Северная вахта. 1941, ноябрь.
19 ноября 1941 г, № 69. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 „Вся наша страна, все народы нашей страны подпирают нашу армию, наш флот, помогая имразбить захватнические ордынемецких фашистов1* (и . С т а л и н ) . РУЛЕВОЙ -ПОДВОДНИК Рулевому на Подводной лодке нужно проявлять больше вни мания и расторопности, чем на ■любом другим корабле. Задача ‘ і рулевого-верти кал ыцика: точно , держать лодку па курсе, за- І данном командиром. Это имеет особое значение в узкостях. ід(( любое отклонение нт кур са грозит аварией (можно вы- . сшвть на берег), а тажже |ш й торпедной атаке и артил лерийской стрельбе, j При торпедной атаке малей- |шая невнимательность рулево г о «ожет привести к тому, что %орнед:і npdftiex мимо цели. ■Поэтому во время выхода в атаку рулевой должен держать корабль точно на заданном курсе. Но ври атом рулевой должен обязательно проявлять соб ственную инициативу, если, конечно, он обладает уже до статочным опытом. Вот, ска-, рем, держу я курс 100 граду сов. Командир дает команду: «•Держать курс '120! * Рулевому предоставляется право самому ложиться на новый курс. Вре мя. затраченное на эту опера цию; зависит от рулевого — как, быстро он сумеет перело жить руль. Надо, конечно, дей ствовать быстрее, чтобы пово рот не сказался на исходе бое вой. операции. I Чтобы показать, насколько ' сложная у нас специальность, расскажу, как я обучал моло дого рулевого Жданова. Сперва -1 ознакомил его с командами, ітобы он твердо запомнил их и іышняд автоматически. йно- •да молодые рулевые путаю т сть. например, та- «куль лево пять граду- ; obs . Это значит — надо пере шить перо руля на пять гра- шманды. ^ сая: дусов влево. Другая команда: «Пять влево но' компасу». Это значит —- надо отклониться от заданного курса на пять гра дусов влево. Когда Жданов усвоил коман ды. поставили мы его на вах т у . Стал он осваивать особен ности управления кораблем при изменении хода, при ве т ре, волне и течении. Все это надо учитывать рулевому. Дол жен он также знать предель ный угол перекладки рулей. Иногда неопытный рулевой может та к переложить руль, что его заклинит. Обучался Жданов на практи ке. И когда мы пошли в от ветственную боевую операцию, он вполне мог заменить това рища. Основное правило при несе нии в а х ты —-н е отвлекаться, не заниматься ничем посторон ним и приучить себя к ав томатическому выполнению команд, чтобы не раздумывать, как и куда перекладывать руль. Но при этом не надо забывать, что иногда спасение корабля зависит исключительно от инициативы рулевого. На пример, встречную мину мо ж е т не заметить никто кроме рулевого. Надо суметь быстро отвернуть, чтобы корабль не был затронут. Вообще в над водном положении рулевой- ьертикалыцик часто вынужден действовать самостоятельно. Кроме того необходимо знать маневренность и другие каче ства своей лодки. Хлад нокровие, выдержка и точность —- вот основные качества, ко торые, нужны подводникам. Старшина 2 -й статьи М. ЛАГУТИН . ИЗ О ПЫ ТА Л Ы Ж Н И К А - Р А З В ЕД Ч И К А В ТЫЛУ ВРАГА ас вызвал н а чальник. Надев полушубки, мы \ пришли в не- \ большую зем- ' ланку, занесен ную снегом. Командир,скло н и сь над картой, что-то вы бы вал . " - П у т ь лесной, примерно, в ЭТ(Ш направлении,—-по- он на карте. — Дойдете „ Полезнодорожного моста, '-«рвете. Потом обратно... f ^3веДчики начали готовить- паг ШдЛазке в глубокий ты л Г а- « и командир отделения »рка учились, как быстро и _ шумно снимать часовых, ильные три товарища изу- „ 8 установленные команди- _ группы сигналы , трениро- о‘‘Иоь скрытно обходить до- Иа третьи сутки начальник, ам руки- П0ДГ0Т0ВКУ’ П1>жал ^част-ливый п у ть , товари- І а ч Г СКа3аЛ ° Н- ~ Желаю т і і п 11,. ТШШли- Кругом лес. ъ- не скрипел под лыжами снег, шли не по утоптанным тропам, а по целине, старались держаться там , где гущ е лес и кустарник. На ходу прошел весь день. Н аступила холодная ночь. Рассредоточившись в раз ных м естах, мы отдохнули, а затем снова двинулись в п уть . Через ш естьдесят часов до сти гли цели. Подползли к обо чине железной дороги. Залегли в к у с т а х . На мосту расхаживал фин ский часовой. Договорившись знаками, мы начали действо в а ть . Я и К у п к а поползли к мосту, а трое укрылись на случай, если придется отражать а т а к у . К у п к а , перебравшись через реку, стал подкрадывать ся к часовому с одной стороны моста, а я — с другой. Когда часовой шел на т у сторону, полз я , а когда ко мне,— К уп к а . Во т и мост. Часовой подошел к перилам, постоял, повернул ся и сделал ш а г вперед. В по следний раз скрипнул снег под его ногой: острый ш ты к прон зил финна насквозь. Солдат без звука свалился на руки разведчика. Боевой расчет пулеметчиков, смело отражавший неоднократ ные налеты фашистских самолетов. Слева направо: отличник РКВМФ старший краснофлотец, Громаков и старшина 2-й статьи Бурмыкин. Фото А. Иващенко. ---------------------- ,------------ О О ---------------------------------- ПОМОЩНИКИ КОМАНДОВАНИЯ Комсомольцы нашего ко рабля — активные помощники командира и комиссара в вы полнении боевых заданий. Обычно перед выходом в мо ре мы раз’ясняем задачу и каждому комсомольцу дается конкретное поручение. Тов. Коллов, например, в последнем походе выполнял обязанности информатора: систематически принимал по радио сообщения Советского Информбюро и вы вешивал их в ленинской каю те . Личный состав всегда, был в курсе событий. Комсомолец Димитриев помогал редколлегии выпускать боевые листки: показывал краснофлотцам, как лучше писать заметки, давал советы. Накануне X X IY годовщины Великой Октябрьской Социали стической Революции нам нуж но было доставить в пункт Н. ценный груз. На море бушевал Мы подложили под 'балки мо ста подрывные патроны, подо жгли шнур.. Прильнув к де ревьям, ждали. Мощный взрыв всколыхнул холодный воздух, задрожала земля. С вершин деревьев посыпался снег. Я поднял палку вверх. Это значило — приготовиться к о т ходу. Гуськом тронулись в обратный п уть . На второй день неожиданно наскочили на хутор. Осмотрели со всех сторон. По скоплению оседланных лошадей догада лись, что на хуторе располо жен ш таб кавалерийской ча сти противника. Дождавшись сумерек, мы зашли с двух сторон и откры ли по ш табу перекрестный огонь. Обстреляв врагов, бесшумно скрылись в лесу. Несколько минут бежали незамеченными. Вдруг сзади послышались вы стрелы . Началась погоня. Нас пятеро. Белофиннов, много, очень много. Они нача ли заходить сбоку, стараясь сбить нас с намеченного пути . Они пошли на хитрость, мы — на риск. Командир подал знак, и два разведчика свалились с ходу за к у сты . Остальные сильный шторм, но красно флотцы все же вышли на шлюпке. Пример мужества и вы носливости показали командир шлюпки комсомолец Епарин, гребцы Глебов, Пономарев, Фе доров и Сибирцев. По пояс в холодной воде комсомольцы сносили груз на берег. Работа ли всю ночь и в срок выполни ли задание. Овладев своими специально стями, комсомольцы решили изучить пулемет и гранату, чтобы хорошо действовать и на суше. Учебе мы отдаем каждую свободную минуту. Большую по мощь оказывают нам красно флотцы Епарин и Попов. Сейчас комсомольцы изучают азбуку Морзе, чтобы овладеть семафором. Будем и дальше со вершенствоваться в боевой выучке. Секретарь комсомольской врганизации КРЫЛОВ. продолжали оежать вперед. Как только белофинны прибли зились на убойное расстояние, наша двойка открыла по ним огонь. Меткими очередями раз ведчики скосили нескольких щюцкоровцев, остальные укры лись 'B к уста х. Воспользовавшись замеша тельством врагов, разведчики вскочили на лыжи и быстро догнали нас. Финны «нова ри нулись в погоню. На этот раз прикрывали отход Купка и я. Так же. как и наши товарищи, мы на одном из заворотов упа ли в снег и быстро замаскиро вались за пнями. Финны мча лись по нашим следам. Купка в упор начал стрелять по на ступавшим. Они шарахнулись в сторону, оставив на лыжне несколько раненых и убиты х... Мы подтянули лыжи и помча лись догонять своих. Так продолжалось до семи часов утра, За ночь разведчи ки уложили несколько десят ков белофиннов. Начало светать. Преследова тели отстали. Пройдя несколь ко километров, мы решили отдохнуть. Для безопасности расположились вкруговую, в 10 — 15 метрах друг от друга. Один, выбрав наиболее возвы- УКАЗАНИЯ ВОЖДЯ ВЫПОЛНИМ Несмотря на шторм, корабль шел к цели: нужно было сроч но доставить важный груз на шим частям. Подошли к пункту Н. Шторм не ути хал , и все же красно флотцы начали разгрузку . В это время радио принесло радост ную весть: с докладом вы сту пает товарищ Сталин! Обста новка не позволила нам с л у шать выступление вождя, но уже одно сознание того, что сейчас, в эти минуты , Сталин говорит с советским народом, наполнило нас энтузиазмом. Бойцы работали с исключи тельной энергией. Рулевой Ци- вырев, котельный машинист Коршунов, комсомолец Шияи- цын и другие много раз отпра влялись на шлюпках с корабля на берег и обратно. Весь груз был доставлен по назначению. Хорошо действовали и красно флотцы пятой боевой части. Однажды корабль был уже под готовлен к стоянке и давление пара снизили до минимума, но вдруг пришел новый приказ: немедленно следовать в пункт Л. Командир отделения котель ных машинистов тов. Антонов и тов. Максимов быстро подня ли пар на марку. Корабль вы шел в путь. С нетерпением ждали мы га зе т, в которых напечатан до клад товарища Сталина. Нако нец, газеты получены. Мы с величайшим вниманием читали исторические доклад и речь вождя. Обязуемся еще выше поднять свою боевую выучку, отлично выполним все указа ния товарища Сталина, Секретарь парторганизации А. БУТАНОВ, шенное место, наблюдал за местностью. Дремота была прервана бес порядочной стрельбой. Ковар ный враг подполз к нашему «лагерю» и открыл огонь из автоматов. Враги старались сжать коль цо. Нас осталось четверо. Огонь усиливался. Нули срезали вер хушку .кустарника, в котором мы укрылись. Мы решились драться до конца. Теперь все стреляли только наверняка. — Сдавайтесь! — кричали финны. В ответ мы усилили огонь. Замолк еще один наш автомат. Нас осталось трое. И втроем шесть часов мы отражали на тиск врагов. Иссяк боезапас. Осталось выйти из окружения или умереть. — Будем ж и т ь !— решил каждый. Мы прорвались. Банда оста лась далеко позади. Пятьдесят километров везли на лыжах раненого товарища. У штаба, против дверей занесенной сне гом землянки, мы останови лись. Нас встретил командир. Он крепко пожал нам руки и сказал: Молодцы! Лейтекант-орденоносец 3. РАШЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz