Северная вахта. 1941, октябрь.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА 30 октября 1S41 г. Kfj „Мы будем Родину святую защищать! ---------- * ---------- С т и х и к р а с н о ф л о т ц е в 1 « .Любовь к Родине, ненависть к врагу—вот чувства, которыми ж и ­ вет весь советский народ. С эти­ ми чувствами идут в бой наши бойцы на фронте, действуют пар­ тизаны в тылу у врага, самоотвер­ женно трудятся рабочие советских заводов и фабрик. Эти же ч у в ­ ства пронизывают каждую кор­ респонденцию краснофлотцев и командиров, которые они присы­ лают в редакцию своей флотиль- екой газеты. «Северная вахта» помещала на своих страницах стихи красно­ флотцев тт. Мегинова, Федо­ това, Сафронова и др. Н е все стихи редакция может .^поме­ стить в газету. Некоторые из них написаны еще слабо. Н о во Бсех без исключения горячо, вдохновенно звучит готовность биться с врагом до последней капли кроЕИ. Вера в победу над врагом, вос­ хищение стахановским трудом рабочих заводов и фабрик стра­ ны, в тылу кующих победу для фронта, — вот о чем говорит стихотворение краснофлотца т. М а - тюшевнча. Обращаясь к рабочим тыла, он заканчивает свое стихо­ творение так: « А пока ваше правое дело —- Смерть фашистам готовить в тылу, Мы ж на фронте—без страха, умело, Приготовим могилу ему!». Несколько стихотворений при- c.і;ал в редакцию краснофлотец Г . Федотов. Од н о из них—« К л я ­ немся!»—было помещено в « С е ­ верной вахте» 26 октября. В д р у­ гих стихах тов. Федотов призы­ вает к сплочению народных сил к беспощадному разгрому фашист­ ских полчищ. В стихотворении «За Родину-мать» он говорит: «Счастливую жизнь советского народа М ы , красные бойцы, сумеем отстоять, И до последней капли нашей крови Мы будем Р о д и н у святую защищать!», і В стихах Федотова, как и в произведениях д р у ги х молодых і поэтов флотилии, лучшие строки посвящены тому, к то руководит советским народом в е го великой борьбе против фашистских варва­ ров и приведет к победе над вра­ гом—д р у гу , учителю и вождю трудящихся товарищу Стали н у. В стихотворении « М ы уходим в си­ не море» Федотов пишет: « Н а с послал товарищ Сталин Бить врагов умело, Защищать отчизну нашу М ужественно, смело». Т а к пишут краснофлотцы, рядо- I вые советские люди, большин­ ство из которых, быть может, впервые в дни великой отече­ ственной войны взялось за перо, чтобы в идущих от сердца сти хах выразить горячую любовь к р о ­ дине1 и священную ненависть к врагу. * *# «Северная вахта» будет р е гу ­ лярно помещать произведения краснофлотцен-поэтов. В личной переписке с молодыми поэтами мы постараемся оказывать им творческую помощь, чтобы това­ рищи смогли овладеть литераі- туркой формой, техникой сти хо ­ сложения. Общий недостаток большинства стихов, поступающих в редакцию, —слабая рифма, несоблюдение размера стиха, зачастую неудач- —ный подбор слов. Начинающим I поэтам нужно повышать свой ли- I тературный уровень, расширять кругозор—больше читать произве­ дения классиков и современнных поэтов, учиться у них литератур­ ному мастерству. Работают по-фр'онтовому Секретарь комсомольский ор­ ганизации Н-ских мастерских тов. Карпов на формовке и отливке детален ежедневно вы­ полняет нормы на 160 процен­ тов. Не отстает от него и комсомолец Вторыгин. Молодой слесарь Черепанов дает полто­ ры нормы в день. Рабочие стремятся отдать все свои силы, чтобы в суро­ вы е дни отечественной войны 1помочь Родине в борьбе е озве­ релыми фашистскими бандами. Комсомолки Тамара Калты- кова и Валерин Гаубис рабо­ тают счетоводами. Сейчас они решили овладеть специаль­ ностью токаря, чтобы непосред­ ственно участвовать в ремонте боевых кораблей. К девушкам присоединился комсомолец Вик­ тор Резников. Все они будут обучаться в свободное от рабо­ ты время у опытного токаря комсомольца Шубенина. А. ВАСИЛЬЕВ. На х о д ч и в о с т ь Во время боя младший сер­ жант Савин укомплектовал вы­ шедший из строя расчет двух пулеметов и взял под командо­ вание пулеметчиков трех рас­ четов. Корабли атакуются боевыми са­ молетами чаще всего в открытом море. Отсутствие ориентиров, большие расстояния и неточные сведения о местонахождении цели создают значительные трудности при определении прицельных дан­ ных. Штурман должен весьма тща­ тельно прокладывать курс, чтобы быть уверенным в точности ечн- слимого места, и все время пом­ нить о ветре, т. к. он часто ме­ няет свое направление. При бомбометании по непод­ вижным целям есть возможность заранее определить прицельные данные, ибо направление, с кото­ рого будет производиться бомбо­ метание, как правило, известно. Если жѳ цель подвижна, то при­ готовить все для расчета при­ цельных данных невозможно, т. к. скорость и направление движения корабля могут быть определены только в результате наблюдения за самой целью. Некоторую трудность представ­ ляет и распознавание типа кораб­ ля, т. к. сверху и с большой высоты Есе корабли кажутся оди­ наковыми. Современная война постепенно стерла грань между морской и сухопутной бомбардировочной авиацией. Оба вида авиации при­ меняются для бомбометания и по кораблям и по наземным целям, поэтому каждому штурману-бом- бардиру нужно хорошо знать спо­ собы выхода на боевой курс и приемы прицеливания при бом­ бометании по подвижным и непод­ вижным целям. Неожиданно у его пулемета осколком пробило кожух, ста­ ла вытекать воза. Савин, бы­ стро обернув кожух прорези ценной накидкой, продолжал ра­ зить врага. „ У Ж И Н В Ы Ш Е Л И З С Т Р О Я " Кок Ефремов готовил ужин. Борщ бурлил в котле, готово было и второе. Вдруг— тревога: налет самолетов. Загрохотали орудия. Взрыв! Корму подкину­ ло, корабль накренился. Ефре­ мова отбросило в сторону. Пер­ вое и второе разлилось по палубе. Кок побежал на. мостик, но фашистские самолеты уже улетели. Командир спросил кока: Что товарищ Ефремов фашисты камбуз повредили? — Камбуз в порядке, но ужин «вышел из строя», улыбаясь ответил кок. Командир тоже улыбнулся, а затем шутливо сказал: — Устранить повреждение. — Есть!— ответил Ефремов. К назначенному времени ра­ сторопный кок приготовил но­ вый ужин. Напдение японских солдат на советский пограничный наряд ВЛАДИВОСТОК. 25. (ТАСС). 23 октября недалеко от погра­ ничного поселка Краскино груп­ па японских солдат числен­ ность!!! свыше 20 человек ле: решла нашу государственную 1 раницѵ и напала на наш по-1 граничный наряд в составе старшего ефрейтора Аникина и других пограничников, нес­ ших службу на горе Б. Черто­ ва, видимо, с нелыо захват? наших пограничников и увод на свою территорию. В рвзуд тате завязавшейся схвати, есть раненые с обеих сторон Японцы перетащили свои ра неных на свою сторону. Н нашей территории остаіші японские фуражки, обоим японских винтовочных латрс нов. ДОПРОС ПЛЕННЫХ Поврежденный фашистский бомбардировщик тяжело и неуклюже упал на левый бок. Вспыхнул бензин. Спастись удалось только двум летчикам. Их взяли в плен. Сперва начали допрашивать молодого. По документам, ко­ торые он не успел выбросить, установили, что у этого 23-лет­ него немца — немалый стаж. Эрнст X. летал над Францией, был в Норвегии, получил «же­ лезный крест». Он держится самоуверенно, тщательно про­ думывает свои ответы. —- Что ваше командование говорит о потерях советской авиации на Северном фронте? Фашистский пилот молчит. Потом с еле заметной улыбкой роняет: — Говорят, что у вас в авиации потери втрое больше, чем у нас. • — Вы верите этому? — Нам думать нельзя. Дол­ жны верить. — Но все-таки, ваше мне­ ние? — Ыне кажется, что это не­ сколько преувеличено. — Сколько вы потеряли се­ годня при налете на наш аэро­ дром? — Пять бомбардировщиков. — А видели вы наши сби­ тые самолеты? — Нет. — И часто так бывает? БОМБОМЕТАНИЕ ПО К О Р А БЛ ЯМ I Чтобы определить элементы прицеливания при бомбометании по кораблям, надо ;< векторам ск о ­ рости ветра и самолета прибавить вектор скорости корабля. Н о командир корабля, увидев само­ лет противника, постарается из­ менить направление и скорость движения корабля, чтобы создать наибольшее затруднение для ата­ кующего самолета. П о этом у н уж ­ но всегда учитывать, что вектор скорости корабля может быть пе­ ременных!. Допустим , однако, что корабль не будет маневрировать, и бом­ бардир имеет дело с кораблем, который движется по прямой с постоянной скоростью. То гд а для расчета прицельных данных могут быть прішенены два способа: один — векторный, когда своя скорость и скорость ветра изве­ стны, а скорость корабля опреде­ ляется на-глаз; все три скорости суммируются и по найденной рав­ нодействующей производятся рас­ четы. Н о для этого нужно иметь точные данные о ветре и уметь быстро определять скорость к о ­ рабля. Второй способ более удобен. Если считать, что цель непо­ движна, а ветер как бы действует в неизвестном направлении, то для определения боевого курса нужно направить самолет прямо на цель (тогда сразу же будет обнаружено наличие сноса и его направление), а затем последова­ тельными доворотами самолета поставить цель на постоянный курсовой уго л . Ес л и такой у го л не будет меняться, значит направ­ ление пути самолета проходит че­ рез цель. Таким образом первая часть задачи будет решена. Вторая часть задачи заключает­ ся в определении скорости сбли­ жения или для неподвижной цели —путевой скорости. Э т а задача при наличии прицела — визира типа О П Б - 1 — представляет наи­ большие трудности, т. к. самолет уже находится на боевом курсе, до сбрасывания бомб остаются считанные секунды, большую часть из которых н уж но затра­ тить на определение скорости сближения и на расчет угла при­ целивания. Д л я приблизительного опреде­ ления скорости сближения нужно использовать характерные свой­ ства полета при боковом ветре. Известно, что, когда снос само­ лета мал, определить скорость ветра не так легко, ибо в этом случае возможно наибольшее к о ­ личество вариантов как по ск о ­ рости, так и по направлению вет­ ра. Ес ли же самолет направлять так, чтобы уго л сноса был наи­ большим, то задача решается б о ­ лее определенно, и можно с ув е ­ ренностью сказать, что направ­ ление ветра будет очень близко к перпендикулярному относитель­ но оси самолета. В этом случае не будет боль­ шой ошибки, если полученный треугольни к скоростей принять за прямоугольный, а это позволит рассчитать е го ги п о те н у з у по и з ­ вестному к атету и у г л у . Д о п у с тим , что при скорости 100 м|-сек. мы получили макси­ мальный у го л сноса 50. Д л я т о го , чтобы рассчитать п ут е в ую с к о ­ рость, н уж н о определить п о т а б ­ лице косинус у гл а сноса (в дан­ ном случае он буд е т 0,996) и на полученную величину разделить 100. П о аэронавигационной линей­ ке этц делается моментально получаем 101. ( Э т о значит, что путевая скорость, а для п од виж ­ ной цели — скорость сближения будет очень близка к воздушной скорости). Д ал ьш е , для опреде­ ления угл а прицеливания н уж н о умножить э т у величину на время падения бомбы, вычесть величину отставания бомбы и по линейке найти у го л прицеливания, можно заранее заготовить таблицы вы ­ численных у гл о в прицеливания для разных высот Іи наибольших угл о в сноса. Д л я тренировки в бомбометании по подвижным целям можно п ри ­ менять фотобомбометание по поез­ дам, идущим между станци ям ». Н ед о статк а в этих ц е л я х нет, а поэтому каждая бомбардировочная часть может получи ть хо р ош ую тренировку. К о гд а корабль маневрирует, то это заметно по кильватерной струе и по волнам, образующимся у н о ­ Пилот неохотно к-иваѳт го,и' вой: I — Да, вас трудно подбить., Какой вывод вы делает? — Чорт побери, видимо, ш’ врут! Мы теряем много аэрі планов, — говорит он с внезаі ной откровенностью. — Ваи. летчики — они ничего не боя' ся! .V второго фашистского де1 чика Фридриха Б. в кармане- тщательно завернутый в пе гамент кусок хлеба. — Что это у вас с собой? — Мой паек! — он смущені, теребит усы и шрам на е; щеке краснеет. Затем і взволнованно начинает и®, рить о том, что вовсе не хот( воевать с Россией, что он очеі любит русские песни, Толсто и Достоевского. — Зачем же. в таком ел; чае, вы сбрасываете бомбы у мирное население? ■— Нам говорят, что эт военные об’екты. Допрос продолжается — маска хладнокровия надает. 3. ней видны надломленное® неуверенность в будущее страх. Летчик, торопясь, рас сказывает о расположена своих частей, даже рисуе чертеж фашистского аэродро ма. Затем, сжав руками виски он говорит тоскливо и просто —- Если бы вы знали, каі нам, немцам, надоела война! Н. ГЕОРГИЕВ. са и кормы корабля (по так на­ зываемым усам). Е с л и кильватер ная с т р уя прямая и усы образую равные у глы — это значит, чте корабль идет прямым курсом. Д у­ гообразная кильватерная струя разный вид п равого и левого уса показывают, ч т о корабль поворачи вает, и по кривизне струн сразу видно, в к а к ую сторону. С в е р х у движения корабля будут казаться крайне медленными, что представляет большие трудности в управлении самолетом. Поэтому иногда может быть рекомендовано максимальное снижение высоты, чтобы лучш е разглядеть маневры, корабля и обеспечить его пораже­ ние.. П р и небольшой высоте время падения бомбы уменьшится, к ко­ раблю ув е р н уть с я будет труднее. М о г у 'т д умать , что атака на ма­ лой высоте б у д е т сопряжена ( большим риском, но'корабль ведет о го н ь при циркуляции и качке, а это создает такие трудности ДД*1 е го точной стрельбы, что> вероят­ ность попадания будет небольшой. Ч то бы не то л ь к о нанести повре­ ждения боевым кораблям, но к потопить и х , — атаку следует вести сильными группами бомбар­ дировщиков. О со бо е значение здесь приобретает время. Чтооы корабли не смогли сманеврировать и укл о ни тьс я от бомб, атака дол­ жна быть непрерывной в течение 10 — 15 минут. П о л к о в н и к М . Н И К О Л Ь С К И Й . Ответственный редактор И. С, ШАНГИН, Г М 17251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz