Северная вахта. 1942, август.

С м е р т ь н е м е ц к и м о к к у п а н т а м ! СЕВЕРНАЯ № 204 (310) с у б б о т а 29 а в г у с т а 1942 г а д а Е ж е д н е в н а я к р а с н о ф л о т с к а я г а з е т а Б ел ом о р ск о й военной флотилив Злобный, опьяневший от нровавого разбоя, враг угрожает твоей семье. Грудью заслони ее, прегради дорогу врагу в родные края, н родному дому. Твое оружие, воин, твоя стойность и отвага решают ныне судьбу родины, судьбу твоей семьи. ОЖИВИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК В учебе и в бою книга являет­ ся верным другом и спутником советского воина. В ней красно­ флотец и командир ищут ответы на мног ие вопросы, черпают знания для борьбы с врагом. Книга, брошюра, журнал и газе­ та — оружие! Надо, чтобы это оружие не «ржавело», все время было в действии. Предметом живейших забот ра­ ботников всех библиотек должны стать книги, пропагандирующие фронтовой опыт, боевые дела г е­ роев войны, гвардейцев, книги о зверствах фашистских мерзавцев, произведения, воспитывающие не­ нависть, стойкость, зовущие на подвиг. Пропагандируя литературу, ра­ ботники библиотеки не должны ждать, когда читатель придет за книгой, а искать его, достав­ лять книгу на корабли, в окопы, на самые отдаленные точки. Так работает библиотека, где на­ чальником т. Бойдов. Здесь х о р о ­ шо использован брошюрный фонд, созданы тематические библиотеч­ ки-передвижки, проводятся творче­ ские вечера писателей - фронтови­ ков. О новых книгах читатель узнает не только из витрин и ре­ комендательных списков, но в пер­ вую очередь от активистов библио­ теки. Получив новую книгу или брошюру, активисты идут в красно­ флотский кубрик, в землянку, в блиндаж, рассказывают о ней, чи­ тают наиболее интересные вы­ держки. К сожалению, не все библио­ теки и их начальники могут похва­ литься разнообразием форм работы с читателем. Многие из них все еще продолжают действовать по- старинке и превращают библиотеку в книжный склад. Подразделяя чи­ тателей на «активных» и «пассив­ ных», окружая первых вниманием и привилегиями, отдельные библио­ теки искусственно тормозят к у л ь ­ турный и политический рост бой­ цов. При такой постановке дела вряд ли так называемый «пассив­ ный» читатель станет в ряды акти­ вистов. Многие библиотеки совершенно не заботятся о пополнении и об­ новлении своего книжного фонда. Разговоры о невозможности приоб­ рести новую книгу, есть не что иное, как попытка прикрыть свою бездеятельность и безынициатив­ ность. Ведь сумели же комиссар т. Ду- шин и комсомольцы Н-ского госпи. таля за несколько месяцев увели­ чить книжный фонд своей библио­ теки до 2.000 экземпляров. Они не надеялись только на органы снабжения — приобретали книги в магазинах, организовали сбор ли­ тературы среди населения, исполь­ зовали помощь шефских организа­ ций. Действенной формой пропаганды книги, активизации читателя явля­ ются творческие обсуждения наи­ более актуальных и значительных произведений, встречи читателей с писателями и поэтами. Много ли сделано в этом отношении библио­ текой Дома Военно-Морского Фло­ та главной базы? Большой популярностью среди читателей пользуются книги Ю. Гер. мана, В. Каверина. Эти и другие писатели и поэты могут выступить с чтением своих произведений в ДВМФ , но работники последнего ни разу не удосужились о р г а н т о - вать встречу бойцов с литерато­ рами. Надо оживить деятельность биб­ лиотек, усилить работу с читате­ лем, обеспечить пропаганду книги, широко практиковать книгопоше- ство. Обязанность не только ко­ миссаров и библиотечных работни­ ков, но и всех коммунистов и ком­ сомольцев добиваться, чтобы пе­ чатное слово звало бойцов на под­ виг, усиливало их ненависть к врагу. Корабль вернулся с моря. В этот день личный состав узнал радостное сообщение о боевых успехах войск Западного и Калининского фронтов. Рано утром состоялся митинг. Беломорцы поклялись беспощадно бить немца на Севере, как бьют его воины Красной Армии сейчас на Западе На сним­ ке: митинг личного состава корабля. Выступает секретарь партийной организации И. Л. Жильцов. Фото Д. Кузнецова. д О - М А Т Е Р И Я получил письмо твое, родная, В обычный день, горячий, боевой. Ты пишешь в нем, что, часто вспоминая. Ты терпеливо ждешь меня домой... Родная, жди. Конечно, я вернусь. Твоя уверенность меня упорству учит, И если в сердце вдруг забьется грусть,— Твое письмо мой утешитель лучший... Та к жди -ж меня И ты прождешь не зря. Я возвращуся тан или иначе, Наперекор смертям, благодаря Терпенью твоему, твоей любви горячей,, Л. МИШИЛЕВИЧ , УПОРСТВО воинов Корабль тралил фарватер. Был солнечный день Сигнальщики при­ стально наблюдали за горизонтом, зная, что в любую секунду может появиться воздушный противник. Так оно и было: в 15 часов вах­ тенный носового орудия крикнул: — Сектор... Самолет против­ ника! Комендоры моментально заняли свои места. Пушки были заряже­ ны еще раньше, и как только са­ молет лег курсом на корабль, орудия открыли огонь. Наводчик моего орудия Савельев сразу пой­ мал цель и прочно держал ее. Орудие стреляло быстро, точно. Разрывы ложились возле самого самолета, но, видно, фашистский «асс» решил во что бы то пи ста­ ло добраться до корабля. Он про­ должал итти прежним курсом. Комендоры еще более усилили огонь. Ничто не смогло поколе­ бать их решимости биться с вра­ гом до конца. И вот самолет не выдержал, отвернул с боевого курса и поспешно стал удирать к берегу. Победа и на этот раз осталась за нами. Командир отделения комендоров П. ЛОБАНОВ. Б о й ц ы ц е н т р а л ь н о г о п о с т а Наш боевой пост—сердце батареи. Мы управляем сложными механиз­ мами, тончайшими приборами, без знания которых невозможно вести прицельную стрельбу по кораблям противника. При малейшей неточ­ ности прибор может «смазать» успех артиллерийского огня. П о ­ этому на изучение техники, на четкость и дисциплину при ее об­ служивании я обращаю главное внимание подчииеиных. За время своей службы я провел до десятка учебных стрельб и все —успешно. Получил нисколько на­ град и благодарностей. Отличной работы краснофлотцы моего заведывания достигли путем кропотливой повседневной учебы, упорной тренировки. Установщик дистанции комсомо­ лец Алексеев так освоил технику, что даж е в противогазе перевыпол­ няет все нормативы. Как и другие бойцы, он сумеет заменить в бою своего товарища. Не уступают Алексееву отличники Никульников и Заботин. Они изготовляют меха­ низмы к действию значительно раньше норматива, безошибочно решают вводные. — Перебило основной кабель, связь с управляющим огнем пре­ кратилась!—дает вводную сержант Бодров. Бойцы мгновенно переключаются на аварийный. — Не работает ключ, перегорел предохранитель, не поступает с визира азимут,—и э т а вводные ре­ шаются ими быстро и четко. Старшина Бодров однажды незаметно заменил предохра­ нитель. Никульников быстро вскрыл коробку, обнаружил з а ­ мену и поставил, новый предо­ хранитель. Пост снова действовал. Комсомолец Данилов в отделе­ нии служит недавно. Мы сумели привить ему любовь к механизмам, увлечь новой военной профессией. Стремясь догнать в учебе товари­ щей, Данилов прилежно взялся за дело и успешно освоил его. Он з а ­ нят учебой и рано утром и поздно вечером. Когда товарищи отдыха­ ли, он шел на дополнительные з а ­ нятия. В моем отделении все— комсо­ мольцы, все — отличники боевой подготовки. Отделение готозо к боям, сумеет быстро и точно опре­ делить цель и с первого залпа уничтожить противника. Младший сержант А. Д Е КАЛИН . ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОРЕ В первые же дни дозора пар­ тийная организация корабля реши­ ла провести техническую конфе­ ренцию на тему: «Распознавание ОВ и борьба с ними». Химист, р у ­ ководивший подготовкой, разбил тему на семь разделов. По к а ж д о ­ му из них выступал самостоятель­ ный докладчик, каждый получил наиболее интересующую его тему. Краснофлотец 'Горохов взялся рас­ сказать об определении ОВ по ц в е ­ ту и запаху; коммунист Немиров— о борьбе с ОВ и оказании первой медицинской помощи пострадав­ шим; минер Колодга-і— о группе стойких отравляющих веществ — кприте, люизите и т. д. Старшина 2 статьи Шкиперов раздал содокладчикам материалы и проинструктировал их. Военфельд­ шер и химист давали консультации но отдельным вопросам. Прежде, чем выступить на конференции, краснофлотец Торохов сдел ал д о ­ клад по своей теме в кубрике пе­ ред товарищами. Конференция состоялась в один из последних дней дозора. При­ сутствовал весь личный состав, свободный от вахт. Первым выступил тов, Колодин. Он хорошо изложил материал о группе стойких ОВ, исчерпывающе ответил на все вопросы. После этого военком попросил красно­ флотца Калинина кратко расска­ зать о действии иприта. С по­ мощью товарищей боец толкоео ответил на этот вопрос. Хорошо подготовились к выступлениям старшины 2 статьи Захаров и Ша­ рыпов. На некоторые вопросы по докладам отвечали химист и воен­ фельдшер. Военком обратил внимание лич­ ного состава на уход за противога­ зом, привел ряд фактов небрежно? го отношения к нему. Конференция прошла организо­ ванно и помогла повысить уровень химической подготовки личного с о ­ става. Н. ПОЛКАНОВ . КАК МЫ РАЗОРУЖАЛИ МИНЫ Мина — дорогостоящее оружие. Б есцельно подрывать ее — значит Наносить государству ущерб. Надо постараться сохранить каждую вытравленную на фарватере мину. Д л я того, чтобы без происшест­ вий выполнять опасную работу по разоружению, труженики моря д олжны хорошо овладеть этим делом. Минеры наших небольших тральщиков, прежде чем произво­ дить такие операции, тщательно подготовились. Главный старшина Монахов сводил краснофлотцев и старшин 2 статьи в минно-торпед­ ный кабинет. Показал им, как нужно разоружать мины. Потом бойцы практически учились пра­ вильно выполнять инструкции. Это было перед выходом на боевое траление. К о рабли— в мо­ ре. Значительное волнение. Тралы чистят дорогу. Вот буи вздрогну­ ли. Перерезан минреп! Черный шар с рогами всплыл на поверх­ ность. Р а зо руж ать мину на б о л ь ­ шой волне опасно. Буксируем ее к берегу. Началась работа. Два минера пошли на шлюпке. Д л я того, что­ бы легкое суденышко нечаянно не нанесло на мину, они подходи­ ли к ней с подветренной сторо­ ны. Д о «рогатки» осталось не­ сколько метров. Шлюпка развер­ тывается к ней кормой. Один ми­ нер, подавшись вперед, протянул руки. Шлюпка, ее корма — вблизи ми­ ны. Минер, лежащий перед ней, одной рукой сдерживает шар, что­ бы он не приблизился к борту, другой вынимает гидростатический предохранительный прибор. П р и ­ бор и з’ят. Минер переворачивает его вверх зажимами и в таком положении ставит в горловину-. После этой операции он отрывает провода от прибора и сп еци аль­ ным материалом изолирует их. Потом он оборвал провода, с о е д и ­ няющие прибор с батарейками, и та кж е изолировал концы. О ста ва­ лось поставить прибор в первона­ чальное положение, чтобы при буксировке мины в нее не попала вода. Это минер сдел ал быстро. Работы, как видим, немного. Однако она очень ответственная и требует напряжения сил и б о л ь ­ шого внимания. Малейшая ошибка может привести к нежелательным последствиям. Проводя все опера­ ции одной рукой, краснофлотец ни на одну секунду не должен ослаблять упора на мину другой рукой. Второй товарищ, помогая бойцу выполнять задачу, обязан время от времени отводить шлюп ­ ку назад. Мина доставлена на корабль. З д есь доразоружили ее: из’яли запальный стакан и вывернули колпаки. Так мы спасли семь мин. Пять из них разоружили на воде и две — на берегу. Этот поход можно назвать у д а ч ­ ным. Многому он научил к расно ­ флотцев и младших командиров. Минеры получили хорошую прак тику по боевому тралению. С л е ­ д у ет отметить отличную работу отделения старшины 2 статьи Дьяконова. Минер С. РОЧЕВ . НА ОЧИСТКЕ СИСТЕРН Недавно личный состав к о ­ рабля получил срочное задание —очистить нефтяные систерны. Краснофлотцы работали с 8 час. утра до 10 вечера и досрочно закончили очистку. Хорошо трудились комсомольцы Ста. шонок, Бекрешев и Грицай. ДОСРОЧНО - НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ВАХТУ На месяц — полтора раньше срока стали на самостоятельную | вахту ученики-радисты Р еш е т ­ ников и Бережной. Комсомоль. ская организация прикрепила к ним опытных радистов Гор­ ского и Лубеица. Радисты мно­ го занимались с учениками и помогли им хорошо изучить специальность. Г, Остроумов. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ЗАРЯДКА К аж д о е утро, выходя на физкультурную зарядку, бойцьі- связисты Н -ской части первые 5— 10 минут дел аю т упражне­ ния, у к репл яющи е мускулату­ ру ног. Ручных ж е упражне­ ний они не делают, заменяя их тренировкой по флажковой сигнализации, которая вполне заменяет физкультурное уп ­ ражнения. Благодаря этому связисты значительно экономят часы д л я других занятий и, т р ен и ­ руясь каждый день, лучше усваивают предмет, і Н. Гаврилов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz