Северная вахта. 1942, декабрь.
ЛЮДИ СТОРОЖЕВИНА Н. ДЕЛЯТСЯ СВОИМ БОЕВЫМ ОПЫТОМ Смерть немецким оккупантам! т ш р ы т й г ' І Г і і Й Ш 1 ж'ьди*'>"ан иуі>сму.ф<ьѵімаи газета ыаламирскои йоаанрй Флитнякгі Mi 2S5 іЗ І1»} 3 д е к а б р я 1842 г о д а JUP ВОИНА УЧИТ , ч е т в е р г Твоя О Ч Е Р Е Д Ь , П У Л Е М Е і Ч И К ! Болес года несет боевую служ. «у на кашем морском- театре «„екий сторожевой корабль. За «то время он выполнил 29 ответ, стеешіых заданий командования, прошел 19 тысяч миль, 23 раза участвовал в боях с вражеской авиацией я всегда выходил notfe. дктеяем. Личный состав корабля научил, ся воевать днем и ночью, летом и полярной зимой, Нн при каких условиях на корабле ие отказы. #ает материальная часть пушек, к пулеметов, не «скисают» механиз. мы, сигнальщики всегда во.время обнаруживают противника и немед, ленно предупреждают командира. День за днем, от боя до бок собирают и совершенствуют моря, ■кн корабля то ценное, что дает война — боевой опыт. Они знают: война вносят в приемы боя новьк «етодц, и только тот побеждает в ней, кто учится на опыте сра- ксейЕЙ, смело вскрывает свои сшибки а исправляет их. Только тот сможет добиться настоящего воинского мастерства, кто лытлн. во изучает навыки мастера» боя перенимает знания, применяет их на практике у своего орудия, иу. деметй, на своем посту. Так учатся вить враг» моряки Н.ского сторожевого корабля. Все они *— командир отделения сиг. кальщиков Бмкяшев, командир орудия Косенков, пулеметчик За. мар,its , командир отделения маши» ЮфСТО® НурЖИІІСКНЙ — отлично знают своя специальности. Но койны не успокаиваются на дос. тигиутом, неустанно стремятся вперед, совершенствуют свою б ы . •у.Чку, свое боевое мастерство, Пулеметчик Замарасз знает, что оружие его должно выть' готово к бою в любую минуту, Он завел для пулемета два ствола, чтобы, если чистишь один, на второго в «то время можно было открыть огонь, В период зимних Оот на ко. равле был выделен специальный краснофлотец, который а мороз, иые дни по нескольку раз прово. рачивал механизмы орудия н ■этим предотвращал застывание я отказ полуавтоматикк, Котельные машинисты Коротков к Мосеев па два раза в сутки спускают сажу из прогаров и обдувают дымогарные трубки, та. кям образом совершенно не допу. ская искрения в темные зимние НОЧИ, Сигнальщики корабля — Бикя. шев, Власов;, Лукьянц — научи, .лнсь так наблюдать ночью з а го. рнзонтом, что от их глаз не мо. жет укрыться ни одно пятнышко ка небе и на воде» 08 опыте своем, накопленном в боях, моряки рассказывают се. годна в нашей газете. Их советы поучительны для всех моряков флотилии. Сигнальщики я наблюдатели,, пулеметчики и артиллеристы — краснофлотцы й младшие коман. ДИры — найдут в них много цен. ного. Зимний период ни в коем случае не должен снижать боевой активности, качества учебы, Ре монтируя корабли, выполняя бое, вые задания, каждый беломорец Должен стремиться еще лучше изучить накопленный боевой опыт » опыт товарищей, чтобы зи м о й еще крепче бить фашистов, Воору женные знаниями, в ы п о л н я й п р и к а з товарища Сталина, мы оконча. Однажды во время стоянки a Н-ской базе на наши корабли налетели 16 вражеских бомбарди ровщиков. Немцы сбредили бомбы, но ни одна из них не попала в цель. Мы не подпустили противника к своему кораблю. Материальная часть орудий и пулеметов у вас была в полной боевой готовности. Это стало у нас правилом —- постоянно держать материальную часть наготове. На. своем пулеме те я всегда заблаговременно вставляю ленту в приемник, уста, навливаю зенитный прицел на примерную дистанцию, с которой лучше всего биггь по фашистам. В сражениях с врагом наш пуле мет не подводит никогда. Каждый день я проверяю материальную іасть его, особенно автоматику. 5имой, чтобы сальники не при. .1 ерзали к кожуху, чтобы не за. льівал замок, я раза два в день дергаю ствол. Замок протираю насухо, так как хотя и применяем ѵіы зимнюю смазку, но она схва- ывается морозом н замок засты. ;ает. Остальные част» смазываю тамым тонким слоем. Сразу после окончания боя тщательно чищу пулемет. Разби раю его, прочищаю каждую часть. В боевой обстановке пулемет постоянно должен быть наготове. Поэтому, сняв ствол, я заменяю его запасным, вычищенным, а затем приступаю к чистке основ ного. Пулеметные ленты, набиты с таким расчетом, чтобы пулемет чик видел^ как его трасса ложит ся по цели1. Подпустив противни, ка на выгодную дистанцию, я даю по нему 2—3 коротких оче реди, и видя, что трасса накры вает цель, начинаю бить длинными эчёредямв на поражение. Когда самолет идет в пике,, я бью пря мо по моторам, вынеся точку прицеливания немного вперед. Улучаю момент, когда самолет, выходя та пике, на мгновение повисает на месте,—тогда бью по моторам, либо по кабине летчика, стараясь убить его. Пулеметчик П. ЗАМАРАЕВ,, №JSSKBtU/essgfExvtisasti№ssit» Люди учились в море, в похо дах, когда корабль выполнял за дания. Мы собирали их у пушек, и туг же практически об’ясняли обязанности по боевой тревоге, по казывали материальную часть и правила стрельбы. Потом начались тренировки. Особенно настойчиво тренировали мы наводчиков: от них в основном зависит точность стрельбы. Для тренировок использовали плывшие мимо корабля льдены, приметные предметы на берегу, встречные ко рабли а пролетавшие в пределах видимости советские самолеты. Тренировались и в спокойную по году и во время качки, стремясь к тому, чтобы люди приучались дей ствовать в любой обстановке. М$:яц напряженкой учебы дал хорошие результаты, В этом .убе дил нас первый же бой с фашист скими бомбардировщиками. Мы стояли тогда, вместе с другими кораблями, во льду. Три «Юнкер- св> внезапно появились из обла ков и бросились на нас. Расчет Полегушко мгновенно занял свои места. Артиллеристы открыл® та кой интенсивный огонь по про тивнику, что фашисты бросились наутек. Остальные корабли ке ус- Машинист Н.ского корабля старший краснофлотец, # . Филяио. нов, отлично выполняющий задания командира. Фото Д, Кузнецова. —— — в & -------------- ..........------ - ПУШКИ ВСЕГДА НАГОТОВЕ УХОД ЗА ВОЕВОИ ТЕХНИКОЙ ЗИМОЙ В морозный зимний день в от- ? ступит оттепель, изморозь сойдет крытом море на наш корабль н а -, —и если не доглядеть, быстро по пали фашистские самолеты. Мы явится ржавчина. Никакая смазка раньше вели немало боев с враже- от нее не спасет. Поэтому комен- ской авиацией, успешно отражали налеты. У комендоров накопился большой боевой опыт, материаль ную часть орудий всегда содержа ли в отличном состоянии. Теперь, когда появились «самолеты, мы подпустили их на выгодную ди станцию и открыли меткий огонь. Налет был отбит и на этот раз, но победа досталась нам с боль шим трудом. Орудие стреляло плохо. Тяжело работала полуавто- матика. Чтобы ие снизить скоро стрельности, пришлось все время вручную открывать и закрывать замок. Что ухудшило огневую мощь боевого поста? После боя я про верил материальную часть и обн*. ружил, что, готовясь к встрече с противником, мы ие учли сильного мороза. На морозе застыла, сгу стилась смазка, Она задерживала работу полуавтоматики, связала все подвижны» части пушки. В тот же день в расчете был выде лен специальный человек, который стал ежедневно, а в очень силь ные морозы к по поскольку раз в день, проворачивать механизмы и вращать орудие. Этим мы в даль нейшем предотвратили неприятные «неожиданности», которые в бою могут привести к печальным: ре зультатам. Больше внимания стали уделять чистке орудия. В сильные морозы на металле образуется ввей, А на- доры стали внимательно следить за колебаниями температуры воз духа, чаще просматривать, в ка ком состоянии находится мате риальная часть. Практика показала, что зимой орудия боятся густой смазки. Мы стали применять только пушечное масло, смазывая нм отдельные ча ста самым легким, тонким слоем. Перед смазкой, как правило, я сам смотрю, нет ли омеднения ка нала ствола, проверяю сектор под*- емного и поворотного механизмов —не попали ли туда снег, капли воды. Лишь после этого мы при ступаем к смазке. Внимательно следим к за со стоянием боезапаса. Однажды во время боя стали получаться осеч ки. Материальная часть пушки ра ботала вполне исправно. В чем де ло? Осмотрев один из снарядов, который отказал, я увидел, что у него чуточку отошел капсюль-де тонатор. Поэтому при выстреле получилась осечка. С тех пор, укладывая снаряды в кранцы, мы гсегда проверяем, не повлиял ли мороз на капсюли. Боезапас в кран цах проверяем ежедневно, чтобы не попала на него вода, не обра зовалась ледяная корка. Это ие менее важно, чем ежедневное про ворачивание пушки. Командир орудия Г, КОСЕНКОВ. СМ ОТ Р и В О Б А ! Как только наш корабль поки дает базу, я начинаю пристально наблюдать за горизонтом. В ясную погоду это нетрудно. Обо всем замеченном немедленно доклады ваю вахтенному командиру. Ведь любое бревно, любой ящик, цды- вущий по морю, может оказаться замаскированной подводной лод кой. Заметив предмет, я смотрю, » какую сторону он плывет: по вет ру пли против ветра. Труднее наблюдать в плохую погоду, когда над морем клубятся облака. Такую обстановку любят к подводные лодки, и самолеты противника! она позволяет им не заметно подобраться к кораблям. Поэтому при плохой видимости я ие только зорко наблюдаю за го ризонтом, но и до предела напря гаю слух. Стою, просматривало свой сектор, а потом медленно по ворачиваюсь на месте, и вслуши ваюсь, не раздастся ли гул мото ра. Услышав самолет, сразу вы бираю место, защищенное от вет ра, и тут начинаю вслушиваться» откуда . доносится шум. Прибли жается он к кораблю или уда ляется ог него? И бывало, что, еще не видя самолета, я докла дывал вахтенному командиру о приближении врага. Еще труднее наблюдать в тем ные осенние н зимние ночи. Море н воздух сливаются в сплошную черную массу. Но там, где гори зонт сливается с морем, остается чуть светлая полоска и на” ней всегда можно обнаружить силуэт корабля. Так оно и бывает: удает ся разглядеть корабль м » тем ноте. Раньше я подолгу пользовался биноклем. Потом сам удивлялся: почему слезятся глаза, притуп ляется зрение? А когда узнал, что опытные наблюдатели других ко раблей прибегают к биноклю, лишь обнаружив на горизонте что- либо подозрительное, или изредка просматривают в него весь гори зонт, — стал и сам поступать так. Бинокль устанавливаю по своим глазам сразу, когда заступаю на вахту. Чтобы в холодные ночи о* не отпотевал, я научился у других сигнальщиков прятать его за па зуху, в тепло. Выну, посмотрю, когда иадо, и опять спрячу. Бино клем пользуюсь периодически, че рез 8—10 минут. Особенно бдительно приходятся наблюдать, когда корабль подхо дит к берегу. Вражеские корабля любят маскироваться под берегом, выжидая удобного момента для нападения. Из-за берега любят на падать на корабли и фашистские самолеты. Приходится просматри вать каждую бухточку, каждый мысок, — и уж для этого поль зоваться биноклем все время. I Командир отделения сиг* I нальщиков 3, БИКЯШЕв, А р т и л л е р и с т ы Этот первый бой показал нам, что победа над воздушным против ником раньше всего зависит от внезапности первого залпа и мет кости его. С тех пор это стало для нас законом. Шли месяцы. Росло количество боевых встреч. Рос и опыт ко мендоров. Бои. выпадали на нашу долю часто, иной раз длились по нескольку часов. От большой ско рострельности раскалялись стволы орудий, на пт начинала гореть краска, и после отката ствола не получался накат. Это замедляло стрельбу. Как быть? Комендоры нашли выход: кок стал подавать из камбуза через световой люк ведра с холодной водой, а подносчик патронов Гала- ган тут же, во время стрельбы, тряпкой, смоченной в воде, охла ждал ствол. И орудие .продолжа ло работать с прежней скоро стрельностью. Бывало и так, что в разгар боя кончался боезапас, я скорострель ность снижалась из-за медленной подноски его. Мы пробовали за благовременно припасать возле орудий побольше снарядов, но я это не помогало. Командир орудия лях боезапас во время боя подяо- бок. Он отлично освоил эту сие* сят к орудиям краснофлотцы а в а -; циальнссть и никогда не путает рийной партии. Мы переняли эт о т ! трубки. Сколько бы снарядов ни результаты получились хо- j потребовалось в бою, Масланни- опыт; рошие. Подкосить боезапас долж-1 ков успевает подготовить их. На- ны все, кто свободен, н в первую | тренировался так, что устанавли- очередь бойцы аварийной партии, і вает трубку, не глядя на деления, Скорострельность требует, чтобы кранцы все время были заполнены снарядами. Комендоры твердо усвоили, что победа в бою зависит от каждого из них. Это заставило их обратить осо бенное внимание на свои действия, неустанно отрабатывать точность, автоматизм. Высокого мастерства добился установщик прицела и це лика Широкий, Он всегда работает безошибочно, уверенно. Наводчики Мьіхин и Макаров, заняв по тревоге свои места, зорко следят за небом, стараясь обнару жить противника, Заметив враже ский самолет, они производят гру бую ваводку на цель и больше не выпускают ее. А как только бом бардировщик начинает прибли жаться, они переходят на точную наводку. Работают все время спо койно, не дергая маховички, так как от т»?чк»х рывков расстрига ютея првборы. —одним точным поворотом ее. В походе, когда нет опасности», у орудия стоит один вахтенный ко мендор. Не исключена возмож- ность, что ему самостоятельно придется открыть огонь по само лету или додводной лодке про тивника при внезапном появлении их. В прошлом году такой случай был на Н-ском корабле, где ко мендер Чижов самостоятельно от крыл огонь по ;немецкой подвод ной лодке и этим помог уничто жению ее. Мы переняли опыт ко мендоров этого корабля и, выходя в море, всегда готовим определен ное количество боезапаса с зара нее установленными трубками: для постановки завесы и по подвод, пым лодкам. Вахтенный артилле рист сможет бить противника са мостоятельно, пока на пост *е Прибегут все .номер* расчет,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz