Северная вахта. 1941, ноябрь.
С Е В Е Р Н А Я В А Х Т А ОТ СОВЕТСКОГО^ИНФОРМБЮРО В е ч е р н е е с о о б щ е н и е 2 5 н о я б р я ( О К О Н Ч А Н И Е ) танков, 4 бронемашины, 6 ору- Iйй, 355 автомашин, '13 авто- уцетерн с горючим и истребили до 1000 солдат и офицеров противника. £ тылу врага на Волоколам ском направлении фронта, пар тизанский отряд тов. Д. за три ия уничтожил 8 автомашин противника с боеприпасами и продуктами. Бойцы отряда вы вели'из строя одну бронемаши ну немцев, которая застряла на дороге. Партизанский отряд, ко торым командует директор за вода тов. И., ночью совершил налет на деревню И., где оста новилось на ночевку подразде ление немцев. Окружив дома, занятые противником, парти заны открыли огонь и истреби ли 35 фашистов. Этот же от ряд организовал засаду на до роге, по которой немцы подво зили к фронту боеприпасы и бензин. Партизаны за день со жми 3 автоцистерны и 2 гру зовика с боеприпасами. Особен но успешно действует в тылу у врага отряд партизан во гла ве с орденоносцем тов. Г . В середине- ноября партизаны уничтожили немецкий транс портный самолет, истребили ковный отряд немецких солдат, взорвали мост и сожгли 4 гру зовика оккупантов. * * * 1 боях на Восточном фронте- немецко-фашистская армия ие- сет огромные потери в людях. Оо этом красноречиво свиде тельствуют показания и письма военнопленных фашистских сол дат и ^офицеров. Пленный не мецкий солдат Иозеф ІІІегерт сообщил: «9 пехотная дивизия понесла большие потерн. В на шей роте осталось в живых не более 30— 40 человек, при чем многие солдаты с физиче скими недостатками. У одного больны легкие, другой кривой, у третьего грыжа и т. д.». Плен ный солдат Ортвин Гуковский писал своей сестре: «Из моих товарищей, которые прибыли сюда со мной, остались в жи вых только одиночки. Многие погибли. 5 командиров подраз делений и командир роты — убиты». Пленный старший еф рейтор 8 пехотного полка 3 мо торизованной дивизии Бергардт Фикгейзер показал: «Наша рота потеряла 120 солдат. Дважды получала пополнение, главным образом молодежь, прошедшую четырехнедельную подготовку. Это резко снизило боеспособ ность роты... Среди солдат рас пространены антивоенные на строения. Многие считают, что война будет скоро проиграна Германией из-за больших по терь германской армии». Не мецкий солдат Раймут РІтфайн пишет своей знакомой Лизе Фонхаус: «Меня уже рвет от похода в Россию. Простужен ных и больных столько, что наша часть скоро превратится в лазарет». ШУ-■ ж т З а в ы п у с к о м 3-го н о м ер а С в е т о в о й г а з е т ы . С л е в а н ап раво: с т а р ш и н а 2 - й с т а т ь и П а в л и к о в , с е к р е т а р ь бю р о В Л К С М Н о ж е н к о и с т а р ш и н а 2-й с т а т ь и П а в л о в . КАК СТРОИТЬ БЕСЕДУ С е рдц е шофера На широкой степн ой д о р о г е встретились две машины. Одна намй с советскими бойцами и шофером т. Крикуновым, д р у га я—* фашистская. Й фашисты и наши бойцы выскочили из машин. З а вязался жаркий бой. В о время боя шофер Крикунов ползком п о д о брался к машине фашистов и, не обращая внимания на шквальный Агитационную работу вести в боевой обстановке, в походе значительно труднее, чем в пе рвой, когда корабль находится в базе. В море на корабле не всегда есть нужная литерату ра, нлохо с получением инфор- маци о событиях на фронте. огонь, поднятый немцами, угнал приглянувшуюся ему немецкую машину. Фашисты, не выдержав напора наших бойцов, скрылись в степи. П о д р а зд ел ен и е в котором с л у ж и т т. Крикунов, получило исправ ную машину, а штаб части ц е н ные документы , которые везли в машине фашисты. Как построить свою б есед у , чтобы она стала ярче, интереснее, вызвала больш ее внимание с л у шателей? Э тот вопрос занимает многих агитаторов. Конечно, г о товых «рецептов» не сущ ествует, да едва ли они и нужны. П о строение беседы , е е ценность з а висят от индивидуальных качеств агитатора и от степени его поли тической подготовки. У нас часто бывает, когда аги татор- занимается только читкой га зет. Э то неправильно. Каждый чтец д о лж ен уметь агитировать, д о п о л нять читку примерами, задавать вопросы и отвечать бойцам. Если агитатор ограничивается только чтением газетной статьи и не раз’ясняет ее, не вовлекает в б е с ед у товарищей, то читка не д о стигнет цели. Хорошие агитаторы поступают иначе. Кандидаты партии тт. Плеш - ков и Лизунов должны были провести б е с е д у по передовой статье «Правды» от 11 ноября 1941 г.— «Великая освободи тель ная миссия Красной Армии». Они внимательно прочли статью, п о д черкнули основные положения, наметили план, затем подобрали цитаты из доклада товарища Сталина, вспомогательный мате риал и местные факты. Прочитав краснофлотцам н е сколько абзацев статьи, агитатор спрашивает, все ли им понятно, д а ет о б ’яснения. Чтобы убеди ть ся, правильно ли его поняли, тов. П лешкоз задает вопрос бойцу Лапину: — Какие цели ставят фашисты в войне против Советского Союза? Лапин отвечает. Затем агитатор задает такой ж е ьопрос бойцу Макарову. Ответы краснофлотцев показывают, что они усвоили то, что прочел им тов. Плешков, и он продолж ает беседу. Закончив читку, агитатор раз’ясняет основные положения статьи своими словами. Затем он снова задает вопрос: —Почему тыл фашистской Г ер мании представляет собой в у л кан, готовый взорваться? Одни, слушатели отвечают, д р у гие поправляют и дополняют1 их. Таким образом начинается живая беседа. В заключение агитатор д ел ает свои замечания. Так р а з бирается вся статья. По такому принципу, обычно, строят беседы тт. Плешков и Лизунов, кандидат партии тов. Павлов и многие другие. М ожно строить б е се д у и по другому. Х о рошо подготовившись, агитатор мож ет пересказать йесь материал своими словами, зачитывая только выдержки из доклада товарища j Сталина и передовых «Правды» и иллюстрируя свой рассказ б о е выми эпизодами. Примерно так проводят беседы лейтенант Зай цев, младший лейтенант Корпен- ко, старшина Пушкарев и другие. С т а рш и й п о л и т р у к Н . К О З Ы Р И Н . з, чем составлять кон кретный план работы в похо де, я побеседовал с военкомом и командиром корабля. Они под робно рассказали мне, в каких условиях будет проходить пла вание и в основном ознакоми ли меня с задачами похода. За тем я провел совещание с про пагандистами Ждановым, Дани ловым, Савиным и другими, а также с беспартийным акти вистом, командиром боевой час ти Сумароковым. В общих чер тах я ознакомил их с планом, мы дополнили и конкретизиро вали его. Перед выходом в море мы ■выпустили «боевой листок», где рассказали краснофлотцам о за дачах, напомнили об опыте пре дыдущих походов, указали на ошибки отдельных товарищей, 'чтобы в походе они не повто рялись. Когда корабль вышел в море, мне удалось собрать коммунистов, ознакомить их с таном работы. А Г И Т А Ц И О Н Н А Я Р А БО Т А В ПОХОДЕ Походная жизнь внесла свои коррективы в нлан. Например, в походе краснофлотцы ІНу- рындин и Левенец недоста точно бдительно несли вахту, зато краснофлотцы Спиридонов и Хвиюзов обнаружили пери скоп вражеской подводной лод ки, за которой была организо вана погоня. Эти факты мы осветили в «боевом листке», а затем провели в кубрике бесе ду с краснофлотцами на тему: «Как лучше вести наблюдение за воздухом и морем». Беседа подействовала на НІурыидина и Левенца, и в дальнейшем они стали лучше, бдительнее нести вахты. Военком регулярно проводил политинформации по сообще ниям Советского Информбюро. Использовал для этого газеты и журналы, захваченные еще в базе, а в дальнейшем — и ту литературу, которую уда валось достать во время стоя нок в портах. В зависимо сти от обстановки прово дились групповые и индиви дуальные беседы. Это позволи ло нам держать бойцов в кур се текущих событий. Кроме того, мы организовали беседы со специальным уклоном. Агитатор Мокрецов беседовал с зенитчиками, рассказал о бое вых эпизодах, познакомил краснофлотцев с опытом луч ших зенитчиков Армии и Фло та. Агитатор Борисов провел для всего личного состава бе седу: «Наблюдение во время войны», рассказал о примерах бдительности отдельных красно флотцев. Однажды у нас- испортился радиоприемник, и в течение нескольких дней мы не поду чали сообщений от Советского Информбюро. Положение затруд нительное. Все привыкли акку ратно получать политинформа ции и вдруг— затор! На третий день к вечеру мы пришли в пункт Н. Я разузнал у военко ма базы все новости, взял у него свежие газеты. Затем мы с военкомом провели полит информацию. Одно время мы находились в такой зоне, где фашистские j самолеты часто беспокоили ’ нас. Пришлось перестраивать ся. Проводить групповые бесе ды было нецелесообразно. Аги таторы беседовали с каждым краснофлотцем отдельно или с двумя-тремя. Индивидуальные беседы еще больше укрепили авторитет наших агитаторов, помогли лучше отражать напа дения фашистских самолетов. «Внеплановым мероприяти ем» явилась у нас экскурсия на берег. Когда корабль оста новился в Н-ской бухте для пополнения запасов, мы отпра вили часть краснофлотцев вме сте с Ждановым и Туркиным посетить могилы героев граж данской войны. Посещение, этих исторических мест послу жило поводом для ряда бесед о гражданской войне на Се вере? Во время похода и стоянок я старался побывать во всех боевых частях, побеседовать с коммунистами, комсомольцами и беспартийными товарищами. Вместе с младшими командира ми мы проверяли работу красно флотцев, выясняли, как они знают своп обязанности и т. д. Всеми средствами массовой агитации мы стремились по мочь командованию выполнить боевую задачу, поставленную перед кораблем. ЛИЧНЫИ П Р И М Е Р Накануне ремонта моторов мичман Дерягин, собрав красно флотцев Масленикова. Княшко, Северина, сказал им: — От нас зависят не только сроки ремонта, но и отличное его выполнение. Обстановка тре бует, чтобы мы, испытав отре монтированные механизмы, бы стро могли заняться учебой, боевой подготовкой. Надо до срочно окончить ремонт. Вызо вем на соревнование группу главного старшины Трясова! Краснофлотцы обязались, вы полняя план, обеспечить высо кое качество работы. Главный старшина Трясов предложение группы мичмана Дерягина принял по всем пунк там, и отделения взялись за работу. Краснофлотцы во главе с Де рягиным, разобрав машины, ре монтировали один механизм за другим. Дерягин показывал при мер выполнения обязательств, ежедневно давая не ниже 150 процентов нормы. Не отставала и группа Трясова. После исторического высту пления товарища Сталина ра бота пошла еще дружнее. Де рягин говорит бойцам, что сей час нельзя останавливаться на показателях вчерашнего дня. Наш долг—работать так, как указывает товарищ Сталин. Мичман ставит в пример луч ших краснофлотцев, учит от стающих на их опыте. Бойцы уважают мичмана Де рягина —-хорошего специали ста, агитатора и внимательного, заботливого командира, С ка ким бы вопросом краснофлотцы не обращались к нему, всегда они получают исчерпывающий ответ. Коммунист-агитатор Де рягин личным примером воспи тывает свой маленький кол лектив. ' А. НОЖЕННО, С. ЛЕПИН, В конце похода слово «от стающий» произносилось у нас редко: все товарищи зна чительно выросли в боевой подготовке. За все время похода на корабле не бы ло ни одного дефекта в ра боте механизмов: они действо вали четко и бесперебойно. Все мелкие неполадки своевремен но замечались и устранялись на ходу. Боевую задачу мы выполни ли хорошо. Многие краснофлот цы получили благодарность от командования корабля. Комму нисты и комсомольцы т т . Са вин, Жданов, Новиков, Ушаков, Данилов показывали пример всему личному составу. В настоящее время мы глу боко изучаем доклад товарища Сталина: проводили читки, беседы, рассказы. Снабди ли . краснофлотцев дополни тельной литературой для инди видуальной работы. Весь лич ный состав теперь с еще боль шим воодушевлением занимает ся боевой и политической под готовкой, чтобы еще крепче громить врага, Секретарь партийной организации Василий ЛЕНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz