Северная вахта. 1941, декабрь.
31 яенабря 1941 г. № 106. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 Б О Е В Ы Е Д Е Й С Т В И Я В Л Е С У «не пришлось участвовать іГ ползли, подкрадывались к дере- поях на Ленинградском фронте. ! •!десь я кратко расскажу о не которых' особенностях борьбы с вражескими «кукушками» и. о роли военной смекалки к до стижении боевого успеха. Наше подразделение действо вало в лесу. На участок, где расположились бойцім, враг за слал «кукушек-. которые стремились выведши из строя бойцов, н корректировали ар тиллерийский и минометный огонь. Чтобы изучить тактику про тивника, потребовалось много гид у пришлось понести неко торые потери. Однажды наше подразделение вышло к пунк ту Н. Внезапно из чащи леса защелкали автоматы. Откуда стреляют? В это же мгновенное полетели мины. Пришлось рас средоточиться. Мы стали продвигаться ■ небольшими группами. Оказа лось. ".кукушки выстрелами піговещалн свою батарею о передвижении наших подразде лений. Кроме того, автоматчи ки корректировали' огонь; если і перелет, они давала длиннуюj 'очередь, недолет — короткую, а 1 .■ели: огонь но цели — иесколь- j ко коротких очередей. Своевременное истребление •-.кукушек*, как показал опыт, играет большую роль в успеш ном проведении той пли иной операции. Поэтому наш \ командир приказал очистить участок от вражеских ров. Мы пошли. В лесу 'тихо, мог выдать неосторожный шаг. лось итти порознь и кой. Услышав шорох или ветки, «кукушки» обычно вѵ сразу с нескольких сторон. Не зря так делали. Врагу труднее смотреть кругом, он не может детально разглядеть всего. Пользуясь этим, мы окру жали дерево и меткими вы стрелами уничтожали автомат чика. В том же рейде по ликвида ции «кукушек» отделение вне запно наткнулось на засаду. Немцы засели у реки. Мы обнаружили их но голосам. Подошли поближе. чтобы узнать, сколько фашистов. Их было около взвода. Они имели пулемет и автоматы. А нас — десять человек. Гранат немно го. Что делать? Итти па фашистов в атаку — значит обречь себя на гибель. Отхо дить --тоже нельзя. Они нас за метили. Перебегать — расстре ляют. Оставалось одно — ждать сумерек. Поблизости река, значит, вечером возможен ту ман. ■ . I Завязали перестрелку, чтобы истощить боезапасы врага. Стрельба усиливалась с каждой минутой. В отделении трое выбыло из строя, один из них тяжело ранен. На шинели отнесли его в тыл. — Прекратить. огонь! . — скомандовал п. С-разу же. перестали стре лять и фашисты. Приготовив для метания гранаты и -замас кировавшись, мы стали ждать темноты. Немцы тоже молчала. Так прошло около двух часов. предположения оправда лись. С наступлением сумерек появился туман. Пора отходить, приготовились... Немцы пошли в атаку. Полз- ценью, тихо. Мы не стре ляли. Подпустив их поближе, я скомандовал: снайпо было і Мои каждый I Приходи-!: с ОГЛяд- j Мы I трескj ли с т р е - ЗвукоулаЕлиЕ.атели на позиции. Фото Л. Светлова. УЧАТСЯ С УПОРСТВОМ И ПОДЪЕМОМ ляли. В эти мгновения мы и j -обнаруживали их. Но обнаружить врага мало, j надо уничтожить его, а это не так-то просто. Требовалось поближе подползти и бить поч- іі В упор. Но как подползти7 1 дерева бандиту лучше видно, чем нам с земли. Используя каждый кустик it пень, мы Для четкой, слаженной ра боты сигнальщиков, прожекто ристов и слухачей нужна, по- тоянная учеба, напряженная, повседневная тренировка. Бое- ‘юй проверки наша часть еще че имела, но мы готовимся к боям. держим свое завершалие ■порядке. Все механизмы прожектор ной станции должны находить- я в полной боевой готовности в побои момент, чтобы по трево ги сразу начать действовать. Поэтому уход за материальной частью имеет для нас особое качение. Прожекторы нужно содер жать в абсолютной чистоте. Ржавчина недопустима. Это осо бенно важно помнить зимой, когда прожектор то отпотевает, то замерзает. Необходимо все сремя наблюдать за всеми де талями. Нельзя допускать, что бы контактирующие поверхно- 'ти (Чистки, кольца и т. д.) покрывались коркой льда: нна-! че не будет контакта, не полу- j читая нужного -напряжения.: После боевой работы, в гара-j же. когда прожектор отпоте-1 — Гранатами огонь! Нанеся врагу значительный урон в живой силе, отделение под прикрытием тумана и ку стов скрылось, а затем благо получно вернулось в свое под разделение. пости надо насухо протирать. Ежедневно мы выделяем час для осмотра материальной ча сти как прожекторов, так и звукоулавливателей. Отлично содержится мате риальная часть на станции, где командиром старший сер жант Анциферов. Все трущиеся части механизмов постоянно смазываются, остальные перио дически закрашиваются. Угли сохраняются всегда в тепле, в сухом месте и поэтому бе зотказно глужат при боевой работе. Техника требует большого! ухода, особенно зимой. Мы ча- - • сто отдельные детали окуты ваем куском сукна или тряп ками. следим, чтобы они не за мерзали и не отпотевали. Материальная часть постоян но проверяется в учебе. Слуха- Личный состав нашего ко рабля, реализуя указания товарища Сталина, добился но вых успехов в боевой подготов ке, самоотверженно работает на ремонте механизмов. В число отличников боевой подготовки выходит краснофло тец Безносиков, высокие зна ния боевой техники показывает боец Ушаков, готовящийся стать членом партии. Значительных достижений в учебе добился краснофлотец Балин. Он, отлично изучив ма териальную часть станкового 1чи ежедневно тренируются в отыскивании и сопровождении звука. Имитацию мы произво дим трещотками, электрически ми звонками. Человек с тре щоткой ходит по кругу, а слу хачи наводят свой аппарат на источник звука. Командир от деления проверяет их работу. Проводились и боевые уче ния совместно с зенитчиками. В результате учебы слухачи могут определять по звуку не только типы самолетов (истре битель или бомбардировщик), по н их количество. А ведь неопытные слухачи иногда да же трактор могут принять за. самолет! Не менее важна тренировка для прожектористов: на поиске, установке отсчетов и замене углей. В тренировке на поиск один обучающий наблюдает за тем, укладывается ли боец в ту фигуру, которая ему задана. пулемета, приступил к изуче нию зенитного орудия. На корабле широко развер нулась борьба за экономию, бережливое отношение к тех нике. обмундированию, продо вольствию. Краснофлотец ПІе- халь для изготовления ключей, зубил, отверток, крючков ис пользовал железо, сданное в лом. Раньше эти материалы мы получали обычно со склада. Старшина 2-й статьи Бабин, отлично ухаживая за мате- I риадьной частью пулемета, ! экономно расходует обтирочный I материал и масло, і Д. ЖУРАВЛЕВ. другой наблюдает за временем. Нужно уложиться точно в определенные нормативы. Если боец действует медленнее, можно но догнать самолет: если быстрее — самолет может не зафиксироваться в поле; зрения. Это называется «маз нуть» по цели. На установке отсчетов отра батывается точность и быстро та действий электриков. Рабо та ведется без синхронной свя зи: установка координат по дается голосом. Получив коор- 1дипаты, боец должен сразу установить прожектор, и тогда дается команда на поиск. Мы постоянно тренируем бойцов и на замене углей. Очень важно уложиться в опре деленную норму времени. Про- і жектористы здесь не только5 укладываются в нормы, но и перекрывают их. Когда в часть пришло моло- і дое пополнение, младший I командир Львов начал обучать I электриков, младший сержант I Разведали позицию врага Безлунная ночь и снсжнаі погода, были, как нельзя кета ти использованы нашими раз ьедчиками. Они перед самым но сом фашистских наблюдателе? н.сзамеченными пpoutли прово дочнос заграждение и сказа лись в расположении против ника. Осторожно переползая от ка * пи к камню, иногда зарываясь і: снег, краснофлотцы подсчи тывали живую силу и огневые точки гитлеровцев. Задание выполнено. Развед чики возвращались в свое под разделение. Около проволочно го заграждения североморцек неожиданно обстрелял фашист ский автоматчик. В отвеч командир разведчиков Харьков бросил гранату. Она попала точно в цель, и немецкий авто матчик умолк. Встревоженные немцы подин лн беспорядочную стрельбу н:< пулеметов. Но краснофлотцы нод прикрытием темноты благо получно вышли из-под обстрела. Командованию были достав лены ценные сведения. Краснофлотец Ник. АСТАХОВ О с в о и т ь О П Ы Т т о в а р и щ е й Большая и почетная обязан ность лежит на радисте-опери торе. Образцово справляются с такими обязанностями связи сты нашей части Остроумов. Федоров, Гришин и другие. Эти товарищи отлично изучили свою специальность, бдительно несут вахты. Я буду таким, как они. Обя зуюсь в совершенстве овладеть радиотехникой,освоить опыт ра- боты старших товарищей. Краснофлотец ЛУВЕНЕЦ. Тимошенко-—-мотористов. Львов хорошо организовал учебу г добился того, что в сравни- нительно короткий срок моло дые электрики приобрели неко торый опыт. Постоянно проводятся у нас учения по взаимозаменяемости. Сейчас любой моторист может заменить своего командира от деления, слухач — корректи ровщика, электрики—друг дру га, Командир отделения элек триков может в любую минуту выполнять обязанности началь ника станции. Кроме того1, ве дется напряженная учеба с дублирующими расчетами. Те лефонист Маслов готов рабо тать на посту управления. Люди нашего подразделения любят свою специальность, за нимаются с охотой. Хочется работать еще больше и лучше, чтобы ѵ, бою оказать своевре менную помощь артиллеристам, быстро и точно указать цель для сокрушительного огня на ших зенитчиков. Лейтенант М. НРАВЧ ЕНКО . З а н я ти я на с то я н ке Главный старшина Вас. ЛУКИН. Только успели отобедать, как на стоянке катеров про звучал сигнал боевой тревоги: — Самолеты противника! Бойцы быстро занимают ме ста. Пулеметчики пускают в ход свое грозное оружие. Ата ка отбита. Но одному фашист скому самолету удалось сбро сить бомбу, которая вызвала пожар на одном катере. Немедленно приступает к де лу противопожарная группа, Прошло всего несколько секунд с начала пожара, но уже за пущен мотор, пущена вода: бойцы с ломами, лопатами, огнетушителями и другими . спасательными инструментами ' бегут к месту происшествия. Все действуют сноровисто и четко. Особенно выделяется группа младшего воентехника Макеева. Хорошо выполнял свои обязанности краснофло тец Гарькаев. Отлично работа ли краснофлотцы пожарной группы младшего лейтенанта Розлач. Через несколько минут про звучал отбой учебной тревоги. Очередное занятие по борьбе с пожарами, показавшее непло хие результаты . действий лич ного состава Н-окой части, окончилось. К А Ж Д У Ю МИНУТУ— УЧЕБЕ вает. коятактирующие поверх-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz