Северная вахта. 1941, октябрь.

В октября 1941 г. N° 32. СЕВЕРНАЯ ВАХТА НА УЧЕНИИ, КАИ 8 БОЮ Ha-днях корабль Н. сдал за­ дачу. Лучшую оценку получил личный состав нашей пятой боевой части. Готовясь к итоговой провер­ ке, молодые краснофлотцы и командиры много и настойчи­ во поработали над повышением своих знаний. Частные учения и тренировки. командир электро­ механического подразделения проводил в обстановке, макси­ мально приближенной к бое­ вой действительности. Днем и иочыо, при свете и в ' темноте, в свежую и штормо­ вую погоду учились машинисты искусству отлично управлять машинами, бороться за живу­ честь корабля. Сдача задачи началась с про­ верки знаний краснофлотцев. Проверяющие ходили по бое вьш постам и проверяли зна­ ния каждого бойца в отдельно­ сти. Машинисты отвечали без запинок. Отличную отметку по- ..лучил старший машинист т. Си­ маков. После опроса начались уче­ ния. Старший начальник об’яс- нил обстановку. Корабль вел «бой» с надводными кораблями ,и самолетами противника. Поступила вводная: «повреж дена динамомашина». Операцию по переключению 1механизмов подчиненные глав­ ного старшины Кривоногова ■ производят в темноте, наощупь но быстро и безошибочно. Самолеты «противника» сбро сили на корабль зажигатель­ ную бомбу. В погребе воз­ ник пожар.—Ликвидировать! Аварийная партия пустила в действие все противопожарные средства. Пожар потушен, при­ чем норматив времени сокра­ щен на несколько секунд. «Ранен командир отделе- ' пил машинистов Зайцев»,—пе­ редали снизу. Боевой санитар Варакин вме­ сте со своим товарищем быстро ; поднял «раненого» на верхнюю палубу и отнес его в корабель­ ный лазарет. Заместитель Зай­ цева краснофлотец Симаков принял командование отделе­ нием и управление машиной на себя. В действиях машини­ стов не произошло ни одной задержки. «Вражеский снаряд» попал в правый борт. Ниже ватерли­ нии, около десятого шпангоута образовалась пробоина, И эту вводную аварийная партия ре­ шила на «отлично». Командир отделения электри­ ков Тамочкин мгновенно завел подкильные концы. Старшина 2-й статьи Андреев отлично по­ ставил хват-тали. В разгар ра­ бот по заводке пластыря про­ изошла небольшая заминка. Боцман запутал концы. Из за­ труднительного положения по­ мог выйти краснофлотец Ка­ шин. Боец смекнул, как луч­ ше и быстрее распутать концы и сразу же подскочил на по­ мощь товарищам. Концы мо­ ментально были распутаны, и дальнейшая работа пошла нор­ мально... «Перебита магистраль глав­ ного питания котлов». Машинисты переключили пи­ тание котлов на запасные магистрали, и сразу же приступили к ликвидации по­ вреждения. На магистраль был поставлен бугель с прокладкой. Но это не все. Едва успели краснофлотцы выполнить зада­ чу, как «осколком пробило ^па­ ровую магистраль левого бор­ та». Машинное отделение за несколько секунд заполнилось паром. Ничего не видно, хоть в глаз ткни! Свободные от ра­ боты по заделке «пробоины» краснофлотцы вышли из отде­ ления через запасной выход, Те, кому по расписанию полагалось устранить повреждение, дей­ ствовали быстро и ловко. Проверяющие дали хорошую оценку действиям краснофлот­ цев и командиров подразделе­ ния. Я вполне уверен, что мои бойцы и в бою будут действо­ вать также четко и быстро. Е. GYXAHOB. Командир пятой боевой части корабля Н. БОЕВЫЕ ДЕЛА БЕЛОМОРЦЕВ Д еревянная лестница ведет в гору, к поселку, в котором .все новое: дома, тротуары, до- счатые настилы мостовых. Утреннее солнце прячется в тумане. Дует холодный осенний ветер. За поселком, в сторону от него, убегает узенькая тро­ пинка, ведущая на вершину зеленого холма. Ноги путаются в кустиках черничника. Вокруг так тихо и мирно, что хочется остановиться и собирать ягоды. Неожиданно сбоку раздается негромкий оклик: —• Стой! Кто идет? Вооруженный краснофлотец тщательно проверяет докумен­ ты и лишь после этого про­ пускает дальше. На вершине зеленого холма, ничем не отличающегося от десятков таких же сопок, раз­ бросанных вокруг,—маленькое квадратное отверстие. Лестница ведет вниз, в светлую комнату, обшитую чистой фанерой. В комнате отдыхают краснофлот­ цы. Один играет на балалайке, в руках у другого об’емистый Батарейцы том «Тихого Дона». В следующей комнате, у стола, сидят лейтенант Сон- нов и сержант Красавцев. — Чем занимаетесь, това­ рищ Соннов?—спрашивает по­ литрук тов. Чурин. — Теорией заградительного огня: вспоминаем пройденное,—- отвечает лейтенант.—Практики пока маловато... — Скучно здесь, товарищ, политрук, — вставил сержант. — Вот бы на передовые! Строгим взглядом лейтенант останавливает «соскучившего­ ся» сержанта: —• Круглые сутки работают, — говорит он,—а все на '«ску­ ку» жалуются. Сбить, разог­ нать, не допустить фашистов к нашим кораблям им ка­ жется... Резкий телефонный звонок прерывает лейтенанта. — Слышен шум моторов,—■ докладывает наблюдатель.—Ви­ жу вражеские самолеты, иду­ щие курсом на батарею! СБИТ ОДИН САМОЛЕТ Сигнальщик доложил, что в направлении базы идет звено фашистских самолетов. По тревоге личный состав батареи занял боевые посты. Сигнальщик доложил о появле­ нии еще трех звеньев стервят­ ников. Батарея быстро открыла огонь прямой наводкой. Загре­ мели дружные залпы. Самоле­ ты стали трусливо уклоняться от разрывов снарядов, наруши­ ли боевой порядок. Несколько раз пытались они снова зайти на боевой курс, но меткие зал­ пы зенитчиков ие давали им выйти в пике. Тогда фашисты открыли пулеметный огонь по комендорам. В этом бою особенно отличи­ лись расчеты 2-го и 3-го ору­ дий. Отлично работали на 2-м орудии наводчик Бурдин, заря­ жающий Любов, трубочный Рю- хші. На другом орудии отличи­ лись наводчик Христенко, на­ водчик по высоте Киселев и трубочный Николаев. В резуль­ тате ожесточенного отпора зе­ нитчиков один из фашистских стервятников нашел могилу в морской глубине. Старший краснофлотец И. ДАНЬШИН. Действующая армия Мощная советская артилле­ рия на огневой позиции. Сигнал боевой тревоги, и тотчас все—на своих местах. Из-за черной тучи показы­ вается эскадрилья немецких бомбардировщиков, рвущихся к рейду, к каравану наших ко­ раблей. Батарея, по цели—беглый огонь! — командует командир батареи. Батарея заговорила зал­ пами зениток, треском пулеме­ тов. Снаряды рвутся близко у ■цели. Фашисты бросились в разные стороны, попытались снизиться к батарее, открыть но ней пулеметный огонь, но от меткого огня орудийно­ го расчета младшего сержанта Красавцева один самолет под­ прыгнул, закачался и пошел в сторону, опускаясь все ниже и ниже. Скоро он скрылся за холмами, видимо, навсегда... СОРЕВНОВАНИЕ МОЛОДЫХ КРАСНОФЛОТЦЕВ Когда личный состав ознако­ мился с устройством и наз­ начением нашего корабля, командиры боевых частей рас­ сказали бойцам о роли социа­ листического соревнования, на­ метили об’екты, растолкова­ ли, как лучше изучать тот или иной механизм. После бесед в отделениях развернулось соревнование. Обязательства отделений мы напечатали в боевых листках и корабельной стенгазете. Но мало подписать договор или обязательство,—нужно сде­ лать соревнование живым, ув­ лекательным, а лучшие дости­ жения—достоянием всех. Поэ­ тому командиры боевых частей стали систематически прове­ рять выполнение обязательств, указывать подчиненным недоче­ ты. давать советы. У минеров отставал в уче­ бе краснофлотец Новосельцев. Командир 'боевой части узнал, что у этого бойца общеобразо­ вательная подготовка ниже, чем у других. О минном деле и о море Новосельцев до службы имел лишь общее представле­ ние. Ясно, что ему нужна бы­ ла дополнительная помощь. И командир отделения т. Рядов- кин стал дополнительно зани­ маться с Новосельцевым. Могут спросить: стоит ли тратить время на дополнитель­ ные занятия с одним бойцом? Да, стоит! При постановке и выборке трала ошибка одного человека может сорвать всю операцию. Зная это, старшина 2-3 статьи Рядовкин серьезно занялся со своим подчиненным. После каждого занятия с отде­ лением он минут 30 беседовал на ту же тему с Новосельцевым. И дело пошло лучше: боец ос­ воил трал, быстро, ловко и точно действовал на практиче­ ских занятиях в море. Людей, проявляющих ини­ циативу в учебе, мы поощряем. Радисты Зыков и Лосев сорев­ нуются между собой. Вместе они занимаются по специаль­ ности, помогают друг другу. Если Зыков вычитает в газете или журнале что-либо новое, он обязательно посоветует про­ честь это Лосеву. И Лосев чи­ тает. Они быстро совершен­ ствуют свои знания. Одновре­ менно Зыков и Лосев проводят большую массовую работу сре­ ди краснофлотцев. За инициативу, отличное ос­ воение техники Зыкову и Ло­ севу об’явлена благодарность. Социалистическое соревнова­ ние помогло бойцам успешно выполнить первые задачи по постановке трала. В этом творческом движении серьез­ ных успехов добились не толь­ ко минеры, но и наводчики, установщики прицела и цели­ ка, радисты и сигнальщики. Совершенствуя свои знания, молодые краснофлотцы в лю­ бую минуту готовы встретить­ ся с врагом, и умело, победо­ носно сражаться с ним С. ФОКИН. Готовятся к боям Личный состав нашей бое­ вой части молодой. Поэтому учебу с ним пришлось начи­ нать с общего знакомства с кораблем. После этого я рас­ сказал молодым бойцам как они должны вести себя на корабле, ознакомил с распорядком дня, боевым расписанием, правила­ ми корабельных нарядов. Приступили к изучению тра­ ла. Прошла неделя. Я выяснил, За ним, в беспорядке, ухо­ дят и остальные. Воздух очищен. Ни одна бом­ ба не упала на наши корабли. Комендоры вытирают потные лица и, улыбаясь, смотрят друг на друга. — Ну, как? — спрашивает Соннов у сержанта.—Вам все еще «скучно»? — Нет,—смущенно отвечает тот.—Скучать некогда... —- Задача выполнена,—под­ водит итог комиссар батареи.— Враг быстро обнаружен, еще быстрее рассеян и обращен в бегство. И все же комендоры недо­ вольны результатами своей ра­ боты: -— Надо уничтожать гадов,— говорит один из них.—Бить еще точнее! — Значит, надо учиться и учиться искусству меткого ог­ ня,—делает вывод лейтенант Соннов. И батарейцы-зенитчики учат­ ся: настойчиво. упорно, в трудной боевой обстановке ос­ ваивают они мастерство зенит­ ного огня, и с каждым днем все уверепнее встречают врага... Т. ДЖАТИЕВ. что некоторые краснофлотцы стали забывать первые темы. Положение ■— ненормальное. Пришлось вызвать командира отделения и приказать ему в свободное от вахт и учебы вре­ мя повторять с бойцами прой­ денное. Беседы с повторением прой­ денных тем быстро вошли в практику. Возникают они под­ час неожиданно. Недавно после вечернего чая старшина 2-й статьи спросил краснофлотца Назарыша: — Какие вы знаете поло­ жительные и отрицательные стороны трала? Никто не ожидал, что этот вопрос вызовет горячий спор, начавшийся с рассказа На- зарьина. Высказались почти все присутствовавшие. Беседа была живой и интересной, а после нее выступил командир отде­ ления. На этот раз он не обоб­ щал, а прямо зачитал вы­ держку из книги, «(.'пор» на этом прекратился. Настойчивость и инициатива помогли Тюханову, Яковлеву и Назарышу хорошо освоить ма­ териальную часть трала, ее назначение и процесс поста­ новки. Корабль вышел в море. На­ чалась отработка задачи. — Трал ставить!—прозвуча­ ла команда. Краснофлотцы поставили трал, но слишком медленно. Во второй раз минеры по­ ставили трал вдвое быстрее. А в третий добились того, что требуется по инструкции. Младший лейтенант С. ТОЛМАЧЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz