Северная вахта. 1941, ноябрь.

14 ноября 1941 г. № 65. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки, на вас смотрит весь j мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчи­ ща немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на ва­ шу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, I Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Ми­ хаила Кутузова ! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина! И. СТАЛИН. Ю И Ц Ы Б Е Р Е Г У Т О Р У Ж И Е Корабль находился в п о р е .! 'очыо ударил мороз, на с тво -j ах орудий заб ле стел иней. I мод проникал во все щ е л и .' Рядом мог бы ть враг, пуш ки ее время должны бы ть гото- ы к действию . Зная это . я зазу же вышел на боевой! ост н начал проворачивать еханизмы. Смазочное масло здстыло и затрудняло свобод-! »е вращение о тдельны х ча-| гей боевого механизма. { Внезапный мороз мог у си -' иться и окончательно зас ту- іть летнюю смазку орудий, ребовалось немедленно уда- вть густой слой пушечного асла и наложить зимний. Я ] збрал комендоров. Говорю :! ак и ’ т а к — работа серьез- і ая. сделать ее нужно хорошо ,; главное— быстро. Артиллери - ты о тветили : сделаем! Приступили к делу. Разобра­ ли замок, удалили с деталей летнипку > (красноф ло тцы в лутку называли т а к летнюю мазку). Чистой ветошью про- ерлп каждую де тал ь, наложи- II тонкий слой веретенного асла. После сборки мы провернули; .ехайизмы. Действовали они] рекрасно. Наводчик Тѳ леж кин | вскликнул: «Смотрите, к а к ! -іивые ходят!» О Тележкине след уе т ска- ать особо. Он в отделении известен внимательным отно­ шением к службе, умеет ре­ ш а ть самые сложные задачи. Помню, изучали мы полуавто- м а ти к у. Многим она давалась с трудом, а ему легко. Боец отвечал па все вопросы та к , к а к будто всю жизнь был зна­ ком с пушками. Краснофлотец «болеет» за свое дело: в свободное вре­ мя много чи тае т, разбирает чертежи, чаще других бы­ вает на боевом посту. Охот­ но чи сти т механизмы и в это время изучает их. Вот ноэтому-то он и отвечает без запинки на любой вопрос, о т­ лично производит наводку, учи т других. Когда ударили заморозки, Тележ кин первым пришел ко мне с предложе­ нием сменить смазку на ору­ диях. Каждый краснофлотец моего отделения сейчас учи тся у о т­ личников, к а к надо беречь оружие, к а к ухаж ива ть за ним. Заботясь о сохранении ору­ дий, мы ежедневно проворачи­ ваем механизмы , систематиче­ ски проверяем их исправность. Наш и п уш ки , в любую минуту готовы к действию , наши ко­ мендоры готовы вести смерто­ носный огонь по немецким захватчикам . С т а р ш и н а і статьи В. ДОБРОВ. С ъ п ъ ч а с о в в противогазах В Н -ской базе часто проводят­ ся противохимические тренировки — люди работают в противогазах. H a -днях была проведена! одна из таких тренировок. П осле завтрака краснофлотцы одели противогазы и приступили к работе. Кладовщики Морозов и Рябов выдавали вещи, писаря во главе с краснофлотцем Литоми- ным работали в канцелярии, ор у ­ жейный мастер краснофлотец Н и ­ конов исправлял оружие. Бойцы семь часов не снимали гіротивогазой. Тренировка, пока­ зала, что они готовы к противо­ химической защите. Бить врага на суше Краснофлотцы нашего ко­ рабля учатся истреблять врага не только на море, но и на суше. Личный состав всех бое­ вых частей хорошо овладел винтовкой и гранатой. Мастерски владеют стрел­ ковым оружием командир отде­ ления Харламов и краснофло­ тец Иванов. М . НОВИКОВ . САНИТАРНАЯ УЧЕБА НА КОРАБЛЕ • первых дней ооевых деи-j ТБий на нашем корабле бы ла| ,ргашізована систем атическая | 'анитарная подготовка личного ! остава. | Программу занятий мы по- і троили применительно к бое -1 ■ын условиям: изучали в пер- J іую очередь то, что будет не-! •бходпмо в бою. На первых з а - ! штиях ознакомились с прави-і 'ами пользования иидивидуаль-: шм пакетом. Когда каж ды й ' кіец хорошо усвоил это , стали изучать меры первой помощи гострадавшим при химическом нападении. Позже учеба проводилась по чалась проверка знании, про­ верка умения применить их н а : деле. Наши боевые санитары ; т т . С авю кТор яч ук и Кузьмин, краснофлотцы т т . Смирнов, Иванов и др. научились отлич­ но накладывать повязки. Все без исключения могут нало­ ж и ть такую повязку, как «ш апка Гиппократа» (на голо­ в у ) и даже одну из самых сложных — повязку «Дезо», применяемую при переломе ключицы . Во время учебных тревог выяснилось, что не все умело пользуются нротивоипритиым пакетом . Пришлось провести Своими силами Н-ский корабль ненадолго пришел в базу. Одновременно! с текущим ремонтом потребо-! валось произвести переборку и зимнюю смазку орудий. Работу э ту , как правило, выполняют j квалифицированные мастера, | но на сей раз лейтенант т о в .' Шприц решил обойтись без их услуг. — Времени у нас мало. — сказал он комендорам, — по­ стараемся уложиться в самые сжатые сроки, выполнить за­ дание не хуже специалистов. Сейчас работа подходит к і концу. Руководят ею лейте*-J нант т . Шприц и младший! командир т . Станевский. Ко­ мендоры решили выполнить задание на 2 дня раньше уста ­ новленного срока. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Сын великого князя Яросла­ ва Всеволодовича. Александр был князем Новгорода. Лето­ пись говорит, что был он умен, искусен в воинском деле, а нов­ городцы любили своего князя. По словам летописца, князь Александр был собою крепок и высок «наподобие Самсона», был красив и отличался муже­ ством и смелостью. Голос кня­ зя гремел перед народом или войском наподобие трубы. В об­ ращении он был прост, как и подобает истинному воину. Летом 1240 года шведы иод предводительством королевского зя тя Биргера пошли на Новго­ род по водной магистрали—-Не­ ва. Ладога. Волхов, но дошли только до Невы. 15 июля про­ изошла битва, известная в исто­ рии под названием Невской. Князь Александр со своим вой­ ском вышел вперед и напал на шведов там, где они никак не ожидали нападения. Шведы были разбиты. В 1241 году немецкие рыца­ ри — «крестоносная сволочь», как назвал их Карл Маркс, на­ чали поход на Новгород. На пути псы-рыцари грабили, убивали, жгли русские селения. Александр начал собирать войско для новой войны. В с та ­ ли все новгородцы, псковичи, встали карелы и жители сел и деревень. Никто не хотел жить под игом ливонских разбойни­ ков. Люди поднялись, как один, вооружались всем, чем можно, сами ковали для себя оружие— «засапожные ножи», топоры, наконечники для копий, мечи. Основой плана Александра Невского в войне, которую он вел, было вот что: нанося про­ тивнику сильные и короткие удары, Александр хотел парали­ зовать волю немцев, связать немцев на. второстепенных участках и, измотав их, реши­ тельным ударом погнать врага за пределы русской земли. Для исполнения этого плана Алек­ сандр предпринял целый ряд удачных действий, в том числе штурм немецкой крепости1. Штурм этот окончился полной победой новгородцев. Крепость в Копорье была взята, много немцев убито, а уцелевших новгородцы доставили в город. На следующий год Александр взял обратно Псков, но живая сила противника еще но была сломлена, хоть и оказалась зна­ чительно потрепанной. 5 апреля 1242 года передо­ вые посты новгородцев замети­ ли на льду Чудского озера дви­ жение немцев. «В силе вели- цей» двигался. иноземный враг на новгородское воинство. На­ чалась знаменитая в истории битва. Русские бились, как львы. Лед на озере был залит кровью, трещал и проваливал­ ся от людских масс. Немец дрогнул и побежал. До ночи продолжалось преследование противника, оставившего на льду более 500 убитых рыца­ рей и множество «простого» войска. Так были разгромлены не­ мецкие полчища русскими людь­ ми под предводительством му- 1жественного воина Александра Невского. ОБУЧЕНИЕ ДЕСАНТНИКОВ этдельньш конкретным вопро-: дополнительные заня тия . Надо- сам в частях и на боевых постах. Так, бойцы электроме­ ханической части изучали гл а в ­ ным образом меры первой по­ мощи при ожогах, тепловых Ударах, поражении электро то ­ ком и т. п ., артиллеристы и пулеметчики — - при осколочных и нулевых ранениях, при nepe-j ломах. j Каждый боец тренировал се-Уни тарны х бя на быстроту одевания про­ тивогаза. Первая ступень санитарной «подготовки была пройдена. 11а- статочио пока освоено нами такое мероприятие, как эва­ куаци я пострадавших из ш а х т ­ ных трюмов по вертикальному скобяному тр ап у , из угольных .ям лебедкой и т . д. Сейчас мы будем отрабатывать и это. Отлично освоив минимум са- знаний, коллектив корабля сохранит жизнь многим бойцам, пострадавшим в бою. А, Е К И М О Б , Досрочный ремонт Корабль встал на якорь. Ис­ пользуя кратковременную сто­ ян ку, машинисты взялись за ремонт материальной части. Машинное отделение преобра­ зилось в механические мастер­ ские. Напористо работали красно­ флотцы. Командир отделения Поярков и машинист Туркии досрочно, на несколько часов, отремонтировали один из меха­ низмов машины. К моменту выхода корабля в море ремонтные работы бы­ ли закончены. М . Н А УМ О В . Корабль стал недалеко от острова. На воду спущена шлюпка. Поднят парус, шлюп­ ка несется к берегу. Пять миль моряки прошли в предельно короткий срок, учебный прогон под парусом был проведен от­ лично. ■Старшина 2-й статьи Колесников умело управлял шлюпкой. Краснофлотцы высадили де­ сант на берег. Начались стрельбы на трехсотметровую дистанцию. На огневой рубеж вышел краснофлотец Трошин. Он получил пять патронов. — Огонь! Все пять пуль пошли на поражение цели. Четыре из них угодили в «яблочко». Об’являя результаты , лейте­ нант Соловьев сказал: — Ни одна- нуля, выпущен­ ная нами, не должна пройти мимо цели. Моряки обязаны стрелять отлично. — Е с ть , стрелять отлично! — ответил краснофлотец Б е ­ ляев. Он стрелял следующим и таг. же, как Трошин, по-снай- за- перски выполнил огневую дачу. Стрельбы окончены. Лейте­ нант Соловьев приказывает на­ чать метание гранат. — Противник укрылся вон за теми камнями, •— говорит он. — Наша задача — выбить врагов, очистить путь для на­ ступления. Соловьев рассказал о грана­ те , показал, как нужно гото­ вить ее к метанию и, выставив в укрытиях наблюдателей, при­ казал краснофлотцам прижать­ ся к земле за камнями и коч­ ками. Загремели взрывы. Гранаты , брошенные Соловьевым и Бе­ ляевым, очистили путь для наступления. Закончив учение по десант­ ной подготовке, краснофлотцы вернулись на корабль. Занятия на острове многое дали бой­ цам. В личном деле Трошина после этих учениц появилась новая запись: благодарность за отличную стрельбу. Краснофяотец Н. МАТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz