Северная вахта. 1942, август.
С м е р т ь н е м е ц к и м о к к у п а н т а м ! СЕВЕРНАЯ № 204 (310) с у б б о т а 29 а в г у с т а 1942 г а д а Е ж е д н е в н а я к р а с н о ф л о т с к а я г а з е т а Б ел ом о р ск о й военной флотилив Злобный, опьяневший от нровавого разбоя, враг угрожает твоей семье. Грудью заслони ее, прегради дорогу врагу в родные края, н родному дому. Твое оружие, воин, твоя стойность и отвага решают ныне судьбу родины, судьбу твоей семьи. ОЖИВИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК В учебе и в бою книга являет ся верным другом и спутником советского воина. В ней красно флотец и командир ищут ответы на мног ие вопросы, черпают знания для борьбы с врагом. Книга, брошюра, журнал и газе та — оружие! Надо, чтобы это оружие не «ржавело», все время было в действии. Предметом живейших забот ра ботников всех библиотек должны стать книги, пропагандирующие фронтовой опыт, боевые дела г е роев войны, гвардейцев, книги о зверствах фашистских мерзавцев, произведения, воспитывающие не нависть, стойкость, зовущие на подвиг. Пропагандируя литературу, ра ботники библиотеки не должны ждать, когда читатель придет за книгой, а искать его, достав лять книгу на корабли, в окопы, на самые отдаленные точки. Так работает библиотека, где на чальником т. Бойдов. Здесь х о р о шо использован брошюрный фонд, созданы тематические библиотеч ки-передвижки, проводятся творче ские вечера писателей - фронтови ков. О новых книгах читатель узнает не только из витрин и ре комендательных списков, но в пер вую очередь от активистов библио теки. Получив новую книгу или брошюру, активисты идут в красно флотский кубрик, в землянку, в блиндаж, рассказывают о ней, чи тают наиболее интересные вы держки. К сожалению, не все библио теки и их начальники могут похва литься разнообразием форм работы с читателем. Многие из них все еще продолжают действовать по- старинке и превращают библиотеку в книжный склад. Подразделяя чи тателей на «активных» и «пассив ных», окружая первых вниманием и привилегиями, отдельные библио теки искусственно тормозят к у л ь турный и политический рост бой цов. При такой постановке дела вряд ли так называемый «пассив ный» читатель станет в ряды акти вистов. Многие библиотеки совершенно не заботятся о пополнении и об новлении своего книжного фонда. Разговоры о невозможности приоб рести новую книгу, есть не что иное, как попытка прикрыть свою бездеятельность и безынициатив ность. Ведь сумели же комиссар т. Ду- шин и комсомольцы Н-ского госпи. таля за несколько месяцев увели чить книжный фонд своей библио теки до 2.000 экземпляров. Они не надеялись только на органы снабжения — приобретали книги в магазинах, организовали сбор ли тературы среди населения, исполь зовали помощь шефских организа ций. Действенной формой пропаганды книги, активизации читателя явля ются творческие обсуждения наи более актуальных и значительных произведений, встречи читателей с писателями и поэтами. Много ли сделано в этом отношении библио текой Дома Военно-Морского Фло та главной базы? Большой популярностью среди читателей пользуются книги Ю. Гер. мана, В. Каверина. Эти и другие писатели и поэты могут выступить с чтением своих произведений в ДВМФ , но работники последнего ни разу не удосужились о р г а н т о - вать встречу бойцов с литерато рами. Надо оживить деятельность биб лиотек, усилить работу с читате лем, обеспечить пропаганду книги, широко практиковать книгопоше- ство. Обязанность не только ко миссаров и библиотечных работни ков, но и всех коммунистов и ком сомольцев добиваться, чтобы пе чатное слово звало бойцов на под виг, усиливало их ненависть к врагу. Корабль вернулся с моря. В этот день личный состав узнал радостное сообщение о боевых успехах войск Западного и Калининского фронтов. Рано утром состоялся митинг. Беломорцы поклялись беспощадно бить немца на Севере, как бьют его воины Красной Армии сейчас на Западе На сним ке: митинг личного состава корабля. Выступает секретарь партийной организации И. Л. Жильцов. Фото Д. Кузнецова. д О - М А Т Е Р И Я получил письмо твое, родная, В обычный день, горячий, боевой. Ты пишешь в нем, что, часто вспоминая. Ты терпеливо ждешь меня домой... Родная, жди. Конечно, я вернусь. Твоя уверенность меня упорству учит, И если в сердце вдруг забьется грусть,— Твое письмо мой утешитель лучший... Та к жди -ж меня И ты прождешь не зря. Я возвращуся тан или иначе, Наперекор смертям, благодаря Терпенью твоему, твоей любви горячей,, Л. МИШИЛЕВИЧ , УПОРСТВО воинов Корабль тралил фарватер. Был солнечный день Сигнальщики при стально наблюдали за горизонтом, зная, что в любую секунду может появиться воздушный противник. Так оно и было: в 15 часов вах тенный носового орудия крикнул: — Сектор... Самолет против ника! Комендоры моментально заняли свои места. Пушки были заряже ны еще раньше, и как только са молет лег курсом на корабль, орудия открыли огонь. Наводчик моего орудия Савельев сразу пой мал цель и прочно держал ее. Орудие стреляло быстро, точно. Разрывы ложились возле самого самолета, но, видно, фашистский «асс» решил во что бы то пи ста ло добраться до корабля. Он про должал итти прежним курсом. Комендоры еще более усилили огонь. Ничто не смогло поколе бать их решимости биться с вра гом до конца. И вот самолет не выдержал, отвернул с боевого курса и поспешно стал удирать к берегу. Победа и на этот раз осталась за нами. Командир отделения комендоров П. ЛОБАНОВ. Б о й ц ы ц е н т р а л ь н о г о п о с т а Наш боевой пост—сердце батареи. Мы управляем сложными механиз мами, тончайшими приборами, без знания которых невозможно вести прицельную стрельбу по кораблям противника. При малейшей неточ ности прибор может «смазать» успех артиллерийского огня. П о этому на изучение техники, на четкость и дисциплину при ее об служивании я обращаю главное внимание подчииеиных. За время своей службы я провел до десятка учебных стрельб и все —успешно. Получил нисколько на град и благодарностей. Отличной работы краснофлотцы моего заведывания достигли путем кропотливой повседневной учебы, упорной тренировки. Установщик дистанции комсомо лец Алексеев так освоил технику, что даж е в противогазе перевыпол няет все нормативы. Как и другие бойцы, он сумеет заменить в бою своего товарища. Не уступают Алексееву отличники Никульников и Заботин. Они изготовляют меха низмы к действию значительно раньше норматива, безошибочно решают вводные. — Перебило основной кабель, связь с управляющим огнем пре кратилась!—дает вводную сержант Бодров. Бойцы мгновенно переключаются на аварийный. — Не работает ключ, перегорел предохранитель, не поступает с визира азимут,—и э т а вводные ре шаются ими быстро и четко. Старшина Бодров однажды незаметно заменил предохра нитель. Никульников быстро вскрыл коробку, обнаружил з а мену и поставил, новый предо хранитель. Пост снова действовал. Комсомолец Данилов в отделе нии служит недавно. Мы сумели привить ему любовь к механизмам, увлечь новой военной профессией. Стремясь догнать в учебе товари щей, Данилов прилежно взялся за дело и успешно освоил его. Он з а нят учебой и рано утром и поздно вечером. Когда товарищи отдыха ли, он шел на дополнительные з а нятия. В моем отделении все— комсо мольцы, все — отличники боевой подготовки. Отделение готозо к боям, сумеет быстро и точно опре делить цель и с первого залпа уничтожить противника. Младший сержант А. Д Е КАЛИН . ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОРЕ В первые же дни дозора пар тийная организация корабля реши ла провести техническую конфе ренцию на тему: «Распознавание ОВ и борьба с ними». Химист, р у ководивший подготовкой, разбил тему на семь разделов. По к а ж д о му из них выступал самостоятель ный докладчик, каждый получил наиболее интересующую его тему. Краснофлотец 'Горохов взялся рас сказать об определении ОВ по ц в е ту и запаху; коммунист Немиров— о борьбе с ОВ и оказании первой медицинской помощи пострадав шим; минер Колодга-і— о группе стойких отравляющих веществ — кприте, люизите и т. д. Старшина 2 статьи Шкиперов раздал содокладчикам материалы и проинструктировал их. Военфельд шер и химист давали консультации но отдельным вопросам. Прежде, чем выступить на конференции, краснофлотец Торохов сдел ал д о клад по своей теме в кубрике пе ред товарищами. Конференция состоялась в один из последних дней дозора. При сутствовал весь личный состав, свободный от вахт. Первым выступил тов, Колодин. Он хорошо изложил материал о группе стойких ОВ, исчерпывающе ответил на все вопросы. После этого военком попросил красно флотца Калинина кратко расска зать о действии иприта. С по мощью товарищей боец толкоео ответил на этот вопрос. Хорошо подготовились к выступлениям старшины 2 статьи Захаров и Ша рыпов. На некоторые вопросы по докладам отвечали химист и воен фельдшер. Военком обратил внимание лич ного состава на уход за противога зом, привел ряд фактов небрежно? го отношения к нему. Конференция прошла организо ванно и помогла повысить уровень химической подготовки личного с о става. Н. ПОЛКАНОВ . КАК МЫ РАЗОРУЖАЛИ МИНЫ Мина — дорогостоящее оружие. Б есцельно подрывать ее — значит Наносить государству ущерб. Надо постараться сохранить каждую вытравленную на фарватере мину. Д л я того, чтобы без происшест вий выполнять опасную работу по разоружению, труженики моря д олжны хорошо овладеть этим делом. Минеры наших небольших тральщиков, прежде чем произво дить такие операции, тщательно подготовились. Главный старшина Монахов сводил краснофлотцев и старшин 2 статьи в минно-торпед ный кабинет. Показал им, как нужно разоружать мины. Потом бойцы практически учились пра вильно выполнять инструкции. Это было перед выходом на боевое траление. К о рабли— в мо ре. Значительное волнение. Тралы чистят дорогу. Вот буи вздрогну ли. Перерезан минреп! Черный шар с рогами всплыл на поверх ность. Р а зо руж ать мину на б о л ь шой волне опасно. Буксируем ее к берегу. Началась работа. Два минера пошли на шлюпке. Д л я того, что бы легкое суденышко нечаянно не нанесло на мину, они подходи ли к ней с подветренной сторо ны. Д о «рогатки» осталось не сколько метров. Шлюпка развер тывается к ней кормой. Один ми нер, подавшись вперед, протянул руки. Шлюпка, ее корма — вблизи ми ны. Минер, лежащий перед ней, одной рукой сдерживает шар, что бы он не приблизился к борту, другой вынимает гидростатический предохранительный прибор. П р и бор и з’ят. Минер переворачивает его вверх зажимами и в таком положении ставит в горловину-. После этой операции он отрывает провода от прибора и сп еци аль ным материалом изолирует их. Потом он оборвал провода, с о е д и няющие прибор с батарейками, и та кж е изолировал концы. О ста ва лось поставить прибор в первона чальное положение, чтобы при буксировке мины в нее не попала вода. Это минер сдел ал быстро. Работы, как видим, немного. Однако она очень ответственная и требует напряжения сил и б о л ь шого внимания. Малейшая ошибка может привести к нежелательным последствиям. Проводя все опера ции одной рукой, краснофлотец ни на одну секунду не должен ослаблять упора на мину другой рукой. Второй товарищ, помогая бойцу выполнять задачу, обязан время от времени отводить шлюп ку назад. Мина доставлена на корабль. З д есь доразоружили ее: из’яли запальный стакан и вывернули колпаки. Так мы спасли семь мин. Пять из них разоружили на воде и две — на берегу. Этот поход можно назвать у д а ч ным. Многому он научил к расно флотцев и младших командиров. Минеры получили хорошую прак тику по боевому тралению. С л е д у ет отметить отличную работу отделения старшины 2 статьи Дьяконова. Минер С. РОЧЕВ . НА ОЧИСТКЕ СИСТЕРН Недавно личный состав к о рабля получил срочное задание —очистить нефтяные систерны. Краснофлотцы работали с 8 час. утра до 10 вечера и досрочно закончили очистку. Хорошо трудились комсомольцы Ста. шонок, Бекрешев и Грицай. ДОСРОЧНО - НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ВАХТУ На месяц — полтора раньше срока стали на самостоятельную | вахту ученики-радисты Р еш е т ников и Бережной. Комсомоль. ская организация прикрепила к ним опытных радистов Гор ского и Лубеица. Радисты мно го занимались с учениками и помогли им хорошо изучить специальность. Г, Остроумов. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ЗАРЯДКА К аж д о е утро, выходя на физкультурную зарядку, бойцьі- связисты Н -ской части первые 5— 10 минут дел аю т упражне ния, у к репл яющи е мускулату ру ног. Ручных ж е упражне ний они не делают, заменяя их тренировкой по флажковой сигнализации, которая вполне заменяет физкультурное уп ражнения. Благодаря этому связисты значительно экономят часы д л я других занятий и, т р ен и руясь каждый день, лучше усваивают предмет, і Н. Гаврилов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz