Северная вахта. 1942, август.

В А Х Т А № 198 (304) С У Б Б О Т А а в г у с т а 1942 г. as* я ®“ й м и к ЕЖЕДНЕВНАЯ КРАСНОФЛОТСКАЯ ГАЗЕТА БЕЛОМОРСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ ~ " ....— .... H M fM ^ Еще выше поднять железную дисциплину з наших р я д а х , стать еще более организованны­ ми, навести еще больший поря­ док в наших рядах, и победа будет за нами. НЕУСТАННО УЧИТЬСЯ ИСКУССТВУ ПОБЕЖДАТЬ! ж, малывают они го технику гит- і . ■ми воинами нашей цы также ведут Немецко - фашистские полчища продолжают рваться к жизненно важным центрам нашей страны. В оины Красной Армии и Военно- Морского Флота стойко, муже­ ственно защищают каждую пядь советской земли. День за днем на Дону и Кубани, под Воронежем и Ленинградом живую силу ’ леровскп” Вмес ^ стран бои танная, повседневная ( ..на* у че-jii может обеспечить нам воинское мастерство, подлин­ ную Соевую выучку. Учеба нужна на тяпках в базе, в походах, в перерывах между боями и неио- :с[ дственно во время боев. Не стоить на месте, не успокаиваться достигнутом, а критически про „і-рять свои знания, свой опыт, смело вскрывать ошибки к недо­ статки, немедленно исправлять их, добиваясь нового совершенствова­ ния знаний! Зенитчик, стремись к тому, чтобы весь твой расчет стал снай­ перским и от огня твоего орудия не смог уйти ни один фашистский гад. Минер, ты обязан отлично рабо­ тать с тралом, знать не только глубинные бомбы и отечественные мины, но и мины противника, уметь быстро обезвреживать их, очищая наши морские коммуни­ кации. Сигнальщик, твой долг так изу­ чить силуэты кораблей и самоле­ тов противника, чтобы ни один из них ни при какой погоде не остал­ ся неопознанным. Исчерпывающего знания своих специальностей, высокого воинско­ го мастерства требует от нас На­ родный Комиссар Обороны товарищ Сталин, требует Родина. Отличны ми специалистами должны быть мы все. В одном из первых боев с вра­ жеской авиацией расчет команди­ ра орудия Подвигина действовал недостаточно слаженно и энергич­ но. Краснофлотцы нервничали, суетились, делали лишние движе­ ния. Налет был отбит, но корабль едва не получил тяжелые повреж­ дения. Сразу же после боя тов. Подвигин подверг резкой критике действия своих подчиненных, ука­ зал им на ошибки и недостатки. Продолжая походы, бойцы взялись за напряженную тренировку, за от работку четкости действий,автома­ тизма в работе каждого номера. Когда несколько дней спустя вра­ жеские самолеты вновь напали на корабль, их встретила стена огня, и они тотчас же поспешили уд­ рать. Расчет Подвигина показал подлинно боевое мастерство и за­ воевал звание лучшего на корабле. Н-ская батарея имеет на своем счету несколько сбитых и повреж­ денных самолетов противника. Снайперским считается на батарее орудие младшего командира тов. Даньшина. Как правило, после каждого боя на батарее подводят­ ся итоги действий каждого расче­ та, вскрываются недочеты отдель­ ных бойцов. Когда в расчет Дань- шина пришли молодые комендоры Лыткин, Попов и Николаев, командир в короткое время сделал их отличными специалистами. Командир отделения минеров Н-ского корабля тов. Пастухов от­ лично знаег большинство систем вражеских мин, применяемых нем­ цами на нашем и других морских театрах. На счету Пастухова чис­ лится много обезвреженных мин. Свой богатый опыт минер неустан­ но передает своим подчиненным. Так же, как Подвигин, Даньшин, Пастухов, должны воспитывать мо­ лодых бойцов, готовить мастеров огня все младшие командиры фло­ тилии. Форм боевой учебы—неис­ черпаемое множество, Наряду с занятиями по специальности важ­ ной формой подготовки отлич­ ных специалистов являются тех­ нические конференции. Они по­ зволяют широко обсуждать про­ рабатываемый материал, полнее усваивать его, шире организовать обучение молодых бойцов, переда­ чу опыта отличников. Теоретические знания надо за­ креплять тренировками на боевых постах—у орудий, пулеметов и другого оружия, максимально при­ ближая учебу к настоящей боевой обстановке. Война показала, что побеждают те, кто лучше подго­ товлен к бою, заранее предусмот­ рел всевозможные варианты его, в совершенстве изучил свое ору­ жие. Это умение побеждать дол­ жно быть достигнуто в кратчай­ ший срок на основе использова­ ния боевого опыта. Предстоят еще более жестокие, упорные бои с фашистскими орда­ ми. К этим боям мы должны под­ готовиться так, чтобы быстрее остановить, отбросить и разгро­ мить врага. ВО ЛЬДАХ И ТУМАНАХ Поход корабля вдали от родных берегов Обрадовались моряки, когда был получен при­ каз готовиться к очередному походу, Все знали, что корабль пойдет в очень трудный район, дал е­ ко от родных берегов. Каждый командир » красно­ флотец снова осматривали заведывание, проверя­ ли, все ли в порядке. Море встретило нас неприветливо. Но- качка не действовала на моряков: мы привыкли к ка­ призам северных морей. Шторм продолжался более двух суток. Потом ветер спал, волнение утихло. Над морем поднялся густой, непроглядный туман. Но штурман тов. Да вашенко уверенно прокладывал! курс. Опытный мо- реплаватель, он прошел много тысяч миль по се­ верным морям. Вскоре мы были там, куда направлялся ко­ рабль. Туман сменился большими пловучими по­ лями льда. Столкновение с любой из льдин сули­ ло кораблю большие неприятности. Пришлось уд­ воить осторожность и рулевым, и наблюдателям, » вахтенным командирам. Командир корабля боль­ шую часть времени проводил на мостике. Военком обходил боевые посты, проверяя, как несут вахту краснофлотцы. Кораблю приходилось лавировать между льди­ нами, меняя хода, осторожно пробираться через ледяные перемычки, уклоняться от столкновения с айсбергами. Мы продолжали' двигаться по курсу. Наиболее трудная работа выпала на д о л ю ма- шинистов-турбинистов и котельных машинистов. Надо было все время обеспечивать предельное ко­ личество оборотов вала, высокую маневренность корабля, быстро менять хода. Машинисты Вольф- сои, Колонтаев, Шишов и другие хорошо справи­ лись со своей задачей. Бдительно несли вахту комендоры, торпедисты, наблюдатели и минеры. А свободные от вахт продолжали будничную корабельную деятельность: агитаторы проводили громкие читки газет и жур­ налов, краснофлотцы слушали информацию о жиз­ ни страны, о событиях на фронтах, лекции и док­ лады. По инициативе бойцов и младших команди­ ров Голованова, Рогачева, Завьялова корабельные электрики и турбинные машинисты стали изучать стрелковое оружие, правила стрельбы по самолетам из винтовок,- Вскоре к ним присоединились бойцы других специальностей. Много дней продолжался поход. На корабле вышел запас продуктов. Пришлось до возвращения в базу уменьшить суточный рацион. Но никто не жаловался: все готовы быіли оставаться в море до тех пор, пока задание не будет выполнено'. Наконец, корабль лег на обратный курс. Поход еще больше закалил личный состав, научил красно­ флотцев преодолевать трудности морской службы. Моряки готовы к выполнению любых заданий командования, к новым походам, к боем с нена­ вистными врагами. А. СОРОКИН. Лучший пулеметчик Н-ского корабля И. ЗТелин. И З БО ЕВО ГО О ПЫ ТА РУЛЕВОЙ НЯ КОНВОЕ Поощрять отличников, наказывать нерадивых Совещание младших командиров Военком вместе с боцманом об­ ходил посты и помещения корабля. На верхней палубе было чисто. оенкома привлек пустующий об­ рез, стоящий у полубака. -—А что, разве не курят у обре­ з а ? - с п р о с и л он. Не любят некоторые бойцы выходить из кубрика, — ответил боцман. — Курят там. j флотец Воробьев плохо ухаживает Военком пошел дальше. Боцман | за заведыванием. Старшина 2 ста- открыл железную дверцу входа к тьи Новожилов не принимает мер решеткам. На грязных прутьях! по пресечению распущенности лежали шубы, забрызганные отра- бойца. чувство ответственности за выпол­ нение воинского долга. В походе, полностью используя свои права, данные дисциплинарным уставом, он вынес поощрение отличникам ухода за артиллерийским вооруже. кием и наказал за упущение краснофлотца Немирова. А вот обратное явление. Красно- ботанным маслом и водой. На следующий день было созва­ но совещание младших команди­ ров. Остановившись на результа­ тах проверки содержания мате­ риальной части, имущества и поме­ щений кораблія, военком рассказал об отличниках и о нерадивых бой­ цах. —...Посмотрите на работу даль­ номерщика Солдатова. Его заведы­ вание в отличном состоянии. Сол­ датов по нескольку раз в сутки осматривает дальномер. У него все под руками: ветошь чистая, бар­ хотки и іцеточки. Старшина 2 статьи Мамкичев повседневно воспитывает в под­ чиненных дисциплинированность, Новожилов — хороший специа­ лист, но не ведет борьбы за поря­ док и дисциплину. За полгода он ни разу не попытался применить свои права, данные дисциплинар­ ным уставом. Дело дошлО’ до того, что такие краснофлотцы, как Во­ робьев, стали пренебрегать ин­ струкциям». Совещание младших командиров принесло свои результаты. В пре­ ниях по сообщению военкома вы­ ступили боцман, старшины 2 ста­ тьи Мамкичев, Меньшиков и Hq- вожнлов. После совещания у младших командиров появилось больше решительности в вопросах укрепления воинской дисциплины. в. соколов. На кораблях типа нашего две главных машины — правая и ле­ вая. Часто корабль идет только на одной из них. Если работает правый двигатель, то корабль все время старается несколько уклониться влево. При этом ру­ левой держит руль на 3—5 граду­ сов вправо или же прямо, перекла­ дывая его влево лишь в случае поворота. Известное значение имеет и дифферент корабля. Если он но­ совой, то корабль рыскает—и ру­ левому надо особенно следить за курсом. При кормовом дифферен­ те рыскания нет, и вахта более спокойна. Имеют значение также и крен корабля, скорость хода, нагрузка. Рулевой обязан в совер­ шенстве знать все особенности корабля, влияющие на его ход. Роль волны и ветра общеиз­ вестна. Все корабли имеют свой­ ство итти на ветер. Поэтому ру­ левой должен в это время сдер­ живать корабль и меньше, чем обычно, поворачивать штурвал в сторону ветра. При скуловой вол­ не отбрасывает в сторону, ру­ левой должен бдительно следить за картушкой компаса, все время подводить корабль по курсу. Транспорты во время перехода часто меняют курс. Одновремен­ но, конечно, изменяет свой путь и конвой. Вот здесь — при пере­ мене курса — и проявляется ис­ кусство наших рулевых Удовичен­ ко и Козлова. Допустим, мы шли по курсу 100. С головного транспорта пере­ дали сигнал; «Итти курсом 260». Рулевой круто перекладывает руль вправо и внимательно сле­ дит за картушкой. Как только указатель подойдет к 245, он быстро ставит руль прямо'. Но ко|- рабль по инерции все еще продол­ жает двигаться вправо. Когда он, таким образом, пройдет еще гра­ дусов 10, рулевой слегка кладет руль влево, окончательно уничто­ жая первоначальную инерцию на протяжении оставшегося пятигра- дусного расстояния до указанного курса. Теперь корабль попал точ,- но на заданное направление. Некоторые рулевые неправильно понимают выражение: «Бдительно смотреть за компасом». Иной как упрется в него глазами, так и не отводит всю вахту. Это непра­ вильно. Ведь компас может испор­ титься, и тогда корабль рискует врезаться в транспорт. Нужно' ш> сматривать вперед, сверяя свой курс по береговым ориентирам (если идешь вблизи берегов) или же по горизонту, облакам, ночыо — по звездам. Такой осмотр де­ лает рулевого ценным помощником наблюдателей. У нас все рулевые, стоя у штурвала, ведут наблюде­ ние. В последнем походе рулевой старшина 2 статьи Удовиченко первым заметил немецкий самолет и доложил о нем командиру. Р у ­ левой Козлов тоже, стоя на вах­ те, обнаружил у горизонта немец­ кий миноносец, который, заметив нас, поставил дымовую завесу и скрылся. Лейтенант М. ВИШНЯКОВ. В бой, беломорцы / Рвутся на Юг оголтелые фрицы За нашей нефтью, За нашей пшеницей, Грабят, калечат, насилуют, жгут Наши селения, житницу мнут. В бой, беломорцы! Свинцовою вьюгой Ответим захватчикам нашего Юга. Стонут под немцем степи донские, Дон переполнили слезы людские, Матери, жены взывают:—Отомсти! Дальше врага ни на шаг не пусти. В бой, беломорцы! Свинцовою вьюгой Ответим захватчикам нашего Юга. Выполним клятву свою и приказ. Родина жд ет победы от нас. Выдержать натиск—страну отстоять, Всей нашей мощью врага покарать! В бой, беломорцы! Свинцовою вьюгой Ответим захватчикам нашего Юга. Старшина 1 статьи М. МИРОНОВ. I * Недавно гвардейский эки­ паж старшего лейтенанта се­ вероморца Балашова вылетел па бомбежку вражеских кораб- I лей в глубоком тылу противни, j ка. Летчик заверил комаидова- I; иие, что любой ценой вы - [! полнит сложные задания. ;! Летчик вел тяжелый корабль [!на высоте 20 метров над мо- і| рем. У самой цели самолет и пробил многослойную облач- іі ность, набрал высоту, затем |: нырнул в просвет и внезапно Iобрушил бомбовой груз на вра;- I жеские корабли. * Выполнив задание—развед- J 1 ку в тылу врага,—группа севе- || роморцев возвращалась домой. ). |!Внезапно моряки почти наткну­ л и с ь на немецкие блиндажи. Капитан Ипзарцев приказал I приготовить гранаты, Разведчи- !| ки подползли к блиндажам, и |j капитан м е т к и м выстрелом снял - часового. Бойцы метнули гра* jнаты. В результате короткого ! боя разведчики разгромили два 1 вражеских блиндажа в увмчто- Іі жили Около 40 гитлеровцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz