Северная вахта. 1942, февраль.

5 йевваяя 1S42 г. Me 3D (136) СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 УМЕЛЫЕ ХОЗЯЕВАКОРАБЛЯ т*с ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННО! ВАЖНОСТИ Корабль длительное время на­ ходился в море. Это требовало строжайшей экономии горючего и всех продуктов питания. Во­ прос об экономии военком кораб­ ля тов. Козьмин и секретарь пар­ тийной организации решили по­ ставить на партийном собрании. Разработали конкретный план. Казалось, все учли, все подсчи­ тали, и все же у военкома оста­ лась неудовлетворенность: наме­ чалась сравнительно 'небольшая экономия. Главное — уголь! При самом жестком режиме экономия ѵгля не превышала 400 килограм­ мов в сутки. На партийном собрании по д о ­ кладу секретаря парторганизации развернулись оживленные прения. Кандидат в члены ВКП(б) тов. Данилов подсчитал, сколько можно сэкономить угля на паро­ вом отоплении, снизив давление пара д о предела, !и сколько сбе­ речь ветоши, если использовать обыкновенную швабру из концов троса. — Пресную воду надо беречь, — говорил лейтенант тов. Кузне­ цов. — Д л я стирки, белья и умы­ вания надо использовать заборт­ ную воду, а для мытья посуды— снег. Выстугіили ка собрании и дру­ г и е товарищи. Затем взял слово лоенком. •— Экономия — дело государ­ ственной важности, — говорил он. Война требует огромного напря­ жения сил и средств. Наше го­ сударство имеет достаточные :".- пасы и резервы, но расходовать их нужно по-хозяйски. А когда корабль временно оторван от ба­ зы, вопрос об экономии особенно важен. Дальше военком изложил ме­ роприятия командования: выклю­ чать па 10 часов в сутки динамо- машину, установить жесткий кон­ троль за расходованием хлеба, угля, пресной воды, смазочных; и протирочных материалов. Задача коммунистов — помочь командова­ нию в выполнении этих меро­ приятий, показать личный пример б борьбе за экономию. Собрание поручило коммунистам тт. Молоткову и Мотовилміу оказать помощь помощнику командира корабля в вопросах учета, сбережения и расходова­ ния продуктов питания; трюмно­ му машинисту, члену ВКП(б) тов. Данилову — оказать помощь командиру БЧ-5 в проверке всей паропроводной и водопроводной системы, в установлении жесткого контроля за расходованием угля; агитаторам тт. Молоткозу, Мото- вялину и Янсону поручили прове­ сти jio кубрикам беседы по во­ просам экономии. I] Сегодня зйь» рассказываем, - ; как бойцы и командиры од­ ного из кораблей нашзй фло­ тилии организовали борьбу; за экономию. Заслугой военкома, пар­ тийной и комсомольской ор­ ганизаций является то, что они сумели правильно по­ ставить политическую рабо­ ту и мобилизовать личный состав на борьбу за эконо­ мию. Вопрос об энскими об­ суждается ка партийном и комсомольском собрания;;, кг> эту тему военком проводит политинформации, агита­ торы беселуют с бой : л. Наллектиз проникся созна- I нием, что берешіисость — деяо большой государствен* I ной важности. Люди прояв­ ляют инициативу и изобре­ тательность: стараются сбе­ речь каждый килограмм уг­ ля, хлеба, смазочных и про­ тирочных материалов и до- ! б&;ваются неплохих резуль­ татов. ! I ПОСЛЕ ПОЛИТИНФ-ОРМАЦ я И Предложение машиниста Паршина После партийного собрания военком беседовал с личным со­ ставом пятой боевой части. — Многое зависит от вас, товарищи, — говорил он. — По­ думайте, нельзя ли произвести такие изменения в паропроводной и водопроводной системе, чтобы эффект работы механизмов оста­ вался тот же самый или усилил­ ся, а расход угля и воды умень­ шился. Моряки горячо откликнулись на •призыв комиссара-. Ценное рационализаторское предложение сделал машинист Парщи'н. Он предложил выклю­ чить холодильник, я следователь­ но, н циркуляционную донку; это «асг большую экономию угля. Хо­ лодильник работает для того, что­ бы конденсировать отработанный пар. Если этот пар пустить в бал­ ласты, то он с таким ж е успехом будет 'кокденсировать’ся в холод­ ной воде. Предложение тов. Паршина было принято. Машинисты осу­ ществили его за два дня напря­ женной работы. Трудились с исключительным упорством, осо­ бенно тт. Нестеров, Паршин, Го­ ловин иі Данилов. Руководили ра­ ботой командир пятой боетюй части тов. Богданов и командир отде­ ления тов. Кучепатов. Результаты весьма успешные: расходование угля на стоянке сократилось больше чем в два раза. На политинформации наш военком поставил вопрос об эко­ номии, что называется, «ре- бром>. Особое внимание он обра­ тил на нас, на котельных ма­ шинистов. «Машинисты, гово­ рит, хоть и дают некоторую экономию угля, по этого совер­ шенно недостаточно. У вас пот учета— кто экономит, а кто до­ пускает перерасход. Л раз нет учета, какое же может быть со [МІШ01ШИѲ?» .')ти олова комиссара задели па: за живое. Как жо так? И учета нот и соревновании нет, инициативу проявляем слабо, экономим недостаточно... Собрал нас командир отделения тов. Панков. Поговорили мы горячо и решили работать по-новому. Прежде всего наладили учет. Взяли обыкновенную кадку, взвесили ее. На каждую смену полагается пять кадок угля й не больше. У кого остается, тот, следовательно, экономит, а кому похватает — тот делает перерасход. После этого соревнование раз­ вернулось по конкретным пока­ зателям. Я стал соревноваться с тов. Дормидонтовым. Он че­ ловек опытный, так умело под­ брасывает и шурует уголь, что и пар держит на нужном дав­ лении II топливо экономит. Но 5)0 килограммов стал сберегать. У меня вначале не получалось, а потом тоже научился и стал перегонять Дормидоптова. Мы выработали кое-какио приемы по экономии угля. Ид ' стоянке держим регистр при- ! крытым; холодного воздуха по- ; ступает меньше, тепло из топ- 1ки не уходит. Зашлаковали зад- 11110 Ю часть тонки: горение топ- j лива происходит только в пс- j родней части. Раньше много j угля расходовалось при чистке I топок. Мы стали чистить их ие 1через день, а раз в четыре дня. Не полностью сгоревший уголь мы перелапаем вторично. Все это позволяет экономить топ­ ливо: удается сберегать более 400 килограммов в сутки. Военком поблагодарил пас, но предупредил, чтобы пе за­ знавались. Мы и пе зазнаемся— стараемся работать лучше, до­ биваться более высоких показа­ телей в экономии. Котельный машинист С. ФОМИЧЕВ. ПРОСТО и выгодно Экономить каждый килограмм хлеба На корабле допускался пере­ расход хлеба и других продуктов пвтания. Военком несколько дней наблюдал за работой камбуза и столовой и установил причины перерасхода. На камбузе из-за небрежной чистки картофеля мно­ го его уходило в отходы. В сто­ ловой остаются куски хлеба, надоеденяый суп, и все это так­ же выбрасывается. Чтобы лучше организовать ра­ боту камбуза и столовой, воен- ком выделил постоянных ответ­ ственных дежурных — активистов. Они должны были вести строжай- і пшй контроль за расходованием I продуктов. 'Активисты добросо- 1вестно взялись за порученное дело и добились неплохих ре­ зультатов: только за 15 дней удалось сэкономить 90 килограм­ мов хлеба и немало других про­ дуктов. А. САМАРОВ. С т а рш и н а 2-й стат ьи тов. В а­ с и л ь е в у п о р н о б о р ет ся за э к о ­ ном ию м атер и ал о в па Н -ск ом ко р аб л е. Фото J1. Светлова. З а 15 д н е й личный со с та в |; , к о р а б л я Н. сэко н о м и л : у г л я — 18.300 к и л о гр ам м о в; х л е б а — 90 к и л о гр ам м о в; j с м азо ч н ы х м а т е р и а л о в— око л о 10 к и л о гр ам м о в; п р о ти р о ч н ы х м атер и ал о в — ' свыш е 4 к и л ограм м о в. Когда корабль находится в базе, запас пресной воды дог- і ко пополняется. Но вот ко­ рабль зимой вышел в море. Тут каждую тонну воды прихо­ дится учитывать. Корабль сковало льдами. I Сколько будет продолжаться дрейф — неизвестно. По прес­ ной воды должно хватить на всо время и для нужд личного состава и для питания котлов. Командование распорядилось —■ в целях экономии использовать для стирки белья и умывания забортную воду вместо пресной. Выполняя распоряжение, мы добились экономии. Но все-таки не особепно приятно умываться соленой водой, да и чистоту белья трудно при этом держать на краснофлотской марке. Ре­ шили тогда превращать в воду снег. Взяли железную бочку, поставили ее па решетках в ко­ чегарке, набили снегу, он таял, но слишком медленно. Тут на помощь нам пришли і машинисты Нестеров и Головии. Осуществили довольно остроум­ нее мероприятие. В бочку, в ко­ торую мы собирали снег, они ввинтили трубку и соединили по с трубой отработанного па­ ра. Теперь можно было с по­ мощью этого пара «вытопить» из снега воду в нужном количе- ство и быстро. Машинисты наши так ловко все приспособили, что мы мог­ ли излишки воды спустить из бочки через измерительную тру­ бу в третий балласт. Так чт» мы но только стали экономить пресную воду, но в случае необ­ ходимости и пополнять ее за­ пас. Трюмный машинист А. ДАНИЛОВ. Пополнив запасы, наш ко- * ' рабль вышел из базы на выполнение боевого задания. Личному составу пятой бое-j вой части предстояло обеспе-■ *інть живучесть корабля при ‘ •иобых условиях и бережное расходование угля, пресной во-. *ы, смазочных и протирочных материалов. Прежде всего мы ликвиди­ ровали пропаривание и проса­ чивание воды в сальниках ме­ ханизмов, клапанов и в соеди- ""нениях трубопроводов. Вахтен­ ные машинисты уменьшили рас­ ход пара на вспомогательные механизмы, сократив их работу до минимума. При потеплении воздуха уменьшали давление «а паровое отопление. Получа- •»ась экономия расхода пара, а вместе с тем и угля. В море корабль сковало льда- Предстоял дрейф. При сжа­ тей вся подводная часть кораб­ ли оказалась в соприкосно­ вении со льдом. Из форпика н некоторых балластов вода, за­ Инициатива машинистов мерзая, перестала поступать, и толщина льда дошла там до метра. Замерзание могло приве­ сти к разрушению балластных цистерн, трубопроводов и даже самого корпуса корабля. Еще острее встал вопрос об экономии топлива и пресной со­ ды. Военком корабля часто со­ ветовался с нами. Я специаль­ но говорил об этом на занятиях машинистов. И выход нашли. Помогло нам рационализатор­ ское предложение краснофлотца Паршина. Он посоветовал вы­ ключить холодильник, а отрабо­ танный пар вывести через труб­ ку, идущую от конденсацион­ ного горшка в третий балласт. Достигалась большая экономия угля,—-ведь если .выключить холодильник, то уже не тре­ буется расходовать свежий пар на обслуживающие механизмы. Осуществляя предложение тов. Паршина, мы значительно дополнили его. Во-первых, рассчитали, что если пустить весь отработан­ ный пар и от отопления и от динамомашины через одну тру­ бу. то нагрузка для нее будет слишком велика. Во-вторых-, предложение тов. Паршина раз­ решало лишь часть задачи — давало экономию угля, мы же должны были произвести еще обогревание форпика и балла­ стов. Тщательно изучив трубопро­ водную систему, мы решили рассредоточить отработанный пар, дав на каждую трубу рав­ номерную нагрузку. Для обогре­ вания форпика мы через отвер­ стие шпильки его горловины провели трубку и пустили от­ работанный пар из грелки ба­ ни. Воздушную трубу балласта соединили с трубой отработан­ ного пара отопления носовых помещений. Воздушную трубу другого балласта соединили с трубой отработанного пара кор­ мовых помещений и средней подстанции. Наконец, трубу от­ работанного пара рулевой ма­ шины соединили с трубой, иду­ щей от конденсационного горш­ ка в третий балласт. Таким об­ разом, конденсационную трубку мы также разгрузили, так как отработанный пар отопления от­ веден в другие балласты. В итоге мы получили воз­ можность выключить холодиль­ ник. Отработаииый нар, кон­ денсируясь в балластах и в форпике, нагревал воду, и за два дня лед там растаял. Сей­ час динамомашииа и котельная донка работают на третий бал­ ласт, согревая в нем питатель­ ную воду для котла. А посту­ пающая в котел горячая вода не требует дополнительного угля для подогревания, что дает значительную экономию. Предложение тов. Паршина, мы осуществили за два дня, из­ расходовав всего лишь два куска трубок, по полметра каж­ дый. Отсоединенные трубы от­ ведены в сторону, и в любое время их можно быстро поста­ вить на место. Когда предста­ вилась возможность выйти и» льда, то мы сделали это за 1э минут. Бойцы моего отделения — тт. Нестеров, Паршин, Головии, Данилов и другие ■—- на деле доказали, что технику и своя обязанности знают хорошо. К XXIV годовщине Красной Армии и Военно-Морского Фло­ та бойцы пятой боевой части взяли обязательство —- сэконо­ мить 32 тонны угля. Я уверен, что машинисты и котельные машинисты корабля с этой за­ дачей справятся. Командир отделения маши­ нистов П. КУЧЕПАТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz