Северная вахта. 1941, октябрь.
СЕВЕРНАЯ ВАХТА 30 октября 1S41 г. Kfj „Мы будем Родину святую защищать! ---------- * ---------- С т и х и к р а с н о ф л о т ц е в 1 « .Любовь к Родине, ненависть к врагу—вот чувства, которыми ж и вет весь советский народ. С эти ми чувствами идут в бой наши бойцы на фронте, действуют пар тизаны в тылу у врага, самоотвер женно трудятся рабочие советских заводов и фабрик. Эти же ч у в ства пронизывают каждую кор респонденцию краснофлотцев и командиров, которые они присы лают в редакцию своей флотиль- екой газеты. «Северная вахта» помещала на своих страницах стихи красно флотцев тт. Мегинова, Федо това, Сафронова и др. Н е все стихи редакция может .^поме стить в газету. Некоторые из них написаны еще слабо. Н о во Бсех без исключения горячо, вдохновенно звучит готовность биться с врагом до последней капли кроЕИ. Вера в победу над врагом, вос хищение стахановским трудом рабочих заводов и фабрик стра ны, в тылу кующих победу для фронта, — вот о чем говорит стихотворение краснофлотца т. М а - тюшевнча. Обращаясь к рабочим тыла, он заканчивает свое стихо творение так: « А пока ваше правое дело —- Смерть фашистам готовить в тылу, Мы ж на фронте—без страха, умело, Приготовим могилу ему!». Несколько стихотворений при- c.і;ал в редакцию краснофлотец Г . Федотов. Од н о из них—« К л я немся!»—было помещено в « С е верной вахте» 26 октября. В д р у гих стихах тов. Федотов призы вает к сплочению народных сил к беспощадному разгрому фашист ских полчищ. В стихотворении «За Родину-мать» он говорит: «Счастливую жизнь советского народа М ы , красные бойцы, сумеем отстоять, И до последней капли нашей крови Мы будем Р о д и н у святую защищать!», і В стихах Федотова, как и в произведениях д р у ги х молодых і поэтов флотилии, лучшие строки посвящены тому, к то руководит советским народом в е го великой борьбе против фашистских варва ров и приведет к победе над вра гом—д р у гу , учителю и вождю трудящихся товарищу Стали н у. В стихотворении « М ы уходим в си не море» Федотов пишет: « Н а с послал товарищ Сталин Бить врагов умело, Защищать отчизну нашу М ужественно, смело». Т а к пишут краснофлотцы, рядо- I вые советские люди, большин ство из которых, быть может, впервые в дни великой отече ственной войны взялось за перо, чтобы в идущих от сердца сти хах выразить горячую любовь к р о дине1 и священную ненависть к врагу. * *# «Северная вахта» будет р е гу лярно помещать произведения краснофлотцен-поэтов. В личной переписке с молодыми поэтами мы постараемся оказывать им творческую помощь, чтобы това рищи смогли овладеть литераі- туркой формой, техникой сти хо сложения. Общий недостаток большинства стихов, поступающих в редакцию, —слабая рифма, несоблюдение размера стиха, зачастую неудач- —ный подбор слов. Начинающим I поэтам нужно повышать свой ли- I тературный уровень, расширять кругозор—больше читать произве дения классиков и современнных поэтов, учиться у них литератур ному мастерству. Работают по-фр'онтовому Секретарь комсомольский ор ганизации Н-ских мастерских тов. Карпов на формовке и отливке детален ежедневно вы полняет нормы на 160 процен тов. Не отстает от него и комсомолец Вторыгин. Молодой слесарь Черепанов дает полто ры нормы в день. Рабочие стремятся отдать все свои силы, чтобы в суро вы е дни отечественной войны 1помочь Родине в борьбе е озве релыми фашистскими бандами. Комсомолки Тамара Калты- кова и Валерин Гаубис рабо тают счетоводами. Сейчас они решили овладеть специаль ностью токаря, чтобы непосред ственно участвовать в ремонте боевых кораблей. К девушкам присоединился комсомолец Вик тор Резников. Все они будут обучаться в свободное от рабо ты время у опытного токаря комсомольца Шубенина. А. ВАСИЛЬЕВ. На х о д ч и в о с т ь Во время боя младший сер жант Савин укомплектовал вы шедший из строя расчет двух пулеметов и взял под командо вание пулеметчиков трех рас четов. Корабли атакуются боевыми са молетами чаще всего в открытом море. Отсутствие ориентиров, большие расстояния и неточные сведения о местонахождении цели создают значительные трудности при определении прицельных дан ных. Штурман должен весьма тща тельно прокладывать курс, чтобы быть уверенным в точности ечн- слимого места, и все время пом нить о ветре, т. к. он часто ме няет свое направление. При бомбометании по непод вижным целям есть возможность заранее определить прицельные данные, ибо направление, с кото рого будет производиться бомбо метание, как правило, известно. Если жѳ цель подвижна, то при готовить все для расчета при цельных данных невозможно, т. к. скорость и направление движения корабля могут быть определены только в результате наблюдения за самой целью. Некоторую трудность представ ляет и распознавание типа кораб ля, т. к. сверху и с большой высоты Есе корабли кажутся оди наковыми. Современная война постепенно стерла грань между морской и сухопутной бомбардировочной авиацией. Оба вида авиации при меняются для бомбометания и по кораблям и по наземным целям, поэтому каждому штурману-бом- бардиру нужно хорошо знать спо собы выхода на боевой курс и приемы прицеливания при бом бометании по подвижным и непод вижным целям. Неожиданно у его пулемета осколком пробило кожух, ста ла вытекать воза. Савин, бы стро обернув кожух прорези ценной накидкой, продолжал ра зить врага. „ У Ж И Н В Ы Ш Е Л И З С Т Р О Я " Кок Ефремов готовил ужин. Борщ бурлил в котле, готово было и второе. Вдруг— тревога: налет самолетов. Загрохотали орудия. Взрыв! Корму подкину ло, корабль накренился. Ефре мова отбросило в сторону. Пер вое и второе разлилось по палубе. Кок побежал на. мостик, но фашистские самолеты уже улетели. Командир спросил кока: Что товарищ Ефремов фашисты камбуз повредили? — Камбуз в порядке, но ужин «вышел из строя», улыбаясь ответил кок. Командир тоже улыбнулся, а затем шутливо сказал: — Устранить повреждение. — Есть!— ответил Ефремов. К назначенному времени ра сторопный кок приготовил но вый ужин. Напдение японских солдат на советский пограничный наряд ВЛАДИВОСТОК. 25. (ТАСС). 23 октября недалеко от погра ничного поселка Краскино груп па японских солдат числен ность!!! свыше 20 человек ле: решла нашу государственную 1 раницѵ и напала на наш по-1 граничный наряд в составе старшего ефрейтора Аникина и других пограничников, нес ших службу на горе Б. Черто ва, видимо, с нелыо захват? наших пограничников и увод на свою территорию. В рвзуд тате завязавшейся схвати, есть раненые с обеих сторон Японцы перетащили свои ра неных на свою сторону. Н нашей территории остаіші японские фуражки, обоим японских винтовочных латрс нов. ДОПРОС ПЛЕННЫХ Поврежденный фашистский бомбардировщик тяжело и неуклюже упал на левый бок. Вспыхнул бензин. Спастись удалось только двум летчикам. Их взяли в плен. Сперва начали допрашивать молодого. По документам, ко торые он не успел выбросить, установили, что у этого 23-лет него немца — немалый стаж. Эрнст X. летал над Францией, был в Норвегии, получил «же лезный крест». Он держится самоуверенно, тщательно про думывает свои ответы. —- Что ваше командование говорит о потерях советской авиации на Северном фронте? Фашистский пилот молчит. Потом с еле заметной улыбкой роняет: — Говорят, что у вас в авиации потери втрое больше, чем у нас. • — Вы верите этому? — Нам думать нельзя. Дол жны верить. — Но все-таки, ваше мне ние? — Ыне кажется, что это не сколько преувеличено. — Сколько вы потеряли се годня при налете на наш аэро дром? — Пять бомбардировщиков. — А видели вы наши сби тые самолеты? — Нет. — И часто так бывает? БОМБОМЕТАНИЕ ПО К О Р А БЛ ЯМ I Чтобы определить элементы прицеливания при бомбометании по кораблям, надо ;< векторам ск о рости ветра и самолета прибавить вектор скорости корабля. Н о командир корабля, увидев само лет противника, постарается из менить направление и скорость движения корабля, чтобы создать наибольшее затруднение для ата кующего самолета. П о этом у н уж но всегда учитывать, что вектор скорости корабля может быть пе ременных!. Допустим , однако, что корабль не будет маневрировать, и бом бардир имеет дело с кораблем, который движется по прямой с постоянной скоростью. То гд а для расчета прицельных данных могут быть прішенены два способа: один — векторный, когда своя скорость и скорость ветра изве стны, а скорость корабля опреде ляется на-глаз; все три скорости суммируются и по найденной рав нодействующей производятся рас четы. Н о для этого нужно иметь точные данные о ветре и уметь быстро определять скорость к о рабля. Второй способ более удобен. Если считать, что цель непо движна, а ветер как бы действует в неизвестном направлении, то для определения боевого курса нужно направить самолет прямо на цель (тогда сразу же будет обнаружено наличие сноса и его направление), а затем последова тельными доворотами самолета поставить цель на постоянный курсовой уго л . Ес л и такой у го л не будет меняться, значит направ ление пути самолета проходит че рез цель. Таким образом первая часть задачи будет решена. Вторая часть задачи заключает ся в определении скорости сбли жения или для неподвижной цели —путевой скорости. Э т а задача при наличии прицела — визира типа О П Б - 1 — представляет наи большие трудности, т. к. самолет уже находится на боевом курсе, до сбрасывания бомб остаются считанные секунды, большую часть из которых н уж но затра тить на определение скорости сближения и на расчет угла при целивания. Д л я приблизительного опреде ления скорости сближения нужно использовать характерные свой ства полета при боковом ветре. Известно, что, когда снос само лета мал, определить скорость ветра не так легко, ибо в этом случае возможно наибольшее к о личество вариантов как по ск о рости, так и по направлению вет ра. Ес ли же самолет направлять так, чтобы уго л сноса был наи большим, то задача решается б о лее определенно, и можно с ув е ренностью сказать, что направ ление ветра будет очень близко к перпендикулярному относитель но оси самолета. В этом случае не будет боль шой ошибки, если полученный треугольни к скоростей принять за прямоугольный, а это позволит рассчитать е го ги п о те н у з у по и з вестному к атету и у г л у . Д о п у с тим , что при скорости 100 м|-сек. мы получили макси мальный у го л сноса 50. Д л я т о го , чтобы рассчитать п ут е в ую с к о рость, н уж н о определить п о т а б лице косинус у гл а сноса (в дан ном случае он буд е т 0,996) и на полученную величину разделить 100. П о аэронавигационной линей ке этц делается моментально получаем 101. ( Э т о значит, что путевая скорость, а для п од виж ной цели — скорость сближения будет очень близка к воздушной скорости). Д ал ьш е , для опреде ления угл а прицеливания н уж н о умножить э т у величину на время падения бомбы, вычесть величину отставания бомбы и по линейке найти у го л прицеливания, можно заранее заготовить таблицы вы численных у гл о в прицеливания для разных высот Іи наибольших угл о в сноса. Д л я тренировки в бомбометании по подвижным целям можно п ри менять фотобомбометание по поез дам, идущим между станци ям ». Н ед о статк а в этих ц е л я х нет, а поэтому каждая бомбардировочная часть может получи ть хо р ош ую тренировку. К о гд а корабль маневрирует, то это заметно по кильватерной струе и по волнам, образующимся у н о Пилот неохотно к-иваѳт го,и' вой: I — Да, вас трудно подбить., Какой вывод вы делает? — Чорт побери, видимо, ш’ врут! Мы теряем много аэрі планов, — говорит он с внезаі ной откровенностью. — Ваи. летчики — они ничего не боя' ся! .V второго фашистского де1 чика Фридриха Б. в кармане- тщательно завернутый в пе гамент кусок хлеба. — Что это у вас с собой? — Мой паек! — он смущені, теребит усы и шрам на е; щеке краснеет. Затем і взволнованно начинает и®, рить о том, что вовсе не хот( воевать с Россией, что он очеі любит русские песни, Толсто и Достоевского. — Зачем же. в таком ел; чае, вы сбрасываете бомбы у мирное население? ■— Нам говорят, что эт военные об’екты. Допрос продолжается — маска хладнокровия надает. 3. ней видны надломленное® неуверенность в будущее страх. Летчик, торопясь, рас сказывает о расположена своих частей, даже рисуе чертеж фашистского аэродро ма. Затем, сжав руками виски он говорит тоскливо и просто —- Если бы вы знали, каі нам, немцам, надоела война! Н. ГЕОРГИЕВ. са и кормы корабля (по так на зываемым усам). Е с л и кильватер ная с т р уя прямая и усы образую равные у глы — это значит, чте корабль идет прямым курсом. Д у гообразная кильватерная струя разный вид п равого и левого уса показывают, ч т о корабль поворачи вает, и по кривизне струн сразу видно, в к а к ую сторону. С в е р х у движения корабля будут казаться крайне медленными, что представляет большие трудности в управлении самолетом. Поэтому иногда может быть рекомендовано максимальное снижение высоты, чтобы лучш е разглядеть маневры, корабля и обеспечить его пораже ние.. П р и небольшой высоте время падения бомбы уменьшится, к ко раблю ув е р н уть с я будет труднее. М о г у 'т д умать , что атака на ма лой высоте б у д е т сопряжена ( большим риском, но'корабль ведет о го н ь при циркуляции и качке, а это создает такие трудности ДД*1 е го точной стрельбы, что> вероят ность попадания будет небольшой. Ч то бы не то л ь к о нанести повре ждения боевым кораблям, но к потопить и х , — атаку следует вести сильными группами бомбар дировщиков. О со бо е значение здесь приобретает время. Чтооы корабли не смогли сманеврировать и укл о ни тьс я от бомб, атака дол жна быть непрерывной в течение 10 — 15 минут. П о л к о в н и к М . Н И К О Л Ь С К И Й . Ответственный редактор И. С, ШАНГИН, Г М 17251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz