Северная вахта. 1942, декабрь.
С м е р т ь н е м е ц к и м о к к у п а н т а м ! С Е В Е Р Н А Я кжеднвваая красаафлогская газета Ьалаглорской военной Флотилии Я 2 309 ( 415 ) 31 декабря 1942 года, четверг і » і > і им inHi'i^iwiiitiMH iiwH'.'rijTroiniinr'TrnHjnriTrijHnii’iinп^тшшшпітттііі *д»му^г'^т>?т,іви?сч*|*і**т*тітр^р^уні^я?ж^ші)іиу^і^^'шг'^і>гщі(; ішзйбКЗіЯШ^ККі Отлично неотмбоевуюслужбу Д ш м д ш вдмшмаіа^шиимтииі м ті «■ижй^г.ввкмдага на морских путях «шшии шкаамиаашмис В летне.осеннюю кампанию ко рабли нашей флотилии много по. работали на конвоировании кара, ванов и одиночных транспортов. Выполняя эту исключительно важную н ответственную задачу, каждый краснофлотец, каждый командир знал, что родина пору, чила им охранять громадные ценности), нужные для фронта, для нашей победы над врагом. Встречая сильное противодей ствие ка коммуникациях, моряки ум ело отражали атаки немецких пикировщиков и подводных л о. док, прилагали все усилия, что. бы доставить транспорты невреди мыми в порты назначения. С наступлением зимы конвойная сл уж ба сделалась ещ е сложнее. Штормы, льды и плохая видимость создаю т серьезные трудности. Но закаленные в боях и походах мо. рякн мужественно преодолевают все препятствия: проводят кара ваны через тяжелые льды, у с пешно доставляя их к месту на значения. Недавно Н-ский корабль сопро вождал караван груженых транс, портов в отдаленный порт. При проходе узкости все. су д а затер ло льдом и они не могли дви гаться дальше. Усилив круговое наблюдение, командир решил вы вести караван на чистую воду. К о рабль начал околку судов. Эта ра бота продолжалась долго и потре бовала от моряков много уси- л ий, так как в любую минуту корабль могло затереть льдами. Караваи был выведен из л ед о вого плена, но теперь, когда на. д о было продолжать конвоирова ние!, подходили к концу топливо и смазочные материалы. Чтобы не задерживать суда, командир БЧ .5 Ефренквн сумел принять и а .х о д у топливо на одном из транспортов. Мастерами своего дела показали себя рулевые Би. менко, Онохин и Сухорукое. Бла годаря их умелой работе корабль вывел караван из льдов. Сигналь, щики Колесников и Веселов о бе. спечили непрерывное наблюдение за морем и воздухом. Конвоирование требует прежде всего, чтобы моряки, участвую . , бу на морских путях — наш долг. щие в проводке судов, знали по. вадки врага, умели заранее пре дупреждать его намерения. Для ударов по коммуникациям немцы в большинстве случаев исполь зуют бомбардировочную и торпе доносную авиацию. Излюбленные приемы немецких летчиков—нала, дение с солнечной стороны, из-за облаков, со стороны берега, с кормовых курсовых углов. Но уловки врага не страшны умелым морякам. Четким и лов. ким маневрированием, бдитель. ньш наблюдением и мощным ог. нем своих пушек и пулеметов они отражают атаки и сами на. носят врагу крепкие удары. Сторожевой корабль Н-ской базы конвоировал в отдаленный порт транспорт. Один за другим проносились снежные заряды, за трудняя наблюдение. В это вре мя сигнальщик тов. Белянко заметил в разрывах облаков н е мецкий бомбардировщик. Н е. сколько раз пытался фашист атаковать корабль, но каждый раз зенитчики вынуждали его отворачивать. Бросив бомбы на. угад, «Юнкере» ушел ни с чем. Сигнальщик и наблюдатель на конвое должны видеть все, не выпуская из поля зрения со. ироЕождаемый транспорт, особен, но при плохой видимости, В силь. ный шторм и снежные заряды трудно нести вахту. Сигнальщик Белянко даж е и в такое время не снижал бдительности. Силь ный ветер до боли режет глаза, снежные заряды закрывают все впереди. Белянко в такую погоду чаще прибегает к помощи оптики. С биноклем — надежнее, и глаз* не устают. Морякам нашей флотилии пред. стоят ещ е более ответственные задачи. Мы накопили немалый опыт конвоирования, но успокаи. | ваться на этом нельзя. Надо, чтобы плавающие корабли еще лучше работали на коммуника циях, а моряки ремонтирующихся кораблей повседневно изучали полученный опыт прошлых похо дов. Отлично нести боевую сл уж . С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИТЬ У К А ЗАН И Я Н А Р КОМ А Как только на корабль пришла газета, весь личный состав озн а комился с обращением Наркома Военно-Морского Флота адмирала Кузнецова к беломорцам, Вскоре все собрались в самом большом кубрике корабля. Начался кргено- - флотский митинг. Первым выступает капитан-лей тенант Шубин. Он зачитывает о б ращение Наркома, а затем обра щается к бойцам с краткой р е чью: — Нашим ответом на призыв Наркома будут образцовый д о срочный ремонт корабельных ме ханизмов и отличное выполнение задач боевой подготовки. Слово берет командир отделе ния сигнальщиков старшина 1 ста тья Успенский. — Нарком требует, чтобы мы повседневно проверяли свою готов ность нанести сокрушительный удар по врагу. Б ее ли сделали мы? Нет, не все. Возьму хотя бы сигнальщиков. Среди них, особен но среди новичков, есть и такие, которые работают еще слабо, не достаточно знают свое дело. На ша задача—подтянуть всех о т стающих. Один' за другим выступают краснофлотцы и командиры, еди нодушно заявляя, что с честью выполнят указания Наркома. № в ■ ш т '■ШШы ....... щ ш ш м ш ш Ш Ш На конвое. Караван транспортов преодолевает ледовое поле. — ~ . ц - jš Ш т —— Путь через льды Все лето наш корабйь провел вдали от родной базы, вы» полняя задания, главным образом по конвоированию транс портов. За несколько месяцев плавания мы провели в море 3.(95 ходовык часов без ремонта и без чистки котлов. Хотя это в несколько раз превышает сроки, полагающиеся для плавания без коглочистки, механизмы и котельное хозяй ство корабля работали без единой помехи. Осень застала нас вдали от родных берегоів. Наступили темные, штормовые ночи. На море стал быстро нарастать ледяной покров. Условия плавания усложнились. Несмотря ва, сильную усталость, никто из моряков не думал о возвра щении в базу: впереди предстояла еще большая работа. Однажды корабль получил задание — провести транспорт в порт Н. Подступы к порту были уж е покрыты тьдом. На фарватере в узких местах л ед срезал вешки ограждения, и требовалось настоящее навигационное искусство, чтобы, следуя ло каналу, не сесть на многочисленные мели. Высо кое мастерство показали наши командиры, особенно старший лейтенант-орденоносец Новожилов: по карте и по1звездам он определял правильный путь и благополучно провел оба корабля в порт. Много пришлось поработать рулевым. Командир отделе ния Нечаев,, краснофлотцы Кощеев и Темпинов час за часом стояли ва-хты у руля, четко выполняя приказания командира. Почти беспрерывно им 'приходилось промерять глубину. Скользкий, обледенелый лотлинь резал ладони, на ветру мерзли руки. Иной раз у рулевых кровь из-под ногтей показывалась. Но данные о глубине они сообщали беспре рьгано, и корабли продвигались сквозь льды. Стоянка в Н-сксм порту была непродолжительной. Зима вступила в свои права, в короткий срок рейд покрылся сплошным льдом. Нам пришлось выводить несколько груже ных транспортов на чистую воду. С этой задачей мы с.прави- дась. Вместе с одним из транспортов мы направились в отда ленный пункт. Не успели выйти в открытое море как попали в сильный шторм. Ветер достигал 11 б а л л о в ’ Вах тенные у носовой пушки, наблюдатели и сигнальщики ’не по кидали своих постов, хотя волны, захлестывая палубу с ног д о головы обдавали их ледяной водой. Временами крен корабля доходил до 50 градусов. Казалось, немного и корабль перевернется. Но все так ж е бдительно несли вахту сигнальщик Кузнецов, комендоры Липатов, Ярмош, айкав. Ни на секунду не прекращали работу котельные машинисты Стулов и Чуржлов, машинисты Востряков, Гани чев, Кириллов. Корабль шел полным ходом. Одна мысль владела людьми — во что бы то ни стало выполнить боевой приказ? В разРываіХ яизких облаков показались -само- еты противника, наблюдатели тотчас заметили их На ко рабле .сыграли боевую тревогу. Комендоры заняли свои ме ста у орудии, и едва против,ник стал приближаться к кораб лям, мы открыли интенси вный огонь. Особенно метко стре ляло орудие старшего краснофлотца Липатова: уж е со вто. р о выстрела он накрыл цель. Фашисты отвернули с бое вого курса и поспешили удрать. Транспорт был нами достав лен в порт без повреждений. На обратном пути пришлось долго пробиваться лед к чистой воде. Корабль попал в сжатие личный состав несколько часов пешнями сквозь и почти весь освобождая его. Наконец, и это п р е п ^ и е направились в родную но. т ы вышли на чистую воду и базу. Командир отделения котельных машинистов Я. УШЕРЕНКО. П о м о щ ь т р а н с п о р т а м Корабль будет готов в срок — В прошлую зиму мы отлично отремонтировали свой корабль, обошлцеь без помощи завода, — говорил іга митинге командир БЧ-5 тов. Касаев. Летом, в труднейших условиях, наш корабль плавал без единой погрешности в механизмах. Сейчас мы снова, встали на ремонт. В ответ на обращение Наркома к беломорцам я от имени личного «гости# нашей боевой части даю слово: так отремонтируем механиз мы, что в будущем году корабль снова б удет только отлично вы полнять все боевые задания командования. Выступление командира поддер жали краснофлотцы и младшие командиры боевой части Путо, Кириллов и другие, отлично рабо тающие на ремонте корабля. Взаимная выручка в бою, готов ность жизнью пожертвовать ради спасения товарища — отличитель ная черта советских воинов. Она характеризует не только людей, воюющих на суше, но и наших летчиков, и наших моряков. Ни когда советские м орж и не оста вят в беде товарища, не бросят его в трудную минуту. Как-то наш караван темной но чью пробирался к пункту Н. Д у л ветер, по корю гуляла крутая вол. на. В этой очень сложной обста новке одному из транспортов н уж но было оказать срочную помощь, но наш корабль не смог подойти к его борту. Мы спустили шлюпку. Быстро соскользнули * нее лей тенант Ткачев, боцман Молоков, командир отделения минеров Ку- лебакия и несколько краснофлот цев. С борта корабля в шлюпку был спущен длинный буксирный конец. Краснофлотцы взмахнули веслами и шлюпка, ныряя sc волны на вол ку, почти зарываясь в холодную воду, пошла к транспорту. Н е о б ходимая помощь была оказана. Некоторое время спустя нам пришлось помогать другому транс порту. С этой задачей днчный с о * став корабля справился быстро и хорошо, А» КАСАЕВ. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮЮ Утреннее сообщение 30 декабря В течение ночи на 30 декабря наши войска южнее Сталинграда, в районе среднего Дона и на Центральном фронте продолжали вести наступательные бои на преж них направлениях. * * * В заводском районе Сталинграда наши подразделения, преодолевая упорное сопротивление противни ка, захватили 82 вражеских ДЗОТ ’а и блиндажа. Немцы потеряли только убитыми д о 300 солдат ш офицеров. * * * Северо-западнее Сталинграда на ши войска вели активные боевые действия, Н-ская часть овладела высотой, имеющей большое такти ческое значение, уничтожила д о 400 гитлеровцев и 8 орудий. З а хвачены пленные и трсфеи. Пы таясь вернуть высоту, немцы пред приняли ряд контратак, в ходе ко торых понесли еще более тяж е лые потери. На другом участке наши бойцы ворвались во враже ские окопы и ведут бой по очи щению их от гитлеровцев. * * * Южнее Сталинграда наши части продолжали наступление и заняли ряд населенных пунктов. В по следних боях захвачены штабы двух пехотных дивизий противни ка. На одном участке перешел на нашу сторону и добровольно сдал ся в плен командир батальона про тивника. Ему было предложено вернуться в свое подразделение и привести его в полном составе. Офицер вернулся в подчиненный ему батальон и привел его в плен в полном составе и с вооруж е нием. На другом участке каша тан ковая часть окружила д о двух п е хотных полков противника и истре била 1.800 гитлеровцев. По непол ным данным, уничтожено 52 авто машины, 15 орудий, 45 минометов и 4 склада с боеприпасами. * * * В районе среднего Дона наши войска продолжали наступление и на ряде участков отбивали контр атаки противника. Значительным силам немецкой пехоты на одном участке удалось потеснить п од разделение Н-ской части. Совет ские бойцы контрударом отброси ли противника и восстановили п о ложение. На поле боя осталось 400 вражеских трупов и 6 подби тых танков. Нашими частями за хвачено 30 автомашин, много сна рядов, патронов и мин. На, д р у гом участке Н-ская часть, сл о жив сопротивление противника, продвннул?(Сь вперед и ведет бой на подступах к крупному насе ленному пункту. И : * * * На Центральном' фронте наши войска вели наступательные бои. В районе Великие Л уки советски*, части заняли несколько населен ных пунктов. Бойцы части, где командиром тов. Д ь я к # » , в р е зультате ож есточенного боя заня ли опорный пункт противника. (Окенчаип* см, на етр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz