Северная вахта. 1941, ноябрь.
14 ноября 1941 г. № 65. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки, на вас смотрит весь j мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчи ща немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на ва шу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, I Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Ми хаила Кутузова ! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина! И. СТАЛИН. Ю И Ц Ы Б Е Р Е Г У Т О Р У Ж И Е Корабль находился в п о р е .! 'очыо ударил мороз, на с тво -j ах орудий заб ле стел иней. I мод проникал во все щ е л и .' Рядом мог бы ть враг, пуш ки ее время должны бы ть гото- ы к действию . Зная это . я зазу же вышел на боевой! ост н начал проворачивать еханизмы. Смазочное масло здстыло и затрудняло свобод-! »е вращение о тдельны х ча-| гей боевого механизма. { Внезапный мороз мог у си -' иться и окончательно зас ту- іть летнюю смазку орудий, ребовалось немедленно уда- вть густой слой пушечного асла и наложить зимний. Я ] збрал комендоров. Говорю :! ак и ’ т а к — работа серьез- і ая. сделать ее нужно хорошо ,; главное— быстро. Артиллери - ты о тветили : сделаем! Приступили к делу. Разобра ли замок, удалили с деталей летнипку > (красноф ло тцы в лутку называли т а к летнюю мазку). Чистой ветошью про- ерлп каждую де тал ь, наложи- II тонкий слой веретенного асла. После сборки мы провернули; .ехайизмы. Действовали они] рекрасно. Наводчик Тѳ леж кин | вскликнул: «Смотрите, к а к ! -іивые ходят!» О Тележкине след уе т ска- ать особо. Он в отделении известен внимательным отно шением к службе, умеет ре ш а ть самые сложные задачи. Помню, изучали мы полуавто- м а ти к у. Многим она давалась с трудом, а ему легко. Боец отвечал па все вопросы та к , к а к будто всю жизнь был зна ком с пушками. Краснофлотец «болеет» за свое дело: в свободное вре мя много чи тае т, разбирает чертежи, чаще других бы вает на боевом посту. Охот но чи сти т механизмы и в это время изучает их. Вот ноэтому-то он и отвечает без запинки на любой вопрос, о т лично производит наводку, учи т других. Когда ударили заморозки, Тележ кин первым пришел ко мне с предложе нием сменить смазку на ору диях. Каждый краснофлотец моего отделения сейчас учи тся у о т личников, к а к надо беречь оружие, к а к ухаж ива ть за ним. Заботясь о сохранении ору дий, мы ежедневно проворачи ваем механизмы , систематиче ски проверяем их исправность. Наш и п уш ки , в любую минуту готовы к действию , наши ко мендоры готовы вести смерто носный огонь по немецким захватчикам . С т а р ш и н а і статьи В. ДОБРОВ. С ъ п ъ ч а с о в в противогазах В Н -ской базе часто проводят ся противохимические тренировки — люди работают в противогазах. H a -днях была проведена! одна из таких тренировок. П осле завтрака краснофлотцы одели противогазы и приступили к работе. Кладовщики Морозов и Рябов выдавали вещи, писаря во главе с краснофлотцем Литоми- ным работали в канцелярии, ор у жейный мастер краснофлотец Н и конов исправлял оружие. Бойцы семь часов не снимали гіротивогазой. Тренировка, пока зала, что они готовы к противо химической защите. Бить врага на суше Краснофлотцы нашего ко рабля учатся истреблять врага не только на море, но и на суше. Личный состав всех бое вых частей хорошо овладел винтовкой и гранатой. Мастерски владеют стрел ковым оружием командир отде ления Харламов и краснофло тец Иванов. М . НОВИКОВ . САНИТАРНАЯ УЧЕБА НА КОРАБЛЕ • первых дней ооевых деи-j ТБий на нашем корабле бы ла| ,ргашізована систем атическая | 'анитарная подготовка личного ! остава. | Программу занятий мы по- і троили применительно к бое -1 ■ын условиям: изучали в пер- J іую очередь то, что будет не-! •бходпмо в бою. На первых з а - ! штиях ознакомились с прави-і 'ами пользования иидивидуаль-: шм пакетом. Когда каж ды й ' кіец хорошо усвоил это , стали изучать меры первой помощи гострадавшим при химическом нападении. Позже учеба проводилась по чалась проверка знании, про верка умения применить их н а : деле. Наши боевые санитары ; т т . С авю кТор яч ук и Кузьмин, краснофлотцы т т . Смирнов, Иванов и др. научились отлич но накладывать повязки. Все без исключения могут нало ж и ть такую повязку, как «ш апка Гиппократа» (на голо в у ) и даже одну из самых сложных — повязку «Дезо», применяемую при переломе ключицы . Во время учебных тревог выяснилось, что не все умело пользуются нротивоипритиым пакетом . Пришлось провести Своими силами Н-ский корабль ненадолго пришел в базу. Одновременно! с текущим ремонтом потребо-! валось произвести переборку и зимнюю смазку орудий. Работу э ту , как правило, выполняют j квалифицированные мастера, | но на сей раз лейтенант т о в .' Шприц решил обойтись без их услуг. — Времени у нас мало. — сказал он комендорам, — по стараемся уложиться в самые сжатые сроки, выполнить за дание не хуже специалистов. Сейчас работа подходит к і концу. Руководят ею лейте*-J нант т . Шприц и младший! командир т . Станевский. Ко мендоры решили выполнить задание на 2 дня раньше уста новленного срока. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Сын великого князя Яросла ва Всеволодовича. Александр был князем Новгорода. Лето пись говорит, что был он умен, искусен в воинском деле, а нов городцы любили своего князя. По словам летописца, князь Александр был собою крепок и высок «наподобие Самсона», был красив и отличался муже ством и смелостью. Голос кня зя гремел перед народом или войском наподобие трубы. В об ращении он был прост, как и подобает истинному воину. Летом 1240 года шведы иод предводительством королевского зя тя Биргера пошли на Новго род по водной магистрали—-Не ва. Ладога. Волхов, но дошли только до Невы. 15 июля про изошла битва, известная в исто рии под названием Невской. Князь Александр со своим вой ском вышел вперед и напал на шведов там, где они никак не ожидали нападения. Шведы были разбиты. В 1241 году немецкие рыца ри — «крестоносная сволочь», как назвал их Карл Маркс, на чали поход на Новгород. На пути псы-рыцари грабили, убивали, жгли русские селения. Александр начал собирать войско для новой войны. В с та ли все новгородцы, псковичи, встали карелы и жители сел и деревень. Никто не хотел жить под игом ливонских разбойни ков. Люди поднялись, как один, вооружались всем, чем можно, сами ковали для себя оружие— «засапожные ножи», топоры, наконечники для копий, мечи. Основой плана Александра Невского в войне, которую он вел, было вот что: нанося про тивнику сильные и короткие удары, Александр хотел парали зовать волю немцев, связать немцев на. второстепенных участках и, измотав их, реши тельным ударом погнать врага за пределы русской земли. Для исполнения этого плана Алек сандр предпринял целый ряд удачных действий, в том числе штурм немецкой крепости1. Штурм этот окончился полной победой новгородцев. Крепость в Копорье была взята, много немцев убито, а уцелевших новгородцы доставили в город. На следующий год Александр взял обратно Псков, но живая сила противника еще но была сломлена, хоть и оказалась зна чительно потрепанной. 5 апреля 1242 года передо вые посты новгородцев замети ли на льду Чудского озера дви жение немцев. «В силе вели- цей» двигался. иноземный враг на новгородское воинство. На чалась знаменитая в истории битва. Русские бились, как львы. Лед на озере был залит кровью, трещал и проваливал ся от людских масс. Немец дрогнул и побежал. До ночи продолжалось преследование противника, оставившего на льду более 500 убитых рыца рей и множество «простого» войска. Так были разгромлены не мецкие полчища русскими людь ми под предводительством му- 1жественного воина Александра Невского. ОБУЧЕНИЕ ДЕСАНТНИКОВ этдельньш конкретным вопро-: дополнительные заня тия . Надо- сам в частях и на боевых постах. Так, бойцы электроме ханической части изучали гл а в ным образом меры первой по мощи при ожогах, тепловых Ударах, поражении электро то ком и т. п ., артиллеристы и пулеметчики — - при осколочных и нулевых ранениях, при nepe-j ломах. j Каждый боец тренировал се-Уни тарны х бя на быстроту одевания про тивогаза. Первая ступень санитарной «подготовки была пройдена. 11а- статочио пока освоено нами такое мероприятие, как эва куаци я пострадавших из ш а х т ных трюмов по вертикальному скобяному тр ап у , из угольных .ям лебедкой и т . д. Сейчас мы будем отрабатывать и это. Отлично освоив минимум са- знаний, коллектив корабля сохранит жизнь многим бойцам, пострадавшим в бою. А, Е К И М О Б , Досрочный ремонт Корабль встал на якорь. Ис пользуя кратковременную сто ян ку, машинисты взялись за ремонт материальной части. Машинное отделение преобра зилось в механические мастер ские. Напористо работали красно флотцы. Командир отделения Поярков и машинист Туркии досрочно, на несколько часов, отремонтировали один из меха низмов машины. К моменту выхода корабля в море ремонтные работы бы ли закончены. М . Н А УМ О В . Корабль стал недалеко от острова. На воду спущена шлюпка. Поднят парус, шлюп ка несется к берегу. Пять миль моряки прошли в предельно короткий срок, учебный прогон под парусом был проведен от лично. ■Старшина 2-й статьи Колесников умело управлял шлюпкой. Краснофлотцы высадили де сант на берег. Начались стрельбы на трехсотметровую дистанцию. На огневой рубеж вышел краснофлотец Трошин. Он получил пять патронов. — Огонь! Все пять пуль пошли на поражение цели. Четыре из них угодили в «яблочко». Об’являя результаты , лейте нант Соловьев сказал: — Ни одна- нуля, выпущен ная нами, не должна пройти мимо цели. Моряки обязаны стрелять отлично. — Е с ть , стрелять отлично! — ответил краснофлотец Б е ляев. Он стрелял следующим и таг. же, как Трошин, по-снай- за- перски выполнил огневую дачу. Стрельбы окончены. Лейте нант Соловьев приказывает на чать метание гранат. — Противник укрылся вон за теми камнями, •— говорит он. — Наша задача — выбить врагов, очистить путь для на ступления. Соловьев рассказал о грана те , показал, как нужно гото вить ее к метанию и, выставив в укрытиях наблюдателей, при казал краснофлотцам прижать ся к земле за камнями и коч ками. Загремели взрывы. Гранаты , брошенные Соловьевым и Бе ляевым, очистили путь для наступления. Закончив учение по десант ной подготовке, краснофлотцы вернулись на корабль. Занятия на острове многое дали бой цам. В личном деле Трошина после этих учениц появилась новая запись: благодарность за отличную стрельбу. Краснофяотец Н. МАТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz