Северная вахта. 1941, ноябрь.
СЕВЕРНАЯ ВАХТА 21 ноября 1941 г. N» 7 1 МИХАИЛ КУТУЗОВ Михаил Илла-' рионович Голени щев-Кутузов ро дился в Петербур ге в 1745 году; военное образова ние получил в военном инженер ном учи лище. Царь Петр III назначил молодого Кутузова а д ’гатантом к прин- іі у I' олыд те йног к-- скому, но будущий великий полково дец отказался от придворной карье ры ц стал команди ром роты Астра ханского полка, которым командо вал Суворов. Командуя ротой, батальоном, пол ком, корпусом, у ч е ник Суворова - К у тузов всегда прояв лял себя бесстраш ным и лихим на чальником, простым ІИ доступным для солдат человеком, о котором все в одни голос гово рили: «отец-командир!» Основой полководческого искус ства Кутузова был сокрушающий разгром живой силы врага ударом но его коммуникациям. Война 1812 года была борьбой русского народа против армии, считавшейся дотоле непобедимой, ■—против армии Наполеона, пора ботившего Западную Европу. Ку тузову пришлось возглавить- р у с скую армию, утомленную д ли тельными переходами от берегов Немана, Наревы к Цареву-Зай- мищу. Узнав о назначении Кутузова, Наполеон сказал: — О, это старая лисица севера! Постараюсь доказать вели кому полководцу, что он прав,— скромно ответил Кутузов, услы шав о реплике Наполеона. Бородин£кое сражение было первым серьезным боевым столк новением двух великих армий. Многонациональной армии захват чиков противостояли русские вой ска, охваченные огромным патрио тическим под’емом. Наполеону Бонапарту, для которого солдат был только орудием, осуществ ляющим его захватнические за мыслы, противостоял Михаил К у тузов1—представитель народа, б о рющегося за свою независимость, за правое дело. Бородинское сражение показало несокрушимую мощь русского на рода в справедливой войне против армии насилия. Бешеный натиск противника отражался русскими I войсками с героическим упор ством, с великолепным мужеством. Наполеон потерял 50.000 на поле сражения и не добился победы, j Н о главным было не это. Главным было то, что если раньше, д о \ Бородинского сражения, враги рвались за Наполеоном в Россию, j надеясь поработить русских лю- | дей, рассчитывая на легкие побе- } ды и богатую добычу, то теперь этот хмель прошел навсегда. Русский полководец победил французского захватчика и ото- | шел, чтобы пополнить свои вой- ; ска новыми силами. Наполеон ; использовал отход Кутузова для того, чтобы поддержать свой п о шатнувшийся авторитет—он про диктовал лживый бюллетень об «одержанной победе». Горделивым мечтаниям Напо леона не суж д е н о было о сущ е ствиться. Сложная обстановка еойны туманила сознание завоева теля. Он не понимал, что своим отходом Кутузов накапливал на ступательную энергию, не догады вался, что на французских комму никациях вскоре появится грозная сила, не сумел разгадать подго тавливаемого Кутузовым Тарутин ского! маневра, направленного к окончательному сокрушению ар мии грабителей и захватчиков. Спокойному н уравновешенному Кутузову были чужды увлечения в боевых операциях. Опытный ста рый полководец с мудрым расче том готовил сокрушительный раз гром наполеоновской армии. К у тузов оставил Москву и вышел к Тарутину, на пути сообщения Н а полеона. Этот маневр решил участь наполеоновских полчищ. Уверенность Кутузова в победе, в правоте своего дела передава лась войскам, передавалась наро ду. В сюду на пути следования наполеоновских орд появлялись партизанские отряды. С каждым днем становились смелее их на беги. Росла и укреплялась армия Кутузова: к ней шли крестьяне, казачьи полки, добровольцы. Р у с ский народ грудью встал на за щиту своей родины. Регулярная русская армия под командованием Кутузова бесп о щадно преследовала бегущего про тивника, навязывала ему бои, уничтожала его д о той минуты, пока Кутузов не смог произнести свои знаменитые слова: — Война окончилась, за пол ным истреблением неприятеля. Войскам был прочтен приказ главнокомандующего: «Заслужим благодарность ино земных народов и заставим Евро пу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии и добродетелях мирных. Вот бла городная цель, достойная воинов, будем ж е стремиться к ней, храб рые русские солдаты!» Действия русской армии в Пруссии под командованием К у тузова — это цепь непрерывных успехов: ночной атакой был взят Кенигсберг, пал Данциг. Познань, Лейпциг... Жизнь, прожитая в боях и в походах, оборвалась в походе. 22 апреля 1813 года великий пол ководец Кутузов скончался. * * * История показала, что Наполеон потерпел сокрушительный разгром не только под ударами русских войск, но еще и потому, что французский народ, так же. как и народы покоренных Наполеоном стран, не хотел войны с Р о с сией и не поддерживал захват нических стремлений Наполеона. И, наоборот, история говорит, что полководец непобедим, когда он выполняет волю народа и ведет свои войска на защиту родины, как вел русские армии в дни отечественной войны Михаил Кѵтузов. О б я з а т е л ь с т в а к о м а н д и р о в Корабль выполнял боевую задачу. Комиссар беседовал с бойцами о докладе товарища Сталина, и в это время сиг нальщики доложили, что в воз духе появились самолеты про тивника. Беседа была прервана. Сы грали боевую тревогу. Только чіа другой день уда лось закончить беседу. Чтение исторического выступления товарища Сталина произвело па всех краснофлотцев и ы мандиров огромное впечатле ние. К вечеру выпустили бое вой листок. Многие принесли в редколлегию свои письма, взяли новые обязательства. Командир отделения рулевых Подоскогорский обязался немед ленно приступить к изуче нию станкового пулемета и в кратчайший срок сдать зачеты по материальной части на «хо рошо». Конкретные обязатель ства взяли также командир от деления сигнальщиков тов. Ди митриев |и многие другие. — ★ — З н а т о к с в о е г о д е л а Командир отделения минеров Н-ского корабля Круглов счи тается одним из лучших млад ших командиров: он отлично знает свое дело, за корот кий срок сумел воспитать из бойцов своего отделения хоро ших специалистов-минеров. Корабль уже несколько меся цев находится в беспрерыв ных походах, не раз участвовал в боях. Трудно в боевой об становке организовать система тическую учебу, однако Круг лов «выкраивал» каждую сво бодную минуту для изучения материальной части тралов. Главная же причина быстрого усвоения минерами своей спе циальности заключается в боль шой практике: изо дня в день проходили учебные траления. Постановка и выборка тралов производится быстро и четко, бойцы свободно укладываются в нормативы. Отлично действует па' присоединении грузов и от тяжке буев минер Смирнов, быстро сбрасывает и выбирает буи Селиванов. Лейтенант ШПРИЦ . И З У Ч А Ю Т Д О К Л А Д ТОВАРИЩА СТАЛИНА н а п о л и т з а н я т и и На кораблях и в частях фло- j речь товарища ( талина по тидии на политических заня- ! дио 3 июля, статью началі тиях изучают доклад товарища Сталина о X X IY годовщине Великой Октябрьской Социали стической Революции и его речь на параде Красной Армии в Москве. Опыт первых политзанятий показывает, что отдельные гоенкомы, политработники и групповоды но вполне ясно представляют, как следует строить и проводить заня тия с краснофлотцами. По лучается иногда, что вместо которой оживленной оеседы, в принимают активное все присутствующие, или групповод просто двухчасовую лекцию и на этом заканчивает изучение данной темы. По окончании занятий групповод не может сказать, как группа в целом и отдельные бойцы усвоили основные во просы. чего они еще не пони мают и, следовательно, чему он на следующем занятии дол жен уделить особое внимание. Приведем в качестве приме ра первое занятие, проведенное политруком тов. Ананьевым. Он добросовестно подготовился, прочитал много дополнительной литературы: решения XYTII партийной конференции, речь товарища Молотова 22- июня, ка Советского Информбюро • Щербакова: «Гитлер обмань ет немецкий народ», передо статьи центральных газет и Но тов. Ананьев пенрави; построил политзанятие: из у. часов он час сорок минут г рил сам и только десять Mi- оставил для беседы. іЬ .г лось не политзанятие, а . ция. Интересная, содержат' ная, она все же не дості цели, ;не вызвала активш слушателей. Краснофлотцы пели задать лишь два вопр Оживленного обмена мнениі получилось. участие \ Следует отметить, что военком 1іалЬник партийного кабиі читает товарищ Каменев, прово; ший инструктаж по і вым трем разделам док. товарища Сталина, не дал rj поводам четких методичес указаний. Поэтому тов. Анг ев и групповоды его подразд( ния т т . Скольти. Коробоі другие провели первые зг тия не в форме разверну беседы, а прочитали ев слушателям двухчасовые ции. Военкомы, политработник все групповоды должны уче эти недостатки и провод политзанятия в форме разв нутой беседы, в которой п иимают активное участие бойцы. А. САМАР08 О Ж И В Л Е Н Н А Я . Б Е С Е Д А ' Рассказ групповода не дол жен превращаться в лекцию. Каждое занятие нужно строить так, чтобы вся группа прини мала активное участие в бесе де. Это хорошо понял тов. ІІушкарев. Тщательно подгото вившись и составив подробный конспект, он ясно и четко из лагает все узловые вопросы изучаемой темы. Осветив один вопрос, он привлекает слуша телей к его обсуждению. Убе дившись, что этот раздел хоро шо усвоен всеми, Пушкарев переходит к следующему. Ка дое политзанятие групповод у. зывает с конкретными задача своей части. Очередное занятие груш тов. Пушкарева было посвяш но изучению первых тр разделов доклада товарні,, Сталина. По каждому из эт разделов бойцы активно ві сказывались и своими выст плениями доказали, что хоров усвоили изучаемый материал. Политрук Л. ЖИТ0МИРСКИ1 Т А К Н УЖ Н О А Г И Т И Р О В А Т Ь Воспитанник Ленинского ком сомола Сергей Перепечко— ак тивный. умелый агитатор. Час то на боевом посту или в кубри ке его можно видеть с газетой в руках: в любых условиях он проводит беседы, раз’ясняет бойцам то, что для них непо нятно. Перепечко не ждет, по ка комиссар или секретарь пар тийной организации даст ему і задание, сам проявляет ини- I циативу, находит тему, идет к I слушателям. Корабль шел в ответствен- •нѵіо операцию. Перепечко .дого ворил с краснофлотцами ітятей боевой части, рассказал'им -о ; мужественном поведении ко тельного машиниста черномор- 1ца Гребенникова. Беседа про- ! шла оживленно. В заключение і агитатор сказал бойцам: — С таким мужеством и ! умением должен действовать каждый из нас, и мы обязаны готовить себя к этому! На машинистов беседа про извела большое впечатление.и через несколько дней в одном из боев они проявили такой же героизм, как и черноморец Гре бенников. От сильного сотрясе ния корпуса лопнул паропровод. Горячий пар обжигал руки и лицо, но комсомольцы работали самоотверженно, быстро устра няли повреждения. Вместе с ними трудился и агитатор Пе репечко. Однажды комсомольцу Пере печко дали возможность отдох нуть, по в машинном отделе нии было много работы и он отказался от отдыха, не оста вил товарищей. В труде аги татор всегда показывает при мер: па погрузке угля он дает полторы—две нормы. На корабль пришли молодые краснофлотцы, нужно было бь стро обучить их управлят сложными механизмами. Агита тор стал заниматься с новичка ми, помогать им. Его ученик комсомолец Марфушкин отличи освоил механизм. Глубоко и содержательш агитатор Перепечко раз ясняег краснофлотцам доклад товарник Сталина. Он не ладет, когдг соберется много слушателей,— беседует с каждым отдельно. Несколько бойцов работало на камбузе. Перепечко пришел к ним, провел беседу, ответил иа вопросы. Агитатор говорит страстно, убежденно, его беседы всегда наполнены конкретными приме рами. проникнуты любовью к родине и непримиримой нена вистью к фашистским извергам. Секретарь бюро ВПКСМ г. попов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz