Северная вахта. 1941, октябрь.
3 октября 1941 г. № 28. СЕВЕРНАЯ ВАХТА ^ 8 СНАРЯДЫ БЬЮТ В ЦЕЛЬ В этот день наблюдение на корабле было усилено. Тум ан за крывая горизонт, самолеты про тивни ка то и дело появлялись а квадр ате . Воздушные пираты надеялись, что в тум ан и шторм у советс ких моряков п о н и ж е н а бдительность. Но банди ты ошибались. О тк уд а бы самолеты противни ка ни появились, их всегда своевременно обнаруживала верхняя вах та. Ф аш и с т с к и й самолет вынырнул из т ум ан а и пошел курсом на корабль. — Курсом ... самолет про тивни ка! — доложили сиг- н а г ьщ и к и командиру. Последовала команда о ткрыть огонь. Прогремел вы стрел, второй. Тр а с сир ующие снаряды рвались недалеко от цели. Е щ е несколько залпов и самолет сбит с курса. Он круто развернулся и скрылся в тумане. Орудие Воробьева отлично о т р а ж а е т а т а к и врага. Где бы ни появились н ем е ц ки е самолеты, их мгновенно бе рег на прицел наводчик Я ещев . За высокое мастерство зе ни тчи ки пользуются боль- ji шим авторитетом среди всего личного состава корабля. П . АНТОНОВ. ВОЗДУШНЫЙ БОЙ В н е з а п н ы й н але т Разведчики увидели на лес ной просеке старика, который собирал ягоды. Он оказался жителем соседней деревни, разгромленной фашистами. — В лесу живу, — сказал старик,—от немецких живоде ров укрываюсь! Старик рассказал красно флотцам, что в двух домиках, •находящихся неподалеку от просеки, живут шесть немецких солдат. Краснофлотцы решили захватить фашистов. Скоро разведчики во главе со своим командиром тов. Крас- ник окружили домики. Три краснофлотца с гранатами в ру ках ворвались в первый дом. Там оказались четверо спящих фашистов. Не успели бандиты опомниться, как были связаны. В домике бойцы нашли 11 автоматов, около сотни гранат, 4 ящика патронов и 2 мото цикла. В другом доме были захвачены еще два солдата. Письма молодым краснофлотцам 4. МИНЫ— ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ Большое значение, как гроз ное оружие против боевых ко раблей и транспортов, в войну 1914—1918 гг. приобрели ми ны. Их применяли все флоты. Общее количество выставлен ных во время войны мин пре вышает 200 тысяч. На минах подорвалось значительное ко личество боевых—надводных и подводных кораблей и транс портов. Мины были контактные, тре бовавшие непосредственного удара корабля о мину. К концу войны появились так называе мые «антенные мины», для взрыва которых достаточно бы ло только касания кораблем одной из антенн. Этот тип мин наибольшую опасность пред ставлял для подлодок. Мины ставились, главным образом, с надводных кораб лей. небольшое их количество было поставлено с подводных лодок и совсем незначитель ное—с самолетов. К началу второй мировой войны мины и средства борьбы с ними значительно усовершен ствовались. Прежде всего уве личен заряд взрывчатого веще ства до 300 кг. и более. Кро ме того мины в большом коли честве стали сбрасываться не только с надводных кораблей, но и с самолетов и подводных лодок. Теперешние якорные контакт ные мины имеют средства для борьбы с параванами и трала ми. заключающиеся в том, что тралящая часть перерезается при затраливании мины. В со временных минах имеется устройство, взрывающее их при перерезании минрепа и всплы тия мины, что является зна чительным препятствием для корабля, несущего параван- охранители. Воюющие страны в данное время располагают большим количеством магнитных мин. Они взрываются от воздействия на них магнитной массы ко рабля, проходящего над миной или вблизи нее. Появились акустические мины, которые рвутся от шума, создающегося вращением гребных винтов. Магнитные и акустические мины ставятся с надводных кораблей, но больше всего сбрасываются с самолетов в гаванях, рейдах, прибрежных районах на небольшие глу бины. На современных военных ко раблях и транспортах имеются приспособления для защиты их от магнитных мин. Противо- магнитное приспособление пред ставляет из себя пояс из про водов вокруг корпуса корабля. Электрический ток, проходя щий по проводам, устраняет магнитное воздействие корпуса корабля на мину и она не взрывается. Для траления магнитных и акустических мин имеются спе циальные тралы, взрывающие мины. Якорные мины, приме няемые германским фашизмом против советских кораблей, можно определить по конструк ции колпаков, их количеству, расположению и диаметру ли пы. Обнаруженные мины луч ше всего расстреливать артил лерийским огнем. Если же обнаружена мина новой, оригинальной конструк ции. то с разрешения Командо вания ее следует разоружить. Разоружение нужно произво дить только на берегу, по спе циальным указаниям командира- минера. Военинженер II ранга ШАПИРО . 1. ВЫСОТНОСТЬ, СКО РОСТЬ, ВНЕЗАПНОСТЬ Чтобы стать летчиком, надо крепко любить авиацию. Чтобы стать летчиком - истребителем, нужно любить ее вдвойне, втройне. Работа истребителя трудна, требует особой выдерж ки и спокойствия от человека. Школа дала мне основы ма стерства. Настоящий «лоск^ мы получили в летном подраз делении. которым командовал капитан Ильин. Отличный пи лот, он имел уже немалый опыт воздушных боев с фа шистскими авиаторами и под робно рассказывал нам о так тике и летных качествах гер манских и итальянских летчи ков. Немцы боялись лобовых атак и при встречах обычно открывали огонь метров с 700 —800. Н ужно итти на врага не сворачивая и открывать огонь с ближних дистанций. Как только противпик отвер нет, заходи в хвост и бей. Ильин говорил нам о достоин ствах и недостатках немецких машин различных конструк ций, указывал их слабые места. С Ильиным мне пришлось участвовать в финской кампа нии. К этому времени он нау чил нас отлично стрелять из любых положений, под любы ми углами и с любых дистан ций, приучил к высотным стрельбам, освоили мы техни ку пилотирования на большой высоте и ночные полеты. Основное правило, которое мы вынесли из нашего летного «университета», — добиваться высотности, скорости, внезапно сти в бога с противником. Если в данной конкретной обстанов ке не можешь в полной мере использовать скорости своей машины, применяй маневр, из матывай врага виражами. Первый опыт боевой работы помог нам закрепить получен ные знания, стать более выно сливыми (полеты во всякую погоду и в любое время суток) и проверить свои нервы. Нер вы оказались вполне прилич ными. 2. В ОБЛАКАХ Первый воздушный бой с фашистскими летчиками дове лось мне провести за несколь ко дней до начала войны с гитлеровскими бандитами. Я служил в подразделении, которым командует капитан Туманов, — опытный, искусный летчик. 18 июня над пунк том Н. появился бомбардиров щик «Хейнкель-111» с целыо фотографировать об’екты. Мне было приказано указать непро шенному гостю его место. Обстреляв «Хейнкель», я за метил, что из облаков несется на меня истребитель «Мессер- шмитт-110». Я применил ма невр и зашел ему в хвост. Он увернулся, зашел со стороны солнца и спикировал, но я не терял времени: сделал глубо кий вираж и снова зашел ему в хвост. После нескольких мо их очередей, фашисты не при няли боя II ушли. Схватка продолжалась бук вально несколько секунд. Но в эти несколько секунд я про верил все знания, полученные мною за прошлые годы. И я увидел, что учили меня хорошо. Война. Круглосуточное де журство на аэродроме. От са молетов—ни на шаг. Однажды светлой северной ночью мы услышали шум мо торов фашистских бомбардиров щиков и истребителей. Облачность была низкая, мет ров на 200. Я первый поднял ся в воздух, пробил облачный слой и на высоте 600—700 метров вынырнул на чистое не бо. Твердо помнил правило: скрытность— половина успеха. Прячусь за облачками, вижу— впереди идет четверка «Ю-88», сопровождаемая четырьмя «Мес- сершмитт-109». В отдалении —еще тройка «Юнкерсов». Я пропустил первую группу, что бы не ввязаться в бой с истре бителями, затем зашел в тыл второй группы «Юнкерсов» и подстроился в хвост одному из них. После нескольких моих оче редей грузная машина задыми ла и, крутясь, стала падать вниз. Это был первый сбитый мной самолет! Но в эти мгновенья мне не когда было радоваться— «Мес- сершмитты» повернули и бро сились на меня. Я снова ныр нул в облака, как подводная лодка—в море. Сообразил, что первая четверка «Юнкерсов» осталась без охраны. Скры ваясь в молочной облачной мгле, догнал фашистских бом бардировщиков, снова при строился в хвост к ведущему и послал ему свои гостинцы. Подбил, но недобил. Загорев шись, ^он все же успел сбро сить бомбы. Они упали далеко от цели. Я пикировал за ним в облачную массу и добавил па ру очередей. Он падал, а ког да почти над самой землей вы шел из облаков, наша зенитка его прикончила. 3. ЛОБОВАЯ АТАКА Я снова пошел наверх. Тут меня встретили два «Мессер- шмитта». Один кидался на ме ня сверху, другой заходил сбо ку. Положение опасное. Я пе решел на лобовую атаку. И на этот раз лобовая атака меня спасла—фашисты обра тились в бегство. Осмотрев шись, я заметил, что один наш самолет дерется с двумя «Мес- сершмиттами». Я узнал своего по надписи на борту машины: «За Родину, за Сталина!» Это был наш командир Герой Советского Союза полковник Губанов. Он сам сбил одного врага, а второй удрал с такой быстротой, какой он, вероятно, никогда не проявлял в бою. В этот день наши летчики уничтожили пять фашистских стервятников, в том числе я сбил двух. На втором сбитом мною «Юнкерсе» летал, как выяснилось, майор-крестоносец, командир группы. Этот бой принес мне окон чательную уверенность в от личной маневренности наших самолетов. В бога с «Мзесер- шм и тт ам и -1 0 9 » полезно при менять виражи, драться на го ризонтали. Когда враг п и к и рует, быстро набирай высоту, переходи на вираж, иди з ло бовую ата ку. В день приходилось делать по несколько боевых вылетов. Всего их у меня набралось около двухсот. Я провел пят надцать воздушных боев с фашистскими истребителями. Мной сбито восемь вражеских машин. И все же я продолжаю учиться в воздухе, ибо каждый бой приносит что-либо новое. Враг пускается на хитрости, меняет тактику—и ни в коем случае нельзя «зазнаваться», думать, что ты уж е изучил все его уловки. 4. ДВА ПРОТИВ ПЯТНАДЦАТИ Дежурю в машине. Внезапно сигнал боевой тревоги. Я u за мной лейтенант Адонкин взле тели немедленно, остальлые начали подниматься. На высоте 3000—3500 мет ров мы заметили разрывы зе нитных снарядов. Значит, в том районе враг. Набрав высоту, мы обнаружили девять фа шистских бомбардировщиков— «Ю-87», «Ю-88» и « Х Е - ІІЬ . ѵГтооы помешать их бомбежке и разбить строй, мы немедлен но бросились в атаку. Я без особых трудностей сбил веду щего «Хейнкеля». Фашистская эскадрилья повернула и обра тилась в бегство. Мы кинулись вдогонку—и только тут поня ли, что попали в засаду. В от далении, среди облаков патру лировали шесть «МЕ-109» 'и девять «МЕ-110». Завязался бой, в котором нам приходилось отражать вра гов со всех сторон. Наконец, подоспели мои «ястребки». Восемь против пятнадцати—это уже терпимо. Фашисты держались такой тактики: «Мессершмитты-109», обладающие большей высот- Iностыо, патрулируют наверху, а «Мессершмитты-110» кружат ниже. Обе группы стараются взять нас в клещи сверху и снизу. Я погнался за одним «Мес- сершмитт-109», погнал его вниз, в облака. Тут на меня набросилось шесть «МЕ-110-к Я пошел на лобовую атаку и они приняли ее. Тактика у них была такая—не сворачивают, идут в лоб, потом ныряют под тебя и сперва из носовых, а затем из хвостовых пулеметов обстреливают «в живот». Я эту тактику быстро усвоил. При следующей лобовой схватке сам нырнул вниз, затем быстро развернулся, зашел врагу под хвост, и дал очередь. Сбил од ного. Но обстрел был силен. Меня ранили, в машине появился огонь. Мне пришлось выйти из боя. Но с парашютом я решил не прыгать и обязательно до тянуть самолет до аэродрома. Мне удалось это только с большим трудом—кровь зали вала лицо, руки плохо слуша лись, а ногой еще приходилось затаптывать появившийся в ка бине огонь. Загорелся костюм, сапоги, но в это время мелькнула подо мной знакомая площадка аэродрома. Я прилич но (насколько позволяли усло вия) посадил машину и поте рял сознание. На другой день я узнал, что в этом бою мы сбили шесть самолетов врага, потеряв один. Тот бой. в котором меня ра нили, снова полностью под твердил золотое правило: — Никогда не бросай само лет, старайся спасти его— этим спасешь и себя. Старший лейтенант В. ВОЛОВИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz