Северная вахта. 1941, октябрь.
2§ октября 1941 г. № 49. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 БЕССТРАШНО БОРОТЬСЯ— ЗАКОН КРАСНОФЛОТЦА! КРАСНАЯ АРМИЯ ОТСТАИВАЕТ КАЖДУЮ ПЯДЬ СОВЕТСКОЙ ЗЕМЛИ ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 24. ■пецкорр ТАСС). Неприятель щолжал активизировать свои іступательные действия по >ем основным дорогам, веду- ии к Москве. Подтянув к ли ги фронта новые резервы 'чцы в течение всего дня •сколько раз стремились лю- ій ценой прорвать нашу обо- >ну. То на одном, то на дрѵ- •м участке Западного фронта ^мс-цкая пехота, поддержанная шкали, пыталась вклиниться расположение наших авангар- >в. Красная Армии героически •стаивает каждую пядь со- ітской земли. Ожесточенными были вчера п н<ки неприятельских сил в •ійунах Можайска и Малояро- іавда. На Можайском нанра- денин немецкое командование' зосило большое количество інков. На шоссейной дороге, чушей к пункту Д., завязал- 1 кровопролитный бой, Д.ІИІі- •И !'!•;! много часов подряд, аждый метр пути, но которо- ѵ двигались фашисты, буК- і.ГгВ<і выжигался огнем совет а х орудий. Войска командира Рокоссов ского попрежнему удерживали свои боевые рубежи. В полдень неприятель силою до роты пы тался перейти в наступление на пункт М., а силою до ба тальона— на пункт И. Обе ата ки были отбиты с большими для немцев потерями. В конце дня в районе К. ба тальон вражеской пехоты, под держанный танками, вклинил ся в расположение одной из наших частей и повел насту пление на пункт Г . Смелой контратакой план неприятеля был сорван. Враг оставил на поле боя много трупов своих солдат и офицеров. На ряде других участков нашего фронта 23 октября происходили мел кие стычки и поиски разведчи ков. Наша авиация успешно бом била скопления вражеской пе хоты и танковых колонн про тивника. В течение истекших суток уничтожено 25 танков, 30 автомашин и нанесен боль шой ущерб живой силе фаши стов. И. ГРИБОВ. И З П У Л Е М Е Т А П О В Р А Г У Когда катер пришед в пункт Н., на него внезапно напали фашист ские самолеты. Сперва они дер жались нд, значительной высоте и стрелять но ним из пулемета было бесполезно. Пулеметчик Волков решил выжидать удобного случая. Фашистские бомбардировщики разбились, поодиночке и, выйдя из сектора зенитного огня, нача ли заходить с разных сторон. Одна машина, видимо, решив на пасть на катер с моря, прошла на восток, развернулась и с за глушенным мотором начала под бираться к бухте. Но маневр не удался. С ди станции в 300 метров пулемет чик Волков открыл по фашист скому самолету меткий огонь. Вражеский пилот был вынужден отказаться от бомбометания, резко отвернул в сторону и скрылся. Е. ЛЕОНОВ. Летчик Покровский рассказывает СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ Катер-кохотиик» вышел на выполнение боевой операции. Бдительно ведут наблюдение краснофлотцы-артиллеристы. Фото Е. Халдея. Г Л А З А И У Ш И К О Р А Б Л Я Корабль — в походе. Для сиг нальщиков наступила горячая по ра. Они днюют и ночуют на мо стике: учатся, проверяют свои знания на практике. Молодой сигнальщик Лысцев совсем недавно пришел на корабль. Он с жаром взялся за учебу, стара тельно осваивал специальность. И вот он—на мостике, несет самостоятельную вахту. Он весь превратился в слух и зрение. — В секторе Н. два самолета! —доложил он однажды вахтен ному командиру. Наблюдение под твердилось, хотя самолеты нахо дились на большом расстоянии от I корабля. Ничто не ускользает от остро го глаза молодого сигнальщика. 1Каждую мелочь — даже щепку I или масляное пятно—замечает он I на поверхности моря и немедлен- I но докладывает обо всем. I Отличный у нас и рулевой Семичаевский: он всегда, держит приборы в образцовом порядке, умело управляет кораблем, с исключительной точностью вы полняет приказы командира. Однажды корабль шел в ту мане. Вдруг вышел из строя руч ной лот. Семичаевский немедлен но ввел в строй другой лот с метровой разбивкой и корабль продолжал путь. В. ТИМЧЕНКО. Летчик Покровский совсем еще молод: он родился в 1918 году, а в истребительную авиа цию пришел в 1940 г. Учите лем своим лейтенант Покров ский считает капитана Сафо нова. 0 своем капитане По кровский готов рассказывать без конца, и нам стоит боль ших трудов заставить Покров ского рассказать о себе, о своей работе в дни отечествен ной войны. — Опыт у меня еще неболь шой. — говорит Покровский, — особыми достижениями не могу похвастать. Бился вместе со своими товарищами против немцев—вот. пожалуй, и все. Несколько случаев было — с переживаниями, но ничего, все оказалось на месте — голова, руки, ноги. У меня, конечно. Партнеры мои по бою— господа арийцы—вряд ли этим могут похвастать. Могу рассказать, как иногда психология действует. Комич ный вышел случай: налетели они двумя волнами— бомбы хо тели сбросить на наш аэро дром. Много их, штук четыр надцать. Ну, мы с командиром успели: взлететь и отогнали их от аэродрома, они все свои бомбы до пустым скалам по раскидали. Патроны я в этом деле поизрасходовал. Тут как раз бомбардировщик «10-87». Пойду, думаю, на психологию! 1 пошел на сближение. Иду, знаете, с таким видом, что вот, мол, сейчас стрелять буду, бе регись! Он и отвалил. Не вы держал. Минут через десять— вторая волна. Тут к нам подоспели Максимович и капитан Раздо будько. Бомбардировщиков со провождают истребители. Они навалились на Максимовича. Интересно, как тут капитан Л аленькое суденышко в обычное время отрывалось ' базы на 3— 4 суток. Война »ед'явила новые требования небольшой бот стал про бить б открытом море целые •дели. Двадцатые сутки бот команди- I Волкова находился в иохо- ■. Уже пятый день его укн- ѵж питался за счет- экономии ••воем хозяйстве и сегодня ілжен был зайти в базу за I юдѵктами. В два часа дня море еще ■ >іло спокойно, а к трем в е -1 ;р засвежел, ровная зыбь1 іенилась крупной волной— J ачался шторм. I К часу ночи он настолько | тлился , что бот почти н е ' ог выгребать против крутой ; >лны и свирепого напора вот- j з. Чтобы не быть выброшен- і ым на берег, Волков пробился ■ песчаной косе и удачно пос.а- < ил на нес свое судно. Перед| тром начался прилив и бо т.. М О РЯКИ МАЛЕНЬКОГО КО РАБЛЯ благополучно оторвавшись от своего «причала», пошел но назначению. В базе главный старшина Емелин — командир «электро механической части» бота доложил, что крошатся подшип ники. Заменить надо, но нет бабита соответствующей марки. —г Сам можешь придумать- что-нибудь?— спросил его Вол ков. — Попробую — ответил Емс- лип. Взяв немного олова, он смешал его с бабитом и залил нарѵ запасных подшипников. В 7 часов утра бот вышел в море. Вначале продвижению мешал туман, потом погода прояснилась, а после обеда заштормило. И т ут. как па грех, отказала машина. Бро сили якоря, по они плохо держали. Якоря выбрали. Вол ков приказал поставить паруса. Сильное течение не давало возможности развернуть бот, он медленно дрейфовал ’ на норд. Маленькому кораблю грозила опасность. Во что бы то ни стало нуж но было ввести машину в строй, предварительно разобрав мото ры. Волков знал: в мастерской эту работу делали в течение 3— 4 дней. С парусами бот мог маневрировать около опас ного места несколько часов. В эти несколько часов надо было исправить машину. В отсеке было темно — иссякли аккумуляторы. Главный старшина Емелин и моторист Филиппов зажгли: «ле тучую мышь». Качался фонарь, бросая на борта косые тени. Только что отвинченная гайка или болт проворно исчезали из-под рук. Мотористы прижи мали «бегучие» детали локтя ми. коленями, быстро делая свое дело. Через каждый час Волков, просунув в люк мокрое от соленых брызг лицо, спра шивал: — Ну, как дела. И требовал: — Нажимайте. В 9 часов 30 минут утра, когда опасность была наиболее близка, а шторм усилился, Вол ков сказал: —• торопитесь. В ваших руках сейчас судьба экипажа, В 10 утра, впервые по-на стоящему разогнув спины, мо тористы запустили мотор. 0п зачихал, закашлял, но через минуту наполнил помещение ритмичным гудением. Облегченно вздохнули мо тористы. заулыбались и те, кто провел бессонную, полную борьбы и напряжения ночь на верхней палубе—мичман Вол ков, старшина 2-й статьи Са буров. радист Гуренко. Они еще не забыли, как яростный нордовый ветер рвал паруса, Сафонов поступил ради свое го товарища. У него патроны тоже все вышли, -так он сме ло, без размышлений, пошел на лобовую с фашистом —- и спас Максимовича, прямо отбил у смерти. Вот еще пример. Идем мы как-то—капитан Сафонов, Мак симович, Семененко и я. Смот рим: со стороны солнца девят ка. Мы—на сближение. Немец возьми, да и ударь-с из пушки мне по крылу. Моя машина—в штопор. А фашист—наседает. Только, смотрю, Семененко дал по фашисту очередь—-тот от валил. А я, представьте себе, вышел из штопора. Рванул за врагом. Ну, думаю, запомнишь ты мне мои переживания! По гнался за ним, гоню, гоню — и сбил. Врезался он в скалы. А крыло мое оказалось в по рядке. Как-то однажды и мне дове лось помочь Семененко. К нему немец снизу зашел, дал оче редь, разбил часть мотора. Мне j повезло: я во-время заметил, і пугнул немца, ! Получили мы как-то задание I —штурмовать переправы про тивника через реку Л. Дождь, j туман, видимости никакой. : Стали мы на цель заходить— ! вдруг появились четыре «Мес-. I сершмитт-110». Сбили мы двоих— тут же они и иовали- лись па нашей территории. Я ; за третьим погнался. Своих из I виду потерял — гоню немца, ! Убил у него стрелка-радиста. ! Еще нажимаю. Свалил и пошел назад. Далеко на их террито рию забрался. А тут буря под нялась, дождь, ветер, лететь никак невозможно. Все-таки долетели. Вот, собственно, и все. На деюсь еще что-нибудь вам рас сказать интересное. Ю. ГЕРМАН. сбивал их с ног, кренил суде нышко. Концом мокрого шкота ударило в глаз рулевому Де ментьеву. Краснофлотец, упал, но превозмог боль. Товарищи быстро сделали ему перевязку и он продолжал стоять штор мовую вахту. Да что вспоминать об этой тяжелой ночи. Машина излу чала тепло, моторы вращали гребной вал—бот шел. Это бы ла радость. Он шел на запас ных емединских подшипниках, предусмотрительно захвачен ных в базе. На этих подшип никах бот проходил еще 50 часов, выполнив целый ряд ответственных заданий. Более двухсот часов сверх положенного срока отработала в походах техника, врученная мотористам. И еще поработает потому, что ею управляют за ботливые рѵки. л. пш!ЯРЦьія
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz