Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 85-98. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 85-98. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Также не решён до конца вопрос о целесообразности масштабного проживания людей на Севере и об отношении к происходящей сейчас в них демографической убыли. Целью статьи является обоснование и апробация нового подхода к регионально-отраслевому анализу хозяйственной деятельности, направленного на оценку и повышение уровня солидарности в производственно-распределительных отношениях. Отраслевой уровень оценки обоснован тем, что именно внутри видов деятельности существуют глубокие технологические и маркетинговые сходства, способные перенастроить организации от соперничества к единству. Разумеется, при наличии соответствующих данных эти подходы могут распространяться и на микро-, и на макроуровни. Под солидарной экономикой в настоящей статье понимается хозяйство, ориентированное более на достижение между людьми единства, чем на прирост индивидуального богатства. Отдельные элементы такой экономики сегодня существуют в сфере добровольчества, личной благотворительности, социально ориентированных некоммерческих организаций и т. п. В настоящей работе предпринята попытка взглянуть с позиции данных идей на промышленное производство, преимущественно подвластное крупному и среднему капиталу. Методология и методика исследования Наиболее распространённым подходом к межотраслевому анализу сегодня является рыночный, т. е. поиск превосходства фирм и отраслей над конкурентами ради максимизации благосостояния своих учредителей. Исходя из учения Адама Смита [7] и других теоретиков, здесь подразумевается, что поиск личной выгоды автоматически ведёт к повышению всеобщего блага, а свобода в инвестировании постепенно выравнивает все дисбалансы. Современный апологет данного мировоззрения — Майкл Портер — пишет: «Не подлежит сомнению тот факт, что конкуренция и впредь будет основным залогом нашего процветания и развития и предметом, постоянно занимающим наши умы» [8, с. 30]. Другие представители современной англо­ американской экономической школы, например Артур Томпсон и Артур Стрикленд, писали: «... в условиях жесткой конкуренции со стороны продуктов-субститутов фирмы данной отрасли промышленности должны внушить потребителям, что их продукт имеет больше преимуществ по сравнению с заменителем» [9, с. 128]. Выживание видов деятельности ставится как бы сугубо в зависимость от их финансовой привлекательности, без учёта неэкономических факторов. Этот взгляд лёг в основу многих российских научных работ, доминирует он и в государственных программах социально-экономического развития, в которых показатель душевого ВВП обозначен как первостепенный и целевой. Мы же исходим из евангельского убеждения, что истинная жизнь человека «...не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15 [10]) и заключается не в обладании земными богатствами, а в духовных добродетелях — вере, надежде, любви. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (т. е. необходимое для жизни — М. С.) приложится вам» (Мф. 6, 33 [10]). Эти слова Иисуса Христа определяли уклад жизни русского идругих народов на протяжении многих веков, и нет основания игнорировать их. В Стратегии национальной безопасности России, а также в других документах и выступлениях сегодня звучат мысли о необходимости поворота к человекосберегающей, высоконравственной экономике. Сергей Юрьевич Глазьев, например, пишет: «Историческая духовная традиция русского народа предопределяет стержневую роль принципа социальной справедливости в любой идеологической конструкции инвариантно к политическому, экономическому и социальному устройству общества. Нарушение императива социальной справедливости делегитимизирует государственную власть в глазах народа, влечет дезинтеграцию общества, социальный протест и революцию» [11, с. 717]. При таком подходе анализ, как и вся методология экономической науки, должен ориентироваться, во-первых, на человека как обладателя бессмертной души, во-вторых, на любовь как главную ценность личной и общественной жизни. Теория конкуренции сегодня постепенно уступает место кооперации и сотрудничеству, о чём свидетельствуют, например, работы Адама Бранденбургера и Барри Нейлбаффа [12], Евгения Владимировича Лукина и Тамары Витальевны Усковой [13], Фредерика Лалу [14] и многие другие. Валентин Юрьевич Катасонов утверждает: «В «религии денег» идеалом социально­ экономического устройства человеческой жизни является индивидуализм, разъединение людей и борьба их между собой (в сфере экономики — конкуренция); в христианстве — коллективизм и общинные формы жизни (в сфере экономики — сотрудничество и взаимопомощь)» [15, с. 150]. При анализе и сопоставлении мы исходили из древней мудрости «Сила — в единстве», т. е. поиска гармоничности, внутренней цельности и сбалансированности показателей во всех плоскостях. Соответственно, наилучшую выживаемость в долгосрочной перспективе будет иметь та хозяйственная система, которая имеет в себе и вокруг себя наименьшее число разрывов ©Стыров М. М., 2021 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz