Северная вахта. 1942, август.
Смерть немецким оккупантам! СЕВЕРНАЯ та Ежедневная краснофлотская газета Беломорский Военной Флотилии № 191 (297) 14 августа 1942 года, пятница СВЯЩ ЕННЫ Й долг Б О Л ЬШ Е В И К А Ни шагу назад! — приказывает Родина. И коммунист, презирая смерть, должен драться впереди всех, на самых ответственных и опасных участках, увлекая за со бой остальных бойцов. Большевику недостаточно толь ко самому быть смелым и стой ким. Отдавая все свои силы слу жению народу, являясь примером для других, он должен неутомимо работать над воспитанием высоких воинских качеств у всего личного состава корабля, части. С больше вистским огнем и страстью он призван неустанно сплачивать кол лектив своих боевых товарищей, способных сражаться бесстрашно, биться до конца — до победы. В суровые сражения несут зна мя нашей партии ко-ммунисты-бе- ломорцы. Вместе с беспартийными патриотами они отражают атаки фашистских пикировщиков, уничто жают подводных пиратов, не зная усталости, выполняют разнообраз ные боевые операции. Комиссар Володин, боцман Легатов, комен дор Виноградов — ими и многими другими большевиками гордится личный состав флотилия, у них учится боевому мастерству. В боях они не только сами показали стойкость и мужество, но и увле кали своим примером всех красно флотца боевых постов. Секретарь партийной организа ции Н-ского корабля т. Сорокин немало поработал над воспитанием высоких боевых качеств у комен доров. В боевой обстановке это пригодилось. Фашистские пикиров щики внезапно атаковали корабль. У пушки стояли Сорокин и командир орудия. Хорошо зная специальность наводчика, Сорокин вместе с командиром открыл и вел огонь до Тех пор, пока не по доспели остальные номера орудий ного расчета. Бой закончился победой корабля — один фашист ский самолет был сбит. Везде — на боевом тралении, при конвоировании транспортов, в борьбе . с вражескими минами — большевики-беломорцы показывают свою выучку, стойкость, умение. Когда на курсе корабля была обнаружена мина, коммунист Ла пин, несмотря на волнение, подо шел к ней на шлюпке, ловко и умело прикрепил подрывной пат рон. Мина была взорвана. На ко рабле Н. во время боевого тра ления сорвало и унесло буй змейкового трала. Коммунистам Данилову и Безгодову поручи ли сделать новый буй. Несмотря на трудности, они быстро справи лись с заданием. Корабль продол жал траление. Будни. большевиков-беломорчев Наполнены напряженной работой и учебой. Они стараются честно вы полнить свой долг перед партией И Родиной. Видя в них пример бесстрашия, стойкости в боях, краснофлотцы и командиры всту пает в ряды большевистской пар тии, Навсегда связывают с ней свою судьбу. Впереди еще много трудностей Р суровых испытаний. Но чем сложнее, чем опаснее обстановка, тем тверже, организованнее, вы держаннее и настойчивее в дости жении цели должен быть воин- болЬшевйк. Показывая пример стойкости, храбрости, боевого мастерства, неустанно учи этому своих боевых Друзей, коммунист-беломорец! Смело смотри опасности в глаза, честно и правдиво раз’ясняй слож ную обстановку, в которой нахо дится наша Родина. , Поднимай своих боевых друзей на смертель ную cxeatKy с врагом, вселяй и Укревди# а них твердую уверен ность в нашей конечной победе! Политрук В. Малюков, награж денный медалью «За боевые заслуги*. Фото Д. Кузнецова. ЗАКРЫТЬ ВСЕ ПУТИ В НАШИ ВОДЫ ФАШИС ТСКИМ ПИРА ТА Ml КораблЬ вошел в гаванЬ Простое приспособление Война научила краснофлотцев беречь боевое оружие. Раньше для отдачи трала на время боя с вра жескими самолетами минеры р у били трос. Это не только усл ож няло работу по выборке трала, но и приводило к значительной порче материальной части. Краснофлотцы тральщика Н. во главе со старшиной 2 статьи тов. Касаткиным, переняв опыт других кораблей, сделали простое приспо. собление. К буксирующей части трала они прикрепили буйреп с буем, а на лебедке сделали при способление д л я быстрой отдачи пенькового троса. Это помогает сохранять трал в целости, исключает полную вы борку и перемотку его. Остается выбрать буксирующую часть, за крепить ее и продолжать боевое траление. Времени на такие опера ции затрачивается в 2—3 раза меньше, чем при выборке после срубов. А. КОРАБЛЕВ. Корабль вел на буксире боль шую баржу с ценным грузом. Это замедляла ход, затруднила маневг ренность в случае встречи с воз душным противником. Личный состав корабля работал много, напряженно. Баржа с цен ным грузом была лакомой при манкой для вражеских подводных лодок. Поэтому наблюдатели! все время следили за морем, а на корме дежурили минеры, готовые сбросить глубинные бомбы на подводного пирата. Недалеко от Н-ской базы с бар ж и сообщили, что в носовой час ти се открылась старая пробоина. — Аварийной партии перейти на баржу, заделать пробоину! — при казал командир. Волны раскачивали корабль. Па. лубу заливало потоками воды. Несмотря на это, потребовалось лишь несколько секунд, чтобы спустить шлюпку. Захватив все необходимое для заделки пробои ны, воентехник 2 ранга Стоялов, младшие командиры Врагов и Патрикеев, краснофлотец Цапоз вскоре взобрались на баржу. Пробоина оказалась на уровне ватерлинии^. Когда баржа ныряла в провалы между волнам», в нее врывалась ледяная вода. Баржа заметно оседала. Моряк» попро бовали заткнуть дыру матом, но волны тотчас вырвали его. При шлось улавливать мгновения, к о гда баржа поднималась на гребень волны и пробоина оказывалась над водой. В считанные эти се кунды моряки стали заколачивать в пробоину заранее приготовлен ные пробки. Так повторялось не сколько раз. Наконец, пробоина была заделана. Несколько часов спустя, когда рассеялся туман, караван вошел в Н-ский порт. # # * В море, вдали от берега, к о рабль .по радио получил задание: пройти в Н-скую губу, где обна ружены две дрейфующие мины, и уничтожить их. Вскоре прибыли на место. М л а д ший лейтенант Комаров, миінеры Пастухов, Кудряшев и Антонов, сигнальщик Васильев направились выполнять задание. Перлая мина была на мели. Минеры осмотрели ее и решили не изрывать, а разо ружить и доставить на корабль. Но со шлюпки нельзя было рабо тать. Краснофлотцы спрыгнули в воду, и, стоя по пояс в ней, разо ружили первую мину, за ней д р у гую, потом перевезли их к кораб лю и подняли на палубу. Мины были- доставлены в базу. Вскоре поступило новое зада ние: перебросить большую группу людей из одного пункта в дру гой. Личный состав решил создать для пассажиров максимальные удобства на время пути. Пока следовали в пункт назначения, краснофлотцы соорудили в трюме удобные нары. Большой переход прошел благополучно. М. РОНОВ. У т о п о к Наш корабль лишь изредка з а ходит в базу, проводя большую часть времени в море, в бое вых походах. Задания приходит ся выполнять самые разл-гчные. Нередко бывают встречи с ф а шистской авиацией. Ясно, что мно. гое в таких походах зависит о т к > тельных машинистов. Чтобы обес печить заданные хода и маневри рование, они должны дать машине нужное давление пара. Я поставил перед собой задачу: всегда, в любых услозиях держать пар на марке. В нынешнее лето у меня не было еще случая, чтобы давление пара в котлах упало. При хороших и плохих углях, в тихую погоду и в шторм, при различных ходах стрелка манометра твердо держится на предельной цифре. Как я этого добиваюсь? Прини мая вахту, я смотрю, каково го рение в топках. Иногда топки бы вают забиты углем, при этом го рения почти нет, следовательно, и пар резко садится. Бывали случаи-, когда молодые, еще неопытные ма;- шинисты сдавали мне котлы с даз лением не выше восьми атмосфер. Дл я боевого корабля это позор! Чтобы быстро поднять пар, я сра зу же чистил топки, потом, посте пенно усиливая горение', добивал ся, чтобы оно было полным. -Лар подымался до марки. В зависимо сти от качества угля я подламы ваю слой в топках, шурую так, чтобы горение было равномерным. Ни в коем случа.е нельзя допу скать густого черного дыма: это демаскирует корабль. Д л я того, чтобы сократить дымность, я з а брасываю уголь часто, но неболь шими порциями: ровным слоем по две—три лопаты. При таком мето де приходится много работать, 3 . 1 - то горение в котлах происходит ровно', пар держится прочно, дым ность ничтожна. Краснофлотцы Антонкин, Пока,- местов и Васильев еще недавно слабо знали- свою специальность и не умели поддержать нужное д ав ление пара. И вот в походах я пе редавал им свои знания и опыт, занимаясь по два часа в день. Сей час эти товарищи освоили дело, работают хорошо. Краснофлотец И. ЧУГРЕЕВ. НА МОРСКОЙ ДОРОГЕ День и ночь, в штормы и тума ны идут по этой оживленной мор ской дороге транспорты. Ветер колышет над ними флаги. В трю мах и на палубах транспортов находится то, что помогает нашей Армии и Флоту уничтожать не мецких захватчиков. Транспорты окружает конвой. Узкие эсминцы со скошенными тру бами, голубоватые юркие стороже вики, проворные «охотники» осто рожно ведут черные громоздкие па роходы. Ничто не должно поме шать доставке вооружения для фронта, и поэтому люди на кораб лях всегда настороже, в любую минуту готовы к бою. Если переброситься на много миль вперед каравана, то увидишь небольшой, широкий, с приплюс нутой кормой, корабль. Это траль щик — «морской сторож», кото рый очищает дорогу каравану от минного смертоносного «мусора». Боевое траление — ответствен ное и сложное д е л о .' Наш траль щик второй год занимается этим, и мы все полюбили эту опасную работу. Последнее траление было одним из самых трудных. Еще на пути к своему участку нас настиг ве тер, поднялась волна. Н ад морем сгущался туман. Мы шли уверенно и спокойно. Перед походом, как и обычно, все проверили и закрепили по- штормовому. Особое внимание, конечно, обратили на самый трал. Посмотрели, правильно ли сдела ны все соединения, нет ли вмятин на тросе под кошками и резака ми. Это места перегибов троса, и здесь он чаще всего ломается. Если перебито меньше половины прядок, то мы ставим проволоч ные вицеля, если больше, то перерубаем в этом месте трос зу билом и снова сращиваем. Тщательному осмотру подвер гается буй: нет ли в нем трещин, хорошо ли завернута нижняя проб ка. Подворачиваем ее на 2—3 оборота, чтобы вода уж е никак не попала внутрь буя. Также тщательно осматриваются все вспомогательные механизмы. Руководили подготовительными j концы намного быстре работами командир боевой части из нас. боевом походе. Фото Ошуркова. ♦ ♦ ------------ ЗЯ МЕТКИИ ЗАЛП Краснофлотцы и младшие коман диры нашей батареи настойчиво' борются за - отличное выполнение первомайского приказа товарища Сталина. Соревнуясь, зенитчики обязались еіце лучше освоить ма териальную часть своих заведыва- нвй, стать мастерами меткого за л па. П о инициатгве краснофлотцев мы провели несколько техниче ских конференции, где подробно разобрали важнейшие механизмы орудия, технику взаимозаменяемо сти, скорострельности и другие во просы. Добившись хороших показателей в изучении материальной части, младшие командиры начали, борьбу за снайперские орудийные расчеты. На тренировках и учениях коман диры орудий передают бойцам опыт франто'виков-зенитчнков. Н а пример, на ряде занятий и трени ровок осваивали практический опыт североморцев по взаимозаме няемости, подаче патронов, заря жанию, наводке и т. п. Это помо гло повысить боевую выучку ору дийных расчетов. Недавно батарея сдал а ряд з а дач с оценкоіі «отлично». Масте рами своего дела стали установ щики' трубок Дорофеев и Прыгоз, приборист Артеев, сержант Дно- хин, наводчик Мороз, заряжаю щий Казаков и другие. Эти то ва рищи помогают сейчас отстающим. Метко научились стрелять п у л е метчик». Недавно отделение сер жанта Безымянного отлично вы полнило стрелковую задачу. Выполняя приказ любимого в о ж дя, зенитчики готовятся меткими залпами бить врага без промаха, наверняка. А. ПИСКАРЕВ. лейтенант Никоноров и командир отделения минеров старшина 2 статьи Репин. Слаженна и четко работали все минеры. Наконец, дошли д о места, сы грали боевую тревогу, Личный состав занял свои места. Боевое траление началось. Тралить было трудно. Мешали волны в 3—4 балла и с каждым часом густевший туман. Трал у нас был старый, не один десяток раз побывавший в деле. Он ино гда рвался. Тогда вытягивали оборванные концы и сращивали их. Раньше трал поднимали вруч ную, 3-^-4 человека затрачивали: на это много времени. Теперь мы пропускаем конец через стрелу, навертываем лопарь на головку лебедкй, и при помощи ее минер вдвое быстрее, чем прежде, д о стает трал. У нас строго разграничены ме ж ду собой обязанности. Сращива нием концов всегда занимается краснофлотец Могутов. Он в е л и колепный такелажник и сращивает любого В море плавает прорвавшийся через запани лес. О дно из таких «блуждающих» бревен пробило буй. Мы вытащили его. В нем оказалась большая извилистая трещина. З а исправление взялись электрик старшина 1 статьи Без- годов и трюмный машинист красно флотец Данилов. Они аккуратно » быстро запаяли буй оловом, и он снова стал действовать. Погода между тем ухудшалась. Используя минуты, пригодные д л я траления, мы работали по 18—20 часов в с у т ки. Уставали, конечно, сильно, но боеспособность сохраняли. Нам очень помогли, воспитали высо кую выносливость прежние . т р е нировки, которые мы проводили часто и в самых сложных усло виях. В этом походе мы «прочесали» в несколько сот миль. туман спал, нас прошел караваи. К ажд о е салютовало площадь К о гд а через' суткй мимо судно, проходя мимо, нам, к а к бы благодаря за то, что мы заботились о безопасности его пути. Минер-краснофлотец Т. РОМАНЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz