Северная вахта. 1941, октябрь.

3 октября 1941 г. № 28. СЕВЕРНАЯ ВАХТА ^ 8 СНАРЯДЫ БЬЮТ В ЦЕЛЬ В этот день наблюдение на корабле было усилено. Тум ан за крывая горизонт, самолеты про тивни ка то и дело появлялись а квадр ате . Воздушные пираты надеялись, что в тум ан и шторм у советс ких моряков п о н и ж е н а бдительность. Но банди­ ты ошибались. О тк уд а бы самолеты противни ка ни появились, их всегда своевременно обнаруживала верхняя вах та. Ф аш и с т с к и й самолет вынырнул из т ум ан а и пошел курсом на корабль. — Курсом ... самолет про тивни ка! — доложили сиг- н а г ьщ и к и командиру. Последовала команда о ткрыть огонь. Прогремел вы­ стрел, второй. Тр а с сир ующие снаряды рвались недалеко от цели. Е щ е несколько залпов и самолет сбит с курса. Он круто развернулся и скрылся в тумане. Орудие Воробьева отлично о т р а ж а е т а т а к и врага. Где бы ни появились н ем е ц ки е самолеты, их мгновенно бе­ рег на прицел наводчик Я ещев . За высокое мастерство зе ни тчи ки пользуются боль- ji шим авторитетом среди всего личного состава корабля. П . АНТОНОВ. ВОЗДУШНЫЙ БОЙ В н е з а п н ы й н але т Разведчики увидели на лес­ ной просеке старика, который собирал ягоды. Он оказался жителем соседней деревни, разгромленной фашистами. — В лесу живу, — сказал старик,—от немецких живоде­ ров укрываюсь! Старик рассказал красно­ флотцам, что в двух домиках, •находящихся неподалеку от просеки, живут шесть немецких солдат. Краснофлотцы решили захватить фашистов. Скоро разведчики во главе со своим командиром тов. Крас- ник окружили домики. Три краснофлотца с гранатами в ру­ ках ворвались в первый дом. Там оказались четверо спящих фашистов. Не успели бандиты опомниться, как были связаны. В домике бойцы нашли 11 автоматов, около сотни гранат, 4 ящика патронов и 2 мото­ цикла. В другом доме были захвачены еще два солдата. Письма молодым краснофлотцам 4. МИНЫ— ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ Большое значение, как гроз­ ное оружие против боевых ко­ раблей и транспортов, в войну 1914—1918 гг. приобрели ми­ ны. Их применяли все флоты. Общее количество выставлен­ ных во время войны мин пре­ вышает 200 тысяч. На минах подорвалось значительное ко­ личество боевых—надводных и подводных кораблей и транс­ портов. Мины были контактные, тре­ бовавшие непосредственного удара корабля о мину. К концу войны появились так называе­ мые «антенные мины», для взрыва которых достаточно бы­ ло только касания кораблем одной из антенн. Этот тип мин наибольшую опасность пред­ ставлял для подлодок. Мины ставились, главным образом, с надводных кораб­ лей. небольшое их количество было поставлено с подводных лодок и совсем незначитель­ ное—с самолетов. К началу второй мировой войны мины и средства борьбы с ними значительно усовершен­ ствовались. Прежде всего уве­ личен заряд взрывчатого веще­ ства до 300 кг. и более. Кро­ ме того мины в большом коли­ честве стали сбрасываться не только с надводных кораблей, но и с самолетов и подводных лодок. Теперешние якорные контакт­ ные мины имеют средства для борьбы с параванами и трала­ ми. заключающиеся в том, что тралящая часть перерезается при затраливании мины. В со­ временных минах имеется устройство, взрывающее их при перерезании минрепа и всплы­ тия мины, что является зна­ чительным препятствием для корабля, несущего параван- охранители. Воюющие страны в данное время располагают большим количеством магнитных мин. Они взрываются от воздействия на них магнитной массы ко­ рабля, проходящего над миной или вблизи нее. Появились акустические мины, которые рвутся от шума, создающегося вращением гребных винтов. Магнитные и акустические мины ставятся с надводных кораблей, но больше всего сбрасываются с самолетов в гаванях, рейдах, прибрежных районах на небольшие глу­ бины. На современных военных ко­ раблях и транспортах имеются приспособления для защиты их от магнитных мин. Противо- магнитное приспособление пред­ ставляет из себя пояс из про­ водов вокруг корпуса корабля. Электрический ток, проходя­ щий по проводам, устраняет магнитное воздействие корпуса корабля на мину и она не взрывается. Для траления магнитных и акустических мин имеются спе­ циальные тралы, взрывающие мины. Якорные мины, приме­ няемые германским фашизмом против советских кораблей, можно определить по конструк­ ции колпаков, их количеству, расположению и диаметру ли­ пы. Обнаруженные мины луч­ ше всего расстреливать артил­ лерийским огнем. Если же обнаружена мина новой, оригинальной конструк­ ции. то с разрешения Командо­ вания ее следует разоружить. Разоружение нужно произво­ дить только на берегу, по спе­ циальным указаниям командира- минера. Военинженер II ранга ШАПИРО . 1. ВЫСОТНОСТЬ, СКО­ РОСТЬ, ВНЕЗАПНОСТЬ Чтобы стать летчиком, надо крепко любить авиацию. Чтобы стать летчиком - истребителем, нужно любить ее вдвойне, втройне. Работа истребителя трудна, требует особой выдерж­ ки и спокойствия от человека. Школа дала мне основы ма­ стерства. Настоящий «лоск^ мы получили в летном подраз­ делении. которым командовал капитан Ильин. Отличный пи­ лот, он имел уже немалый опыт воздушных боев с фа­ шистскими авиаторами и под­ робно рассказывал нам о так­ тике и летных качествах гер­ манских и итальянских летчи­ ков. Немцы боялись лобовых атак и при встречах обычно открывали огонь метров с 700 —800. Н ужно итти на врага не сворачивая и открывать огонь с ближних дистанций. Как только противпик отвер­ нет, заходи в хвост и бей. Ильин говорил нам о достоин­ ствах и недостатках немецких машин различных конструк­ ций, указывал их слабые места. С Ильиным мне пришлось участвовать в финской кампа­ нии. К этому времени он нау­ чил нас отлично стрелять из любых положений, под любы­ ми углами и с любых дистан­ ций, приучил к высотным стрельбам, освоили мы техни­ ку пилотирования на большой высоте и ночные полеты. Основное правило, которое мы вынесли из нашего летного «университета», — добиваться высотности, скорости, внезапно­ сти в бога с противником. Если в данной конкретной обстанов­ ке не можешь в полной мере использовать скорости своей машины, применяй маневр, из­ матывай врага виражами. Первый опыт боевой работы помог нам закрепить получен­ ные знания, стать более выно­ сливыми (полеты во всякую погоду и в любое время суток) и проверить свои нервы. Нер­ вы оказались вполне прилич­ ными. 2. В ОБЛАКАХ Первый воздушный бой с фашистскими летчиками дове­ лось мне провести за несколь­ ко дней до начала войны с гитлеровскими бандитами. Я служил в подразделении, которым командует капитан Туманов, — опытный, искусный летчик. 18 июня над пунк­ том Н. появился бомбардиров­ щик «Хейнкель-111» с целыо фотографировать об’екты. Мне было приказано указать непро­ шенному гостю его место. Обстреляв «Хейнкель», я за­ метил, что из облаков несется на меня истребитель «Мессер- шмитт-110». Я применил ма­ невр и зашел ему в хвост. Он увернулся, зашел со стороны солнца и спикировал, но я не терял времени: сделал глубо­ кий вираж и снова зашел ему в хвост. После нескольких мо­ их очередей, фашисты не при­ няли боя II ушли. Схватка продолжалась бук­ вально несколько секунд. Но в эти несколько секунд я про­ верил все знания, полученные мною за прошлые годы. И я увидел, что учили меня хорошо. Война. Круглосуточное де­ журство на аэродроме. От са­ молетов—ни на шаг. Однажды светлой северной ночью мы услышали шум мо­ торов фашистских бомбардиров­ щиков и истребителей. Облачность была низкая, мет­ ров на 200. Я первый поднял­ ся в воздух, пробил облачный слой и на высоте 600—700 метров вынырнул на чистое не­ бо. Твердо помнил правило: скрытность— половина успеха. Прячусь за облачками, вижу— впереди идет четверка «Ю-88», сопровождаемая четырьмя «Мес- сершмитт-109». В отдалении —еще тройка «Юнкерсов». Я пропустил первую группу, что­ бы не ввязаться в бой с истре­ бителями, затем зашел в тыл второй группы «Юнкерсов» и подстроился в хвост одному из них. После нескольких моих оче­ редей грузная машина задыми­ ла и, крутясь, стала падать вниз. Это был первый сбитый мной самолет! Но в эти мгновенья мне не­ когда было радоваться— «Мес- сершмитты» повернули и бро­ сились на меня. Я снова ныр­ нул в облака, как подводная лодка—в море. Сообразил, что первая четверка «Юнкерсов» осталась без охраны. Скры­ ваясь в молочной облачной мгле, догнал фашистских бом­ бардировщиков, снова при­ строился в хвост к ведущему и послал ему свои гостинцы. Подбил, но недобил. Загорев­ шись, ^он все же успел сбро­ сить бомбы. Они упали далеко от цели. Я пикировал за ним в облачную массу и добавил па­ ру очередей. Он падал, а ког­ да почти над самой землей вы­ шел из облаков, наша зенитка его прикончила. 3. ЛОБОВАЯ АТАКА Я снова пошел наверх. Тут меня встретили два «Мессер- шмитта». Один кидался на ме­ ня сверху, другой заходил сбо­ ку. Положение опасное. Я пе­ решел на лобовую атаку. И на этот раз лобовая атака меня спасла—фашисты обра­ тились в бегство. Осмотрев­ шись, я заметил, что один наш самолет дерется с двумя «Мес- сершмиттами». Я узнал своего по надписи на борту машины: «За Родину, за Сталина!» Это был наш командир Герой Советского Союза полковник Губанов. Он сам сбил одного врага, а второй удрал с такой быстротой, какой он, вероятно, никогда не проявлял в бою. В этот день наши летчики уничтожили пять фашистских стервятников, в том числе я сбил двух. На втором сбитом мною «Юнкерсе» летал, как выяснилось, майор-крестоносец, командир группы. Этот бой принес мне окон­ чательную уверенность в от­ личной маневренности наших самолетов. В бога с «Мзесер- шм и тт ам и -1 0 9 » полезно при­ менять виражи, драться на го­ ризонтали. Когда враг п и к и ­ рует, быстро набирай высоту, переходи на вираж, иди з ло­ бовую ата ку. В день приходилось делать по несколько боевых вылетов. Всего их у меня набралось около двухсот. Я провел пят­ надцать воздушных боев с фашистскими истребителями. Мной сбито восемь вражеских машин. И все же я продолжаю учиться в воздухе, ибо каждый бой приносит что-либо новое. Враг пускается на хитрости, меняет тактику—и ни в коем случае нельзя «зазнаваться», думать, что ты уж е изучил все его уловки. 4. ДВА ПРОТИВ ПЯТНАДЦАТИ Дежурю в машине. Внезапно сигнал боевой тревоги. Я u за мной лейтенант Адонкин взле­ тели немедленно, остальлые начали подниматься. На высоте 3000—3500 мет­ ров мы заметили разрывы зе­ нитных снарядов. Значит, в том районе враг. Набрав высоту, мы обнаружили девять фа­ шистских бомбардировщиков— «Ю-87», «Ю-88» и « Х Е - ІІЬ . ѵГтооы помешать их бомбежке и разбить строй, мы немедлен­ но бросились в атаку. Я без особых трудностей сбил веду­ щего «Хейнкеля». Фашистская эскадрилья повернула и обра­ тилась в бегство. Мы кинулись вдогонку—и только тут поня­ ли, что попали в засаду. В от­ далении, среди облаков патру­ лировали шесть «МЕ-109» 'и девять «МЕ-110». Завязался бой, в котором нам приходилось отражать вра­ гов со всех сторон. Наконец, подоспели мои «ястребки». Восемь против пятнадцати—это уже терпимо. Фашисты держались такой тактики: «Мессершмитты-109», обладающие большей высот- Iностыо, патрулируют наверху, а «Мессершмитты-110» кружат ниже. Обе группы стараются взять нас в клещи сверху и снизу. Я погнался за одним «Мес- сершмитт-109», погнал его вниз, в облака. Тут на меня набросилось шесть «МЕ-110-к Я пошел на лобовую атаку и они приняли ее. Тактика у них была такая—не сворачивают, идут в лоб, потом ныряют под тебя и сперва из носовых, а затем из хвостовых пулеметов обстреливают «в живот». Я эту тактику быстро усвоил. При следующей лобовой схватке сам нырнул вниз, затем быстро развернулся, зашел врагу под хвост, и дал очередь. Сбил од­ ного. Но обстрел был силен. Меня ранили, в машине появился огонь. Мне пришлось выйти из боя. Но с парашютом я решил не прыгать и обязательно до­ тянуть самолет до аэродрома. Мне удалось это только с большим трудом—кровь зали­ вала лицо, руки плохо слуша­ лись, а ногой еще приходилось затаптывать появившийся в ка­ бине огонь. Загорелся костюм, сапоги, но в это время мелькнула подо мной знакомая площадка аэродрома. Я прилич­ но (насколько позволяли усло­ вия) посадил машину и поте­ рял сознание. На другой день я узнал, что в этом бою мы сбили шесть самолетов врага, потеряв один. Тот бой. в котором меня ра­ нили, снова полностью под­ твердил золотое правило: — Никогда не бросай само­ лет, старайся спасти его— этим спасешь и себя. Старший лейтенант В. ВОЛОВИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz