Северная вахта. 1941, декабрь.

2S декабря 1341 г. № 104. СЕВЕРНАЯ ВАХТА Ж ; m z m Щ йё . Летчик-североморец, орденон осец, вом полете. штурмам Мощков в бое- Фото М. Ошуркова. Бороться за высокое качество занятий по специальности, изучать боев с фашизмом опыт В БОЕВЫХ ПОХОДАХ для Раньше этот корабль никогда иѳ выполнял боевых заданий. Небольшой, красивый, похожий на стройную яхту, он плавал на Севере от порта до порта, от становища к становищу. и делал простое, будничное, нуж­ ное дело. Но началась война и корабль стал служить общена­ родному делу — разгрому не­ мецких оккупантов. Вот некоторые примеры из его походов: ?! первые зимние дна ко­ рабль доставил ценный груз в один из пунктов. Надо было гречно выгрузить его па берег, и хотя но морю гуляли круп­ ные волны, а до берега было ііе менее мили, команда сама приступила к разгрузке. Рабо­ тали более двух суток. Забыли of) отдыхе и сне, редкие. рывы устраивали . лини обеда и ужина. Было очень трудно, но моряки справились; берег получил весь груз. Немного позднее корабль нрнбыл на один из отдаленных чаяков. Здесь надо было вы­ грузить большое количество продуктов и снаряжения, без которых маяк к его люди не могли продолжать работу. Но в море бушевал семибалль­ ный шторм. Волны швыряли маленькое суденышко, как | щепку, казалось, нечего было и і думать о выгрузке. ' Ждать моряки не могли: \ предстояло выполнять другие j не менее ответственные; зада- j ния. Матросы Кшщсв, Кара гаевский. Уеилянии, Котельни­ ков, боцман Евтюков под руко­ водством старшего помощника командира тов, Панина спусти­ ла шлюпку, погрузили в нее продукты и пошли к берегу. Трижды повторялись эти рейсы между кораблем и бе­ регом. Все, что доставил ко­ рабль с Большой земли, было переброшено на сушу в цело­ сти. Выполняя задания, моряки корабля не забывают о том. что зимы на Севере суровы и что редко зимой где-либо бы­ вают такие 'штормы, как в на- ш*х северных видах. А в штор­ мах этих, в темные ночи, любое может произойти. Так и было однажды, когда моряки увидали во время шторма терпящее аварию большое транспортное судно. Корабль тотчас изменил курс и пошел напрямик, на по­ мощь товарищу, И 00 -время; команда аварийного судна вы­ садилась на шлюпки, волны заливали шлюпки и несли их в море. Быстро, четко работали мо­ ряки, стремительно выполняли все приказания опытного командира тов. Горшкова. Одну за другой догонял корабль шлюпки и принимал на палубу уставших, закоченевших лю­ дей. Спасены были все. Наступила зима. Год назад, в мирное время, корабль, не ожидая сильных морозов, ста­ новился в затон на зимний ре­ монт. Так было раньше. Но теперь — война, ие время стоять в гавани. И корабль, взяв новый груз, пробился сквозь лед в открытое море ш пошел сквозь туманы и шторм, на выполнение нового задания. Почти месяц продолжался этот необычайно поздний рейс. Перед морякаки стояли труд­ ные, ответственные задания. С каждым днем поверхность моря все больше и больше затягива­ лась крепким льдом. День стал короток: близилась полярная ночь. Морозы и льды могла отрезать корабль от базы. На­ до было спешить. Командир Горшков лишь часа на 2— 3 в сутки спускался с мостика: он сам вел корабль от пункта до пункта. Все моряки рабо­ тали самоотверженно, много, не щадя сил. И задания были выполнены так, как. требует военное вре­ мя, как требует фронт. Так работает личный состав этого маленького корабля, скромно и мужественно выпол­ няющий военную работу. Ал. МИРОНОВ. Сегодня мы помещаем ма- j териаяы с занятий по спе-' цнаяьности на одном из ко ­ раблей нашей флотилии. Недостатки, которые были на занятиях у тт. Барминско-^ го и Малыгина, можно неоедке встретить и у младших командиров других кораблей и частей. Оки заключаются прежде зеего в ТОМ) что некоторые младшие номандиры недоста­ точно энергично борются за то, чтобы вен? учебу личного состава подчинить всецело || задачам, выдвинутым перед j;нами войной. Если занятие проходит вяло, значит млад- ,ший командир плюхо подго­ товился к его проведению. Т ак получилось на занятии у младшего командира М а - . Цлыгина, который положился ііна cscra память, пренебрег конспектом. Шаблон в про­ ведении занятий сниж ает их качество. Проводя занятие, младший н ом нди р должен проду­ мать, к а к быстрее и ііучше научить краснофлот­ цев тому, что они йояшны делать в бою. Готовить подчиненных к ; бою — это значит готовить победу над врагом. Такое 1 почетное дело обязан с го р -I !Ідестью выполнять каждый !;младший командир, доби- ;| ваясь высоких показателей ! з боезей подготовке. ДВА ЗАНЯТИЯ Связкой гранат—по танку Задача со ст о я л а в том, чтобы по команде «марш» проделать 20-метровую п ер еб еж к у , потом 20 метров проползти и, наконец, *з положения л е ж а кііпуть о д н у гранату в окоп, а свя зк у из пяти гранат — в «танк». Бойцы Н -ск ой части стар ател ь­ но выполняли эти упражнения но тактической подготовке. О собенно хорош о прощлр метание гранат ко танку. Отличные результаты показали краснофлотцы М ожаев, М асленников, старшина 2-й статьи Гуремко, краснофлотец Крешгев и лоѵгие. ДЕСАНТНЫЙ взвод Корабль стал на ремонт. Наряду с работами и учебой по специальности мы решили усилить стрелковую подготовку личного состава. С этой целью из краснофлотцев создан де­ сантный взвод. Обучение десантников нача­ лось со стрелкового дела. С ними провели несколько заня­ тий по материальной части винтовки, ряд тренировок по наводкѳ. После этого бойцы перешли к стрельбам. Стреля­ ли несколько раз: из мелкока­ либерной винтовки и из бое­ вой. Хороших результатов по стрельбе добились Курицын. Дороговцов и другие. Сейчас бойцы изучают гра­ нату и технику метания ее. Одновременно с этим широко развернулась лыжная трени­ ровка. На походах в ноле при­ виваются выносливость и навы­ ки но ориентировке на мест­ ности. Отдельные бойцы, как например, Ревин, Лукин и Ва­ ракин отлично овладели лыжа­ ми. Молодые краснофлотцы Галкин, Глухих и другие учат­ ся мастерству у участниковj боев с белофиннами — Лукина ! п Варакина. Наряду с отработкой задач по обучению одиночного бойца взвод начал тренировки по перестроению в боевой поря­ док, отражению атак конницы и танков. Л ей тен ан т Г. А. ФИЛИН . Flo кораблю разнеслась рез­ кая трель звонков. Это был сигнал о начале занятий но специальности. Минеры собра­ лись в кубрик, разложили на столы приборы. Группа Бар­ минекого заняла правый стол, группа Малыгина — левый. Ру­ ководители довели до слушате­ лей план занятий. На первом уроке разбиралось назначение и устройство предохранитель­ ного прибора, запального ста­ кана и патрона. Как и Малыгин, командир отделения Барминекий начал вводную. Рассказывал он крат­ ко. с показом частей и дета­ лей. Когда вводная была за­ кончена, командир отделения спросил, есть ли вопросы. Во­ просов не было. С этими прибо­ рами минеры ознакомились еще раньше, а вводная дополнила их знания. Началась беседа. На вопрос о назначении и устройстве предохранительного прибора без запинок отвечал красно­ флотец Дубасов. Командир по­ ставил ему отличную оценку. Отлично отвечал и минер Зуев. Плохих отметок на этом уроке в группе Барминского никто не получил. На втором часу занятий командир отделения Малыгин рассказал подчиненным о свин­ цовом колпаке. Большинство бойцов слушали его вниматель­ но, отвлекался только красно­ флотец Дедов. Результат этого, конечно, не замедлил сказать­ ся. Отвечая на вопрос команди­ ра, Дедов запутался: он не мог подробно рассказать об устрой­ стве батарейки. Каков итог этих двух занятий. В основном они прошли организованно. Ни­ кто из отвечающих не полу­ чил плохих отметок. Но и отличников мало: всего лишь двое. А люди этих групп все могут быть отличниками уче­ бы. Вся беда заключается в том, что минеры не научились еще по-настоящему ценить время. Среди них пет деловой взаимопомощи в учебе. Это — первое. Вторым мину­ сом является то, что команди­ ры отделений недостаточно серьезно относятся к нроведе- , ншо занятий. Старшина Малы- 1гин давно перестал составлять ! конспекты цо темам, а занятия проводит без регламентации времени. В первый урок он рассказал о двух разных ве­ щах и в тот же час успел провести опрос. Поспешность может быть допущена при беглом повторении, но ведь это занятие не ставило такой цели. Требовалось основатель­ но освежить знания бойцов. На занятиях отсутствовали чертежи, и не случайно. На корабле их нет. Инициативы по приобретению чертежей иля по вычерчиванию их пока никто не проявил. Младшие командиры не су­ мели еще создать железную дисциплину на уроках. При ответах подчиненные не вста­ вали, так как командир разре­ шил отвечать сидя. Полтора часа в кубрике не было вы­ ключено радио. Некоторые краснофлотцы, вроде Дедова, одним ухом слушали вводную, а другим— легкую музыку. Лейтенанту Скворцову при­ шлось приказать дневальному но кубрику, чтобы выключили радио. Мало разумной инициативы проявляется в организации уроков. Занятия все время проводятся однообразно. Не секрет, что краснофлотцам они кажутся скучными и ие инте­ ресными. Нужно покончить с шабло­ ном. Пора взяться за оживле­ ние занятий по боевой подго­ товке. Как это сделать — должны подумать младшие командиры. Форм много. Можно выбрать из них любую. Надо смелее привлекать к организации учебы отлични­ ков. Рассказы желательно насыщать фронтовыми приме­ рами. Пора отказаться и от шаблона в проведений опроса. Поставил вопрос перед группой — спроси, кто будет отвечать. Если боец дал непол­ ный ответ, его дополнят то­ варищи. 0. НИКИТИН. Н а т р е н и р о в к е Минеры спустились в трюм к учебным минам, принесли инстру­ мент и приборы. —Начать предварительную п о д ­ готовку мины!— скомандовал лей­ тенант Скворцов. Запальная команда приступила к работе. Краснофлотцы Дубасов и Зуев, приподняв на тележке мину, осмотрели соединение ее с якорем. Все в порядке! Затем Зуев стал ввертывать колпаки, а Дубасов — открывать большую горловину. Сделано и это. П ер ­ вый номер вывел провода от ба­ тарей колпаков наружу. В это время другие товарищи подгото­ вили якорь. Проведены и другие операции. Краснофлотцу Дубасову, как старшему, номера доложили о готовности. Дубасов в свою оче­ редь доложил командиру отделе­ ния, а Тот -г- старшему началь­ нику. Мина предварительно подготов­ лена. Минеры действовали хоро­ шо, без суеты. Г, НАУМОВ. П р о в е р к а з н а н и й П одводя итоги боевой подго­ товки за год, командование на­ шего корабля проводит проверку знаний личного состава. 25 д е ­ кабря инспекторскую проверку проходили младшие командиры. Лучшие показатели по знаниям дали .старшины электромеханиче­ ского подразделения Зайцев, 'Слу- зов и другие. Они отлично знают устройство корабля и машины. Проверка продолжается. Ф. ГЕОРГИЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz