не усваивал все -основа тельно. стало понятней?. Надо было закрепить знания. В часы самоподготовки Оажин изучал техническую литерату ру, схемы, чертежи, иногда про сил раз’яснений у товарищей. Такое упорство принесло свои результаты: Сажин стал отлич ником и теперь помогает от стающим. С талейм ;ке упорством учат ся краснофлотцы Тимеп. Допа- Однажды на уроке ему при-.рев и большинство других. Лю- інел в голову вопрос: «А как бозпателыіость их безгранична. же все-таки крепятся лопатки не успокаиваются до тех, Они пор, пока не усвоят трудный і в турбине: одни двигаются, или непонятный вопрос с ис-! другие пет. а расстояние мбяс-: черішвакицей ясностью. і ду . ними очень маленькое?» Ученики с жадностью 'осваи- • Преподаватель об'яспял устрой- вают знания' специальности яа| ство креплений, но Сажин по- ( боевом опыте фронтовиков, вое ! лучи;; о них только смутное j пктывают в себе лучшие каче- нр<- тавлоняе. Он нонр'.сил у і сува морява-севёроморца. преподавателя подробного раз'- j Стерший кнженер-хейтенамт' яснения. Тот дал ему консулы j А. ЛЕБЕДЕВ. Краснофлотец - отличник Глупышев Г. П.—заместитель командира орудия ТЕХНИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ САМОПОДГОТОВКА Краснофлотец Павлов уселся 5>зСютаrtf лад конспектом. Не от- рнвай глаз от тетради, о-:і сказал сам себе: - Завтра сдам на «отлично». Проходили чаек. Павлов под нял голову от ксіісгк: :та и огля нулся па товарищей. Получалось какое-то недбразумеппс: наблюде ние расходилось с. зависима Из-за кскравильпсЙ устлі . г” н окуляре»: Т вецкого долго отставал в учебе краснофлотец Мальцев. На-днях т. Васильченко помог Мальцеву освоить схему угла крена. И к тому времени, когда Мальцев все г:с шл, сам Васильченко изучил схему в совершенстве - ■ То, что несколько раз об’- яснкшь товарищу, никогда не за будешь, -говорит т. Якунин. - Я кшрям .«ыл~. у і-ии .; и помогал Королеву изучить устрой-і У и?с очень актиі Павлову п ок аялось, что намерь- fT),0 0 / • ^ , 15 человек. Выс гелькыі! !> ;-ібяк стереодал.ьнолі.ра ; Помогая ему, сам я к. ту- . ХОРОШО «одготовл. перемещается ч поле ирония но чш| м0 * цт0 * и содержательны. горизонту. Он высказал свое недоумение товарищам. Краснофлотец Чернов возразил: Нет, ты что-то напутал. Ром бик перемеща'ется да по горизон ту, а в глубину. Павлов не согла шался. Тогда Чернов, подвел его к прибору, вместе установили оку ляры. и Павлов наглядно убедил ся в своей ошибке. — Ничто так но ,-апоминаетея, как вопрос, разрешенный коллек тивно, — ^ тв'рж д аю т красно флотцы. , Задавать друг другу вопросы, отвечать, спорить, доказывать — .стало написанным правилом. В смене командира т. Липо- О дііим из методов борьбы за качество учебы являются в на шем подразделении технические конференции. У нас они прово дятся систематически. Хорошо подготовленная техническая кон ференция развивает инициативу краснофлотцев, умение самостоя тельно работать над материалом и правильно его использовать. Когда собирается небольшое количество участников — одна- две смены,—краснофлотцы актив но готовятся к занятиям и прово дят их с болцшой пользой. Так, например, конференция по теме «Мореходные инструменты», про веденная с одной сменой, прошла _ j у^ на вно: выступило В ступления были г ены, интересны Важная специод& Любимый герой бойцов этого рвал крупный подразделения •— Иван Середа, чйл на другой О нем много и часто рассказы*•согнул ствол вают преподаватели в классе,' всех подпип::: групповоды и агитаторы на по- числить!., литзаннтиях и беседах. На вит рине боевых эпизодов рассказы <• подвигах Героя Советского Соі«і::а Ивана Сероды занимают нонтральпое место. Ничему именно он Так полю бился бойцам подразделения? Потому, что Иван Середа был коком, а они—молодые бойцы готовятся стать такими же спе циалистами. Попробуйте сказать, что спе- О С Т Ь гапк. затем вско- и ударом топора пулемета... Да его 1 ; но пере- іасто в газетах пишут о раооте корабля) чатано, коков чает? О В"б то, ч ускользает морское д ело так, что теперь готов отлично ответить на любой | вопрос. Когда бойцы не могут само-1 стоягельно разобраться в слож ных вопросах, они обращаются к j преподавателю-консул ьтанту или командиру. Такое использование часов самостоятельной подготовки хорошо тем, что оно не только закрепляет знания, но и укрепляет дружбу краснофлотцев. Приобре тенное и развитое в дни учебы чувство товарищества будет иметь еще большее значение в боях с фашистскими разбойниками. Старши.та 2-й статьи М. МИРОНОВ. Дл я успеха конференции необ- X И ПН го нано- пт "вни мания бойцов. Такой материал они читают и обсуждают с осо бенным, «профессиональным» интересом. А затем статья или заметка вырезается для поме щения ее на витрине, которую оборудовал тов. Іаратынов. Она служит наглядным пособием для циальность кока не боевая, и ' уч ен и я специальности кок», вы сильно обидите бойцов. Они і в боевых условиях. Здесь ответят вам: I имеется и насколько рассказов •— Bo-время и вкусно накор-1 ^ Работе коков-североморцев и мить бойца—значит поддержать | ооѳвых кораблях, в пем бодрость, силу я -вынос- j Соревнуясь, ученики-коки уе ливость, а такие бойцы скорее \ пепшо осваивают свою споци- добьются победы. Но это не все. і альность. Широко развита взаі- Пе всякий боец заменит кока,! мопомощь. Отличники учебы а вот он обязан заменить бой-! т т - Мельников, Сапегин, Нако- ца и, если понадобится, драть-! нечный, Шульгий и другие по- ся в бою не хуже любого. О j вседневно помогают отстающим Середе слыхали? Он был коком! : 1оварищам. Много помогают в И бойцы сразу же сам расска- ■ • • * е х '^ !^;0 оборудованные жут, как Середа воевал с нем.- 1ка^йг!' м наглядк: х посоЗиі. цами. Когда группа фаши- У^шш-кокк, помимо спе циальных предметов, успешнв е. Вс« стов напал;! на командира уодимо хорошо продумать тему. Слишком широкая тема мешает углубленному изучению материа ла. Гораздо лучше ставить более узкие, практические вопросы. На конференциях для рулевых у нас ставились такие темы: магнитные компасы, метеорологические при боры, рулевой в походе и др. Проведен также ряд конферен ций по флажной сигнализации, по морскому делу и т. д. При этом всегда использовалась материаль- , , ,, нам часть, чтобы прививать бойцам К0ГДа "Оказались 7 фаШИСТСКИХ: ГеронСКИ полка, Середа приказал своему осваивают боевое орулг помощнику доваривать обед, а они торят желанием как можно сам со связкой гранат бросилс'я | спорен и на «отлично» зной на выручку командира. Мет- ’ чить учебу, пойти в боевые ча- ким ударом он уничтожил ера-1сти и на корабли. Каждый из зу J4 фашистов, а шестерых них мечтает так жо хорош* офицеров оглушил прикладом и іф'<г . говлять обеды г;ак быв- забрал в плен. На другой^день, | 'іаий кок Иван Середа, и так же как он. ратьсп с практические навыки по снециаль-1 тапков, Середа снова оставил і ненавистным врагом. *Юіѵ. і /ilvl. I 1 Старший лейтенант в. о л ь н е в . I кухню и связкой гранат подо-; йичман В0И703ИЧ. .*'e*W*W*»WS*’V <—■ -OHW ..... - о м а н д и р с м е н ы командир, а разве у него мало С приводом нового попол нения старшину 2-й статьи •коммуниста Фоміенкова назна чили командиром смецы^ Побе седовал он с молодыми бойца ми и убедился, что работы предстоит много. С первых же дней учебы дошли неудачи. Если в строе вой подготовке смена успевала, то учеба в классе'подвигалась плохо. Доставалось командиру — надо было с каждым побесе довать: одному раз’ясиить непо нятный вопрос, другого напра вить к консультанту, к треть ему прикрепить товарища по сильнее. Фомснкоп работал буквально от побудки и до от боя. Немало пришлось тить вроміепи на то, чтобы j привить бойцам навыки в о р - ; ской дисциплины. Л вечером, в j «час читки газет», он собирал; м>онео грамотных бойцов в кру | жок, читал наиболео интерес- j ныо статьи и заметки. Про- і чтет и начинает тут зке перс-1 сказывать своими словами, ’чтобы было понятно каждому. \ Среди отстающих больше всего беспокоили его Поно марев и ГОрасов. Они хуже всех учились, не раз нарушали дисциплину. Побеседовал с По номаревым раз, другой, после третьего нарушения дал взы скание, а вечером об’явил об зтом на собрании смены: — Пономарев думает, что Пономарев сидел пристыжен ный. Мало того, что взыскание получил, — восстановил против себя товарищей! С тех пор он внимательно следил за собой, старательно стал учиться. Слолснее обстояло дело с Юрасовым: он нервничал, бо лезненно реагировал на заме чания. ■— Ничего из меня не вый- дят немцы... учебу бросить во | Радовался за своего ученика время войны — преступно. Ваш Фоменков. когда тот «набрался отец — старик, и то взялся за >храбрости» и послал в много оружие. Вот и вы проявите тяражку заметку и стихи. В больше настойчивости, дока- і заметке он дал' обязательств# жите, что вы достойный сын' закончить учебу на «отлично». своего отца. j т* „ “ “ > .! Первые трудности были прі* - Эта беседа была полезна для ; одолены. Уж если Юрасов вы- ебонх. ІОрасову стало легче, ходит в отличники, значит те- когда он поделился cBonrt І пѳрь, — думалось Фоменкову,— горем <со старшим товарищем, j значит, дело пойдет на лад. Командир убедился что боіЬ-;>, і -n i «,ыл- нпвваФвппл наблюдая за дет, - говорил он командиру. : об т^ Г л п ^ у с то ^ о м 0' : бо8цами’ фамеш>в нарушение дисциплины касает ся только его. Сделал проету-! "н \ об этом с инструктором Поп - пок, понес ' наказание—н все! “ ,,оче^ вы татши^—спро-; выи. И вот на одном из уроков тут. Так ли это? Конечно I Еи:.‘ Уо,монков-—Lce бойцы, как Попов намеренно задал Юрасо- п’н так. Мало того, что недие- ( ^°.йци’ а ш нервничаете, хму- ву очень простой вопрос. циплшшрованпый боец роняет Тп ! ритесь. ! Опя были одни, честь своего подразделения! j он ослабляет ого боесноссб-' постепенно разговорился. Вы- ' ность. Л что же будет на фрон- j яснилось, что боец очень беп« потра- те? Нарушение днециплины | ^ится за судьбу сг р о д . ’Илх, там может стоить жизни това- которые остались на оккупиро- рИЩам ; ванной (рашистамя террито- Когда командир ушел, бойцы РЙИ* казалось Юрасову. что к упрекали Пономарева: =Учепыо он неспособен и что — Довольно. Мы но хотим ого считают лентяем, и това- іг.?-за тебя ходить в «отста- риЩЙ не уважают... лых». от ■ответил и получил хорошую и Юрасов оценку. В часы самоподготовки статти командир отметил первый і 'нех ІОвасова. Вним тельно хорошо I узнавал все их слабые и силь нке стороны. Вот отличники- ; комсомольцы Буторин и Мак- ; «иміов много читают, с жаром, спорят, обсуждая газетные на международные н другие темы. Он поручил им громкие читки газет. Чтецы п ,, , . „ я ^ Этот маленький, незаметный прекрасно работают: чнткипро- «ход» имел решающее значе- ходят очень активно. Отлични- ние: JOpacoB с жаром взялся за учебу. Он первый вызывал ся отвечать на вопросы препо давателей, пе ожидая приказа-, „ г4 .......................... ний, усердно чистил и приво- j ^ха последней проверке — Ну, это вам так кажет- дил в порядок химическую ап- смои® не екчазалось почти ни ітобы о.я! — сказал командир.— Народ паратуру, в часы самюнодйѵгов-1одиой 1Ш)Х0И отметки, ьмена ки регулярно и настойчиво за нимаются с М’оное успевающи ми товарищами. — Ты но ребенок, ч ;ся . ----------- « ............... ,, няньчиться с тобой. Сколько : у нас хороший. Л с домом — ' ки нередко отвечал на вопросы j выР°сда и крепла, времени тратит на тебя I обойдется, педолго там проси- і товарищей. ‘ И. НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz