Северная вахта. 1941, декабрь.

31 яенабря 1941 г. № 106. СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 Б О Е В Ы Е Д Е Й С Т В И Я В Л Е С У «не пришлось участвовать іГ ползли, подкрадывались к дере- поях на Ленинградском фронте. ! •!десь я кратко расскажу о не­ которых' особенностях борьбы с вражескими «кукушками» и. о роли военной смекалки к до­ стижении боевого успеха. Наше подразделение действо­ вало в лесу. На участок, где расположились бойцім, враг за­ слал «кукушек-. которые стремились выведши из строя бойцов, н корректировали ар­ тиллерийский и минометный огонь. Чтобы изучить тактику про­ тивника, потребовалось много гид у пришлось понести неко­ торые потери. Однажды наше подразделение вышло к пунк­ ту Н. Внезапно из чащи леса защелкали автоматы. Откуда стреляют? В это же мгновенное полетели мины. Пришлось рас­ средоточиться. Мы стали продвигаться ■ небольшими группами. Оказа­ лось. ".кукушки выстрелами піговещалн свою батарею о передвижении наших подразде­ лений. Кроме того, автоматчи­ ки корректировали' огонь; если і перелет, они давала длиннуюj 'очередь, недолет — короткую, а 1 .■ели: огонь но цели — иесколь- j ко коротких очередей. Своевременное истребление •-.кукушек*, как показал опыт, играет большую роль в успеш­ ном проведении той пли иной операции. Поэтому наш \ командир приказал очистить участок от вражеских ров. Мы пошли. В лесу 'тихо, мог выдать неосторожный шаг. лось итти порознь и кой. Услышав шорох или ветки, «кукушки» обычно вѵ сразу с нескольких сторон. Не зря так делали. Врагу труднее смотреть кругом, он не может детально разглядеть всего. Пользуясь этим, мы окру­ жали дерево и меткими вы­ стрелами уничтожали автомат­ чика. В том же рейде по ликвида­ ции «кукушек» отделение вне­ запно наткнулось на засаду. Немцы засели у реки. Мы обнаружили их но голосам. Подошли поближе. чтобы узнать, сколько фашистов. Их было около взвода. Они имели пулемет и автоматы. А нас — десять человек. Гранат немно­ го. Что делать? Итти па фашистов в атаку — значит обречь себя на гибель. Отхо­ дить --тоже нельзя. Они нас за­ метили. Перебегать — расстре­ ляют. Оставалось одно — ждать сумерек. Поблизости река, значит, вечером возможен ту­ ман. ■ . I Завязали перестрелку, чтобы истощить боезапасы врага. Стрельба усиливалась с каждой минутой. В отделении трое выбыло из строя, один из них тяжело ранен. На шинели отнесли его в тыл. — Прекратить. огонь! . — скомандовал п. С-разу же. перестали стре­ лять и фашисты. Приготовив для метания гранаты и -замас­ кировавшись, мы стали ждать темноты. Немцы тоже молчала. Так прошло около двух часов. предположения оправда­ лись. С наступлением сумерек появился туман. Пора отходить, приготовились... Немцы пошли в атаку. Полз- ценью, тихо. Мы не стре­ ляли. Подпустив их поближе, я скомандовал: снайпо­ было і Мои каждый I Приходи-!: с ОГЛяд- j Мы I трескj ли с т р е - ЗвукоулаЕлиЕ.атели на позиции. Фото Л. Светлова. УЧАТСЯ С УПОРСТВОМ И ПОДЪЕМОМ ляли. В эти мгновения мы и j -обнаруживали их. Но обнаружить врага мало, j надо уничтожить его, а это не так-то просто. Требовалось поближе подползти и бить поч- іі В упор. Но как подползти7 1 дерева бандиту лучше видно, чем нам с земли. Используя каждый кустик it пень, мы Для четкой, слаженной ра­ боты сигнальщиков, прожекто­ ристов и слухачей нужна, по- тоянная учеба, напряженная, повседневная тренировка. Бое- ‘юй проверки наша часть еще че имела, но мы готовимся к боям. держим свое завершалие ■порядке. Все механизмы прожектор­ ной станции должны находить- я в полной боевой готовности в побои момент, чтобы по трево­ ги сразу начать действовать. Поэтому уход за материальной частью имеет для нас особое качение. Прожекторы нужно содер­ жать в абсолютной чистоте. Ржавчина недопустима. Это осо­ бенно важно помнить зимой, когда прожектор то отпотевает, то замерзает. Необходимо все сремя наблюдать за всеми де­ талями. Нельзя допускать, что­ бы контактирующие поверхно- 'ти (Чистки, кольца и т. д.) покрывались коркой льда: нна-! че не будет контакта, не полу- j читая нужного -напряжения.: После боевой работы, в гара-j же. когда прожектор отпоте-1 — Гранатами огонь! Нанеся врагу значительный урон в живой силе, отделение под прикрытием тумана и ку­ стов скрылось, а затем благо­ получно вернулось в свое под­ разделение. пости надо насухо протирать. Ежедневно мы выделяем час для осмотра материальной ча­ сти как прожекторов, так и звукоулавливателей. Отлично содержится мате­ риальная часть на станции, где командиром старший сер­ жант Анциферов. Все трущиеся части механизмов постоянно смазываются, остальные перио­ дически закрашиваются. Угли сохраняются всегда в тепле, в сухом месте и поэтому бе­ зотказно глужат при боевой работе. Техника требует большого! ухода, особенно зимой. Мы ча- - • сто отдельные детали окуты­ ваем куском сукна или тряп­ ками. следим, чтобы они не за­ мерзали и не отпотевали. Материальная часть постоян­ но проверяется в учебе. Слуха- Личный состав нашего ко­ рабля, реализуя указания товарища Сталина, добился но­ вых успехов в боевой подготов­ ке, самоотверженно работает на ремонте механизмов. В число отличников боевой подготовки выходит краснофло­ тец Безносиков, высокие зна­ ния боевой техники показывает боец Ушаков, готовящийся стать членом партии. Значительных достижений в учебе добился краснофлотец Балин. Он, отлично изучив ма­ териальную часть станкового 1чи ежедневно тренируются в отыскивании и сопровождении звука. Имитацию мы произво­ дим трещотками, электрически­ ми звонками. Человек с тре­ щоткой ходит по кругу, а слу­ хачи наводят свой аппарат на источник звука. Командир от­ деления проверяет их работу. Проводились и боевые уче­ ния совместно с зенитчиками. В результате учебы слухачи могут определять по звуку не только типы самолетов (истре­ битель или бомбардировщик), по н их количество. А ведь неопытные слухачи иногда да­ же трактор могут принять за. самолет! Не менее важна тренировка для прожектористов: на поиске, установке отсчетов и замене углей. В тренировке на поиск один обучающий наблюдает за тем, укладывается ли боец в ту фигуру, которая ему задана. пулемета, приступил к изуче­ нию зенитного орудия. На корабле широко развер­ нулась борьба за экономию, бережливое отношение к тех­ нике. обмундированию, продо­ вольствию. Краснофлотец ПІе- халь для изготовления ключей, зубил, отверток, крючков ис­ пользовал железо, сданное в лом. Раньше эти материалы мы получали обычно со склада. Старшина 2-й статьи Бабин, отлично ухаживая за мате- I риадьной частью пулемета, ! экономно расходует обтирочный I материал и масло, і Д. ЖУРАВЛЕВ. другой наблюдает за временем. Нужно уложиться точно в определенные нормативы. Если боец действует медленнее, можно но догнать самолет: если быстрее — самолет может не зафиксироваться в поле; зрения. Это называется «маз­ нуть» по цели. На установке отсчетов отра­ батывается точность и быстро­ та действий электриков. Рабо­ та ведется без синхронной свя­ зи: установка координат по­ дается голосом. Получив коор- 1дипаты, боец должен сразу установить прожектор, и тогда дается команда на поиск. Мы постоянно тренируем бойцов и на замене углей. Очень важно уложиться в опре­ деленную норму времени. Про- і жектористы здесь не только5 укладываются в нормы, но и перекрывают их. Когда в часть пришло моло- і дое пополнение, младший I командир Львов начал обучать I электриков, младший сержант I Разведали позицию врага Безлунная ночь и снсжнаі погода, были, как нельзя кета ти использованы нашими раз ьедчиками. Они перед самым но сом фашистских наблюдателе? н.сзамеченными пpoutли прово дочнос заграждение и сказа­ лись в расположении против­ ника. Осторожно переползая от ка * пи к камню, иногда зарываясь і: снег, краснофлотцы подсчи тывали живую силу и огневые точки гитлеровцев. Задание выполнено. Развед­ чики возвращались в свое под­ разделение. Около проволочно­ го заграждения североморцек неожиданно обстрелял фашист­ ский автоматчик. В отвеч командир разведчиков Харьков бросил гранату. Она попала точно в цель, и немецкий авто матчик умолк. Встревоженные немцы подин лн беспорядочную стрельбу н:< пулеметов. Но краснофлотцы нод прикрытием темноты благо получно вышли из-под обстрела. Командованию были достав­ лены ценные сведения. Краснофлотец Ник. АСТАХОВ О с в о и т ь О П Ы Т т о в а р и щ е й Большая и почетная обязан­ ность лежит на радисте-опери торе. Образцово справляются с такими обязанностями связи сты нашей части Остроумов. Федоров, Гришин и другие. Эти товарищи отлично изучили свою специальность, бдительно несут вахты. Я буду таким, как они. Обя­ зуюсь в совершенстве овладеть радиотехникой,освоить опыт ра- боты старших товарищей. Краснофлотец ЛУВЕНЕЦ. Тимошенко-—-мотористов. Львов хорошо организовал учебу г добился того, что в сравни- нительно короткий срок моло­ дые электрики приобрели неко­ торый опыт. Постоянно проводятся у нас учения по взаимозаменяемости. Сейчас любой моторист может заменить своего командира от­ деления, слухач — корректи­ ровщика, электрики—друг дру­ га, Командир отделения элек­ триков может в любую минуту выполнять обязанности началь­ ника станции. Кроме того1, ве­ дется напряженная учеба с дублирующими расчетами. Те­ лефонист Маслов готов рабо­ тать на посту управления. Люди нашего подразделения любят свою специальность, за­ нимаются с охотой. Хочется работать еще больше и лучше, чтобы ѵ, бою оказать своевре­ менную помощь артиллеристам, быстро и точно указать цель для сокрушительного огня на­ ших зенитчиков. Лейтенант М. НРАВЧ ЕНКО . З а н я ти я на с то я н ке Главный старшина Вас. ЛУКИН. Только успели отобедать, как на стоянке катеров про­ звучал сигнал боевой тревоги: — Самолеты противника! Бойцы быстро занимают ме­ ста. Пулеметчики пускают в ход свое грозное оружие. Ата­ ка отбита. Но одному фашист­ скому самолету удалось сбро­ сить бомбу, которая вызвала пожар на одном катере. Немедленно приступает к де­ лу противопожарная группа, Прошло всего несколько секунд с начала пожара, но уже за­ пущен мотор, пущена вода: бойцы с ломами, лопатами, огнетушителями и другими . спасательными инструментами ' бегут к месту происшествия. Все действуют сноровисто и четко. Особенно выделяется группа младшего воентехника Макеева. Хорошо выполнял свои обязанности краснофло­ тец Гарькаев. Отлично работа­ ли краснофлотцы пожарной группы младшего лейтенанта Розлач. Через несколько минут про­ звучал отбой учебной тревоги. Очередное занятие по борьбе с пожарами, показавшее непло­ хие результаты . действий лич­ ного состава Н-окой части, окончилось. К А Ж Д У Ю МИНУТУ— УЧЕБЕ вает. коятактирующие поверх-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz