Северная вахта. 1941, ноябрь.

С Е В Е Р Н А Я В А Х Т А ОТ СОВЕТСКОГО^ИНФОРМБЮРО В е ч е р н е е с о о б щ е н и е 2 5 н о я б р я ( О К О Н Ч А Н И Е ) танков, 4 бронемашины, 6 ору- Iйй, 355 автомашин, '13 авто- уцетерн с горючим и истребили до 1000 солдат и офицеров противника. £ тылу врага на Волоколам­ ском направлении фронта, пар­ тизанский отряд тов. Д. за три ия уничтожил 8 автомашин противника с боеприпасами и продуктами. Бойцы отряда вы­ вели'из строя одну бронемаши­ ну немцев, которая застряла на дороге. Партизанский отряд, ко­ торым командует директор за­ вода тов. И., ночью совершил налет на деревню И., где оста­ новилось на ночевку подразде­ ление немцев. Окружив дома, занятые противником, парти­ заны открыли огонь и истреби­ ли 35 фашистов. Этот же от­ ряд организовал засаду на до­ роге, по которой немцы подво­ зили к фронту боеприпасы и бензин. Партизаны за день со­ жми 3 автоцистерны и 2 гру­ зовика с боеприпасами. Особен­ но успешно действует в тылу у врага отряд партизан во гла­ ве с орденоносцем тов. Г . В середине- ноября партизаны уничтожили немецкий транс­ портный самолет, истребили ковный отряд немецких солдат, взорвали мост и сожгли 4 гру­ зовика оккупантов. * * * 1 боях на Восточном фронте- немецко-фашистская армия ие- сет огромные потери в людях. Оо этом красноречиво свиде­ тельствуют показания и письма военнопленных фашистских сол­ дат и ^офицеров. Пленный не­ мецкий солдат Иозеф ІІІегерт сообщил: «9 пехотная дивизия понесла большие потерн. В на­ шей роте осталось в живых не более 30— 40 человек, при­ чем многие солдаты с физиче­ скими недостатками. У одного больны легкие, другой кривой, у третьего грыжа и т. д.». Плен­ ный солдат Ортвин Гуковский писал своей сестре: «Из моих товарищей, которые прибыли сюда со мной, остались в жи­ вых только одиночки. Многие погибли. 5 командиров подраз­ делений и командир роты — убиты». Пленный старший еф­ рейтор 8 пехотного полка 3 мо­ торизованной дивизии Бергардт Фикгейзер показал: «Наша рота потеряла 120 солдат. Дважды получала пополнение, главным образом молодежь, прошедшую четырехнедельную подготовку. Это резко снизило боеспособ­ ность роты... Среди солдат рас­ пространены антивоенные на­ строения. Многие считают, что война будет скоро проиграна Германией из-за больших по­ терь германской армии». Не­ мецкий солдат Раймут РІтфайн пишет своей знакомой Лизе Фонхаус: «Меня уже рвет от похода в Россию. Простужен­ ных и больных столько, что наша часть скоро превратится в лазарет». ШУ-■ ж т З а в ы п у с к о м 3-го н о м ер а С в е т о в о й г а з е т ы . С л е в а н ап раво: с т а р ш и н а 2 - й с т а т ь и П а в л и к о в , с е к р е т а р ь бю р о В Л К С М Н о ж е н к о и с т а р ш и ­ н а 2-й с т а т ь и П а в л о в . КАК СТРОИТЬ БЕСЕДУ С е рдц е шофера На широкой степн ой д о р о г е встретились две машины. Одна намй с советскими бойцами и шофером т. Крикуновым, д р у га я—* фашистская. Й фашисты и наши бойцы выскочили из машин. З а ­ вязался жаркий бой. В о время боя шофер Крикунов ползком п о д о ­ брался к машине фашистов и, не обращая внимания на шквальный Агитационную работу вести в боевой обстановке, в походе значительно труднее, чем в пе­ рвой, когда корабль находится в базе. В море на корабле не всегда есть нужная литерату­ ра, нлохо с получением инфор- маци о событиях на фронте. огонь, поднятый немцами, угнал приглянувшуюся ему немецкую машину. Фашисты, не выдержав напора наших бойцов, скрылись в степи. П о д р а зд ел ен и е в котором с л у ­ ж и т т. Крикунов, получило исправ­ ную машину, а штаб части ц е н ­ ные документы , которые везли в машине фашисты. Как построить свою б есед у , чтобы она стала ярче, интереснее, вызвала больш ее внимание с л у ­ шателей? Э тот вопрос занимает многих агитаторов. Конечно, г о ­ товых «рецептов» не сущ ествует, да едва ли они и нужны. П о ­ строение беседы , е е ценность з а ­ висят от индивидуальных качеств агитатора и от степени его поли­ тической подготовки. У нас часто бывает, когда аги­ татор- занимается только читкой га­ зет. Э то неправильно. Каждый чтец д о лж ен уметь агитировать, д о п о л ­ нять читку примерами, задавать вопросы и отвечать бойцам. Если агитатор ограничивается только чтением газетной статьи и не раз’ясняет ее, не вовлекает в б е ­ с ед у товарищей, то читка не д о ­ стигнет цели. Хорошие агитаторы поступают иначе. Кандидаты партии тт. Плеш - ков и Лизунов должны были провести б е с е д у по передовой статье «Правды» от 11 ноября 1941 г.— «Великая освободи тель­ ная миссия Красной Армии». Они внимательно прочли статью, п о д ­ черкнули основные положения, наметили план, затем подобрали цитаты из доклада товарища Сталина, вспомогательный мате­ риал и местные факты. Прочитав краснофлотцам н е­ сколько абзацев статьи, агитатор спрашивает, все ли им понятно, д а ет о б ’яснения. Чтобы убеди ть­ ся, правильно ли его поняли, тов. П лешкоз задает вопрос бойцу Лапину: — Какие цели ставят фашисты в войне против Советского Союза? Лапин отвечает. Затем агитатор задает такой ж е ьопрос бойцу Макарову. Ответы краснофлотцев показывают, что они усвоили то, что прочел им тов. Плешков, и он продолж ает беседу. Закончив читку, агитатор раз’ясняет основные положения статьи своими словами. Затем он снова задает вопрос: —Почему тыл фашистской Г ер ­ мании представляет собой в у л ­ кан, готовый взорваться? Одни, слушатели отвечают, д р у ­ гие поправляют и дополняют1 их. Таким образом начинается живая беседа. В заключение агитатор д ел ает свои замечания. Так р а з­ бирается вся статья. По такому принципу, обычно, строят беседы тт. Плешков и Лизунов, кандидат партии тов. Павлов и многие другие. М ожно строить б е се д у и по другому. Х о ­ рошо подготовившись, агитатор мож ет пересказать йесь материал своими словами, зачитывая только выдержки из доклада товарища j Сталина и передовых «Правды» и иллюстрируя свой рассказ б о е­ выми эпизодами. Примерно так проводят беседы лейтенант Зай­ цев, младший лейтенант Корпен- ко, старшина Пушкарев и другие. С т а рш и й п о л и т р у к Н . К О З Ы Р И Н . з, чем составлять кон­ кретный план работы в похо­ де, я побеседовал с военкомом и командиром корабля. Они под­ робно рассказали мне, в каких условиях будет проходить пла­ вание и в основном ознакоми­ ли меня с задачами похода. За­ тем я провел совещание с про­ пагандистами Ждановым, Дани­ ловым, Савиным и другими, а также с беспартийным акти­ вистом, командиром боевой час­ ти Сумароковым. В общих чер­ тах я ознакомил их с планом, мы дополнили и конкретизиро­ вали его. Перед выходом в море мы ■выпустили «боевой листок», где рассказали краснофлотцам о за­ дачах, напомнили об опыте пре­ дыдущих походов, указали на ошибки отдельных товарищей, 'чтобы в походе они не повто­ рялись. Когда корабль вышел в море, мне удалось собрать коммунистов, ознакомить их с таном работы. А Г И Т А Ц И О Н Н А Я Р А БО Т А В ПОХОДЕ Походная жизнь внесла свои коррективы в нлан. Например, в походе краснофлотцы ІНу- рындин и Левенец недоста­ точно бдительно несли вахту, зато краснофлотцы Спиридонов и Хвиюзов обнаружили пери­ скоп вражеской подводной лод­ ки, за которой была организо­ вана погоня. Эти факты мы осветили в «боевом листке», а затем провели в кубрике бесе­ ду с краснофлотцами на тему: «Как лучше вести наблюдение за воздухом и морем». Беседа подействовала на НІурыидина и Левенца, и в дальнейшем они стали лучше, бдительнее нести вахты. Военком регулярно проводил политинформации по сообще­ ниям Советского Информбюро. Использовал для этого газеты и журналы, захваченные еще в базе, а в дальнейшем — и ту литературу, которую уда­ валось достать во время стоя­ нок в портах. В зависимо­ сти от обстановки прово­ дились групповые и индиви­ дуальные беседы. Это позволи­ ло нам держать бойцов в кур­ се текущих событий. Кроме того, мы организовали беседы со специальным уклоном. Агитатор Мокрецов беседовал с зенитчиками, рассказал о бое­ вых эпизодах, познакомил краснофлотцев с опытом луч­ ших зенитчиков Армии и Фло­ та. Агитатор Борисов провел для всего личного состава бе­ седу: «Наблюдение во время войны», рассказал о примерах бдительности отдельных красно­ флотцев. Однажды у нас- испортился радиоприемник, и в течение нескольких дней мы не поду­ чали сообщений от Советского Информбюро. Положение затруд­ нительное. Все привыкли акку­ ратно получать политинформа­ ции и вдруг— затор! На третий день к вечеру мы пришли в пункт Н. Я разузнал у военко­ ма базы все новости, взял у него свежие газеты. Затем мы с военкомом провели полит­ информацию. Одно время мы находились в такой зоне, где фашистские j самолеты часто беспокоили ’ нас. Пришлось перестраивать­ ся. Проводить групповые бесе­ ды было нецелесообразно. Аги­ таторы беседовали с каждым краснофлотцем отдельно или с двумя-тремя. Индивидуальные беседы еще больше укрепили авторитет наших агитаторов, помогли лучше отражать напа­ дения фашистских самолетов. «Внеплановым мероприяти­ ем» явилась у нас экскурсия на берег. Когда корабль оста­ новился в Н-ской бухте для пополнения запасов, мы отпра­ вили часть краснофлотцев вме­ сте с Ждановым и Туркиным посетить могилы героев граж­ данской войны. Посещение, этих исторических мест послу­ жило поводом для ряда бесед о гражданской войне на Се­ вере? Во время похода и стоянок я старался побывать во всех боевых частях, побеседовать с коммунистами, комсомольцами и беспартийными товарищами. Вместе с младшими командира­ ми мы проверяли работу красно­ флотцев, выясняли, как они знают своп обязанности и т. д. Всеми средствами массовой агитации мы стремились по­ мочь командованию выполнить боевую задачу, поставленную перед кораблем. ЛИЧНЫИ П Р И М Е Р Накануне ремонта моторов мичман Дерягин, собрав красно­ флотцев Масленикова. Княшко, Северина, сказал им: — От нас зависят не только сроки ремонта, но и отличное его выполнение. Обстановка тре­ бует, чтобы мы, испытав отре­ монтированные механизмы, бы­ стро могли заняться учебой, боевой подготовкой. Надо до­ срочно окончить ремонт. Вызо­ вем на соревнование группу главного старшины Трясова! Краснофлотцы обязались, вы­ полняя план, обеспечить высо­ кое качество работы. Главный старшина Трясов предложение группы мичмана Дерягина принял по всем пунк­ там, и отделения взялись за работу. Краснофлотцы во главе с Де­ рягиным, разобрав машины, ре­ монтировали один механизм за другим. Дерягин показывал при­ мер выполнения обязательств, ежедневно давая не ниже 150 процентов нормы. Не отставала и группа Трясова. После исторического высту­ пления товарища Сталина ра­ бота пошла еще дружнее. Де­ рягин говорит бойцам, что сей­ час нельзя останавливаться на показателях вчерашнего дня. Наш долг—работать так, как указывает товарищ Сталин. Мичман ставит в пример луч­ ших краснофлотцев, учит от­ стающих на их опыте. Бойцы уважают мичмана Де­ рягина —-хорошего специали­ ста, агитатора и внимательного, заботливого командира, С ка­ ким бы вопросом краснофлотцы не обращались к нему, всегда они получают исчерпывающий ответ. Коммунист-агитатор Де­ рягин личным примером воспи­ тывает свой маленький кол­ лектив. ' А. НОЖЕННО, С. ЛЕПИН, В конце похода слово «от­ стающий» произносилось у нас редко: все товарищи зна­ чительно выросли в боевой подготовке. За все время похода на корабле не бы­ ло ни одного дефекта в ра­ боте механизмов: они действо­ вали четко и бесперебойно. Все мелкие неполадки своевремен­ но замечались и устранялись на ходу. Боевую задачу мы выполни­ ли хорошо. Многие краснофлот­ цы получили благодарность от командования корабля. Комму­ нисты и комсомольцы т т . Са­ вин, Жданов, Новиков, Ушаков, Данилов показывали пример всему личному составу. В настоящее время мы глу­ боко изучаем доклад товарища Сталина: проводили читки, беседы, рассказы. Снабди­ ли . краснофлотцев дополни­ тельной литературой для инди­ видуальной работы. Весь лич­ ный состав теперь с еще боль­ шим воодушевлением занимает­ ся боевой и политической под­ готовкой, чтобы еще крепче громить врага, Секретарь партийной организации Василий ЛЕНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz