Северная вахта. 1941, ноябрь.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА 21 ноября 1941 г. N» 7 1 МИХАИЛ КУТУЗОВ Михаил Илла-' рионович Голени­ щев-Кутузов ро­ дился в Петербур­ ге в 1745 году; военное образова­ ние получил в военном инженер­ ном учи лище. Царь Петр III назначил молодого Кутузова а д ’гатантом к прин- іі у I' олыд те йног к-- скому, но будущий великий полково­ дец отказался от придворной карье­ ры ц стал команди­ ром роты Астра­ ханского полка, которым командо­ вал Суворов. Командуя ротой, батальоном, пол­ ком, корпусом, у ч е­ ник Суворова - К у ­ тузов всегда прояв­ лял себя бесстраш­ ным и лихим на­ чальником, простым ІИ доступным для солдат человеком, о котором все в одни голос гово­ рили: «отец-командир!» Основой полководческого искус­ ства Кутузова был сокрушающий разгром живой силы врага ударом но его коммуникациям. Война 1812 года была борьбой русского народа против армии, считавшейся дотоле непобедимой, ■—против армии Наполеона, пора­ ботившего Западную Европу. Ку­ тузову пришлось возглавить- р у с ­ скую армию, утомленную д ли ­ тельными переходами от берегов Немана, Наревы к Цареву-Зай- мищу. Узнав о назначении Кутузова, Наполеон сказал: — О, это старая лисица севера! Постараюсь доказать вели­ кому полководцу, что он прав,— скромно ответил Кутузов, услы­ шав о реплике Наполеона. Бородин£кое сражение было первым серьезным боевым столк­ новением двух великих армий. Многонациональной армии захват­ чиков противостояли русские вой­ ска, охваченные огромным патрио­ тическим под’емом. Наполеону Бонапарту, для которого солдат был только орудием, осуществ­ ляющим его захватнические за­ мыслы, противостоял Михаил К у ­ тузов1—представитель народа, б о ­ рющегося за свою независимость, за правое дело. Бородинское сражение показало несокрушимую мощь русского на­ рода в справедливой войне против армии насилия. Бешеный натиск противника отражался русскими I войсками с героическим упор­ ством, с великолепным мужеством. Наполеон потерял 50.000 на поле сражения и не добился победы, j Н о главным было не это. Главным было то, что если раньше, д о \ Бородинского сражения, враги рвались за Наполеоном в Россию, j надеясь поработить русских лю- | дей, рассчитывая на легкие побе- } ды и богатую добычу, то теперь этот хмель прошел навсегда. Русский полководец победил французского захватчика и ото- | шел, чтобы пополнить свои вой- ; ска новыми силами. Наполеон ; использовал отход Кутузова для того, чтобы поддержать свой п о ­ шатнувшийся авторитет—он про­ диктовал лживый бюллетень об «одержанной победе». Горделивым мечтаниям Напо­ леона не суж д е н о было о сущ е­ ствиться. Сложная обстановка еойны туманила сознание завоева­ теля. Он не понимал, что своим отходом Кутузов накапливал на­ ступательную энергию, не догады ­ вался, что на французских комму­ никациях вскоре появится грозная сила, не сумел разгадать подго­ тавливаемого Кутузовым Тарутин­ ского! маневра, направленного к окончательному сокрушению ар­ мии грабителей и захватчиков. Спокойному н уравновешенному Кутузову были чужды увлечения в боевых операциях. Опытный ста­ рый полководец с мудрым расче­ том готовил сокрушительный раз­ гром наполеоновской армии. К у ­ тузов оставил Москву и вышел к Тарутину, на пути сообщения Н а­ полеона. Этот маневр решил участь наполеоновских полчищ. Уверенность Кутузова в победе, в правоте своего дела передава­ лась войскам, передавалась наро­ ду. В сюду на пути следования наполеоновских орд появлялись партизанские отряды. С каждым днем становились смелее их на­ беги. Росла и укреплялась армия Кутузова: к ней шли крестьяне, казачьи полки, добровольцы. Р у с ­ ский народ грудью встал на за ­ щиту своей родины. Регулярная русская армия под командованием Кутузова бесп о­ щадно преследовала бегущего про­ тивника, навязывала ему бои, уничтожала его д о той минуты, пока Кутузов не смог произнести свои знаменитые слова: — Война окончилась, за пол­ ным истреблением неприятеля. Войскам был прочтен приказ главнокомандующего: «Заслужим благодарность ино­ земных народов и заставим Евро­ пу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии и добродетелях мирных. Вот бла­ городная цель, достойная воинов, будем ж е стремиться к ней, храб­ рые русские солдаты!» Действия русской армии в Пруссии под командованием К у ­ тузова — это цепь непрерывных успехов: ночной атакой был взят Кенигсберг, пал Данциг. Познань, Лейпциг... Жизнь, прожитая в боях и в походах, оборвалась в походе. 22 апреля 1813 года великий пол­ ководец Кутузов скончался. * * * История показала, что Наполеон потерпел сокрушительный разгром не только под ударами русских войск, но еще и потому, что французский народ, так же. как и народы покоренных Наполеоном стран, не хотел войны с Р о с ­ сией и не поддерживал захват­ нических стремлений Наполеона. И, наоборот, история говорит, что полководец непобедим, когда он выполняет волю народа и ведет свои войска на защиту родины, как вел русские армии в дни отечественной войны Михаил Кѵтузов. О б я з а т е л ь с т в а к о м а н д и р о в Корабль выполнял боевую задачу. Комиссар беседовал с бойцами о докладе товарища Сталина, и в это время сиг­ нальщики доложили, что в воз­ духе появились самолеты про­ тивника. Беседа была прервана. Сы­ грали боевую тревогу. Только чіа другой день уда­ лось закончить беседу. Чтение исторического выступления товарища Сталина произвело па всех краснофлотцев и ы мандиров огромное впечатле­ ние. К вечеру выпустили бое­ вой листок. Многие принесли в редколлегию свои письма, взяли новые обязательства. Командир отделения рулевых Подоскогорский обязался немед­ ленно приступить к изуче­ нию станкового пулемета и в кратчайший срок сдать зачеты по материальной части на «хо­ рошо». Конкретные обязатель­ ства взяли также командир от­ деления сигнальщиков тов. Ди­ митриев |и многие другие. — ★ — З н а т о к с в о е г о д е л а Командир отделения минеров Н-ского корабля Круглов счи­ тается одним из лучших млад­ ших командиров: он отлично знает свое дело, за корот­ кий срок сумел воспитать из бойцов своего отделения хоро­ ших специалистов-минеров. Корабль уже несколько меся­ цев находится в беспрерыв­ ных походах, не раз участвовал в боях. Трудно в боевой об­ становке организовать система­ тическую учебу, однако Круг­ лов «выкраивал» каждую сво­ бодную минуту для изучения материальной части тралов. Главная же причина быстрого усвоения минерами своей спе­ циальности заключается в боль­ шой практике: изо дня в день проходили учебные траления. Постановка и выборка тралов производится быстро и четко, бойцы свободно укладываются в нормативы. Отлично действует па' присоединении грузов и от­ тяжке буев минер Смирнов, быстро сбрасывает и выбирает буи Селиванов. Лейтенант ШПРИЦ . И З У Ч А Ю Т Д О К Л А Д ТОВАРИЩА СТАЛИНА н а п о л и т з а н я т и и На кораблях и в частях фло- j речь товарища ( талина по тидии на политических заня- ! дио 3 июля, статью началі тиях изучают доклад товарища Сталина о X X IY годовщине Великой Октябрьской Социали­ стической Революции и его речь на параде Красной Армии в Москве. Опыт первых политзанятий показывает, что отдельные гоенкомы, политработники и групповоды но вполне ясно представляют, как следует строить и проводить заня­ тия с краснофлотцами. По­ лучается иногда, что вместо которой оживленной оеседы, в принимают активное все присутствующие, или групповод просто двухчасовую лекцию и на этом заканчивает изучение данной темы. По окончании занятий групповод не может сказать, как группа в целом и отдельные бойцы усвоили основные во­ просы. чего они еще не пони­ мают и, следовательно, чему он на следующем занятии дол­ жен уделить особое внимание. Приведем в качестве приме­ ра первое занятие, проведенное политруком тов. Ананьевым. Он добросовестно подготовился, прочитал много дополнительной литературы: решения XYTII партийной конференции, речь товарища Молотова 22- июня, ка Советского Информбюро • Щербакова: «Гитлер обмань ет немецкий народ», передо статьи центральных газет и Но тов. Ананьев пенрави; построил политзанятие: из у. часов он час сорок минут г рил сам и только десять Mi- оставил для беседы. іЬ .г лось не политзанятие, а . ция. Интересная, содержат' ная, она все же не дості цели, ;не вызвала активш слушателей. Краснофлотцы пели задать лишь два вопр Оживленного обмена мнениі получилось. участие \ Следует отметить, что военком 1іалЬник партийного кабиі читает товарищ Каменев, прово; ший инструктаж по і вым трем разделам док. товарища Сталина, не дал rj поводам четких методичес указаний. Поэтому тов. Анг ев и групповоды его подразд( ния т т . Скольти. Коробоі другие провели первые зг тия не в форме разверну беседы, а прочитали ев слушателям двухчасовые ции. Военкомы, политработник все групповоды должны уче эти недостатки и провод политзанятия в форме разв нутой беседы, в которой п иимают активное участие бойцы. А. САМАР08 О Ж И В Л Е Н Н А Я . Б Е С Е Д А ' Рассказ групповода не дол­ жен превращаться в лекцию. Каждое занятие нужно строить так, чтобы вся группа прини­ мала активное участие в бесе­ де. Это хорошо понял тов. ІІушкарев. Тщательно подгото­ вившись и составив подробный конспект, он ясно и четко из­ лагает все узловые вопросы изучаемой темы. Осветив один вопрос, он привлекает слуша­ телей к его обсуждению. Убе­ дившись, что этот раздел хоро­ шо усвоен всеми, Пушкарев переходит к следующему. Ка дое политзанятие групповод у. зывает с конкретными задача своей части. Очередное занятие груш тов. Пушкарева было посвяш но изучению первых тр разделов доклада товарні,, Сталина. По каждому из эт разделов бойцы активно ві сказывались и своими выст плениями доказали, что хоров усвоили изучаемый материал. Политрук Л. ЖИТ0МИРСКИ1 Т А К Н УЖ Н О А Г И Т И Р О В А Т Ь Воспитанник Ленинского ком­ сомола Сергей Перепечко— ак­ тивный. умелый агитатор. Час­ то на боевом посту или в кубри­ ке его можно видеть с газетой в руках: в любых условиях он проводит беседы, раз’ясняет бойцам то, что для них непо­ нятно. Перепечко не ждет, по­ ка комиссар или секретарь пар­ тийной организации даст ему і задание, сам проявляет ини- I циативу, находит тему, идет к I слушателям. Корабль шел в ответствен- •нѵіо операцию. Перепечко .дого­ ворил с краснофлотцами ітятей боевой части, рассказал'им -о ; мужественном поведении ко­ тельного машиниста черномор- 1ца Гребенникова. Беседа про- ! шла оживленно. В заключение і агитатор сказал бойцам: — С таким мужеством и ! умением должен действовать каждый из нас, и мы обязаны готовить себя к этому! На машинистов беседа про­ извела большое впечатление.и через несколько дней в одном из боев они проявили такой же героизм, как и черноморец Гре­ бенников. От сильного сотрясе­ ния корпуса лопнул паропровод. Горячий пар обжигал руки и лицо, но комсомольцы работали самоотверженно, быстро устра­ няли повреждения. Вместе с ними трудился и агитатор Пе­ репечко. Однажды комсомольцу Пере­ печко дали возможность отдох­ нуть, по в машинном отделе­ нии было много работы и он отказался от отдыха, не оста­ вил товарищей. В труде аги­ татор всегда показывает при­ мер: па погрузке угля он дает полторы—две нормы. На корабль пришли молодые краснофлотцы, нужно было бь стро обучить их управлят сложными механизмами. Агита­ тор стал заниматься с новичка ми, помогать им. Его ученик комсомолец Марфушкин отличи освоил механизм. Глубоко и содержательш агитатор Перепечко раз ясняег краснофлотцам доклад товарник Сталина. Он не ладет, когдг соберется много слушателей,— беседует с каждым отдельно. Несколько бойцов работало на камбузе. Перепечко пришел к ним, провел беседу, ответил иа вопросы. Агитатор говорит страстно, убежденно, его беседы всегда наполнены конкретными приме­ рами. проникнуты любовью к родине и непримиримой нена­ вистью к фашистским извергам. Секретарь бюро ВПКСМ г. попов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz