Северная вахта. 1942, февраль.
5 йевваяя 1S42 г. Me 3D (136) СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 УМЕЛЫЕ ХОЗЯЕВАКОРАБЛЯ т*с ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННО! ВАЖНОСТИ Корабль длительное время на ходился в море. Это требовало строжайшей экономии горючего и всех продуктов питания. Во прос об экономии военком кораб ля тов. Козьмин и секретарь пар тийной организации решили по ставить на партийном собрании. Разработали конкретный план. Казалось, все учли, все подсчи тали, и все же у военкома оста лась неудовлетворенность: наме чалась сравнительно 'небольшая экономия. Главное — уголь! При самом жестком режиме экономия ѵгля не превышала 400 килограм мов в сутки. На партийном собрании по д о кладу секретаря парторганизации развернулись оживленные прения. Кандидат в члены ВКП(б) тов. Данилов подсчитал, сколько можно сэкономить угля на паро вом отоплении, снизив давление пара д о предела, !и сколько сбе речь ветоши, если использовать обыкновенную швабру из концов троса. — Пресную воду надо беречь, — говорил лейтенант тов. Кузне цов. — Д л я стирки, белья и умы вания надо использовать заборт ную воду, а для мытья посуды— снег. Выстугіили ка собрании и дру г и е товарищи. Затем взял слово лоенком. •— Экономия — дело государ ственной важности, — говорил он. Война требует огромного напря жения сил и средств. Наше го сударство имеет достаточные :".- пасы и резервы, но расходовать их нужно по-хозяйски. А когда корабль временно оторван от ба зы, вопрос об экономии особенно важен. Дальше военком изложил ме роприятия командования: выклю чать па 10 часов в сутки динамо- машину, установить жесткий кон троль за расходованием хлеба, угля, пресной воды, смазочных; и протирочных материалов. Задача коммунистов — помочь командова нию в выполнении этих меро приятий, показать личный пример б борьбе за экономию. Собрание поручило коммунистам тт. Молоткову и Мотовилміу оказать помощь помощнику командира корабля в вопросах учета, сбережения и расходова ния продуктов питания; трюмно му машинисту, члену ВКП(б) тов. Данилову — оказать помощь командиру БЧ-5 в проверке всей паропроводной и водопроводной системы, в установлении жесткого контроля за расходованием угля; агитаторам тт. Молоткозу, Мото- вялину и Янсону поручили прове сти jio кубрикам беседы по во просам экономии. I] Сегодня зйь» рассказываем, - ; как бойцы и командиры од ного из кораблей нашзй фло тилии организовали борьбу; за экономию. Заслугой военкома, пар тийной и комсомольской ор ганизаций является то, что они сумели правильно по ставить политическую рабо ту и мобилизовать личный состав на борьбу за эконо мию. Вопрос об энскими об суждается ка партийном и комсомольском собрания;;, кг> эту тему военком проводит политинформации, агита торы беселуют с бой : л. Наллектиз проникся созна- I нием, что берешіисость — деяо большой государствен* I ной важности. Люди прояв ляют инициативу и изобре тательность: стараются сбе речь каждый килограмм уг ля, хлеба, смазочных и про тирочных материалов и до- ! б&;ваются неплохих резуль татов. ! I ПОСЛЕ ПОЛИТИНФ-ОРМАЦ я И Предложение машиниста Паршина После партийного собрания военком беседовал с личным со ставом пятой боевой части. — Многое зависит от вас, товарищи, — говорил он. — По думайте, нельзя ли произвести такие изменения в паропроводной и водопроводной системе, чтобы эффект работы механизмов оста вался тот же самый или усилил ся, а расход угля и воды умень шился. Моряки горячо откликнулись на •призыв комиссара-. Ценное рационализаторское предложение сделал машинист Парщи'н. Он предложил выклю чить холодильник, я следователь но, н циркуляционную донку; это «асг большую экономию угля. Хо лодильник работает для того, что бы конденсировать отработанный пар. Если этот пар пустить в бал ласты, то он с таким ж е успехом будет 'кокденсировать’ся в холод ной воде. Предложение тов. Паршина было принято. Машинисты осу ществили его за два дня напря женной работы. Трудились с исключительным упорством, осо бенно тт. Нестеров, Паршин, Го ловин иі Данилов. Руководили ра ботой командир пятой боетюй части тов. Богданов и командир отде ления тов. Кучепатов. Результаты весьма успешные: расходование угля на стоянке сократилось больше чем в два раза. На политинформации наш военком поставил вопрос об эко номии, что называется, «ре- бром>. Особое внимание он обра тил на нас, на котельных ма шинистов. «Машинисты, гово рит, хоть и дают некоторую экономию угля, по этого совер шенно недостаточно. У вас пот учета— кто экономит, а кто до пускает перерасход. Л раз нет учета, какое же может быть со [МІШ01ШИѲ?» .')ти олова комиссара задели па: за живое. Как жо так? И учета нот и соревновании нет, инициативу проявляем слабо, экономим недостаточно... Собрал нас командир отделения тов. Панков. Поговорили мы горячо и решили работать по-новому. Прежде всего наладили учет. Взяли обыкновенную кадку, взвесили ее. На каждую смену полагается пять кадок угля й не больше. У кого остается, тот, следовательно, экономит, а кому похватает — тот делает перерасход. После этого соревнование раз вернулось по конкретным пока зателям. Я стал соревноваться с тов. Дормидонтовым. Он че ловек опытный, так умело под брасывает и шурует уголь, что и пар держит на нужном дав лении II топливо экономит. Но 5)0 килограммов стал сберегать. У меня вначале не получалось, а потом тоже научился и стал перегонять Дормидоптова. Мы выработали кое-какио приемы по экономии угля. Ид ' стоянке держим регистр при- ! крытым; холодного воздуха по- ; ступает меньше, тепло из топ- 1ки не уходит. Зашлаковали зад- 11110 Ю часть тонки: горение топ- j лива происходит только в пс- j родней части. Раньше много j угля расходовалось при чистке I топок. Мы стали чистить их ие 1через день, а раз в четыре дня. Не полностью сгоревший уголь мы перелапаем вторично. Все это позволяет экономить топ ливо: удается сберегать более 400 килограммов в сутки. Военком поблагодарил пас, но предупредил, чтобы пе за знавались. Мы и пе зазнаемся— стараемся работать лучше, до биваться более высоких показа телей в экономии. Котельный машинист С. ФОМИЧЕВ. ПРОСТО и выгодно Экономить каждый килограмм хлеба На корабле допускался пере расход хлеба и других продуктов пвтания. Военком несколько дней наблюдал за работой камбуза и столовой и установил причины перерасхода. На камбузе из-за небрежной чистки картофеля мно го его уходило в отходы. В сто ловой остаются куски хлеба, надоеденяый суп, и все это так же выбрасывается. Чтобы лучше организовать ра боту камбуза и столовой, воен- ком выделил постоянных ответ ственных дежурных — активистов. Они должны были вести строжай- і пшй контроль за расходованием I продуктов. 'Активисты добросо- 1вестно взялись за порученное дело и добились неплохих ре зультатов: только за 15 дней удалось сэкономить 90 килограм мов хлеба и немало других про дуктов. А. САМАРОВ. С т а рш и н а 2-й стат ьи тов. В а с и л ь е в у п о р н о б о р ет ся за э к о ном ию м атер и ал о в па Н -ск ом ко р аб л е. Фото J1. Светлова. З а 15 д н е й личный со с та в |; , к о р а б л я Н. сэко н о м и л : у г л я — 18.300 к и л о гр ам м о в; х л е б а — 90 к и л о гр ам м о в; j с м азо ч н ы х м а т е р и а л о в— око л о 10 к и л о гр ам м о в; п р о ти р о ч н ы х м атер и ал о в — ' свыш е 4 к и л ограм м о в. Когда корабль находится в базе, запас пресной воды дог- і ко пополняется. Но вот ко рабль зимой вышел в море. Тут каждую тонну воды прихо дится учитывать. Корабль сковало льдами. I Сколько будет продолжаться дрейф — неизвестно. По прес ной воды должно хватить на всо время и для нужд личного состава и для питания котлов. Командование распорядилось —■ в целях экономии использовать для стирки белья и умывания забортную воду вместо пресной. Выполняя распоряжение, мы добились экономии. Но все-таки не особепно приятно умываться соленой водой, да и чистоту белья трудно при этом держать на краснофлотской марке. Ре шили тогда превращать в воду снег. Взяли железную бочку, поставили ее па решетках в ко чегарке, набили снегу, он таял, но слишком медленно. Тут на помощь нам пришли і машинисты Нестеров и Головии. Осуществили довольно остроум нее мероприятие. В бочку, в ко торую мы собирали снег, они ввинтили трубку и соединили по с трубой отработанного па ра. Теперь можно было с по мощью этого пара «вытопить» из снега воду в нужном количе- ство и быстро. Машинисты наши так ловко все приспособили, что мы мог ли излишки воды спустить из бочки через измерительную тру бу в третий балласт. Так чт» мы но только стали экономить пресную воду, но в случае необ ходимости и пополнять ее за пас. Трюмный машинист А. ДАНИЛОВ. Пополнив запасы, наш ко- * ' рабль вышел из базы на выполнение боевого задания. Личному составу пятой бое-j вой части предстояло обеспе-■ *інть живучесть корабля при ‘ •иобых условиях и бережное расходование угля, пресной во-. *ы, смазочных и протирочных материалов. Прежде всего мы ликвиди ровали пропаривание и проса чивание воды в сальниках ме ханизмов, клапанов и в соеди- ""нениях трубопроводов. Вахтен ные машинисты уменьшили рас ход пара на вспомогательные механизмы, сократив их работу до минимума. При потеплении воздуха уменьшали давление «а паровое отопление. Получа- •»ась экономия расхода пара, а вместе с тем и угля. В море корабль сковало льда- Предстоял дрейф. При сжа тей вся подводная часть кораб ли оказалась в соприкосно вении со льдом. Из форпика н некоторых балластов вода, за Инициатива машинистов мерзая, перестала поступать, и толщина льда дошла там до метра. Замерзание могло приве сти к разрушению балластных цистерн, трубопроводов и даже самого корпуса корабля. Еще острее встал вопрос об экономии топлива и пресной со ды. Военком корабля часто со ветовался с нами. Я специаль но говорил об этом на занятиях машинистов. И выход нашли. Помогло нам рационализатор ское предложение краснофлотца Паршина. Он посоветовал вы ключить холодильник, а отрабо танный пар вывести через труб ку, идущую от конденсацион ного горшка в третий балласт. Достигалась большая экономия угля,—-ведь если .выключить холодильник, то уже не тре буется расходовать свежий пар на обслуживающие механизмы. Осуществляя предложение тов. Паршина, мы значительно дополнили его. Во-первых, рассчитали, что если пустить весь отработан ный пар и от отопления и от динамомашины через одну тру бу. то нагрузка для нее будет слишком велика. Во-вторых-, предложение тов. Паршина раз решало лишь часть задачи — давало экономию угля, мы же должны были произвести еще обогревание форпика и балла стов. Тщательно изучив трубопро водную систему, мы решили рассредоточить отработанный пар, дав на каждую трубу рав номерную нагрузку. Для обогре вания форпика мы через отвер стие шпильки его горловины провели трубку и пустили от работанный пар из грелки ба ни. Воздушную трубу балласта соединили с трубой отработан ного пара отопления носовых помещений. Воздушную трубу другого балласта соединили с трубой отработанного пара кор мовых помещений и средней подстанции. Наконец, трубу от работанного пара рулевой ма шины соединили с трубой, иду щей от конденсационного горш ка в третий балласт. Таким об разом, конденсационную трубку мы также разгрузили, так как отработанный пар отопления от веден в другие балласты. В итоге мы получили воз можность выключить холодиль ник. Отработаииый нар, кон денсируясь в балластах и в форпике, нагревал воду, и за два дня лед там растаял. Сей час динамомашииа и котельная донка работают на третий бал ласт, согревая в нем питатель ную воду для котла. А посту пающая в котел горячая вода не требует дополнительного угля для подогревания, что дает значительную экономию. Предложение тов. Паршина, мы осуществили за два дня, из расходовав всего лишь два куска трубок, по полметра каж дый. Отсоединенные трубы от ведены в сторону, и в любое время их можно быстро поста вить на место. Когда предста вилась возможность выйти и» льда, то мы сделали это за 1э минут. Бойцы моего отделения — тт. Нестеров, Паршин, Головии, Данилов и другие ■—- на деле доказали, что технику и своя обязанности знают хорошо. К XXIV годовщине Красной Армии и Военно-Морского Фло та бойцы пятой боевой части взяли обязательство —- сэконо мить 32 тонны угля. Я уверен, что машинисты и котельные машинисты корабля с этой за дачей справятся. Командир отделения маши нистов П. КУЧЕПАТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz