Северная вахта. 1941, ноябрь.
2 мсября 1941 г. № 54 . и и в _ ------ ш е я — в и н а СЕВЕРНАЯ ВАХТА „Все наши силы— на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа— на разгром врага!" ( С т а л и н ) . С Е В Е Р Н Ы Й ФЛОТ . По си гн а л у химической тревоги. Фото Е. Халдея. ------------- ★ ★ ★ - ------------------------------------- Р Е М В П А А Однажды в походе во время шквалистого ветра в машине іашего корабля случилось по вреждение. Скорость падала. Іал.‘.йшее промедление— и ко- абль потерпел бы аварию. Я бросился в машинное от- еленяе. Таи. у механизмов, же возился тов. Помаз- ИН. Мы обнаружили, что ашиняо - питательные ііом- ы перестали подавать в ко- ел воду. Немедленно, не оста- авливан хода, приступили к >емонту. Осторожно поочере- и г крыли клапаны . Они ока- аліігь поврежденными. Поста яли новые. Работать приходилось при ольшой качке. Малейшая шлошность н струи горячей 'оды хлынет на руки. . Мы быстро устранили повре ждение. Машина заработала, іорабль продолжал путь. В одном из боевых походов іыл такой случай: при сильном тгорке у машинно-питательной о н т В А Н И И помпы вышибло уплотняющий сальник. Из котла утекала во да, давление пара падало. Я доложил об этом команди ру пятой боевой части тов. Ду- рындину. — Машину не останавливать, устранить неисправность на ходу!— приказал он. И в этот раз с тов. Помаз - киным мы произвели ремонт. В моем отделении много мо лодых краснофлотцев. Обучаю их непосредственно у механиз мов. Вместе с трюмным маши нистом тов. Савиновым мне не раз приходилось выполнять мелкие ремонтные работы. По мог ему устранить неисправ ность отливной системы глав ного трюма. Практический но- кар помог Савинову добиться хороших результатов в боевой учебе. Командир отделения машинистов Г. СОРОКИН . С Т И Л Ь ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Корабль— у стении. Предстоит выполнить ряд серьезных ра бот по котлу и машинам. По темпам мирного времени — это многие дни работы заводских судоремонтников. Нельзя позво лить т а к ую «роскошь» во вре мя войны, когда счет времени идет на минуты и секунды! Недопустимо отнимать время у судоремонтного предприятия, занятого напряженной и более серьезной работой. Наконец, ссвершенно излишне тратить средства на такой ремонт, ко торый могут произвести бойцы корабля. Перед бойцами части была поставлена задача — сделать все самим, в кратчайший срок дать кораблю свет, тепло и движение. Работа началась. Бойцы вкладывали в нее все уменье и опыт. Примером исполнительности и исключительного старания с л уж и т у нас командир отде ления машинистов т. Остряков. Приказ отдан. Слышится ко роткое «есть», и работа за кипела в его руках. Он за 1 2 рабочих часов произвел пе реборку кулисных блоков и золотников 2 -й машины. За водским рабочим, по обычным нормам, на это потребовался бы не один день. Надо было отремонтировать динамо-машину. Работу эту поручили краснофлотцам Ост- рякову и Чистякову. Они, сняв с фундамента, разобрали всю динамо-машину, сами изго товили калибр и прокалибро вали мотылевую ш ей к у , вновь собрали машину и пустили в сделано в два чем в мирное ход. Все было I раза скорее, : время. Не уступают в работе командир I отделения котельных машини- ! стов Аверин и старшина ма- ! шинистоа Краев. При ремонте I кстла на их долю досталась установка всей котельной арма туры: перестановка топочных рам и отражателей, смена шпилек и т. д. При обычных темпах корабль остался бы без пара, а это значит — без света и тепла,— не на один день. Они работали без отдыха и закончили ремонт в 2 4 часа, выгадав по меньшей мере сут ки дорогого времени. А сутки для корабля — • большой срок. Ускорив сроки ремонта ко рабля и разгрузив от работы судоремонтное предприятие, личный состав нашей боевой части сэкономил немало госу дарственных средств. За по следние 2 0 дней, по самым скромным подсчетам, на рабо тах, выполненных своими си лами, сэкономлено свыше 1С0С0 рублей. Впереди еще много дела. Бойцы части обязаны, обеспе чить не только бесперебойную работу механизмов, но и об разцовый, военный порядок и чистоту во всех заведываниях. Этого мы, безусловно, достиг нем в короткий срок. Корабль готов к любому походу. Кол лектив нашей части в будущих боях с врагом обеспечит кораб лю нужный ход и маневрен ность. Командир боевой части А. КАСАЕВ. ГОТОВИМ ПУЛЕМЕТЧИКОВ Вступая в предоктябрьское социалистическое соревнование, краснофлотцы и командиры на шего подразделения взяли на себя ряд обязательств но овла дению боевой техникой. Опыт отечественной войны показал нам, что моряки должны быть готовы в любое время действо вать не только на море, . по и на суше. Следбвательно, нуж но хорошо изучить не только винтовку, но и другое оружие, применяемое в сухопутных опе рациях. Основное внимание мы уделили изучению пулемета «Максим» и гранаты. Застрельщиками соревнова ния стали комсомольцы. Поми мо плановых, они организовали дополнительные занятия, кото рыми руководят Павликов, Ка пустин и другие. По инициативе Павликова, Мельникова и Дементьева был оборудован уголок боевой тех ники: здесь мы собрали плака ты, схемы, инструкции, уста новили пулемет ві разобранном виде. Наглядные пособия по могли бойцам в освоении оружия. Сейчас можно уже подвести некоторые итоги соревнования. Краснофлотцы неплохо знают материальную часть, быстро разбирают и собирают пулемет и в нужный момент сумеют самостоятельно вести меткий огонь по фашистским бандитам. В дальнейшем постараемся лучше организовать боевую уче бу личного состава, в том чис ле и самоподготовку бойцов в уголке боевой техники. Каж дый боец и командир подразде ления стремится в совершен стве овладеть всеми системами стрелкового оружия. Н. ФРОЛОВ. К о р о л ь , на который пришли лѵжить краснофлотцы Зимин, Тванов. командир Мошников, таршина 2 -й статьи Лисагор г все их боевые друзья, не был іи грозным крейсером, ни стре- штельным миноносцем. Даже амый скромный тральщик мог ордиться перед ним пушками и іулеметами. а может быть да- ке я ходом. Одним елевом, судно было из разряда тех озерных кур гузы х пароходиков, которые моряки и л у т ку называют «маслобой ка- чи». Идет такой кораблик, хло- іает по воде лопастями колес... Ни «усов» около его форштев- яя не видно, ни вспененного 'едого буруна за кормой. Точно '•тоит на одном месте, и ка к №лый лебедь бьет крыльями по воде... Судно принимало на побе режья раненых и транспорти ровало их к месту назначения. Казалось, такие враги могут быть у такого безобидного ко рабля? Ведь сам он никому и ничем не угрожал. Он был оезоружен. Но фашисты не признавали правил войны. Они нападали Б І О Г Р Й Ф І Я К О Р Й Б Л Я на беззащитных, добивали ра неных, впятером ходили на одного. Враг напал на корабль. Двой ка самолетов, вооруженных пушками, пулеметами, бомбами, пошла в пике. Спокойно и властно командо вал командир Гороховский. Бомбы падали за кормой, рвались около бортов. На мостик летели осколки, со звоном падали стекла, выби тые воздушной волной. Одна из бомб разорвалась недалеко от кормы. Осколок впился в одеяло лежащего на койке раненого. В корме зияло около десятка пробоин. С мо стика передали: «заклинило руль». Машинист Вавилов и рулевой Зайцев бросились в отсек. Ко рабль без руля— удобная цель для врага. В таких положениях решают минуты, и они не были потеряны. Вавилови Зай- цев ввели в строй руль. Когда фашистские пилоты попыта лись снизиться, чтобы получше прицелиться и ударить навер няка, на палубе во весь рост стали краснофлотцы. Защелка ли винтовочные залпы. Враги поняли, что их не боятся:безо ружный пароход будет драться до конца. •Аг іг if Корабль входит в шхеры— он должен подойти к полуостро ву и принять раненых. Фашистский самолет выле тел из горного распадка- Он, очевидно, давно приметил ко рабль и ждал, чтобы распра виться с ним «на узенькой до рожке». Первая порция бомб пропала даром— они разорва лись далеко за кормой. Тогда враг решил испытать свою меткость на .меньшей высоте, но стал мишеныо для стрелков- красиофлотцев и отверпул. скрылся. Судно осторожно подходило к берегу— тут была мель, под днищем скрипел песок. С полу острова заметили корабль. Вра жеская минометная батарея открыла огонь. Мины рвались на бе регу, в 15 метрах от судна, В рубке вылетели стекла, осколки свистели над палубой, но люди, обстрелянные в боях, действовали хладнокровпо. Они отведи корабль к другому бе регу и. пользуясь тем, что воз душный корректировщик врага на некоторое время скрылся, замаскировались. В сумерках корабль начал огибать полуостров. С мостика заметили на берегу группу вооруженных людей. Они маха ли фуражками— просили по мощи. Свои? Л, может, прово каторы? — Проверить! — приказал комиссар морякам Иванову, Ли- сагору и Зимину. Они взяли винтовки и погнали шлюпку к берегу. На берегу оказались свои, и шлюпка, которую пригнали краснофлотцы, была им необхо дима. Войцов-разведчиков пре следовали враги... Днем судно благополучно пристало к противоположному берегу полуострова. Ночью грузили раненых. Попав на борт корабля, раненые с откро венным восхищением говорили: «Как у вас все хорошо, да лад но. Сразу видать— моряки уме лые и боевые». Так санитарное судно стало боевым кораблем. Знаменательным был и его последний переход. Корабль по лучил приказ— заурядный и в то же время необычный — итти в пункт Н. Итти он мог— реки и озера были его родной сти хией, но море... И все же, не-і рестроив систему питания кот - 1 лов, сделав еще кое-какую другую работу, корабль зашле пал широкими лопастями колес по жесткой соленой воде. Море было ему «чужой» сти хией, но он пришел в пункт Н. к стенке, у которой стояли завсегдатаи сурового моря — боевые корабли, просолившие свои корпуса и снасти в бес- численных походах в холодной пустыне северных вод. Л. ПОЛЯРНЫЙ. Н. БАХРУШИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz