Северная вахта. 1941, декабрь.
2S декабря 1341 г. № 104. СЕВЕРНАЯ ВАХТА Ж ; m z m Щ йё . Летчик-североморец, орденон осец, вом полете. штурмам Мощков в бое- Фото М. Ошуркова. Бороться за высокое качество занятий по специальности, изучать боев с фашизмом опыт В БОЕВЫХ ПОХОДАХ для Раньше этот корабль никогда иѳ выполнял боевых заданий. Небольшой, красивый, похожий на стройную яхту, он плавал на Севере от порта до порта, от становища к становищу. и делал простое, будничное, нуж ное дело. Но началась война и корабль стал служить общена родному делу — разгрому не мецких оккупантов. Вот некоторые примеры из его походов: ?! первые зимние дна ко рабль доставил ценный груз в один из пунктов. Надо было гречно выгрузить его па берег, и хотя но морю гуляли круп ные волны, а до берега было ііе менее мили, команда сама приступила к разгрузке. Рабо тали более двух суток. Забыли of) отдыхе и сне, редкие. рывы устраивали . лини обеда и ужина. Было очень трудно, но моряки справились; берег получил весь груз. Немного позднее корабль нрнбыл на один из отдаленных чаяков. Здесь надо было вы грузить большое количество продуктов и снаряжения, без которых маяк к его люди не могли продолжать работу. Но в море бушевал семибалль ный шторм. Волны швыряли маленькое суденышко, как | щепку, казалось, нечего было и і думать о выгрузке. ' Ждать моряки не могли: \ предстояло выполнять другие j не менее ответственные; зада- j ния. Матросы Кшщсв, Кара гаевский. Уеилянии, Котельни ков, боцман Евтюков под руко водством старшего помощника командира тов, Панина спусти ла шлюпку, погрузили в нее продукты и пошли к берегу. Трижды повторялись эти рейсы между кораблем и бе регом. Все, что доставил ко рабль с Большой земли, было переброшено на сушу в цело сти. Выполняя задания, моряки корабля не забывают о том. что зимы на Севере суровы и что редко зимой где-либо бы вают такие 'штормы, как в на- ш*х северных видах. А в штор мах этих, в темные ночи, любое может произойти. Так и было однажды, когда моряки увидали во время шторма терпящее аварию большое транспортное судно. Корабль тотчас изменил курс и пошел напрямик, на по мощь товарищу, И 00 -время; команда аварийного судна вы садилась на шлюпки, волны заливали шлюпки и несли их в море. Быстро, четко работали мо ряки, стремительно выполняли все приказания опытного командира тов. Горшкова. Одну за другой догонял корабль шлюпки и принимал на палубу уставших, закоченевших лю дей. Спасены были все. Наступила зима. Год назад, в мирное время, корабль, не ожидая сильных морозов, ста новился в затон на зимний ре монт. Так было раньше. Но теперь — война, ие время стоять в гавани. И корабль, взяв новый груз, пробился сквозь лед в открытое море ш пошел сквозь туманы и шторм, на выполнение нового задания. Почти месяц продолжался этот необычайно поздний рейс. Перед морякаки стояли труд ные, ответственные задания. С каждым днем поверхность моря все больше и больше затягива лась крепким льдом. День стал короток: близилась полярная ночь. Морозы и льды могла отрезать корабль от базы. На до было спешить. Командир Горшков лишь часа на 2— 3 в сутки спускался с мостика: он сам вел корабль от пункта до пункта. Все моряки рабо тали самоотверженно, много, не щадя сил. И задания были выполнены так, как. требует военное вре мя, как требует фронт. Так работает личный состав этого маленького корабля, скромно и мужественно выпол няющий военную работу. Ал. МИРОНОВ. Сегодня мы помещаем ма- j териаяы с занятий по спе-' цнаяьности на одном из ко раблей нашей флотилии. Недостатки, которые были на занятиях у тт. Барминско-^ го и Малыгина, можно неоедке встретить и у младших командиров других кораблей и частей. Оки заключаются прежде зеего в ТОМ) что некоторые младшие номандиры недоста точно энергично борются за то, чтобы вен? учебу личного состава подчинить всецело || задачам, выдвинутым перед j;нами войной. Если занятие проходит вяло, значит млад- ,ший командир плюхо подго товился к его проведению. Т ак получилось на занятии у младшего командира М а - . Цлыгина, который положился ііна cscra память, пренебрег конспектом. Шаблон в про ведении занятий сниж ает их качество. Проводя занятие, младший н ом нди р должен проду мать, к а к быстрее и ііучше научить краснофлот цев тому, что они йояшны делать в бою. Готовить подчиненных к ; бою — это значит готовить победу над врагом. Такое 1 почетное дело обязан с го р -I !Ідестью выполнять каждый !;младший командир, доби- ;| ваясь высоких показателей ! з боезей подготовке. ДВА ЗАНЯТИЯ Связкой гранат—по танку Задача со ст о я л а в том, чтобы по команде «марш» проделать 20-метровую п ер еб еж к у , потом 20 метров проползти и, наконец, *з положения л е ж а кііпуть о д н у гранату в окоп, а свя зк у из пяти гранат — в «танк». Бойцы Н -ск ой части стар ател ь но выполняли эти упражнения но тактической подготовке. О собенно хорош о прощлр метание гранат ко танку. Отличные результаты показали краснофлотцы М ожаев, М асленников, старшина 2-й статьи Гуремко, краснофлотец Крешгев и лоѵгие. ДЕСАНТНЫЙ взвод Корабль стал на ремонт. Наряду с работами и учебой по специальности мы решили усилить стрелковую подготовку личного состава. С этой целью из краснофлотцев создан де сантный взвод. Обучение десантников нача лось со стрелкового дела. С ними провели несколько заня тий по материальной части винтовки, ряд тренировок по наводкѳ. После этого бойцы перешли к стрельбам. Стреля ли несколько раз: из мелкока либерной винтовки и из бое вой. Хороших результатов по стрельбе добились Курицын. Дороговцов и другие. Сейчас бойцы изучают гра нату и технику метания ее. Одновременно с этим широко развернулась лыжная трени ровка. На походах в ноле при виваются выносливость и навы ки но ориентировке на мест ности. Отдельные бойцы, как например, Ревин, Лукин и Ва ракин отлично овладели лыжа ми. Молодые краснофлотцы Галкин, Глухих и другие учат ся мастерству у участниковj боев с белофиннами — Лукина ! п Варакина. Наряду с отработкой задач по обучению одиночного бойца взвод начал тренировки по перестроению в боевой поря док, отражению атак конницы и танков. Л ей тен ан т Г. А. ФИЛИН . Flo кораблю разнеслась рез кая трель звонков. Это был сигнал о начале занятий но специальности. Минеры собра лись в кубрик, разложили на столы приборы. Группа Бар минекого заняла правый стол, группа Малыгина — левый. Ру ководители довели до слушате лей план занятий. На первом уроке разбиралось назначение и устройство предохранитель ного прибора, запального ста кана и патрона. Как и Малыгин, командир отделения Барминекий начал вводную. Рассказывал он крат ко. с показом частей и дета лей. Когда вводная была за кончена, командир отделения спросил, есть ли вопросы. Во просов не было. С этими прибо рами минеры ознакомились еще раньше, а вводная дополнила их знания. Началась беседа. На вопрос о назначении и устройстве предохранительного прибора без запинок отвечал красно флотец Дубасов. Командир по ставил ему отличную оценку. Отлично отвечал и минер Зуев. Плохих отметок на этом уроке в группе Барминского никто не получил. На втором часу занятий командир отделения Малыгин рассказал подчиненным о свин цовом колпаке. Большинство бойцов слушали его вниматель но, отвлекался только красно флотец Дедов. Результат этого, конечно, не замедлил сказать ся. Отвечая на вопрос команди ра, Дедов запутался: он не мог подробно рассказать об устрой стве батарейки. Каков итог этих двух занятий. В основном они прошли организованно. Ни кто из отвечающих не полу чил плохих отметок. Но и отличников мало: всего лишь двое. А люди этих групп все могут быть отличниками уче бы. Вся беда заключается в том, что минеры не научились еще по-настоящему ценить время. Среди них пет деловой взаимопомощи в учебе. Это — первое. Вторым мину сом является то, что команди ры отделений недостаточно серьезно относятся к нроведе- , ншо занятий. Старшина Малы- 1гин давно перестал составлять ! конспекты цо темам, а занятия проводит без регламентации времени. В первый урок он рассказал о двух разных ве щах и в тот же час успел провести опрос. Поспешность может быть допущена при беглом повторении, но ведь это занятие не ставило такой цели. Требовалось основатель но освежить знания бойцов. На занятиях отсутствовали чертежи, и не случайно. На корабле их нет. Инициативы по приобретению чертежей иля по вычерчиванию их пока никто не проявил. Младшие командиры не су мели еще создать железную дисциплину на уроках. При ответах подчиненные не вста вали, так как командир разре шил отвечать сидя. Полтора часа в кубрике не было вы ключено радио. Некоторые краснофлотцы, вроде Дедова, одним ухом слушали вводную, а другим— легкую музыку. Лейтенанту Скворцову при шлось приказать дневальному но кубрику, чтобы выключили радио. Мало разумной инициативы проявляется в организации уроков. Занятия все время проводятся однообразно. Не секрет, что краснофлотцам они кажутся скучными и ие инте ресными. Нужно покончить с шабло ном. Пора взяться за оживле ние занятий по боевой подго товке. Как это сделать — должны подумать младшие командиры. Форм много. Можно выбрать из них любую. Надо смелее привлекать к организации учебы отлични ков. Рассказы желательно насыщать фронтовыми приме рами. Пора отказаться и от шаблона в проведений опроса. Поставил вопрос перед группой — спроси, кто будет отвечать. Если боец дал непол ный ответ, его дополнят то варищи. 0. НИКИТИН. Н а т р е н и р о в к е Минеры спустились в трюм к учебным минам, принесли инстру мент и приборы. —Начать предварительную п о д готовку мины!— скомандовал лей тенант Скворцов. Запальная команда приступила к работе. Краснофлотцы Дубасов и Зуев, приподняв на тележке мину, осмотрели соединение ее с якорем. Все в порядке! Затем Зуев стал ввертывать колпаки, а Дубасов — открывать большую горловину. Сделано и это. П ер вый номер вывел провода от ба тарей колпаков наружу. В это время другие товарищи подгото вили якорь. Проведены и другие операции. Краснофлотцу Дубасову, как старшему, номера доложили о готовности. Дубасов в свою оче редь доложил командиру отделе ния, а Тот -г- старшему началь нику. Мина предварительно подготов лена. Минеры действовали хоро шо, без суеты. Г, НАУМОВ. П р о в е р к а з н а н и й П одводя итоги боевой подго товки за год, командование на шего корабля проводит проверку знаний личного состава. 25 д е кабря инспекторскую проверку проходили младшие командиры. Лучшие показатели по знаниям дали .старшины электромеханиче ского подразделения Зайцев, 'Слу- зов и другие. Они отлично знают устройство корабля и машины. Проверка продолжается. Ф. ГЕОРГИЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz