Северная вахта. 1941, октябрь.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА 10 Октября 1941 г. N» П А М Я Т К А по борьбе с парашютными десантами Германские фашисты выбра­ сывают на фронт и в тыл со­ ветских войск свои воздушные десанты. Будь во всеоружии против фашистских парашютистов! Хорошо организуй наблюде­ ние за воздушными десантами, быстро и беспощадно их ис­ требляй! Товарищ! 1. Чтобы успешно громить врага— надо знать его приемы борьбы. Изучи способы и сред­ ства переброски и выброски фашистских воздушных десан­ тов на нашу территорию. а) Твердо знай силуэты и звуки моторов самолетов, обыч­ но используемых для заброски вражеских десантов: «10-52», «Ю-90», «В-200», «Хеншель- 126», «Физелер-156» и др. б) Десанты могут быть мас­ совые, групповые и одиночных парашютистов. Высадка и вы­ броска десантов может быть произведена днем, но чаще все­ го ночью или в предрассвет­ ной мгле,— на суше и на воде. в) Сбрасывается десант про­ тивника на разных высотах, но чаще всего не выше 100—-200 метров. г) Для высадки или сбрасыва­ ния десанта враг выбирает лес­ ные поляны, поля, озера и дру­ гие площадки вблизи от насе­ ленных пунктов или об’ектов , і иверсии. около лесов и оврагов. — чтобы немедленно укрыться и укрепиться для развертыва­ ния боевых действий и бы­ стрее выполнить диверсионную задачу. д) Для обмана нашей бди­ тельности вражеские десанты часто наряжаются в форму красноармейцев, пограничников, милиционеров и в гражданскую одежду. На самолетах делают советские отличительные зна­ ки. Чтобы отвлечь внимание наших частей от высадки де­ санта. фашисты нередко в сто­ роне от намеченной точки вы­ садки парашютистов сбрасы­ вают чучела. 2. Успех борьбы с парашю­ тистами и посадочным воздуш­ ным десантом наполовину зави­ сит от своевременного обнару­ жения врага и оповещения о том командования. а) Внимательно наблюдай за воздухом и местностью. По различным признакам (усилен­ ная воздушная разведка врага, бомбардировки мест, пригодных для высадки десанта, появле­ ние вражеских самолетов и планеров в воздухе, сигналы с земли и т. д.) определяй и предупреждай командование о возможности воздушного десан­ та врага. б) Выбери наиболее удобное место для наблюдения— ночью— в лощине, чтобы лучше видеть силуэты самолетов и парашю­ тистов на фоне неба; днем— на возвышенных местах и вер­ хушках деревьев, для наблюде­ ния против солнца используй светофильтр. в) Заметив самолеты, наблю­ дай за их действиями. Засеки место выброски и посадки па­ рашютистов. осветительных и дымовых снарядов и ракет. Точно и быстро доноси обо всем на командный пункт. г) Получив сообщение о па­ рашютистах от посторонних граждан, немедленно прими все меры предосторожности, задер­ жи сообщившего и немедленно доложи командиру. Дальше дей­ ствуй по его приказанию. д) Задерживай для провер­ ки личности всякого посторон­ него человека, находящегося в районе возможной высадки воз­ душного десанта. Каждого по­ дозрительного отправь в штаб части и точно доложи: где, когда и при каких условиях он задержан. 3. Быстро громи воздушные десанты врага. Расстреливай их к воздухе и беспощадно уни­ чтожай на земле. а) Стремись разгромить де­ сант, когда он находится еще на самолетах. Огнем орудий, пулеметов и винтовок сбивай самолеты и планеры. Расстре­ ливай десантников. Крепко зау­ чи и правильно используй таб­ лицу упреждения для стрельбы но движущимся самолетам. б) Помни, что парашютист, сброшенный с самолета даже. с высоты '100— 200 метров, | болтается в воздухе 15— 40 секунд. Поражай его в возду­ хе. Стреляй по нему метко; выноси точку прицеливания ниже парашютиста и в сторо­ ну его качки. На зубок знай, как надо выносить точку при­ целивания в зависимости от расстояния до цели. При спус­ ке парашютиста на тебя— целься прямо в него. в) Во время приземления парашютист наиболее уязвим— он имеет при себе только лич­ ное оружие. Уничтожай его сразу, не допускай к сброшен­ ным (на других парашютах, имеющих, как правило, другую окраску) пулеметам, пушкам, боеприпасам и другим средствам борьбы. г) Высаженный воздушный десант в первое время распы­ лен на земле и имеет слабую организацию управления. Не давай парашютистам собирать­ ся и организовываться. Днем быстро и решительно ис­ требляй врага огнем, сближай­ ся для штыкового удара. Ночью, не обнаруживая себя, ста­ райся быстро сблизиться с па­ рашютистами и атакуй их внезапно штыком. Быстрота, внезапность и ‘на­ стойчивость— залог победы в борьбе с парашютистами. д) При выброске парашютно­ го десанта прямо на позицию не теряйся и отрази внезапное нападение. Приземлившегося противника уничтожай пулей, гранатой и штыком. е) Десант с гидросамолета расстреливай при посадке ма­ шины на воду j-i во время пе­ реправы на лодках, уничтожай его при попытке сойти на бе­ рег. Товарищ краснофлотец! При появлении воздушного десанта сохраняй полное спо­ койствие и выдержку. В корне пресекай всякое появление па­ ники и смятения. Знай, что при умении и хорошей органи­ зации можно быстро истребить любую группу вражеских пара- шіотистов-десантнпков. УЧЕ БА МЛ А ДШИХ КОМАНДИРОВ Младший командир— решаю­ щая фигура как в бою, так и в боевой подготовке своих бой­ цов. Его знания и опыт, му­ жество, выдержка, распоряди­ тельность обеспечивают успех выполнения боевого задания. На нашей батарее учебе младших командиров уделяется значительное внимание. Заня­ тия проходят по утвержденно­ му командованием плану. По­ скольку боевое положение не позволяет придерживаться твер­ дого расписания, плановое мно­ гочасовое занятие фактически разбивается на несколько бо­ лее коротких. План предусматривает, преж­ де всего, темы по специально­ сти командира, Однако, есть и универсальные, выходящие из боевых функций зенитной ар­ тиллерии. Они поставлены жизнью, опытом отечественной войны. Например: стрельба из зенитных орудий по пехоте противника. Этой темой мы занима­ лись на - днях. Поскольку она выходит из рамок спе­ циальности младшего команди­ ра, пришлось большое внимание уделить теории. Разобрали три основных вопроса: из чего складывается подготовка стрельбы, сущность пристрелки по наземным целям и ее веде­ ние, и стрельба на поражение. Проверка, тут же на заня­ тии, показала, что наши командиры довольно быстро и неплохо усваивают теорию, дают вполне грамотные ответы. То. что сразу не усвоено, выяс­ няется путем вопросов. На­ пример. младший сержант Ива­ нов просил подробнее раз’яс- нить назначение прицела по карте и мнемоническому прави­ лу. Пришлось этот вопрос по­ вторить еще раз. Для нагляд­ ности вычерчивали на доске чертежи и схемы. Нто очень помогает усвоению. Не совсем понял младший сержант Якимов, как происхо­ дит пристрелка высоты разры­ ва. Снова наглядно показали на доске процесс пристрелки. Вторая часть занятий была отведена практической отработ­ ке стрельб на миниатюр-поли- гоне. Для начала командиры стреляли хорошо, а некоторые (сержант Косарев, младшие сержанты Захаров и Левитин) даже отлично. Можно надеять­ ся. что они будут неплохо стре­ лять по наземному противнику. Планомерно продолжая тео­ ретическую и практическую подготовку, наши способные и старательные младшие команди­ ры будут в полном смысле слова вожаками своих отделе­ ний и в боях с фашистами су­ меют нанести им сокруши­ тельный удар. К . ЕРОХИН. Пулеметчик Лавренцов Бой вспыхнул неожиданно и ожесточался с каждой секундой. Корабль, резко меняя ход, уклонялся от бомбовых ударов, \ Водой, выбрасываемой взры­ вами. с ног до головы промочи­ ло пулеметчика Лавренцова. Холодный ветер студил его. Видя это. комиссар корабля сказал ему: — Идите переоденьтесь. Продрогший Лавренцов упро­ сил военкома остаться на посту. — Стужа мне не страшн Жаль одного, пока хожу в куб­ рик, врат уйдет...— сказал он и очередь за очередью стал но-, сылать по стервятникам. Лавренцов мужественно сра­ жался с врагом до конца боя. Когда фашисты отступили ни с чем. он тщательно вычистил пулемет и лишь только после этого покинул свой пост. Письмо на действующей флот Автор этого письма—один из старейших капитанов дальнего плавания Александр Павлович Бочек. Он широко известен, как выдающийся арктический мореплаватель, награжден орденом Ленина за освоение Северного Морского Пути, Дорогие друзья! Примите сер­ дечный привет от старого ка ­ питана советского торгового флота. Военно-Морской Флот и тор­ говый флот— родные братья. С тех давних пор. как над про­ сторами морей развевается флаг нашей любимой родины, мы, торговые моряки, всегда помогали русским военным мо­ рякам. ...Вспоминаю годы первой мировой войны, когда я плавал на судах, подвозивших в Рос­ сию различные военные мате­ риалы из Англии и Соединен­ ных Штатов Америки. Чтобы избежать нападения германских подводных пиратов, мы плавали г. американские порты север­ ным путем, нередко уходя к берегам Исландии и Шпицбер­ гена. Частые штормы и непо­ годы, которыми славится Се­ верная Атлантика, были наши­ ми союзниками против немцев. Вражеские подводные лодки редко осмеливались заходить так далеко на Север. Приходилось нам встречаться с врагом и лицом к лицу. Помню, как в 1917 году в Ирландском море пароход «Вологда», на ко­ тором я плавал штурманом,был атакован подводной лодкой. Случилось зто как раз на моей вахте. В вечерних сумерках наблюдатели заметили возвы­ шающуюся над водой рубку не­ мецкого подводного корабля. Че­ рез несколько минут пират вы­ пустил торпеду. Быстрым ма­ невром нам удалось избежать удара. А затем пришла наша очередь нападать. Две пушки, установленные на борту «Волог­ ды», буквально засыпали сна­ рядами вражескую лодку. С нами плавали артиллеристы с крейсера «Аскольд», известного своими смелыми операциями в Средиземном море против ав­ стро-германского флота. Их меткий огонь быстро заставил германскую лодку уйти под воду! В другой раз— у входа в Белое море — наш пароход «Курск» наскочил на немец­ кую мину. Был пробит первый трюм. Но смелые русские мо­ ряки не покинули судна. Пе­ регрузив значительную часть груза в кормовые трюмы, мы своим ходом дошли до Архан­ гельска. доставив в полной со­ хранности ценное военное сна­ ряжение. И теперь, в дни великой оте­ чественной войны, стахановцы торгового флота самоотвер­ женной раоотой на трудовом фронте помогают военным мо­ рякам громить гитлеровских бандитов. С начала войны отмечено не­ мало случаев, когда наши па­ роходы. доставлявшие срочные военные грузы, подвергались атакам фашистов и с моря и с воздуха. Крупное транспортное судно в течение одного только рейса было атаковано двумя подводными лодками, а затем пикирующим бомбардировщи­ ком. По, благодаря выдержке и дружной работе всего экипажа советского судна, ни одна фа­ шистская торпеда, ни одна бом­ ба не попала в цель. ругой пароход выдержал атаку 6 торпедных катеров и благополучно доставил груз в порт назначения. Повышая ходовую скорость, экономя топливо, стахановцы морского флота и в тылу ра­ ботают так, чтобы с каждым днем приближалась победа над фашистскими ордам и. В рядах действующего фло­ та у меня немало близких друзей п товарищей. Отличный судоводитель, мужественный че­ ловек — орденоносец Алексей Матнесевич, много раз ходив­ ший со мной в Арктику, пла­ вает сейчас в подводном флоте- Старый военный моряк Петр Александрович Евдокимов, с ко­ торым вместе мы плавали в морях крайнего Севера, также в рядах действующего флота на команднон должности. Вам. товарищ Евдокимов и Матнесевич, всем вам, ДРУЗЬІ мои краснофлотцы, от ДУ ®1 желаю новых и новых боевых успехов. Перед героизмом и му*е' ством советского народа, встав­ шего на защиту своей чести 1 свободы, не устоит никакая се­ ла в мире. В морях, омываю­ щих берега нашей родины- найдут свою могилу г и т л е р о в ­ ские пираты. Д. БОЧЕК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz