Северная вахта. 1941, октябрь.
В октября 1941 г. N° 32. СЕВЕРНАЯ ВАХТА НА УЧЕНИИ, КАИ 8 БОЮ Ha-днях корабль Н. сдал за дачу. Лучшую оценку получил личный состав нашей пятой боевой части. Готовясь к итоговой провер ке, молодые краснофлотцы и командиры много и настойчи во поработали над повышением своих знаний. Частные учения и тренировки. командир электро механического подразделения проводил в обстановке, макси мально приближенной к бое вой действительности. Днем и иочыо, при свете и в ' темноте, в свежую и штормо вую погоду учились машинисты искусству отлично управлять машинами, бороться за живу честь корабля. Сдача задачи началась с про верки знаний краснофлотцев. Проверяющие ходили по бое вьш постам и проверяли зна ния каждого бойца в отдельно сти. Машинисты отвечали без запинок. Отличную отметку по- ..лучил старший машинист т. Си маков. После опроса начались уче ния. Старший начальник об’яс- нил обстановку. Корабль вел «бой» с надводными кораблями ,и самолетами противника. Поступила вводная: «повреж дена динамомашина». Операцию по переключению 1механизмов подчиненные глав ного старшины Кривоногова ■ производят в темноте, наощупь но быстро и безошибочно. Самолеты «противника» сбро сили на корабль зажигатель ную бомбу. В погребе воз ник пожар.—Ликвидировать! Аварийная партия пустила в действие все противопожарные средства. Пожар потушен, при чем норматив времени сокра щен на несколько секунд. «Ранен командир отделе- ' пил машинистов Зайцев»,—пе редали снизу. Боевой санитар Варакин вме сте со своим товарищем быстро ; поднял «раненого» на верхнюю палубу и отнес его в корабель ный лазарет. Заместитель Зай цева краснофлотец Симаков принял командование отделе нием и управление машиной на себя. В действиях машини стов не произошло ни одной задержки. «Вражеский снаряд» попал в правый борт. Ниже ватерли нии, около десятого шпангоута образовалась пробоина, И эту вводную аварийная партия ре шила на «отлично». Командир отделения электри ков Тамочкин мгновенно завел подкильные концы. Старшина 2-й статьи Андреев отлично по ставил хват-тали. В разгар ра бот по заводке пластыря про изошла небольшая заминка. Боцман запутал концы. Из за труднительного положения по мог выйти краснофлотец Ка шин. Боец смекнул, как луч ше и быстрее распутать концы и сразу же подскочил на по мощь товарищам. Концы мо ментально были распутаны, и дальнейшая работа пошла нор мально... «Перебита магистраль глав ного питания котлов». Машинисты переключили пи тание котлов на запасные магистрали, и сразу же приступили к ликвидации по вреждения. На магистраль был поставлен бугель с прокладкой. Но это не все. Едва успели краснофлотцы выполнить зада чу, как «осколком пробило ^па ровую магистраль левого бор та». Машинное отделение за несколько секунд заполнилось паром. Ничего не видно, хоть в глаз ткни! Свободные от ра боты по заделке «пробоины» краснофлотцы вышли из отде ления через запасной выход, Те, кому по расписанию полагалось устранить повреждение, дей ствовали быстро и ловко. Проверяющие дали хорошую оценку действиям краснофлот цев и командиров подразделе ния. Я вполне уверен, что мои бойцы и в бою будут действо вать также четко и быстро. Е. GYXAHOB. Командир пятой боевой части корабля Н. БОЕВЫЕ ДЕЛА БЕЛОМОРЦЕВ Д еревянная лестница ведет в гору, к поселку, в котором .все новое: дома, тротуары, до- счатые настилы мостовых. Утреннее солнце прячется в тумане. Дует холодный осенний ветер. За поселком, в сторону от него, убегает узенькая тро пинка, ведущая на вершину зеленого холма. Ноги путаются в кустиках черничника. Вокруг так тихо и мирно, что хочется остановиться и собирать ягоды. Неожиданно сбоку раздается негромкий оклик: —• Стой! Кто идет? Вооруженный краснофлотец тщательно проверяет докумен ты и лишь после этого про пускает дальше. На вершине зеленого холма, ничем не отличающегося от десятков таких же сопок, раз бросанных вокруг,—маленькое квадратное отверстие. Лестница ведет вниз, в светлую комнату, обшитую чистой фанерой. В комнате отдыхают краснофлот цы. Один играет на балалайке, в руках у другого об’емистый Батарейцы том «Тихого Дона». В следующей комнате, у стола, сидят лейтенант Сон- нов и сержант Красавцев. — Чем занимаетесь, това рищ Соннов?—спрашивает по литрук тов. Чурин. — Теорией заградительного огня: вспоминаем пройденное,—- отвечает лейтенант.—Практики пока маловато... — Скучно здесь, товарищ, политрук, — вставил сержант. — Вот бы на передовые! Строгим взглядом лейтенант останавливает «соскучившего ся» сержанта: —• Круглые сутки работают, — говорит он,—а все на '«ску ку» жалуются. Сбить, разог нать, не допустить фашистов к нашим кораблям им ка жется... Резкий телефонный звонок прерывает лейтенанта. — Слышен шум моторов,—■ докладывает наблюдатель.—Ви жу вражеские самолеты, иду щие курсом на батарею! СБИТ ОДИН САМОЛЕТ Сигнальщик доложил, что в направлении базы идет звено фашистских самолетов. По тревоге личный состав батареи занял боевые посты. Сигнальщик доложил о появле нии еще трех звеньев стервят ников. Батарея быстро открыла огонь прямой наводкой. Загре мели дружные залпы. Самоле ты стали трусливо уклоняться от разрывов снарядов, наруши ли боевой порядок. Несколько раз пытались они снова зайти на боевой курс, но меткие зал пы зенитчиков ие давали им выйти в пике. Тогда фашисты открыли пулеметный огонь по комендорам. В этом бою особенно отличи лись расчеты 2-го и 3-го ору дий. Отлично работали на 2-м орудии наводчик Бурдин, заря жающий Любов, трубочный Рю- хші. На другом орудии отличи лись наводчик Христенко, на водчик по высоте Киселев и трубочный Николаев. В резуль тате ожесточенного отпора зе нитчиков один из фашистских стервятников нашел могилу в морской глубине. Старший краснофлотец И. ДАНЬШИН. Действующая армия Мощная советская артилле рия на огневой позиции. Сигнал боевой тревоги, и тотчас все—на своих местах. Из-за черной тучи показы вается эскадрилья немецких бомбардировщиков, рвущихся к рейду, к каравану наших ко раблей. Батарея, по цели—беглый огонь! — командует командир батареи. Батарея заговорила зал пами зениток, треском пулеме тов. Снаряды рвутся близко у ■цели. Фашисты бросились в разные стороны, попытались снизиться к батарее, открыть но ней пулеметный огонь, но от меткого огня орудийно го расчета младшего сержанта Красавцева один самолет под прыгнул, закачался и пошел в сторону, опускаясь все ниже и ниже. Скоро он скрылся за холмами, видимо, навсегда... СОРЕВНОВАНИЕ МОЛОДЫХ КРАСНОФЛОТЦЕВ Когда личный состав ознако мился с устройством и наз начением нашего корабля, командиры боевых частей рас сказали бойцам о роли социа листического соревнования, на метили об’екты, растолкова ли, как лучше изучать тот или иной механизм. После бесед в отделениях развернулось соревнование. Обязательства отделений мы напечатали в боевых листках и корабельной стенгазете. Но мало подписать договор или обязательство,—нужно сде лать соревнование живым, ув лекательным, а лучшие дости жения—достоянием всех. Поэ тому командиры боевых частей стали систематически прове рять выполнение обязательств, указывать подчиненным недоче ты. давать советы. У минеров отставал в уче бе краснофлотец Новосельцев. Командир 'боевой части узнал, что у этого бойца общеобразо вательная подготовка ниже, чем у других. О минном деле и о море Новосельцев до службы имел лишь общее представле ние. Ясно, что ему нужна бы ла дополнительная помощь. И командир отделения т. Рядов- кин стал дополнительно зани маться с Новосельцевым. Могут спросить: стоит ли тратить время на дополнитель ные занятия с одним бойцом? Да, стоит! При постановке и выборке трала ошибка одного человека может сорвать всю операцию. Зная это, старшина 2-3 статьи Рядовкин серьезно занялся со своим подчиненным. После каждого занятия с отде лением он минут 30 беседовал на ту же тему с Новосельцевым. И дело пошло лучше: боец ос воил трал, быстро, ловко и точно действовал на практиче ских занятиях в море. Людей, проявляющих ини циативу в учебе, мы поощряем. Радисты Зыков и Лосев сорев нуются между собой. Вместе они занимаются по специаль ности, помогают друг другу. Если Зыков вычитает в газете или журнале что-либо новое, он обязательно посоветует про честь это Лосеву. И Лосев чи тает. Они быстро совершен ствуют свои знания. Одновре менно Зыков и Лосев проводят большую массовую работу сре ди краснофлотцев. За инициативу, отличное ос воение техники Зыкову и Ло севу об’явлена благодарность. Социалистическое соревнова ние помогло бойцам успешно выполнить первые задачи по постановке трала. В этом творческом движении серьез ных успехов добились не толь ко минеры, но и наводчики, установщики прицела и цели ка, радисты и сигнальщики. Совершенствуя свои знания, молодые краснофлотцы в лю бую минуту готовы встретить ся с врагом, и умело, победо носно сражаться с ним С. ФОКИН. Готовятся к боям Личный состав нашей бое вой части молодой. Поэтому учебу с ним пришлось начи нать с общего знакомства с кораблем. После этого я рас сказал молодым бойцам как они должны вести себя на корабле, ознакомил с распорядком дня, боевым расписанием, правила ми корабельных нарядов. Приступили к изучению тра ла. Прошла неделя. Я выяснил, За ним, в беспорядке, ухо дят и остальные. Воздух очищен. Ни одна бом ба не упала на наши корабли. Комендоры вытирают потные лица и, улыбаясь, смотрят друг на друга. — Ну, как? — спрашивает Соннов у сержанта.—Вам все еще «скучно»? — Нет,—смущенно отвечает тот.—Скучать некогда... —- Задача выполнена,—под водит итог комиссар батареи.— Враг быстро обнаружен, еще быстрее рассеян и обращен в бегство. И все же комендоры недо вольны результатами своей ра боты: -— Надо уничтожать гадов,— говорит один из них.—Бить еще точнее! — Значит, надо учиться и учиться искусству меткого ог ня,—делает вывод лейтенант Соннов. И батарейцы-зенитчики учат ся: настойчиво. упорно, в трудной боевой обстановке ос ваивают они мастерство зенит ного огня, и с каждым днем все уверепнее встречают врага... Т. ДЖАТИЕВ. что некоторые краснофлотцы стали забывать первые темы. Положение ■— ненормальное. Пришлось вызвать командира отделения и приказать ему в свободное от вахт и учебы вре мя повторять с бойцами прой денное. Беседы с повторением прой денных тем быстро вошли в практику. Возникают они под час неожиданно. Недавно после вечернего чая старшина 2-й статьи спросил краснофлотца Назарыша: — Какие вы знаете поло жительные и отрицательные стороны трала? Никто не ожидал, что этот вопрос вызовет горячий спор, начавшийся с рассказа На- зарьина. Высказались почти все присутствовавшие. Беседа была живой и интересной, а после нее выступил командир отде ления. На этот раз он не обоб щал, а прямо зачитал вы держку из книги, «(.'пор» на этом прекратился. Настойчивость и инициатива помогли Тюханову, Яковлеву и Назарышу хорошо освоить ма териальную часть трала, ее назначение и процесс поста новки. Корабль вышел в море. На чалась отработка задачи. — Трал ставить!—прозвуча ла команда. Краснофлотцы поставили трал, но слишком медленно. Во второй раз минеры по ставили трал вдвое быстрее. А в третий добились того, что требуется по инструкции. Младший лейтенант С. ТОЛМАЧЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz