Северная вахта. 1942, август.

Смерть немецким оккупантам! СЕВЕРНАЯ та Ежедневная краснофлотская газета Беломорский Военной Флотилии № 191 (297) 14 августа 1942 года, пятница СВЯЩ ЕННЫ Й долг Б О Л ЬШ Е В И К А Ни шагу назад! — приказывает Родина. И коммунист, презирая смерть, должен драться впереди всех, на самых ответственных и опасных участках, увлекая за со­ бой остальных бойцов. Большевику недостаточно толь­ ко самому быть смелым и стой­ ким. Отдавая все свои силы слу­ жению народу, являясь примером для других, он должен неутомимо работать над воспитанием высоких воинских качеств у всего личного состава корабля, части. С больше­ вистским огнем и страстью он призван неустанно сплачивать кол­ лектив своих боевых товарищей, способных сражаться бесстрашно, биться до конца — до победы. В суровые сражения несут зна­ мя нашей партии ко-ммунисты-бе- ломорцы. Вместе с беспартийными патриотами они отражают атаки фашистских пикировщиков, уничто­ жают подводных пиратов, не зная усталости, выполняют разнообраз­ ные боевые операции. Комиссар Володин, боцман Легатов, комен­ дор Виноградов — ими и многими другими большевиками гордится личный состав флотилия, у них учится боевому мастерству. В боях они не только сами показали стойкость и мужество, но и увле­ кали своим примером всех красно­ флотца боевых постов. Секретарь партийной организа­ ции Н-ского корабля т. Сорокин немало поработал над воспитанием высоких боевых качеств у комен­ доров. В боевой обстановке это пригодилось. Фашистские пикиров­ щики внезапно атаковали корабль. У пушки стояли Сорокин и командир орудия. Хорошо зная специальность наводчика, Сорокин вместе с командиром открыл и вел огонь до Тех пор, пока не по­ доспели остальные номера орудий­ ного расчета. Бой закончился победой корабля — один фашист­ ский самолет был сбит. Везде — на боевом тралении, при конвоировании транспортов, в борьбе . с вражескими минами — большевики-беломорцы показывают свою выучку, стойкость, умение. Когда на курсе корабля была обнаружена мина, коммунист Ла­ пин, несмотря на волнение, подо­ шел к ней на шлюпке, ловко и умело прикрепил подрывной пат рон. Мина была взорвана. На ко­ рабле Н. во время боевого тра­ ления сорвало и унесло буй змейкового трала. Коммунистам Данилову и Безгодову поручи­ ли сделать новый буй. Несмотря на трудности, они быстро справи­ лись с заданием. Корабль продол­ жал траление. Будни. большевиков-беломорчев Наполнены напряженной работой и учебой. Они стараются честно вы­ полнить свой долг перед партией И Родиной. Видя в них пример бесстрашия, стойкости в боях, краснофлотцы и командиры всту­ пает в ряды большевистской пар­ тии, Навсегда связывают с ней свою судьбу. Впереди еще много трудностей Р суровых испытаний. Но чем сложнее, чем опаснее обстановка, тем тверже, организованнее, вы­ держаннее и настойчивее в дости­ жении цели должен быть воин- болЬшевйк. Показывая пример стойкости, храбрости, боевого мастерства, неустанно учи этому своих боевых Друзей, коммунист-беломорец! Смело смотри опасности в глаза, честно и правдиво раз’ясняй слож­ ную обстановку, в которой нахо­ дится наша Родина. , Поднимай своих боевых друзей на смертель­ ную cxeatKy с врагом, вселяй и Укревди# а них твердую уверен­ ность в нашей конечной победе! Политрук В. Малюков, награж­ денный медалью «За боевые заслуги*. Фото Д. Кузнецова. ЗАКРЫТЬ ВСЕ ПУТИ В НАШИ ВОДЫ ФАШИС ТСКИМ ПИРА ТА Ml КораблЬ вошел в гаванЬ Простое приспособление Война научила краснофлотцев беречь боевое оружие. Раньше для отдачи трала на время боя с вра­ жескими самолетами минеры р у ­ били трос. Это не только усл ож ­ няло работу по выборке трала, но и приводило к значительной порче материальной части. Краснофлотцы тральщика Н. во главе со старшиной 2 статьи тов. Касаткиным, переняв опыт других кораблей, сделали простое приспо. собление. К буксирующей части трала они прикрепили буйреп с буем, а на лебедке сделали при­ способление д л я быстрой отдачи пенькового троса. Это помогает сохранять трал в целости, исключает полную вы­ борку и перемотку его. Остается выбрать буксирующую часть, за ­ крепить ее и продолжать боевое траление. Времени на такие опера­ ции затрачивается в 2—3 раза меньше, чем при выборке после срубов. А. КОРАБЛЕВ. Корабль вел на буксире боль­ шую баржу с ценным грузом. Это замедляла ход, затруднила маневг ренность в случае встречи с воз­ душным противником. Личный состав корабля работал много, напряженно. Баржа с цен­ ным грузом была лакомой при­ манкой для вражеских подводных лодок. Поэтому наблюдатели! все время следили за морем, а на корме дежурили минеры, готовые сбросить глубинные бомбы на подводного пирата. Недалеко от Н-ской базы с бар­ ж и сообщили, что в носовой час­ ти се открылась старая пробоина. — Аварийной партии перейти на баржу, заделать пробоину! — при­ казал командир. Волны раскачивали корабль. Па. лубу заливало потоками воды. Несмотря на это, потребовалось лишь несколько секунд, чтобы спустить шлюпку. Захватив все необходимое для заделки пробои­ ны, воентехник 2 ранга Стоялов, младшие командиры Врагов и Патрикеев, краснофлотец Цапоз вскоре взобрались на баржу. Пробоина оказалась на уровне ватерлинии^. Когда баржа ныряла в провалы между волнам», в нее врывалась ледяная вода. Баржа заметно оседала. Моряк» попро­ бовали заткнуть дыру матом, но волны тотчас вырвали его. При­ шлось улавливать мгновения, к о ­ гда баржа поднималась на гребень волны и пробоина оказывалась над водой. В считанные эти се­ кунды моряки стали заколачивать в пробоину заранее приготовлен­ ные пробки. Так повторялось не­ сколько раз. Наконец, пробоина была заделана. Несколько часов спустя, когда рассеялся туман, караван вошел в Н-ский порт. # # * В море, вдали от берега, к о ­ рабль .по радио получил задание: пройти в Н-скую губу, где обна­ ружены две дрейфующие мины, и уничтожить их. Вскоре прибыли на место. М л а д ­ ший лейтенант Комаров, миінеры Пастухов, Кудряшев и Антонов, сигнальщик Васильев направились выполнять задание. Перлая мина была на мели. Минеры осмотрели ее и решили не изрывать, а разо­ ружить и доставить на корабль. Но со шлюпки нельзя было рабо­ тать. Краснофлотцы спрыгнули в воду, и, стоя по пояс в ней, разо­ ружили первую мину, за ней д р у ­ гую, потом перевезли их к кораб­ лю и подняли на палубу. Мины были- доставлены в базу. Вскоре поступило новое зада ние: перебросить большую группу людей из одного пункта в дру гой. Личный состав решил создать для пассажиров максимальные удобства на время пути. Пока следовали в пункт назначения, краснофлотцы соорудили в трюме удобные нары. Большой переход прошел благополучно. М. РОНОВ. У т о п о к Наш корабль лишь изредка з а ­ ходит в базу, проводя большую часть времени в море, в бое­ вых походах. Задания приходит­ ся выполнять самые разл-гчные. Нередко бывают встречи с ф а ­ шистской авиацией. Ясно, что мно. гое в таких походах зависит о т к > тельных машинистов. Чтобы обес­ печить заданные хода и маневри­ рование, они должны дать машине нужное давление пара. Я поставил перед собой задачу: всегда, в любых услозиях держать пар на марке. В нынешнее лето у меня не было еще случая, чтобы давление пара в котлах упало. При хороших и плохих углях, в тихую погоду и в шторм, при различных ходах стрелка манометра твердо держится на предельной цифре. Как я этого добиваюсь? Прини мая вахту, я смотрю, каково го­ рение в топках. Иногда топки бы­ вают забиты углем, при этом го ­ рения почти нет, следовательно, и пар резко садится. Бывали случаи-, когда молодые, еще неопытные ма;- шинисты сдавали мне котлы с даз лением не выше восьми атмосфер. Дл я боевого корабля это позор! Чтобы быстро поднять пар, я сра­ зу же чистил топки, потом, посте­ пенно усиливая горение', добивал­ ся, чтобы оно было полным. -Лар подымался до марки. В зависимо­ сти от качества угля я подламы­ ваю слой в топках, шурую так, чтобы горение было равномерным. Ни в коем случа.е нельзя допу­ скать густого черного дыма: это демаскирует корабль. Д л я того, чтобы сократить дымность, я з а ­ брасываю уголь часто, но неболь­ шими порциями: ровным слоем по две—три лопаты. При таком мето­ де приходится много работать, 3 . 1 - то горение в котлах происходит ровно', пар держится прочно, дым­ ность ничтожна. Краснофлотцы Антонкин, Пока,- местов и Васильев еще недавно слабо знали- свою специальность и не умели поддержать нужное д ав ­ ление пара. И вот в походах я пе­ редавал им свои знания и опыт, занимаясь по два часа в день. Сей­ час эти товарищи освоили дело, работают хорошо. Краснофлотец И. ЧУГРЕЕВ. НА МОРСКОЙ ДОРОГЕ День и ночь, в штормы и тума­ ны идут по этой оживленной мор­ ской дороге транспорты. Ветер колышет над ними флаги. В трю­ мах и на палубах транспортов находится то, что помогает нашей Армии и Флоту уничтожать не­ мецких захватчиков. Транспорты окружает конвой. Узкие эсминцы со скошенными тру­ бами, голубоватые юркие стороже­ вики, проворные «охотники» осто­ рожно ведут черные громоздкие па­ роходы. Ничто не должно поме­ шать доставке вооружения для фронта, и поэтому люди на кораб­ лях всегда настороже, в любую минуту готовы к бою. Если переброситься на много миль вперед каравана, то увидишь небольшой, широкий, с приплюс­ нутой кормой, корабль. Это траль­ щик — «морской сторож», кото­ рый очищает дорогу каравану от минного смертоносного «мусора». Боевое траление — ответствен­ ное и сложное д е л о .' Наш траль­ щик второй год занимается этим, и мы все полюбили эту опасную работу. Последнее траление было одним из самых трудных. Еще на пути к своему участку нас настиг ве­ тер, поднялась волна. Н ад морем сгущался туман. Мы шли уверенно и спокойно. Перед походом, как и обычно, все проверили и закрепили по- штормовому. Особое внимание, конечно, обратили на самый трал. Посмотрели, правильно ли сдела­ ны все соединения, нет ли вмятин на тросе под кошками и резака­ ми. Это места перегибов троса, и здесь он чаще всего ломается. Если перебито меньше половины прядок, то мы ставим проволоч­ ные вицеля, если больше, то перерубаем в этом месте трос зу ­ билом и снова сращиваем. Тщательному осмотру подвер­ гается буй: нет ли в нем трещин, хорошо ли завернута нижняя проб­ ка. Подворачиваем ее на 2—3 оборота, чтобы вода уж е никак не попала внутрь буя. Также тщательно осматриваются все вспомогательные механизмы. Руководили подготовительными j концы намного быстре работами командир боевой части из нас. боевом походе. Фото Ошуркова. ♦ ♦ ------------ ЗЯ МЕТКИИ ЗАЛП Краснофлотцы и младшие коман­ диры нашей батареи настойчиво' борются за - отличное выполнение первомайского приказа товарища Сталина. Соревнуясь, зенитчики обязались еіце лучше освоить ма­ териальную часть своих заведыва- нвй, стать мастерами меткого за л ­ па. П о инициатгве краснофлотцев мы провели несколько техниче­ ских конференции, где подробно разобрали важнейшие механизмы орудия, технику взаимозаменяемо­ сти, скорострельности и другие во­ просы. Добившись хороших показателей в изучении материальной части, младшие командиры начали, борьбу за снайперские орудийные расчеты. На тренировках и учениях коман­ диры орудий передают бойцам опыт франто'виков-зенитчнков. Н а ­ пример, на ряде занятий и трени­ ровок осваивали практический опыт североморцев по взаимозаме­ няемости, подаче патронов, заря­ жанию, наводке и т. п. Это помо­ гло повысить боевую выучку ору­ дийных расчетов. Недавно батарея сдал а ряд з а ­ дач с оценкоіі «отлично». Масте­ рами своего дела стали установ­ щики' трубок Дорофеев и Прыгоз, приборист Артеев, сержант Дно- хин, наводчик Мороз, заряжаю ­ щий Казаков и другие. Эти то ва­ рищи помогают сейчас отстающим. Метко научились стрелять п у л е ­ метчик». Недавно отделение сер ­ жанта Безымянного отлично вы ­ полнило стрелковую задачу. Выполняя приказ любимого в о ж ­ дя, зенитчики готовятся меткими залпами бить врага без промаха, наверняка. А. ПИСКАРЕВ. лейтенант Никоноров и командир отделения минеров старшина 2 статьи Репин. Слаженна и четко работали все минеры. Наконец, дошли д о места, сы ­ грали боевую тревогу, Личный состав занял свои места. Боевое траление началось. Тралить было трудно. Мешали волны в 3—4 балла и с каждым часом густевший туман. Трал у нас был старый, не один десяток раз побывавший в деле. Он ино­ гда рвался. Тогда вытягивали оборванные концы и сращивали их. Раньше трал поднимали вруч­ ную, 3-^-4 человека затрачивали: на это много времени. Теперь мы пропускаем конец через стрелу, навертываем лопарь на головку лебедкй, и при помощи ее минер вдвое быстрее, чем прежде, д о ­ стает трал. У нас строго разграничены ме­ ж ду собой обязанности. Сращива­ нием концов всегда занимается краснофлотец Могутов. Он в е л и ­ колепный такелажник и сращивает любого В море плавает прорвавшийся через запани лес. О дно из таких «блуждающих» бревен пробило буй. Мы вытащили его. В нем оказалась большая извилистая трещина. З а исправление взялись электрик старшина 1 статьи Без- годов и трюмный машинист красно­ флотец Данилов. Они аккуратно » быстро запаяли буй оловом, и он снова стал действовать. Погода между тем ухудшалась. Используя минуты, пригодные д л я траления, мы работали по 18—20 часов в с у т ­ ки. Уставали, конечно, сильно, но боеспособность сохраняли. Нам очень помогли, воспитали высо­ кую выносливость прежние . т р е ­ нировки, которые мы проводили часто и в самых сложных усло­ виях. В этом походе мы «прочесали» в несколько сот миль. туман спал, нас прошел караваи. К ажд о е салютовало площадь К о гд а через' суткй мимо судно, проходя мимо, нам, к а к бы благодаря за то, что мы заботились о безопасности его пути. Минер-краснофлотец Т. РОМАНЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz