Северная вахта. 1942, апрель.

Ог 25 а п р в я я 1942 _ г ^ № 9 ( 2 ,О 2 СЕВЕРНАЯ ВАХТА УЧИСЬ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ УМЕЛО СРАЖАТЬСЯ ЗАВТРА! ПОВЫШАТЬ ЗНАНИЯ СТАРШИН %; доводят' і1М»у К'МЭД!) гПті п. П ll.rf ,1I' f щ '■ >нц[ Йощь корабля, его1 маневренность се^і , сша «пня зависят от четкой ра- І ^ ы боевых постов, которыми ру- младшие. командиры. Поэто- ,подготовки старшин ядеает oesj p» важную роль. k щ Большинство младших командиров ЦщфлюТЦЛ'И'И С ЧССТЬЮ БЬЙЩШЯеТ СВОИ зд^дашпіютн. Образцы тото, как на- ргаву работать с, подчиненными и да- ЗДеырать свои знании:, показывают .ыщстаршины 2-й статьи Моников, Саів- чалімук, Будасов и другие. м ‘ У старшего лейтенанта Курова ісіігяти я с младшими командирами -й.|проводятісяі mo заранее разработанно- |ЗМ|у плану. Например, систематиче- ®І№И организуются занятия по изу- ВДчшшо театра, условий плавания в м« Белом море; младшие командиры ' [учатся ^щраіть карту, прокладывать шікурс. Špoae того, проведены беседы істіо дисциплине, о роли . маадшего зЦвомаядира. аа| Благодаря такой 'организации аиечісіоъг. младшие командиры в совер- ютиденстве «кидади своей специально- иадью. Огадл отличниками старшина іаді-й статья В. Иванов и старшина оф-іі статьи И. Княже®. з д |., Характерен такой факт. Старшина я I1-й’статьи Шелудченко раньше был шдацигалиішроіваяныім,. имел іряд эддемоканий. Сейчас .ой ийщолнитеяь- ешцый командир, хорошо работает с Цмцами своего 'отделения. Дисцігн- эщ т р т ы е явьксвавия с него сняты, Гии «о получил ряд поощрений «от командования. Секрет такого «пе- S*рождения» заключается в том, что Щрілрши» наічіалышки повседневно за­ нимались с ІІІедудчелко, помогали 'aJay в практической работе. !■7 Одйако сделано еще не вс*. От* 'іаьные младшие командиры имеют ..]а своей работе мнсіго недочетов. 11а- пример, .старшина 2-й статья Бау- иж мало работает со своими подчи- •ямшыіми, на занятия то гагециаль- ,нести , приходит неподготовленным. Забота О: дальнейшем росте и со- .вфше.Е^^ании знаний младших ■командир оіо укреплении их' авто­ ритета, повседневная помюиць им —* важнейшая задача старших началь- )е>|ви®ов(' партийных и комсомольских организаций. Б. ИВАНОВ. Штурм сопки (Рассказ бойца) Командир орудия М. Рамс ивам отличник боазой подготовки. Фото |Д. Кузнецова. # ------------------ — Покажем пример в боевой учебе Недавно на партийном собрании мы проверили, как коммунисты, выполняя решение предыдущего со­ брания, шюмюгают командованию бы­ стрее и лучше провести ремонт ко­ рабельных механизмов. Коммунисты добились серьезных успехов. Кандидат партии т. Ши­ ппов ежедневно выйюлняет нормы) на 200 и более процентов. Редактируя «Боевой листок», он выпускает его регулярно; газета по-деловому рас­ сказывает о работе машинистов. Коммунист Раше®, постоянно помо­ гая мшниш'хтам, организовал в пя­ той боевой части соревнование; конкретные обязательства взяли па себя все бойцы. То®. Пилицын па­ ладил проверку договоро®, хорошо поставил учет роревноваиня. Ремонт механизмов подходит к концу. Коммунисты должны добить­ ся первенства п в (боевой учебе, покаізать личный пример в дейст­ виях па боевых постах. Секретарь .партийкой организации дьячков. Ошибки командира отделения Перед командиром отделения была поставлена задача — научить бой­ цов самостоятельно вести огонь из пулемета. ■Новички —1~ у пулемета. Боль­ шинство из них знает это оружие только теоретически. Командир от­ деления Виноградов дает вводную: «Приготовить пулемет к бою». Боец Прохоров возится долго, у него ничего не получается... Нако­ нец, он развязно говорит командиру; — Посмотри: теперь, кажется, будет стрелять. Виноградов проверяет. Допущена сшибка. Прохоров начинает спорить. Вместо тоге, чтоібіы наглядно пока­ зать, как надо. Готовить оружие, учить отстающего па примере луч­ ших бойцов, командир завел длин­ ный разговор. Другие в это время отвлекшись от занятий. Драгоценное время тратится псіиусту. Командир либеральничает, не бо­ рется за правильное использование времени, отведенного на учебу. Ви­ ноградов до сих пор не попал, что нуіжне сегодня бойцам, идущим зав­ тра в бой. В обращении с шмя он мало требователен, смотрит на ошиб­ ки сквозь пальцы. Виноградов должен уічвться у отличников таких, как сержант Борисов, тому, как вюшитывапъ молодых бойцов. Т.Я- Прорыв обороны противника НА ТАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Лейтенант Куликов собрал коман- 1 №ро® отделений на командный “УИкт, об’яснил задачіу. Обстановка какова: «противник» силой до двух ^делений занял оборону на высо- т<! С. Его огневые точки ■— в ку­ стах, ледее — руічиой пулемет. На агсг'веро-за.пад.ном: скате высоты — .5®. Задача взвода: уничтожить Расчет лучното пулемета, затем ^к-оіать - стрелковые отделения, Сходящиеся в окміе, и занять вы­ соту'. Командиру отделения Пшеницы- ,®У было приказано двигаться! с _ равого^ фланга по кустарнику, за- I . '.и выйти из кустарника, под при- і рі>ІГгИеМ огня четвертого отделения ^Хватить руічйой пулемет «протиів- * «в.К^ - И ^І^-Ѵ^жать ластуПлеиие на ' q <(#от;гвник.а» справа. М» ТДеде™° младшего сержанта ^розова действует с левоіго фяан- д ’ іП|^0;Двигается скрытно. Четвер- ^ - Д - е п и , —. между первым и '*• Атака — но еитшлу. Исходное положение для, наступле- ния — в лощине. Младшие .командиры, повторив приказ, собрали бойцов и расска­ зали им о задачах. Последовал сигнал наістуіплептя. Отделение младшего сержанта. Іішеиицыва, искусно маскируясь, продвигается .вперед. Командир взво­ да дает вводную: «У отдельного дома—сарай. Там .группа автомат­ чиков. ОтделениюЛшеиицына унич­ тожить группу!» Ппгеницын прикавывает красно­ армейцу Шуваеву с ручным пу- аеметом выдвинуться в отдельному кусту, открыть огонь по ігрушне аьтоматтчиК'Ов. Шувалев быстро вы­ полнил задание—^дал несколько оче­ редей, группа «уничтожена». Отде­ ление продолжает наступать наі вы­ соту С. ; «Противник.» открыл ОГОНЬ из ручного пулемета. Командир взвода ■приказал четвертому отделению на­ чать обстрел «вражеского» ручно- .г'? пулемета. Отделению Пшеяицына приказано зайти с правого фланга и уничто- 5 Шіть огневую тотаэу противника. Вскоре пулемет замолчал. Вавод продолжает наступать. До стреіл.кового окопа осталось пятьдесят метров. Командир подал сигнал атак®. Рывок. Стремительная атака. «Противник» отброшен. Лейтенант (Куликов делает райбОр учений. Хорошо ЛОДГО.ТОВИЛОСЫКза­ нятиям и- правильно действовало отделение мПадшего сержанта Пше- йщыиа, красноармейцы Горбачев', Шуваев, связной Ильин. Слаб» уіяснило задачу отделение младшего сержанта Морозова', здесь плохо соблюдали маскировку. Бойцы Семуіпип, Спиридонов передвигались пп открытой асестноети во весь рост, делала длинные перебежки. Младший іпейтенант (И. БУРНАТОВ. Краснофлотец Иван Стоколос рас­ сказывает нам о .сражении, в кото­ ром принимал участие. За прояв­ ленную отвагу боец награжден орде­ ном1 Красного Знамени. Он сидит спокойно, положив на колени свои большие руки —• руки моряка и бывшего грузчика, и неторопливо рассказывает о недавних событиях, «г ...В самом начале войны с фаши­ стами призвали меня во флот, наз­ начили! пулеметчиком. Попал я в отделение Стафеева. Командир мне пгказался человеком слишком стро­ гим: малейшую ошибку замечал, в учебе требовал все делать, как в бою. Это нам сперва тяжело пока­ залось. Но вот пришлось наім пойти на штурм: вражеских укреплений. И тут мы поняли, что командир пра­ вильно учил нас. В ученьи трудно быяо, зато в і&о.ю мм справились, как надо. И еще поняли мы, какой у вас командир замечательный че­ ловек, хоть и строгий, но зато настоящий друг. Получили приказ выбить врата с важной высоты. Ночь лунная, на- .ррдюость светлая. Нашей роте командир отряда постапйл задачу1— -ударить противнику в лоб, осталь­ ные должны были обойти его с флангов. Мы с командиром по ку­ стам и сугробам, через груды кам­ ней пробрались к самому іподножыо сопки и поудобнее устроились со своим «Максимом». Товарищ Ста- феев наметил запасные огневые по­ зиции ж показал их мне. ■МиГ должны быіли обеспечивать наступление огнем. Командир залег метрах в пяти—шести позади меня. Вот, вижу, наши краснофлотцы бы­ стро пополатя вверх по склону соп­ ки аыініибатъ врана из его нор. Первая линия противника открыла по нашим ураганный огсиь из пу­ леметов и автоматов. Били и из ми­ нометов. Но красные моряки, при- зкимашіеь к земле, все блшке двига­ лись к цели. Трудно передать все по порядку. В бою видишь только то, что рядом происходит, а общую картину толь­ ко командир себе уясняет. Вот слышу, товарищ Огафее® мне. кри­ чит: —* «Огонь по пулемету справа! Я всматриваюсь, вижу — из-за камней палят немецкие пулеметчи­ ки. Нашим! бойцам пришлось залечь под градон пуль. Поворачиваю свой «Максим» и начинаю стрсічить по врагу. Вижу, не зря патроны тра­ чу. Двое ткнулось в землю, один отполз и спрятался, огневая тон­ ка замолчала. Но » это время на наших бойцов обрушился огонь пу­ леметов и автоматов с левого флан­ га. И моему «Максиму» порция до­ сталась —• мины) на него полетели. Совсем рядим рвутся. —• По пулемету слева!.. — слы­ шу я голос командира сквозь .гро­ хот и вой рвущихся мин. Повернул влево, и э это время мне руау «вы­ жгло —- ранило осколком. Не тш больно, как злость взяла. Ну, ду­ маю, дерікитесь, гады! Огафее® подполз ко мне, ноклзш, куда целиться. Я дал нестольк* очередей, шодавшл еще синеву» точку врага. Так несколько раз пе­ реносил огонь и над каждой враже­ ской точкой ставил точку. Слышу — наверху сопки рвутся гранаты, затем понеслись аарикж «ура!». Краснофлотцы выбиваю» фашистов! из окопов, ловко работа* пиыками. Я приготовился перетас­ кивать пулемет на другую нова­ цию. А Стафеев мне кричит: — Внимание, оібходят нас нем­ цы! Оборачиваюсь, ш ру —- с тьма подбираются к наім фашисты. Командир пе только управлял ог­ нем, он вел круговое наблюдение ! во-время их заметил. Мой «Мак­ сим» повернулся и встретил нем­ цев горячими пулеметными очере­ дями. Все хорошо, только наяроиО» маловато. Я подполз к соседнему пулемету — там расчет выбыл и» строа — и запасся лентами. Враги заметили, что мой нулемеч замолчал, осмелели и стали быстр* приближаться. Я жду. Стафееш. шепчет:, —• Отоколое, гранаты приготовь! ■ — Есть! — отвечаю. Тут чело­ век сорок немце® встали и пошл* на нас, смешно так в свету пере­ валиваются. В общем, психическая атака.. Ну, совеем не страшно., С иетеряением жду, когда, командир велит стрелять. А немцы уже совсем близко. Тут Отаіфеев крикнул: — Смерть захватчикам! Я сбросил шапку, чтобы видно* было, и нажал. Командир тоже на­ жал. Расстреливали мы врагов » упор. А сверху, сквозь непрерыв­ ный рокот пулеметов и вэрыіва гра­ нат, доносился клич наших бойцов: «За Родину, за Сталина!» И повто­ ряя эти слова, я еще сильнее на­ жимал на гашетку своего пулемета. Не могу сказать, сколько минут это продолжалось, но только немцев перед нами :больше не было. Мно­ гие из них навсетда зарылись а снег, другие отползли, обежали. Вытер рукавом пот со лба, выта­ щил осколок из руки. Кровь хле­ щет, но я быстро сделал себе пере вязку: благо, время выбралось свободное. И в это время ногаі "г меня как-то подпрыгнула и словно ее обожгло. Сейчас же уелыйше да­ лекий выстрел. Это меня ихний свайпер подстерег. Но, теряя сознание, я все же ус­ пел узнать от подбежавших това­ рищей, что сопка вйята нами, бой выигран, противник отступил. I еще я успел шеттауть друзьям:; — Только «Максимку» Моег* не забудьте, уж олень хороший пу­ лемет! Записал Д. ТИМУРОВ. ПРОПАГАНДА ОРУЖИЯ По инициативе комсомольской ор­ ганизации на нашем корабле недав­ но была проведена техническая кон­ ференция на теіміу: «Зенитный пуле­ мет». Доклад сделал' отличник краснофлотец Горюинев. Рассказа® о безупречном действии сівоегр пулемета в бою, Горнипев подробно остановюсщі па устройстве и принципе раіботы частей. Тут а» < і .: і показал, как нужно производить, разборку и-сборку оружия. В конце доклада отличник поде­ лился опытом, как он помог краспо фѵ^.слцам Козлову, Погодину и Горш- коіву стать хорошими нулеметчих*- мя, Главный старшина Н. КАЛИНИЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz