Северная вахта. 1941, ноябрь.

4 15 ноября 1Э41 г. № 66. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 БОЛЬШЕ ПОТА В УЧЕБЕ— МЕНЬШЕ КРОВИ В БОЮ Оборона Л е н и н гр а д а и !і | Москвы, где к а ш и дивизии истребили недавно д е с я тк а J тр^ кадровых диви зии н е м ­ цев, « с к а зы в а е т, что в о гн е о течественной войны к у ю т ­ ся и у ж е выковались новые ' советские бойцы и к ом а н д и ­ ры, л е тч и к и , а р ти л л е р и с ты , | ми ном етчи ки, т а н к и с ты , п е ­ хотинцы , м о р я к и , ко то ры е ( завтра п р е в р а т я т с я в грозу I для н ем ец ко й а рм и и , И . В. С Т А Л И Н . I Д о с т и г н у т о е — не п р е д е л Маше отделение неплохо выполнило учебные задачи. В холодные осенние дни минеры хорошо справились и с боевым тралением . Ночью и днем, в свежую и штормовую погоду краснофлотцы бдительно несут боевые вахты. Успех в учебе и службе обеспечивался высокой дисциплинированностью и орга­ низованностью. Достигнутое для нас не пре­ дел. Сейчас мы постараемся всем коллективом стать на уровень отличников. С т а р ш и н а 1 с та т ь и Л . Г А В Р О Н С К И Й . —★— РАКЕТОЙ ПО САМОЛЕТУ Бм й б а р д и р о зщ и к морской авиации в о з в р ащ а л с я с б см б эш - ки. ®н и зр асходовал весь бое­ запас до по с л е д н е го п а т р о н а . Недалеко о т аэродрома с ам ол е т встретился с ф аш и с т с к и м и с т р е ­ бителем. Ѳ т с т р е л и з а т ь с я н е ч ем , но и уходить н е ль зя , ибо н ем е ц по ­ нял бы, что с о в е т с к и й бомбар­ дировщик б е з з а щ и т е н . Л е т ч и к Недркгайлов смело повел б е зо ­ р ужный с ам о л е т н а в с тр е ч у врагу. Н е и з в е с тн о , чем к о н ч и ­ лась бы э т а п о п ы т к а , т а к к а к расстояние м е ж д у с ам о л е там и все ум еньш алось , и н е м е ц ш е л ка с б л и ж е н и е , не у к л о н я я с ь . Н е вы р у ч ку п р и ш л а д е р з к а я выдумка ш т у р м а н а П е р е б е й н о - сове. Сквозь с те к л о ш т у р м а н ­ ской р у б к и он у ж е видел лицо ф аш и с та . Быстро зарядив п и - : стояеты , ш т у р м а н одну за д р у ­ гой вы п у стил по в р а гу белую и зеленую р а к е ты . Н е м е ц был ош а р аш е н этими н е о ж и д а н н ы ­ ми в с пыш к ам и . Он п р и н я л их, очевидно, за выстрелы какого- то нового, диковинного орудия и р е з к о взмыл з з е р х . Однако враг еще раз попытался ата­ ковать бомбардировщик, и вновь штурман Перебейносов дал по нему « залп » из двух с в о и х п и - стеяетов. Фашист окончатель­ на струсил и с б ы л с я в о б л а ­ к а х . Вечерсм в кают-компании собрались на уж ин м ор ски е ■летчики, Рассказ о том , ка к штурман Перебейносов пере­ хитрил и напугал врага, д :с т а - вил нм большое удовольствие. Они от д уш и смеялись над незадачливым и т р у с л и в ы м «! ансом», к о то ры й , в е р н у в ш и с ь на свей аэродром, на п р е м и н у л , наверное, соврать н а с ч е т «ору­ дийного об с тр ел а » с с о в е тс ко го самолета. П Е Р Е Д О В И К И и этого и началось Июньской ночью к борту ко ­ рабля подошло небольшое суд­ но. Прибыли глубинные бомбы, взрыватели, тралы, вехи и под­ рывные средства. Минеры с нетерпением ждали этот груз. К а к только командир сказал, что вооружение поступило, краснофлотцы вскочили с коек, оделись и быстро выбежали на палубу. Началась приемка и сорти­ ровка груза. Бойцы старатель­ но- разносили по местам к а ж ­ дую вещь. Ощупывали и осмат­ ривали предметы вооружения. Хоть и некогда было занимать­ ся разбором некоторых вопро­ сов, но командир между делом рассказал о многом. Одно целое Ни в ка ки х кни гах не напи­ сано, к а к быстро и хорошо обу­ чить молодых минеров. Да и советчиков не оказалось. Прихо­ дилось самим вырабатывать стиль в учебе. Через несколько дней вы­ яснилось, к а к и в какое время лучше проводить занятия по специальности. Уроки начались. Обширных записей в тетрадях некогда делать. Для быстрейшего освое­ ния правил использования ме­ ханизмов в бою командир боль­ шую часть занятий перенес на боевой пост. Час люди учились в кубрике, разбирая чертежи и штудируя описания, а 2 или 3 часа тренировались непосред­ ственно у вооружения. — Буй за борт!— командовал Гавронский. Краснофлотцы Малыгин и Иванов выбрасывали буй за борт и сию же секунду готови­ ли к спуску следующий. — Больше расторопности! — требовал командир. — Буй за борт!— следовала та лее команда. В поте лица минеры осваи­ вали операцию. Тренировка не прекращается. Последовательно отрабатывает­ ся другая задача, — Подать груз! Краснофлотец Медников бы­ стро подавал командиру груз и помогал соединять разрезные скобы. Та к было ежедневно, до тех пор. пока каждый минер не на­ учился четко выполнять бое­ вую инструкцию но постановке трала. Отделение минеров— лучшее на корабле Н. За несколько месяцев войны старшина і-й статьи Гавронский подготовил из молодых краснофлотцев полноценных специалистоз- отличннков. Сегодня мы рассказываем о боевой учебе передового отделения на корабле. Первый успех Теория и практика у них были неразрывно связаны. К учебной постановке трала бойцы подготовились хорошо, j Но на этом не успокаивался j командир. Решив первоначаль-1 ную задачу, он заботился о том, ка к ускорить постановку трала. Его желание сделать процесс постановки проще сдерживали предписания. Они строго требовали о ттяж ­ ку наматывать на руль, разно­ сить буи по палубе. Делая это, Гавронский все больше убеж­ дался в обратном. В его за- ведывании не было ни кормо­ вой лебедки, ни спускового щитка. Трал приходилось ста­ вить с борта, а разнесенные по палубе буи мешали работать. Требовалось найти новый способ подготовки трала к по­ становке. Старшина вместе с краснофлотцами стал искать его. И нашел. Минеры смотали о ттяж ку в бухточку, вывели свободный конец наружу, а за­ тем положили ее на стеллажи, рядом с буем. Буй выброшен за борт. Пока груз подходил, буй растянул вело о ттяж ку. Конец не запу­ тался в кошках тралящей части. С полуклюза вышла траля­ щая часть. — Выключить пар с лебедки! -—■последовала команда. Это сделано. До взятия тра­ ла на брагу буксир травили ходом корабля... Опыт удался. Все прошло быстро, без задержек. На зачетных учениях по по­ становке трала минеры сокра­ тили норматив на 2 минуты. Так был достигнут первый успех в учебе. Учились на практическом опыте В отделении систематически проводятся беседы по специаль­ ности. И в первую очередь те, которые помогают предупредить промахи в работе. Однажды, после боевого тра­ ления, старшина собрал красно­ флотцев. Темой беседы стала причина неправильной поста­ новки автоматической вехи. В другой раз был разобран вопрос, почему срывается буй. На беседе минеры подробно остановились на своих ошибках. — За время длительной рабо­ ты в штормовых условиях у скоб расширился зазор. В ре­ зультате одна скоба выскочи­ ла из другой. Буй сорвался.— рассказал старшина, — В этом повинны только мы. Просмотре­ ли. не учли, что нужно чаще проверять зазоры. После беседы минеры стали тщательно проверять все. Сры­ вов буйков больше не было. Ка к - то произошел обрыв змейкового трала. Краснофлот­ цы стали искать причину этого и обнаружили на кошках сле­ ды камней. Обрыв произошел из-за банки. Минеры сделали вывод: при глубине в 22— 24 метра ста­ вить трал на 18 метров не сле­ дует. Много командир провел бесед по боевому опыту северомор­ цев. Каждая такая беседа по­ вышала знания бойцов, попол­ няла их практический опыт. Стали отличниками Н а и л у чш е е использование - в бою о р у ж и я и прочих I средств корабля возможно | лишь при наличии хороша : обученного и правильно ор- : га н и з е з а н к а го личного со- і I става, воспитанного в духе ; ж ел е з н о й революционной | I воинской дисциплины и яв- ; I ляннцегося беспредельно преданным п а р тии Л е н и н а— ■ С талина, с тойким и б езза­ ветным з ащ и т н и к ом с о ци а ­ листической родины. (Кораб ельный у став Р КВМФ часть 1. ст. 1 7 ). Вечером 7 ноября, получив газету с докладом товарища ('талина, минеры собрались за накрытым кумачем столом. Они прочитали доклад, подвели ито­ ги своего соревнования. В от­ делении 75 процентов личного состава— отличники боевой и политической подготовки. Ма­ лыгин. Медников— передовики учебы. Командиру было о чем говорить. — Поработали мы хорошо. Но в ответ на призыв вождя должны учиться еще энергич­ нее. Наши задачи: добиться, чтобы все минеры стали от­ личниками. чтобы все красно­ флотцы отделения повысили своп знания до уровня младше­ го командира и при встрече с врагом бились до последней капли крови, до полной победы. Мы должны так владеть своим оружием, чтобы вся его сила полностью была использована на истребление врага. К этому сейчас и готовятся молодые минеры. Н. БАХРУШИН. За отличное выполнение бое сых задании Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил 4-й штурмовой авиаполк орденом Ленина. Командиру этого полка майорѵ Семену Григорьевичу Гетьмаяу присвоено звание Героя Советского Союза. На снимках: сл ев а—Герой Советского Союза Семен Григорьевич Гетьман, справа—самолеты стартуют на выполнение боев ого задания по разгрому скопления вражеских войск в районе С. Фото В. Иванова. В заим опом ощ ь в учебе Мое заведываиие находится по левому борту, у Медникова — по правому. Решили мы, ка к «добрые соседи», соревноваться на лучшее изучение механиз­ мов. Перед изучением устрой­ ства трала мы взяли обяза­ тельства: освоить трал отлич­ но. Занимались вместе. Учи­ лись с охотой, «в перегонки». Ухаживая за материальной частью, мы ходили друг к дру­ гу, делились опытом. Вместе разбирали теоретические во­ просы и повторяли пройден­ ный материал. Взаимопомощь в учебе помог­ ла нам отлично изучить мин­ ное дело. Краснофлотец Р. М А ЛЫ Г И Н , В ЖЕСТОКОЙ СХВАТКЕ Завязался ж е с то к и й бой. Беспрерывно стреляли п у л ем е ­ ты и в и кто зни , рвались с н а р я ­ ды и МИНЬ!. Североморцы действовали о т ­ в ажно и решительно, навязы ­ вая врагу шты ковой бой. Командир взвода Гусев гр а н а ­ тами и ш ты ком у нич тож ил де­ сять нем ец ких солдат и двух офицеров и забрал их о р уж и е . Получив четыре ранения, Г у ­ сев не уш ел с поля боя, а продолжал бить врага. Не м е ­ нее о тв ажно действовал пом комвзвода Березкин, который в штыковом бою заколол две- ; кадцать немцев. Воодушевлен- j мое личным примером своих ! командиров, все подразделение Гусева храбро сражалось, унич- I тож и в большое количества I немцев. I Г р а н а т а , брошенная немец - і ким унтер-офицером , разорва­ лась над самой головой командира отделения Торопова, I Но к а с к а спасла его от осноя- ! ков. Оправившись от удара, он \ с новым ожесточением брссия- ■ся к а врага и у нич тож ил два і не при ятель с ки х пулеметных і расчета. М уж е стве нно дрались подчн- ] кзнны е с е рж а н та Морозова, I Командир личным примером I храбрости воодушевлял бойце* и смело вел их вперед. Б непродолжительней схватке I штыком и гранатой Морозов I уничтожил нескольких фашис- I тов, бойцы не отстали от ! своего командира. ; Ночь подходила к концу. і У т и х а л а орудийная канонада. I Заканчивалась горячая с х в а тка - с врагом. Ф аш исты , не выдер- \ ж а в смелого н а ти с к а северо- ! морцев, о тступали , і В. ЛЯПНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz