Северная вахта. 1941, ноябрь.
4 1 ноября 1 9 4 t г. fife 53. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 Советсние л е тчи ки -со колы ! Беспощадно громите врага в воздухе и на земле! Да здравствуют советские летчики! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XXIV годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции) П И С Ь М О М А Т Е Р И Гшчики-орденоносцы Крав- денка и Хрусталь — большие фузья. Летают вместе, фаши стов бьют вместе и никогда не :порят, кто сколько сбил само летов. Лейтенант Кравченко — на редкость веселый человек, за словом в карман не полезет. -!а любое задание он идет, /веренный в победе. По взлету ложнс определить, что в воз- іух поднялся Кравченко: взлет ірямой, как стрела. У лейте- іанта также прекрасный рас- іет на посадку. Он — мастер :воего дела. Хрусталь — серьезнее, спо- юйнее. Он долго не имел пи- ям от матери, наконец, полу- іил. Она писала: «Желаю тебе здоровья и іольшой силы, сынок. Жизнь зою зря не отдавай, бей фа- ііистов крепче! Возвращайся с іобедой». Хрусталь прочел письмо :воему другу. В этот день они ; Кравченко пошли на штур- м ш к у в район Л. Несмотря на :илькый зенитный огонь, моло же пилоты быстро разверну лись, сбросили бомбы на зенит- іые точки, обстреляли их и оставили замолчать. Это по лото другим нашим самолетам іыстро и точно выполнить за- іачу. Когда Хрусталь вернулся на ізродрок, командир эскадрильи сказал ему: — Вы сегодня исключитель но хорошо работали, поздрав ляю! - — Товарищ капитан, — от- іечал летчик, — я теперь все- •да так буду работать. Надо выполнять материнский наказ. Кравченко засмеялся и доба- іил: — А я ему в этом буду шмогать. Н. ГЕОРГИЕВ. Всегда спокойный и уравно вешенный. он, словно, преобра жается, когда его самолет от рывается от аэродрома. В воз- tyxe командир эскадрильи со всем другой, чем на земле: он ггремителен. он весь—движе ние. По количеству боевых выле тов и налетанных часов под разделение Туманова заняло первое место в Н-ской авиача сти. За июль—август—сен тябрь летчики Туманова сбили 36 вражеских самолетов. Сам капитан имеет около отни боевых вылетов, сбил три фашистских самолета. Но Туманов очень скромен и не •побитрассказывать о своих ус пехах. Говорит он о них ко ротко, как и самом обыкновен ном.Его спрашивают: — Как вы сбили самолет противника? — Ну, как сбил? Встрети лись, я сделал три атаки. Вижу —отворачивает. Догнал и об- Летчик-истребитель Н-ской авиаэскадрильи Д. Реутов, на гражденный орденом Красног Знамени. Фото Е. Халдея. ПРЫЖОК Лейтенант Верховский летел на выполнение задания в тыл противника. Над линией фрон та мотор получил повреждение. Машина стала проваливаться. Верховский решил разворачи ваться и садиться. Но куда? Справа—территория врага, сле ва—крутые сопки. Лейтенант выбрал... море. С исключительным мастерством он«приводнился» в 300 метрах от берега. Выбрался из маши ны. и на спасательном поясе вплавь добрался до своих. В другой раз. подбив враже ский истребитель, Верховский заметил, что его самолет заго релся. Огонь быстро усиливал ся. У летчика обгорело лицо и руки, но он не растерялся— выпрыгнул из машины с па рашютом. Враги обстреливали его. Он подтянул стропы па рашюта. «скользнул», чтобы ускорить падение. На помощь Верховскому пришли наши са молеты. Они отогнали «Мессер- шмиттов». Пилот благополучно приземлился. Сейчас летчик снова несет боевую вахту. На его «личном счете» не один вражеский са молет. МОЛОДЫЕ РАБОТАЮТ Еще недавно пологие скло ны холмов напоминали палит ру художника: зеленые, жел тые и яркокрасные осенние пятна, необычайное разнообра зие оттенков, особенная север ная красота. Утром была осень, днем пришла зима. Соп ки побелели, извилистый ручей пробирался в ледяном ложе. В горах, где на первый взгляд нет ни души, живут летчики. Машины скрыты и замаскированы в маленьких «гаражах». Землянка. Капитан Погоре лый наводит бритву на ремне от пистолета. Два летчика сра жаются в шахматы, Разгуляев читает. За стеной играет па тефон. Погода не летная, нилоты отдыхают. Но сейчас погода меняет ся несколько раз в день. Как только в небе появляются про светы, летчики спешат на ра боту. Машины покидают аэро дром, идут на запад. Пилотов Н-ского подразделе ния прозвали «бесенятами». Они быстры, увертливы и очень опасны для противник^. Основ ная задача подразделения —■ барраж над аэродромом и на участках, штурмовка. Молодые летчики охотно вступают в воздушный бой с фашистскими истребителями, отлично ис пользуют маневренные каче ства своих машин. В первые месяцы войны фа шистские самолеты появлялись над аэродромом иногда по 3—4 раза в день. Но потеряв зна чительное количество машин, враги стали скромнее. — Мы так привыкли к глу му, — с комической грустью говорит капитан Погорелый, — что теперь нам в тиши даже скучно бывает. Это — шутка. Особоскучать не приходится. Недавно фаши сты снова налетели на аэро дром. Бомбардировщики пы тались пикировать, но моло дые летчики кинулись на них в пике не вышло. Короткий бой. Фашисты показывают хвост. Бомоы взорвались в пустом поле. Однажды в воздухе появи лось более тридцати вражеских самолетов. Снова первыми взле тели «бесенята». Лейтенант Дижевский и младший лейте нант Ткаченко оказались не сколько в стороне от своих. На них напало шесть «Мессер- шмитт-109». Дижевский и Ткаченко стали работать навиражах. Подоспели еще три советских летчика, но число врагов выросло до три дцати. И все же «Мессершмит- ты» были побеждены. Лейтенант Афанасенков при жал одного «Мессершмитта» к земле и тот врезался в скалу. Однажды тот же Афанасенков «вцепился» в «Юнкерс-87» над аэродромом. Шли в облачности. Фашист летел «змейкой», ма неврировал, но Афанасенков срезал углы и догонял его. Он преследовал врага до границы, подстрелил— и «Юнкере» за хромал, стал падать. Так работают молодые пи лоты. С уважением говорят летчики части о летчиках Бон даренко. Веревкине. Ткаченко, Реутове. Красавцеве. Все они — ученики Погорелого. Ю. КОНОВАЛОВ. Капитан Ю. Погорелый перед боевым вылетом. К а п и т а н Т у м а н о в стрелял. Враг сорвался в што пор и, кажется, из пего не вышел. Вот и все. Хочется рассказать о капи тане подробнее. Он сам водит своих людей на штурмовые опе рации к фронту и за фронто вую линию. Водил самолеты и для прикрытия наших кораб лей і! район Л. Летчики бара- жировали в воздухе, охраняя корабли от нападения враже ских бомбардировщиков. Тума нов вместе с лейтенантом Ко миссаровым минут 30 кружили над морем. Вдруг появились три самолета противника. Капитан и лейтенант пошли в атаку. Фашистские истреби тели приближались. Один раз вернулся и направился нашим в хвост, два летели прямо в лоб. Обычно немецкие пилоты уклоняются от лобовой атаки, нона этот раз было иначе. Толь ко после нескольких очередей советских летчиков враги от вернули. Развернувшись, они снова напали на наших, види мо, рассчитывая на свое чис ленное превосходство. Один фашистский истреби тель оказался над Тумановым и стал пикировать. Комиссаров вместе со «своим» противни ком ушли вниз и там вели бой. Туманов бросился на вра га в лоб и с малой дистанции расстрелял его хладнокровно и точно. Фашист загорелся и упал. Капитан бросился на вто рого и тот, не выдержав об стрела, обратился в бегство. Капитан послал ему вдогонку пару очередей. Комиссаров также прикончил «своего». Однажды капитан Туманов получил задание: лететь вме сте с нашими бомбардировщи ками, которые должны бомбить вражеский аэродром, и отвлечь на себя внимание фашистских истребителей. Пошли бреющим полетом, чтобы но обнаружить себя. Ки лометров за 50 после линии фронта в ы ш л и на цель. На се верной стороне вражеского аэ родрома обнаружили скопление автомашин. Туманов напал так внезапно, что вражеские самолеты даже не пытались взлететь. Несмот ря на интенсивный огонь зе нитной артиллерии, наши лет чики весьма удачно штурмова ли аэродром. Запылали маши- Ш Т У Р М О В К А В работе летчиков-штурмо- еиков чрезвычайно важно со блюдать согласованность дей ствий всего подразделения. Ког да налетаешь, так сказать, «залпом», всем подразделением, это действует на противника устрашающе, ошеломляет его. Недавно мы получили зада ние—вылететь в район Т., ки лометров за 30 в тыл против ника, штурмовать скопление автомашин и наземных войск фашистов. Враг подвозил ре зервы, мы должны были по мешать этому. Вышли в сумерки, вел Пого релый. За полосой фронта нас встретил ураганный огонь зе нитной артиллерии: били ору дия, крупнокалиберные пуле меты. В небе стояла завеса огня, которую, казалось, невоз можно пройти. Но мы не рас сыпались в разные стороны, не нарушали строй. Ведь если самолеты начинают «вилять», метаться, то вражеские зенит чики понимают, что разрывы их снарядов близки к цели. Если строй не нарушен, это их сбивает, путает, они теряют уверенность. Разрывы были близки от нас, но попаданий не было. Мы снизились на цель. По дороге двигались автомашины. Солда ты выпрыгивали из них и пря тались в канавы. С пикирова ния мы сбросили бомбы. Несколько взрывов, и огневые языки показали нам, что мы не промахнулись. Затем с брею щего полета мы начали пуле метный обстрел противника. На обратном пути мы заме тили «Мессершмиттов», Но в бой они не вступили: мы шли строем и они побоялись пере резать нам дорогу. — Боятся морских летчиков! —шутили мы потом. Задание было выполнено. Мы получили благодарность от командования фронта. Младший лейтенант П. 0БУВАЛ0В. ны. послышались взрывы. Ви димо, подорвали боезапас. В это же время наши бомбарди ровщики разбомбили другой аэродром немцев. В другой раз командование получило сведения о том, что фашисты, накопив силы, пы таются переправиться через ре ку. Нужно было сорвать на ступление. Летчики вылетели на штурмовку. Туманов и его люди шли первыми. Налет был удачным: нам удалось взорвать переправу, уничтожить много автомашин, орудий и живой силы врага. Наступление фашистов было приостановлено. За отличное выполнение бое вых заданий командования в борьбе с германским фашизмом и проявленпые при этом отва гу и мужество капитан Тума нов награжден орденом Красно го Знамени. Л. ФЕДОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz