Северная вахта. 1941, ноябрь.
4 15 ноября 1Э41 г. № 66. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 БОЛЬШЕ ПОТА В УЧЕБЕ— МЕНЬШЕ КРОВИ В БОЮ Оборона Л е н и н гр а д а и !і | Москвы, где к а ш и дивизии истребили недавно д е с я тк а J тр^ кадровых диви зии н е м цев, « с к а зы в а е т, что в о гн е о течественной войны к у ю т ся и у ж е выковались новые ' советские бойцы и к ом а н д и ры, л е тч и к и , а р ти л л е р и с ты , | ми ном етчи ки, т а н к и с ты , п е хотинцы , м о р я к и , ко то ры е ( завтра п р е в р а т я т с я в грозу I для н ем ец ко й а рм и и , И . В. С Т А Л И Н . I Д о с т и г н у т о е — не п р е д е л Маше отделение неплохо выполнило учебные задачи. В холодные осенние дни минеры хорошо справились и с боевым тралением . Ночью и днем, в свежую и штормовую погоду краснофлотцы бдительно несут боевые вахты. Успех в учебе и службе обеспечивался высокой дисциплинированностью и орга низованностью. Достигнутое для нас не пре дел. Сейчас мы постараемся всем коллективом стать на уровень отличников. С т а р ш и н а 1 с та т ь и Л . Г А В Р О Н С К И Й . —★— РАКЕТОЙ ПО САМОЛЕТУ Бм й б а р д и р о зщ и к морской авиации в о з в р ащ а л с я с б см б эш - ки. ®н и зр асходовал весь бое запас до по с л е д н е го п а т р о н а . Недалеко о т аэродрома с ам ол е т встретился с ф аш и с т с к и м и с т р е бителем. Ѳ т с т р е л и з а т ь с я н е ч ем , но и уходить н е ль зя , ибо н ем е ц по нял бы, что с о в е т с к и й бомбар дировщик б е з з а щ и т е н . Л е т ч и к Недркгайлов смело повел б е зо р ужный с ам о л е т н а в с тр е ч у врагу. Н е и з в е с тн о , чем к о н ч и лась бы э т а п о п ы т к а , т а к к а к расстояние м е ж д у с ам о л е там и все ум еньш алось , и н е м е ц ш е л ка с б л и ж е н и е , не у к л о н я я с ь . Н е вы р у ч ку п р и ш л а д е р з к а я выдумка ш т у р м а н а П е р е б е й н о - сове. Сквозь с те к л о ш т у р м а н ской р у б к и он у ж е видел лицо ф аш и с та . Быстро зарядив п и - : стояеты , ш т у р м а н одну за д р у гой вы п у стил по в р а гу белую и зеленую р а к е ты . Н е м е ц был ош а р аш е н этими н е о ж и д а н н ы ми в с пыш к ам и . Он п р и н я л их, очевидно, за выстрелы какого- то нового, диковинного орудия и р е з к о взмыл з з е р х . Однако враг еще раз попытался ата ковать бомбардировщик, и вновь штурман Перебейносов дал по нему « залп » из двух с в о и х п и - стеяетов. Фашист окончатель на струсил и с б ы л с я в о б л а к а х . Вечерсм в кают-компании собрались на уж ин м ор ски е ■летчики, Рассказ о том , ка к штурман Перебейносов пере хитрил и напугал врага, д :с т а - вил нм большое удовольствие. Они от д уш и смеялись над незадачливым и т р у с л и в ы м «! ансом», к о то ры й , в е р н у в ш и с ь на свей аэродром, на п р е м и н у л , наверное, соврать н а с ч е т «ору дийного об с тр ел а » с с о в е тс ко го самолета. П Е Р Е Д О В И К И и этого и началось Июньской ночью к борту ко рабля подошло небольшое суд но. Прибыли глубинные бомбы, взрыватели, тралы, вехи и под рывные средства. Минеры с нетерпением ждали этот груз. К а к только командир сказал, что вооружение поступило, краснофлотцы вскочили с коек, оделись и быстро выбежали на палубу. Началась приемка и сорти ровка груза. Бойцы старатель но- разносили по местам к а ж дую вещь. Ощупывали и осмат ривали предметы вооружения. Хоть и некогда было занимать ся разбором некоторых вопро сов, но командир между делом рассказал о многом. Одно целое Ни в ка ки х кни гах не напи сано, к а к быстро и хорошо обу чить молодых минеров. Да и советчиков не оказалось. Прихо дилось самим вырабатывать стиль в учебе. Через несколько дней вы яснилось, к а к и в какое время лучше проводить занятия по специальности. Уроки начались. Обширных записей в тетрадях некогда делать. Для быстрейшего освое ния правил использования ме ханизмов в бою командир боль шую часть занятий перенес на боевой пост. Час люди учились в кубрике, разбирая чертежи и штудируя описания, а 2 или 3 часа тренировались непосред ственно у вооружения. — Буй за борт!— командовал Гавронский. Краснофлотцы Малыгин и Иванов выбрасывали буй за борт и сию же секунду готови ли к спуску следующий. — Больше расторопности! — требовал командир. — Буй за борт!— следовала та лее команда. В поте лица минеры осваи вали операцию. Тренировка не прекращается. Последовательно отрабатывает ся другая задача, — Подать груз! Краснофлотец Медников бы стро подавал командиру груз и помогал соединять разрезные скобы. Та к было ежедневно, до тех пор. пока каждый минер не на учился четко выполнять бое вую инструкцию но постановке трала. Отделение минеров— лучшее на корабле Н. За несколько месяцев войны старшина і-й статьи Гавронский подготовил из молодых краснофлотцев полноценных специалистоз- отличннков. Сегодня мы рассказываем о боевой учебе передового отделения на корабле. Первый успех Теория и практика у них были неразрывно связаны. К учебной постановке трала бойцы подготовились хорошо, j Но на этом не успокаивался j командир. Решив первоначаль-1 ную задачу, он заботился о том, ка к ускорить постановку трала. Его желание сделать процесс постановки проще сдерживали предписания. Они строго требовали о ттяж ку наматывать на руль, разно сить буи по палубе. Делая это, Гавронский все больше убеж дался в обратном. В его за- ведывании не было ни кормо вой лебедки, ни спускового щитка. Трал приходилось ста вить с борта, а разнесенные по палубе буи мешали работать. Требовалось найти новый способ подготовки трала к по становке. Старшина вместе с краснофлотцами стал искать его. И нашел. Минеры смотали о ттяж ку в бухточку, вывели свободный конец наружу, а за тем положили ее на стеллажи, рядом с буем. Буй выброшен за борт. Пока груз подходил, буй растянул вело о ттяж ку. Конец не запу тался в кошках тралящей части. С полуклюза вышла траля щая часть. — Выключить пар с лебедки! -—■последовала команда. Это сделано. До взятия тра ла на брагу буксир травили ходом корабля... Опыт удался. Все прошло быстро, без задержек. На зачетных учениях по по становке трала минеры сокра тили норматив на 2 минуты. Так был достигнут первый успех в учебе. Учились на практическом опыте В отделении систематически проводятся беседы по специаль ности. И в первую очередь те, которые помогают предупредить промахи в работе. Однажды, после боевого тра ления, старшина собрал красно флотцев. Темой беседы стала причина неправильной поста новки автоматической вехи. В другой раз был разобран вопрос, почему срывается буй. На беседе минеры подробно остановились на своих ошибках. — За время длительной рабо ты в штормовых условиях у скоб расширился зазор. В ре зультате одна скоба выскочи ла из другой. Буй сорвался.— рассказал старшина, — В этом повинны только мы. Просмотре ли. не учли, что нужно чаще проверять зазоры. После беседы минеры стали тщательно проверять все. Сры вов буйков больше не было. Ка к - то произошел обрыв змейкового трала. Краснофлот цы стали искать причину этого и обнаружили на кошках сле ды камней. Обрыв произошел из-за банки. Минеры сделали вывод: при глубине в 22— 24 метра ста вить трал на 18 метров не сле дует. Много командир провел бесед по боевому опыту северомор цев. Каждая такая беседа по вышала знания бойцов, попол няла их практический опыт. Стали отличниками Н а и л у чш е е использование - в бою о р у ж и я и прочих I средств корабля возможно | лишь при наличии хороша : обученного и правильно ор- : га н и з е з а н к а го личного со- і I става, воспитанного в духе ; ж ел е з н о й революционной | I воинской дисциплины и яв- ; I ляннцегося беспредельно преданным п а р тии Л е н и н а— ■ С талина, с тойким и б езза ветным з ащ и т н и к ом с о ци а листической родины. (Кораб ельный у став Р КВМФ часть 1. ст. 1 7 ). Вечером 7 ноября, получив газету с докладом товарища ('талина, минеры собрались за накрытым кумачем столом. Они прочитали доклад, подвели ито ги своего соревнования. В от делении 75 процентов личного состава— отличники боевой и политической подготовки. Ма лыгин. Медников— передовики учебы. Командиру было о чем говорить. — Поработали мы хорошо. Но в ответ на призыв вождя должны учиться еще энергич нее. Наши задачи: добиться, чтобы все минеры стали от личниками. чтобы все красно флотцы отделения повысили своп знания до уровня младше го командира и при встрече с врагом бились до последней капли крови, до полной победы. Мы должны так владеть своим оружием, чтобы вся его сила полностью была использована на истребление врага. К этому сейчас и готовятся молодые минеры. Н. БАХРУШИН. За отличное выполнение бое сых задании Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил 4-й штурмовой авиаполк орденом Ленина. Командиру этого полка майорѵ Семену Григорьевичу Гетьмаяу присвоено звание Героя Советского Союза. На снимках: сл ев а—Герой Советского Союза Семен Григорьевич Гетьман, справа—самолеты стартуют на выполнение боев ого задания по разгрому скопления вражеских войск в районе С. Фото В. Иванова. В заим опом ощ ь в учебе Мое заведываиие находится по левому борту, у Медникова — по правому. Решили мы, ка к «добрые соседи», соревноваться на лучшее изучение механиз мов. Перед изучением устрой ства трала мы взяли обяза тельства: освоить трал отлич но. Занимались вместе. Учи лись с охотой, «в перегонки». Ухаживая за материальной частью, мы ходили друг к дру гу, делились опытом. Вместе разбирали теоретические во просы и повторяли пройден ный материал. Взаимопомощь в учебе помог ла нам отлично изучить мин ное дело. Краснофлотец Р. М А ЛЫ Г И Н , В ЖЕСТОКОЙ СХВАТКЕ Завязался ж е с то к и й бой. Беспрерывно стреляли п у л ем е ты и в и кто зни , рвались с н а р я ды и МИНЬ!. Североморцы действовали о т в ажно и решительно, навязы вая врагу шты ковой бой. Командир взвода Гусев гр а н а тами и ш ты ком у нич тож ил де сять нем ец ких солдат и двух офицеров и забрал их о р уж и е . Получив четыре ранения, Г у сев не уш ел с поля боя, а продолжал бить врага. Не м е нее о тв ажно действовал пом комвзвода Березкин, который в штыковом бою заколол две- ; кадцать немцев. Воодушевлен- j мое личным примером своих ! командиров, все подразделение Гусева храбро сражалось, унич- I тож и в большое количества I немцев. I Г р а н а т а , брошенная немец - і ким унтер-офицером , разорва лась над самой головой командира отделения Торопова, I Но к а с к а спасла его от осноя- ! ков. Оправившись от удара, он \ с новым ожесточением брссия- ■ся к а врага и у нич тож ил два і не при ятель с ки х пулеметных і расчета. М уж е стве нно дрались подчн- ] кзнны е с е рж а н та Морозова, I Командир личным примером I храбрости воодушевлял бойце* и смело вел их вперед. Б непродолжительней схватке I штыком и гранатой Морозов I уничтожил нескольких фашис- I тов, бойцы не отстали от ! своего командира. ; Ночь подходила к концу. і У т и х а л а орудийная канонада. I Заканчивалась горячая с х в а тка - с врагом. Ф аш исты , не выдер- \ ж а в смелого н а ти с к а северо- ! морцев, о тступали , і В. ЛЯПНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz