Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 42-55. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 42-55. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ инициатив ^ (U )S будет в большей степени зависеть от государственной низкоуглеродной политики. В рассматриваемом примере метанол на основе CO 2 при расчетной себестоимости 680 долл. США за тонну не выдерживает ценовой конкуренции с метанолом, производимым из ископаемого сырья, стоимость которого обычно варьируется в пределах 300 долл. США за тонну [55]. Как было отмечено выше, основным фактором, влияющим на прибыльность проекта, является цена электроэнергии, влияющая на цену производства водорода. В случае Исландии цена возобновляемой энергии — 40 долл. США / Мвт, что по курсу 74 руб. за один доллар США составит 2 960 руб. / МВт. Говоря же о перспективах применимости проекта в условиях российской Арктики, препятствием на сегодняшний день может стать не только стоимость электроэнергии, но и отсутствие доступных мощностей возобновляемых источников энергии на северных территориях. В рассматриваемом проекте для производства водорода было задействовано 11,5 Мвт электроэнергии, поступающей от возобновляемого источника [43]. По данным геоинформационной системы «Возобновляемые источники энергии», на сегодняшний день российская Арктика не обладает возобновляемыми источниками достаточной мощности для реализации подобного проекта [56]. Единственный проект на территории Мурманской области, обладающий мощностью 201 МВт, — Кольская ветроэлектростанция, которая находится на этапе строительства. При этом предполагаемая минимальная цена энергии с учетом платы за мощность, несмотря на снижение, составляет 5500 руб. / МВт, что сильно превышает стоимость электроэнергии в рассматриваемом примере. Очевидно, что экономическая эффективность утилизации CO 2 зависит от многих факторов, таких как стоимость электроэнергии, величина затрат на улавливание, транспортные расходы, уровень развития технологий утилизации, стоимость товаров, произведенных по традиционным технологиям, и т. д. В связи с этим возможные масштабы распространения CCU будут варьироваться от случая к случаю. Внешние факторы, например налоги на углерод или системы торговли квотами на выбросы, которые становятся все более популярными, могут ускорить развитие инициатив по утилизации CO 2 . Здесь стоит отметить внесение на рассмотрение законопроекта об экспериментальном квотировании выбросов крупнейших эмитентов парниковых газов на территории Сахалина [57]. Совершенствование технологий также сделает их более дешевыми, что позволит быстрее расширять новые рынки, создавать рабочие места и способствовать внедрению циркулярной экономики, в том числе на арктических территориях. Дальнейшие исследования авторов будут направлены на оценку перспектив внедрения технологий улавливания, использования и захоронения углерода в конкретных регионах АЗ РФ и на выявление основных препятствий, которые могут возникнуть на пути их развития. Список источников 1. Global Warming of 1.5 °C // Intergovernmental Panel on Climate Change. URL: https://www.ipcc.ch/sr15/ (дата обращения: 16.10.2021). 2. AMAP. Arctic Climate Change Update 2021: Key Trends and Impacts. Summary for Policy-makers // Arctic Monitoring and Assessment Programme, 2021. P. 16. URL: https://www.amap.no/documents/download/6759/inline (дата обращения: 16.10.2021). 3. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2020 год // Росгидромет. URL: http://www.meteorf.ru/product/infomaterials/90/ (дата обращения: 16.10.2021). 4. Диагностический анализ состояния окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации: монография / В. В. Гордеев [и др.]. М.: Глобальный экологический фонд, 2011. 1260 с. 5. Социально-экономическое развитие северо-арктических территорий России: монография / коллектив авторов; под науч. ред. Т. П. Скуфьиной, Е. Е. Емельяновой. Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2019. 119 с.: ил. + Прил. (5 с.). 6. Деятельность крупных нефтегазовых компаний в Арктической зоне России // Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/ SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol2.pdf (дата обращения: 16.10.2021). 7. Железная дорога «Обская — Бованенково» // Газпром. URL: https://www.gazprom.ru/projects/obskaya- bovanenkovo (дата обращения: 23.10.2021). 8. Проект «Ямал СПГ» // НОВАТЭК. URL: https://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/yamal_infrastructure/ (дата обращения: 23.10.2021). 9. Energy Technology Perspectives 2020. Special Report on Carbon Capture, Utilisation and Storage // International Energy Agency, 2020. URL: https://webstore.iea.org/download/direct/4191 (дата обращения: 10.11.2021). © Кузнецова Е. А., 2021 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz