Северная вахта. 1941, октябрь.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА 9 октября 194! г. № 3 3 , Умей владеть ручной гранатой Ручная граната—это «кар­ манная артиллерия» бойца, надежное средство уничто­ жения живой силы противника и его техники. В руках смелого бойца гра­ ната является страшным ору­ жием. Известно много случаев, когда даже одиночные бойцы уничтожали ручной гранатой расчеты артиллерийских бата­ рей, минометы, пулеметные гне­ зда, танки, горючее и бое­ припасы противника. Смелые бойцы, умеющие хорошо вла­ деть ручной гранатой, удер­ живали стратегические точки, высоты при нападении целых подразделений врага. Вот не­ сколько примеров. Младший сержант комсомо­ лец Амелин во время атаки на одну из высот был неожиданно обстрелян фашистами. Он не растерялся и пустил в ход «карманную артиллерию». Де­ вять немцев, находившихся в окопе, были убиты. Помощник командира взвода т. Сергеев во время схватки с фашистами увидел раненого бойца н решил вынести его из- под огня. На него напали 7 гранату образца '1914-—30 г. и осколочно-оборонительную гра­ нату марки Ф-1 с запалом. Разберем первую из них. Ручная граната образца 1933 г. («РГД— 33 г.») без оборонительного чехла приме­ няется при атаке, с оборони­ тельным чехлом — в обороне. Она дистанционного действия, т. е. взрывается не от удара о землю, а через определенное время — через 3, 4, 5 сек. «РГД—33 г.» без оборонитель­ ного чехла весит 500 граммов, с нормальным оборонительным чехлом—750, а с облегченным оборонительным чехлом — 625 граммов. Оборонительный че­ хол свободно снимается и надевается на корпус гранаты. Без оборонительного чехла ручная граната дает до двух тысяч осколков и пора­ жает ими на расстоянии до 25 метров от места взрыва. По­ этому в атаке ее молено бро­ сать в противника метров за 40—45 от себя и продолжать двигаться вперед. С оборонительным чехлом граната дает до 2200 осколков и поражает на 100 метров от , „ Iмоста взрыва. Поэтому оборони- фашистов. Оставив в укрытии |тедьную гранату нужно бросать из-за укрытия. «РГД—33 г.» тованный пенек центральной трубки корпуса и навинтить рукоятку (вправо) , на пенек до д е й с т в у ю щ а я а р м и я отказа. 1 x:S:' xi;:'. . :х;: . ',Ѵ • Для того, чтобы поставить 1 ■ J i t ■ І й Щ . Ш і Р ® /;;: , • -Л гранату на предохранительный ѵщ -. А раненого ооица. стал отстреливаться, решили взять его живьем, Сергеев Фашисты ста­ ли кричать: «Рус. сдавайся!». Сергеев крикнул: «Краснофлот­ цы в нлен не сдаются!» Бро­ сив в противника одну за дру­ гой три гранаты, он не только сам вышел и;; окружения, но и вынес раненого товарища. Подобных примеров—тысячи. Что же представляют из се­ бя ручные гранаты, как и где их надо применять? Боевое значение ручных гранат При атаке уничтожают про­ тивника гранатами в укрытиях —окопах, блиндажах и щелях— с расстояния в 35—45 метров. Граната при взрыве поражает сразу нескольких человек, расчищая путь для штыкового удара. Не меньшее значение имеют гранаты и при обороне. Обороняющийся встречает ата­ кующего противника дружным огнем ручных гранат с расстоя­ ния в 40—45 метров. Гранату надо бросать перед противни­ ком на расстоянии до 10 мет­ ров. Масса осколков преграж­ дает противнику путь, нанося ему серьезные поражения. успехом применяются руч- гранаты и против танков, вывода из строя ата- щих танков '/потребляются і рѵ ’ но О ні их ■ гранаты, ,іх чехлов, пачки по спецпаль- гранаты -, 1 К>Й силы. •л с таким нгающийся I гусеница-і Дальность! зат—до 20' Образцы ручных гранат. Среди обраоц»>вручных гранат нѵжно отмстить оскодочно-иа-! \ стѵпатедыіѵю ооороннтвльную гранату образца 1933 г.. оско- дочно-оборонатольную ручную — самая удобная из всех как наших, так и иностранных. «РГД — 33 г» состоит из корпуса гранаты, имеющего ци­ линдрическую форму. Цилиндр изготавливается из обычной жести. Корпус гранаты начинен взрывчатым спрессованным ве­ ществом, весом в 150 граммов. Через корпус, во всю его дли­ ну, в середине проходит цен­ тральная трубка, служащая для вкладывания запала. Запал всегда хранится от­ дельно от гранаты и вставляет­ ся в нее только перед самым метанием. Он состоит из кап- суля-воспламѳнитѳля, дистан­ ционной трубочки (порохового столбика) и детонатора. Все эти части собраны в латунной трубочке, называемой гильзой запала. Рукоятка служит для того, чтобы гранату удобнее бы­ ло бросать. Внутри рукоятки помещается воспламеняющий механизм. Рукоятка состоит из двух жестяных трубочек, нахо­ дящихся одна в другой. I Воспламеняющий механизм і предназначается для воспламе- і нения капеѵля запала при ! броске гранаты. Он состоит из і боевой скобы с ударником, бое- ! вой пружины, вкладыша с вы- j розами для постановки скобы ! па боевой взвод и для спуска Iее и предохранителя запала I на случай неправильного за- Iряжения. Сборка гранаты. Раньше, чем собрать гранату, необходимо удалить смазку, грязь и пыль с ее корпуса, центральной трубки и рукоят­ ки. обтерев ветошью или ще­ почкой. Для того, чтобы при­ винтить рукоятку к корпусу, надо взять корпус гранаты в левую руку, а рукоятку в пра­ вую, наложить рукоятку от­ верстием вкладыша на навин- взвод, надо взять ее за рукоят­ ку в правую руку, предохрани­ тельной чекой вверх, и боль­ шим пальцем правой же руки отодвинуть чеку влево до от­ каза. При этом сосок чеки вый­ дет из верхнего поперечного выреза вкладыша и станет в прорези вкладыша. Механизм будет отперт. Затем надо об­ хватить корпус гранаты левой рукой, а правой плавно потя­ нуть рукоятку на себя до тех пор, пока не почувствуется упор. В этот момент надо по­ вернуть наружную трубку ру­ коятки вправо, насколько воз- можно, и отпустить ее. В этом положении граната находится на боевом взводе и в окошечке виден «красный сигнал». Для того, чтобы гранату поставить на предохранительный взвод, нужно большим пальцем пра­ вой руки задвинуть чеку впра­ во до отказа; при этом сосок чеки зайдет в нижний попе­ речный вырез вкладыша и ме­ ханизм будет заперт во взве­ денном положении. Заряженную гранату надо взять за корпус левой рукой, крышкой корпуса вверх, а пра­ вой рукой сдвинуть задвижку запала. Затем взять запал пальцами правой руки и вло­ жить его в центральную труб­ ку капсулем-воспламенптелем вперед. Запал весь не войдет. Ос­ танется конец в 7—8 милли­ метров; поэтому достаточно большим пальцем правой f ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ^Советские танки идут в атаку. q fA EH b ВОЕНКОМА Дни и ночи небольшой ко­ рабль проводит в открытом море. На базу он заходит лишь изредка и очень скоро вновь отправляется на свой участок, время войны с фашистами За он выполнил уже более восем­ надцати боевых заданий. ...Вот один, далеко -непол­ ный, день военкома этого ко­ рабля — Павла Васильевича Пономаренко: Шесть утра. Боевая трево­ га. Личный состав быстро за­ нял боевые посты..Военком—на мостике, с командиром. В воз­ духе появились вражеские са­ молеты. Комиссар сошел к комендорам, проверил, все ли у них готово к бою. И когда стервятники заходят на цель, с корабля гремят дружные залпы. Не сбросив ни одной бомбы, фашисты скрываются в обла­ ках: им не нравится - точность корабельных зенитчиков. Когда миновала опасность, надавить на конец запала, что - 1 комиссар идет от зенитчиков в бы он полностью вошел в тра- j пятую боевую часть. Его инте- нату. В тот же момент надо; ресует все: он подробно знако­ мится с работой части, бе­ седует с краснофлотцами, про­ веряет. как они владеют сво­ ими специальностями, как про- пальцами правой руки поста­ вить на место задвижку. В та­ ком состоянии граната заряже­ на. и готова к действию. После | ходят у них занятия по боевой этого неооходимо отодвинуть чеку до отказа влево боль-I шим пальцем правой руки | и когда появится «красный сигнал»,—размахнуться и силь­ но бросить гранату в цель. На какое расстояние метают гранату. Из положения стоя с разбе­ га—на 35—45 метров: стоя с места—на 35—40 метров: стоя со дна окопа—на 30—35 мет­ ров; стоя с колена—на 25 — 30 метров и, наконец, лежа— на 20—25 метров. Гранаты нужно хранить и но­ сить в гранатной сумке. В сум­ ке есть карман, в который вкладываются запалы, лежа­ щие в специальных коробочках. Если коробочек для запалов нет, их нужно хранить в вето­ ши и так, чтобы не было по ним ударов, чтобы они не под­ мокли. Надо оберегать их от огня, гранаты же—оберегать от сырости и сильных ударов, чтобы не попортить их меха­ низм. Младший лейтенант В. КОЛЕСНИКОВ. подготовке, как выполняют коммунисты и комсомольцы по­ ручения партийной и комсо­ мольской организаций. Комиссар вызывает команди­ ра боевой части Литвиненко к себе в каюту: — У вас боевая учеба на­ лажена слабо,—говорит он. — Нет индивидуального подхода к людям. Краснофлотец т. Биг- ма очень долго несет службу дублера, Когда вы доверите ему самостоятельную вахту? Краснофлотец Андрусенко сла­ бо освоил мотор, а~(Гним никто не занимается индивидуально. Командир записал указания комиссара. — Ваши замечания учту и все недостатки устраню, — сказал он. Позднее комиссар и секре- ■тарь партийной организации !корабля провели короткое соб- і рание коммунистов и комсо- ’ молыіев. Отличникам было по­ ручено оказать помощь от­ стающим товарищам в боевой учебе, — Проверять буду каждый день. — сказал комиссар. ...Военком—у наблюдателен- сигнальщиков. Его интересует, насколько знают они силуэты вражеских самолетов, их бое­ вую мощь и скорости. Сигналь­ щик тов. Лавренцов на все вопросы комиссара отвечав четко, точно. —Тов. Милорадок, как ло но отличить «Юнкерс-88 от нашего бомбардировщик — спросил военком у второ сигнальщика. Милорадов знает, и ему очень неловк Комиссар раз’яснил, как важ уметь быстро различать вр жеские самолеты, давать то иые донесения. Агитатор то Волков тут же получил зад ние комиссара— обучить Мил радова четко различать сил эты самолетов. В каюте военкома сображ агитаторы, только что см пившиеся с боевой вахты. О докладывают о выполнени вчерашнего задания. Комисса читает им сообщение Сове ского Информбюро, советует где и какую статью или ко респонденцию следует проч тать, как увязать материал жизнью корабля. Вооруженные свежими м териалами, агитаторы идут своим частям. Почти тотчас в каюту вх дит загорелый краснофлотец листком бумаги в руках. — Боевой листок готов, т варищ военком,—говорит о — прошу проверить... Через полчаса докладывают: -—Товарищ военком, красно флотцы, свободные от вахт , по вашему приказанию собран Тов. Пономаренко взя.і конспект и спустился вкубрик. —Тема сегодняшней беседы- — об’явил он,— «Благодуш* и беспечность—на-руку врагу» Военком напомнил; "крас®' флотцам речь товар: Сталина по радио от 3 я®' 1941 г.. процитировал с*" вождя о преступности о® годушного отношения к и беспечности в военное W мя. Тему эту комиссар.,внеш­ не случайно: однажды на * рабле из-за густой ея$ во время тревоги заело пу мет. Были и другие Фа” Краснофлотец Г оловч ук. пример, не бдительно нес в3' Военком, привел эти ФаК беспечности и об'яснид. к , му они могли бы ирнв^' Краснофлотцы, с интересов ”1 слушали беседу. Военком находит время ^ читать журналы, газеты- ■ изучает опыт отечеств’ войны. : д. ТИМУРА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz