Северная вахта. 1942, декабрь.

ЛЮДИ СТОРОЖЕВИНА Н. ДЕЛЯТСЯ СВОИМ БОЕВЫМ ОПЫТОМ Смерть немецким оккупантам! т ш р ы т й г ' І Г і і Й Ш 1 ж'ьди*'>"ан иуі>сму.ф<ьѵімаи газета ыаламирскои йоаанрй Флитнякгі Mi 2S5 іЗ І1»} 3 д е к а б р я 1842 г о д а JUP ВОИНА УЧИТ , ч е т в е р г Твоя О Ч Е Р Е Д Ь , П У Л Е М Е і Ч И К ! Болес года несет боевую служ. «у на кашем морском- театре «„екий сторожевой корабль. За «то время он выполнил 29 ответ, стеешіых заданий командования, прошел 19 тысяч миль, 23 раза участвовал в боях с вражеской авиацией я всегда выходил notfe. дктеяем. Личный состав корабля научил, ся воевать днем и ночью, летом и полярной зимой, Нн при каких условиях на корабле ие отказы. #ает материальная часть пушек, к пулеметов, не «скисают» механиз. мы, сигнальщики всегда во.время обнаруживают противника и немед, ленно предупреждают командира. День за днем, от боя до бок собирают и совершенствуют моря, ■кн корабля то ценное, что дает война — боевой опыт. Они знают: война вносят в приемы боя новьк «етодц, и только тот побеждает в ней, кто учится на опыте сра- ксейЕЙ, смело вскрывает свои сшибки а исправляет их. Только тот сможет добиться настоящего воинского мастерства, кто лытлн. во изучает навыки мастера» боя перенимает знания, применяет их на практике у своего орудия, иу. деметй, на своем посту. Так учатся вить враг» моряки Н.ского сторожевого корабля. Все они *— командир отделения сиг. кальщиков Бмкяшев, командир орудия Косенков, пулеметчик За. мар,its , командир отделения маши» ЮфСТО® НурЖИІІСКНЙ — отлично знают своя специальности. Но койны не успокаиваются на дос. тигиутом, неустанно стремятся вперед, совершенствуют свою б ы . •у.Чку, свое боевое мастерство, Пулеметчик Замарасз знает, что оружие его должно выть' готово к бою в любую минуту, Он завел для пулемета два ствола, чтобы, если чистишь один, на второго в «то время можно было открыть огонь, В период зимних Оот на ко. равле был выделен специальный краснофлотец, который а мороз, иые дни по нескольку раз прово. рачивал механизмы орудия н ■этим предотвращал застывание я отказ полуавтоматикк, Котельные машинисты Коротков к Мосеев па два раза в сутки спускают сажу из прогаров и обдувают дымогарные трубки, та. кям образом совершенно не допу. ская искрения в темные зимние НОЧИ, Сигнальщики корабля — Бикя. шев, Власов;, Лукьянц — научи, .лнсь так наблюдать ночью з а го. рнзонтом, что от их глаз не мо. жет укрыться ни одно пятнышко ка небе и на воде» 08 опыте своем, накопленном в боях, моряки рассказывают се. годна в нашей газете. Их советы поучительны для всех моряков флотилии. Сигнальщики я наблюдатели,, пулеметчики и артиллеристы — краснофлотцы й младшие коман. ДИры — найдут в них много цен. ного. Зимний период ни в коем случае не должен снижать боевой активности, качества учебы, Ре­ монтируя корабли, выполняя бое, вые задания, каждый беломорец Должен стремиться еще лучше изучить накопленный боевой опыт » опыт товарищей, чтобы зи м о й еще крепче бить фашистов, Воору­ женные знаниями, в ы п о л н я й п р и к а з товарища Сталина, мы оконча. Однажды во время стоянки a Н-ской базе на наши корабли налетели 16 вражеских бомбарди­ ровщиков. Немцы сбредили бомбы, но ни одна из них не попала в цель. Мы не подпустили противника к своему кораблю. Материальная часть орудий и пулеметов у вас была в полной боевой готовности. Это стало у нас правилом —- постоянно держать материальную часть наготове. На. своем пулеме­ те я всегда заблаговременно вставляю ленту в приемник, уста, навливаю зенитный прицел на примерную дистанцию, с которой лучше всего биггь по фашистам. В сражениях с врагом наш пуле­ мет не подводит никогда. Каждый день я проверяю материальную іасть его, особенно автоматику. 5имой, чтобы сальники не при. .1 ерзали к кожуху, чтобы не за. льівал замок, я раза два в день дергаю ствол. Замок протираю насухо, так как хотя и применяем ѵіы зимнюю смазку, но она схва- ывается морозом н замок засты. ;ает. Остальные част» смазываю тамым тонким слоем. Сразу после окончания боя тщательно чищу пулемет. Разби­ раю его, прочищаю каждую часть. В боевой обстановке пулемет постоянно должен быть наготове. Поэтому, сняв ствол, я заменяю его запасным, вычищенным, а затем приступаю к чистке основ­ ного. Пулеметные ленты, набиты с таким расчетом, чтобы пулемет­ чик видел^ как его трасса ложит­ ся по цели1. Подпустив противни, ка на выгодную дистанцию, я даю по нему 2—3 коротких оче­ реди, и видя, что трасса накры­ вает цель, начинаю бить длинными эчёредямв на поражение. Когда самолет идет в пике,, я бью пря­ мо по моторам, вынеся точку прицеливания немного вперед. Улучаю момент, когда самолет, выходя та пике, на мгновение повисает на месте,—тогда бью по моторам, либо по кабине летчика, стараясь убить его. Пулеметчик П. ЗАМАРАЕВ,, №JSSKBtU/essgfExvtisasti№ssit» Люди учились в море, в похо­ дах, когда корабль выполнял за­ дания. Мы собирали их у пушек, и туг же практически об’ясняли обязанности по боевой тревоге, по­ казывали материальную часть и правила стрельбы. Потом начались тренировки. Особенно настойчиво тренировали мы наводчиков: от них в основном зависит точность стрельбы. Для тренировок использовали плывшие мимо корабля льдены, приметные предметы на берегу, встречные ко­ рабли а пролетавшие в пределах видимости советские самолеты. Тренировались и в спокойную по­ году и во время качки, стремясь к тому, чтобы люди приучались дей­ ствовать в любой обстановке. М$:яц напряженкой учебы дал хорошие результаты, В этом .убе­ дил нас первый же бой с фашист­ скими бомбардировщиками. Мы стояли тогда, вместе с другими кораблями, во льду. Три «Юнкер- св> внезапно появились из обла­ ков и бросились на нас. Расчет Полегушко мгновенно занял свои места. Артиллеристы открыл® та­ кой интенсивный огонь по про­ тивнику, что фашисты бросились наутек. Остальные корабли ке ус- Машинист Н.ского корабля старший краснофлотец, # . Филяио. нов, отлично выполняющий задания командира. Фото Д, Кузнецова. —— — в & -------------- ..........------ - ПУШКИ ВСЕГДА НАГОТОВЕ УХОД ЗА ВОЕВОИ ТЕХНИКОЙ ЗИМОЙ В морозный зимний день в от- ? ступит оттепель, изморозь сойдет крытом море на наш корабль н а -, —и если не доглядеть, быстро по­ пали фашистские самолеты. Мы явится ржавчина. Никакая смазка раньше вели немало боев с враже- от нее не спасет. Поэтому комен- ской авиацией, успешно отражали налеты. У комендоров накопился большой боевой опыт, материаль­ ную часть орудий всегда содержа­ ли в отличном состоянии. Теперь, когда появились «самолеты, мы подпустили их на выгодную ди­ станцию и открыли меткий огонь. Налет был отбит и на этот раз, но победа досталась нам с боль­ шим трудом. Орудие стреляло плохо. Тяжело работала полуавто- матика. Чтобы ие снизить скоро­ стрельности, пришлось все время вручную открывать и закрывать замок. Что ухудшило огневую мощь боевого поста? После боя я про­ верил материальную часть и обн*. ружил, что, готовясь к встрече с противником, мы ие учли сильного мороза. На морозе застыла, сгу­ стилась смазка, Она задерживала работу полуавтоматики, связала все подвижны» части пушки. В тот же день в расчете был выде­ лен специальный человек, который стал ежедневно, а в очень силь­ ные морозы к по поскольку раз в день, проворачивать механизмы и вращать орудие. Этим мы в даль­ нейшем предотвратили неприятные «неожиданности», которые в бою могут привести к печальным: ре­ зультатам. Больше внимания стали уделять чистке орудия. В сильные морозы на металле образуется ввей, А на- доры стали внимательно следить за колебаниями температуры воз­ духа, чаще просматривать, в ка­ ком состоянии находится мате­ риальная часть. Практика показала, что зимой орудия боятся густой смазки. Мы стали применять только пушечное масло, смазывая нм отдельные ча­ ста самым легким, тонким слоем. Перед смазкой, как правило, я сам смотрю, нет ли омеднения ка­ нала ствола, проверяю сектор под*- емного и поворотного механизмов —не попали ли туда снег, капли воды. Лишь после этого мы при­ ступаем к смазке. Внимательно следим к за со­ стоянием боезапаса. Однажды во время боя стали получаться осеч­ ки. Материальная часть пушки ра­ ботала вполне исправно. В чем де­ ло? Осмотрев один из снарядов, который отказал, я увидел, что у него чуточку отошел капсюль-де­ тонатор. Поэтому при выстреле получилась осечка. С тех пор, укладывая снаряды в кранцы, мы гсегда проверяем, не повлиял ли мороз на капсюли. Боезапас в кран­ цах проверяем ежедневно, чтобы не попала на него вода, не обра­ зовалась ледяная корка. Это ие менее важно, чем ежедневное про­ ворачивание пушки. Командир орудия Г, КОСЕНКОВ. СМ ОТ Р и В О Б А ! Как только наш корабль поки­ дает базу, я начинаю пристально наблюдать за горизонтом. В ясную погоду это нетрудно. Обо всем замеченном немедленно доклады­ ваю вахтенному командиру. Ведь любое бревно, любой ящик, цды- вущий по морю, может оказаться замаскированной подводной лод­ кой. Заметив предмет, я смотрю, » какую сторону он плывет: по вет­ ру пли против ветра. Труднее наблюдать в плохую погоду, когда над морем клубятся облака. Такую обстановку любят к подводные лодки, и самолеты противника! она позволяет им не­ заметно подобраться к кораблям. Поэтому при плохой видимости я ие только зорко наблюдаю за го­ ризонтом, но и до предела напря­ гаю слух. Стою, просматривало свой сектор, а потом медленно по­ ворачиваюсь на месте, и вслуши­ ваюсь, не раздастся ли гул мото­ ра. Услышав самолет, сразу вы­ бираю место, защищенное от вет­ ра, и тут начинаю вслушиваться» откуда . доносится шум. Прибли­ жается он к кораблю или уда­ ляется ог него? И бывало, что, еще не видя самолета, я докла­ дывал вахтенному командиру о приближении врага. Еще труднее наблюдать в тем­ ные осенние н зимние ночи. Море н воздух сливаются в сплошную черную массу. Но там, где гори­ зонт сливается с морем, остается чуть светлая полоска и на” ней всегда можно обнаружить силуэт корабля. Так оно и бывает: удает­ ся разглядеть корабль м » тем­ ноте. Раньше я подолгу пользовался биноклем. Потом сам удивлялся: почему слезятся глаза, притуп­ ляется зрение? А когда узнал, что опытные наблюдатели других ко­ раблей прибегают к биноклю, лишь обнаружив на горизонте что- либо подозрительное, или изредка просматривают в него весь гори­ зонт, — стал и сам поступать так. Бинокль устанавливаю по своим глазам сразу, когда заступаю на вахту. Чтобы в холодные ночи о* не отпотевал, я научился у других сигнальщиков прятать его за па­ зуху, в тепло. Выну, посмотрю, когда иадо, и опять спрячу. Бино­ клем пользуюсь периодически, че­ рез 8—10 минут. Особенно бдительно приходятся наблюдать, когда корабль подхо­ дит к берегу. Вражеские корабля любят маскироваться под берегом, выжидая удобного момента для нападения. Из-за берега любят на­ падать на корабли и фашистские самолеты. Приходится просматри­ вать каждую бухточку, каждый мысок, — и уж для этого поль­ зоваться биноклем все время. I Командир отделения сиг* I нальщиков 3, БИКЯШЕв, А р т и л л е р и с т ы Этот первый бой показал нам, что победа над воздушным против­ ником раньше всего зависит от внезапности первого залпа и мет­ кости его. С тех пор это стало для нас законом. Шли месяцы. Росло количество боевых встреч. Рос и опыт ко­ мендоров. Бои. выпадали на нашу долю часто, иной раз длились по нескольку часов. От большой ско­ рострельности раскалялись стволы орудий, на пт начинала гореть краска, и после отката ствола не получался накат. Это замедляло стрельбу. Как быть? Комендоры нашли выход: кок стал подавать из камбуза через световой люк ведра с холодной водой, а подносчик патронов Гала- ган тут же, во время стрельбы, тряпкой, смоченной в воде, охла­ ждал ствол. И орудие .продолжа­ ло работать с прежней скоро­ стрельностью. Бывало и так, что в разгар боя кончался боезапас, я скорострель­ ность снижалась из-за медленной подноски его. Мы пробовали за­ благовременно припасать возле орудий побольше снарядов, но я это не помогало. Командир орудия лях боезапас во время боя подяо- бок. Он отлично освоил эту сие* сят к орудиям краснофлотцы а в а -; циальнссть и никогда не путает рийной партии. Мы переняли эт о т ! трубки. Сколько бы снарядов ни результаты получились хо- j потребовалось в бою, Масланни- опыт; рошие. Подкосить боезапас долж-1 ков успевает подготовить их. На- ны все, кто свободен, н в первую | тренировался так, что устанавли- очередь бойцы аварийной партии, і вает трубку, не глядя на деления, Скорострельность требует, чтобы кранцы все время были заполнены снарядами. Комендоры твердо усвоили, что победа в бою зависит от каждого из них. Это заставило их обратить осо­ бенное внимание на свои действия, неустанно отрабатывать точность, автоматизм. Высокого мастерства добился установщик прицела и це­ лика Широкий, Он всегда работает безошибочно, уверенно. Наводчики Мьіхин и Макаров, заняв по тревоге свои места, зорко следят за небом, стараясь обнару­ жить противника, Заметив враже­ ский самолет, они производят гру­ бую ваводку на цель и больше не выпускают ее. А как только бом­ бардировщик начинает прибли­ жаться, они переходят на точную наводку. Работают все время спо­ койно, не дергая маховички, так как от т»?чк»х рывков расстрига ютея првборы. —одним точным поворотом ее. В походе, когда нет опасности», у орудия стоит один вахтенный ко­ мендор. Не исключена возмож- ность, что ему самостоятельно придется открыть огонь по само­ лету или додводной лодке про­ тивника при внезапном появлении их. В прошлом году такой случай был на Н-ском корабле, где ко мендер Чижов самостоятельно от­ крыл огонь по ;немецкой подвод­ ной лодке и этим помог уничто­ жению ее. Мы переняли опыт ко­ мендоров этого корабля и, выходя в море, всегда готовим определен­ ное количество боезапаса с зара­ нее установленными трубками: для постановки завесы и по подвод, пым лодкам. Вахтенный артилле­ рист сможет бить противника са­ мостоятельно, пока на пост *е Прибегут все .номер* расчет,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz