Северная вахта. 1941, октябрь.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА 24 октября 1941 г, № 4 д В У Ч Е Б Е И В Б О Ю — К О В А Т Ь П О Б Е Д У Н А Д В Р А Г О М ! С О К Р У Ш И Т Е Л Ь Н Ы Н А Ш И З А Л П Ы С О Р В А Л И Н А С Т У П Л Е Н И Е Противник готовился насту­ пят!,. Б течение нескольких дней фашисты питались нака­ пливаться у высот. Но артил­ леристы-североморцы зорко следили на врагом. Как только появлялись группы солдат, сра­ зу нее на них обрушивался шквал огни. Рано утром командир орарей тон. Заря заметил в лощине одиночные перебежки враже­ ских солдат. Затем к высоте направилась целая колонна. — Ни одного гада не остав­ лю в живых!— сказал командир батареи и приказал открыть огонь. После первого же выстрела немцы залегли. Батарея откры­ ла беглый огонь. Солдаты вскакивали, метались из сто­ роны в сторону. Но от наших * F f S N Š s г гвЖВЯЩШ 3* а? таг , щ ш м Ш в З я ш ш & у ш 1 » ; На наблюдательном пункте ар­ тиллерийской части. Комсомо­ лец ефрейтор М. А. Пищиков (впереди) и красноармеец И. С. Кравченко наблюдают за тер­ риторией противника. О п р о в е р г н у т а я т е о р и я Лейтенант Рубан слегка кач­ нул самолет с крыла на кры­ ло. Он спрашивал— сколько в баках горючего. Стрелок-ра­ дист Ратушияк сообщил лейте­ нанту неутешительную цифру. — Пожалуй, не дотянуть. -— подумал лейтенант. Больше нити часов прошло с тех пор, как машины лейте­ нантов Рубана и Федорова под­ нялись с аэродрома. Летчики получили ответственное зада­ ние' — обследовать одну из отдаленнейших северных точек. Она находилась далеко за пре­ делами радиуса действия мор­ ских разведчиков. Никто из них туда еще не летал. По теоретическим расчетам сде­ лать это было невозможно: но- хватнло бы горючего. Но лет­ чики получили приказ. Его нельзя не выполнить! Развед­ чики отправились в далекий путь. Но вот и точка. А тут— еще одна неприятность: море бу- і£ т . .самолеты не посадить. снарядов не уйдешь! Команди­ ры орудий Косарев и Абисов четко и быстро выполняли все команды, (’наряды ложились в гущу врага. Наступление нем­ цев было сорвано. ★ ПО В Р А Ж Е С К О М У К А Р А В А Н У — По дороге, северо-восточ­ нее озера Н. движется караван противника, около 80 лошадей! — доложил разведчик Дегтярев. Командир батареи быстро приготовил данные для стрель­ бы. Первый же снаряд лег точно в цель. Беглый огонь. Солдаты побросали лошадей и кинулись в кусты, но и там настигали их меткие залпы со­ ветских артиллеристов. В несколько минут все было кончено. Когда рассеялся дым. разведчик увидел, как из к у ­ стов выскочили четыре лошади іі помчались в обратную сторо­ ну. г)то— все. что осталось от каравана. ★ Н ЕМ ЕЦ КИ Е „ Г О Р Н Я Ж К И “ З А М О Л Ч А Л И «Горняжкамн» наши артилле­ ристы называют немецкие гор­ ные орудия. Два таких орудия вели огонь по подразделению. С наблюдательного пункта их никак не удавалось обнару­ жить. Командир вызвал старшего разведчика Новикова и прика­ зал ему продвинуться вперед и установить местонахождениеі орудий. Вскоре Новиков вер -' нулей обратно с точными дан­ ными. Старший сержант Сепаков подготовил данные для стрель­ бы. Раздались дружные залпы. | Было видно, как прислуга ору -! дий кинулась бежать. Команде.)) j батареи Леяенко, заметив и х .; прибавил несколько делений п ; снаряды накрыли убегающих. > д. обколов. I Лучшие техники Н-ской авиачасти Ц. И. Семенов (слева) и младший сержант А. И. Колпаков готовят самолет к вылету. Фото Е. Халдея. ^ К ОМ И С С А Р АЛ ЕШ ИН В горах и замшелых болотцах, в походах и трудных боях он шел впереди краснофлотцев высокий , в больших сапогах. Всегда неизменно' спокоен, с веселой морщинкой у век, он был замечательный воин и сильной души человек. Когда на недолгом привале к нам вечер гостить приходил, ту песню бойцы запевали, которую он сочинил. Мы шли с комиссаром в разведку, винтовки несли навесу, прощупали каждую ветку в притихшем, враждебном лесу. К фашистскому штабу пробрались и сняли глупцов-часовых. Недолго враги защищались— никто не остался в живых. Забыв об «арийской отваге», полковник хрипел под . столом... Мы взяли штабные бумаги и снова пошли напролом. Но к ночи германские роты нам путь преградили вперед. Завыли с боков минометы, залаял в тылу пулемет. Бойцы, приготовив гранаты, в молчании стали рядком. С улыбкой, спокойно и сжато, бойцам говорил военком: — Победы врагу не дождаться, Нельзя моряков окружить! Давайте к своим пробиваться, чтоб снова сражаться и жить. И мы пробивались с боями в ожившем, враждебном лесу и каждый простился с друзьями и гибель была на носу. Но крепче железа и стали советский отважный боец! Два дня мы не ели, не спали— и к нашим дошли, наконец. Дошли, да не все. Военкома ребята несли на руках. Он умер у самого дома, с улыбкой на синих губах. Наш гнев и суров и неистов— пятнадцати стоит любой. И сотни бойцов-коммунистов пошли за Алешина в бой. Сражались как львы, как герои, и мстили врагу до конца за сердце его дорогое, пробитое каплей свинца. Цепями бойцы наступали, огонь их фашистов косил и песню в бою запевали, которую он на привале когда-То для нас сочинил. Ю. Коновалов. МОРСКИЕ РАЗВЕДЧИКИ Надо было выполнять задачу I на лету — лишний, непредви­ денный расход горючего. Летчики выполнили задание і и теперь возвращались назад.; На пути осведомились о поло-| женин Федорова. У него запа-1 сы бензина были еще меньше, і Оставалась надежда на с-вон і опыт, на мастерство штурма­ нов. на... попутный ветер. Машина Федорова вырвалась) вперед. Рубан остался сзади, j чтобы в случае необходимости; помочь товарищу. На аэродроме волновались: десятки глаз напряженно с л е ­ дили за горизонтом. —- Летит один! — крикнул ■ кто-то. Самолет Федорова плавно | скользнул по волной глади. і Летчика обступили друзья. Им нетерпелось узнать подробности; необычного полета. Всех вол-: новало одно: где же Рубан? j I! вдруг снова раздался р а -; достный крик: — Вот и он! Горячо встретили товарищи пилота. Расспросам не было конца. Налетав несколько часов сверх теоретически возможных, самолеты имели в баках еще десятки литров горючего. Чистая работа На водной глади колышется маленький треугольник из по­ плавков. Это — цель, на кото­ рой штурман Тимошенко испы­ тывает силу и меткость своих бомб. Самолет заходит на цель. Секунда, другая... Несколько бомб полетели вниз. Всплеск воды. Бомбы накрыли цель. Одна из них угодила прямо в поплавок... Тренировка окончена. На бе­ регу товарищи поздравляли Тимошенко. «Чистая работа!» — сказали они штурману. Через туманный „барьер" Капризна северная погода: меняется чуть ли не каждые полчаса. Ясный солнечный день — и вдруг нагрянут дождь и снег, а потом на сотни кило­ метров незаметно расстелется густая пелена тумана. В один из погожих осенних дней лейтенанты Рубан и Ко­ лосов находились в разведыва­ тельном полете. Видимость прекрасная. От глаза развед­ чиков не ускользнула ни одна болтающаяся на волне щепка. Наконец, выполнив задание, самолеты взяли курс, на аэро­ дром. Когда пилоты начинали уже подумывать о вкусном обеде, прямо на горизонте появилась сливающаяся с облаками бес­ крайняя стена туманд. Вплот­ ную прижимаясь к морю, она поднималась стеной в 600 мет­ ров. Попытки обойти ее сторо- ТЕХНИКА- В УМЕЛЫХ РУКДХ У машинистов в заведывании находится больше механизмов чем у кого-либо другою „ j корабле. Механизмы сложные требующие постоянной заботы уМвЛОГО И ПРОДУМАННОГО Ofifj:-- щения. Умение здесь, как и в любом деле, не приходит сразу, оно дается в результате долгой и упорной учебы и длительной практики. Практика обогащает беовой опыт, вырабатывает необходи­ мую сметку и находчивость. Самое трудное у нас—это вах­ та у маневровых клапанов. Во время качки бывает, что ого­ ляются винты, н тогда число оборотов главного вала начи­ нает быстро увеличиваться. Тут надо быть особенно вниматель­ ным. Не уследишь— значит не сохранишь заданного хода. На нашем корабле у манев­ ровых клапанов стоят вирту­ озы своего дела— Прокофьев к Тихомиров. Чтобы обеспечить бесперебойную работу всего по­ ста вцелом и не допустить из­ лишней нагрузки механизмов, командиры машинного отделе­ ния следят за согласование» режимов главного и вспомога­ тельного механизмов. Экономия расхода пара перед соплами уменьшает расход топ­ лива II одновременно предохра­ няет механизмы от быстрого изнашивания. В боевой обстановке мы должны быть готовы в любой момент встретить неожидан­ ность и своевременно выйти из затруднительного положения. Машинисты Бондаренко. Про­ кофьев. Тихомиров. Новоженин и другие во время учения ава­ рийной группы по ликвидации возможных повреждений меха­ низмов работали уверенно и бы­ стро. Чем глубже овладеваешь сво­ ей боевой специальностью, тем больше понимаешь, что техника в опытных руках — великан сила. Старшина машинистов ОРЛОВ. ной не удались. Вернуться на­ зад — некуда, а туман уже окутывал самолеты со всех сторон. Оставалось одно— про­ биваться вперед. Штурман Тимошенко но от­ рывал глаз от приборов, он знал: малейшее отклонение—и пропадет машина вместе всем экипажем. Прошли километров. Штурман ткну пальцем вниз. Там, внизу. Д,,л жен быть аэродром. Сделав круг, самолет пошел на сн жение. Но куда: в лес. $ камни, на озеро или в морс. Рубаи снизился до послед ней возможности. — Вода!.. Пилот круто садил машину. В тишине, неподалеку от «• блудившсгося» самолета. Р давались голоса, послышав фырканье мотора, сирена а- машины. Расчет штурмана точным: сели рядом со < / аэродромом. Самолет лейтенанта Полос ва также благополучно стилея на взморье. И. НИКОЛАЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz