Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 29-41. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 29-41. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ а также в сохранении и воспроизводстве национальной культуры коренных народов. Ключевыми проблемами в развитии арктических креативных индустрий многие авторы считают транспортную удаленность, суровый климат, экономическую нестабильность и нехватку профессиональных кадров. Креативные индустрии в зарубежной Арктике: задачи будущего исследования В данной статье выполнен анализ российской научной литературы, однако существует большой пласт зарубежной литературы по проблеме развития креативных индустрий в Арктике. На эту тему пишут такие авторы, как Anna Berlina, Bj0rn Ortmann, J. Dawson, H. Ilola, Leneisja Jungsberg, D. Liggett, Lise Smed Olsen, Nelli Mikkola, O. Rantala, S. Tuulentie, E. J. Stewart и V. Hallikainen. Зарубежные исследователи проводят подробный анализ всевозможных научных публикаций по темам новых технологий в Арктике, арктического туризма, креативных индустрий и социокультурных исследований, в том числе и в российской части региона [29]. Перспективным направлением развития креативных индустрий в Арктике, по мнению П. Салоламми, автора статьи "Creative industries create jobs for young in the Arctic", является развитие киноиндустрии [30]. Например, исландская киноиндустрия является хорошим примером процветающей творческой индустрии, которая приобрела высокий международный статус. Отрасль поддерживается системой стимулов Министерства промышленности, позволяющей производителям подавать заявки на возмещение затрат при производстве кинопродукции в Исландии. В Финляндии активно развиваются практики проведения международных кинофестивалей в небольших отдаленных поселениях. Объединяя кино и фестиваль, Соданкюля, небольшой городок в финской Лапландии, является ежегодным местом проведения международного кинофестиваля "Midnight Sun". Этот ежегодно растущий фестиваль привлек около 30000 международных посетителей в свой тридцатилетний юбилей в 2015 г. Немаловажным представляется и постепенное развитие российского кинематографа по части документальных фильмов и сериалов об Арктике. Таким образом, П. Салоламми подытоживает, что Арктический регион обладает всем необходимым потенциалом для того, чтобы зарекомендовать себя на международном уровне как катализатор устойчивого развития бизнеса, творчества, инноваций и исследований [30]. Lise Smed Olsen, Anna Berlina, Leneisja Jungsberg и Nelli Mikkola, авторы статьи "Sustainable Business Development in the Nordic Arctic" [31], пишут, что самое широкое определение творческих индустрий включает несколько ключевых секторов, таких как: реклама, архитектура, искусство и антиквариат, ремесла, дизайнерская мода, фильмы, интерактивные компьютерные игры, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, программное обеспечение и телевидение. Другой подход к определению предлагает рассматривать людей, их работу и профессии. Вэкономике производство традиционно подразделяется на три категории: первичное, промышленное и производство услуг. Авторы утверждают, что творческие индустрии следует рассматривать как четвертую категорию, а не одну из трех существующих [31, с. 54]. Креативный класс авторы статьи определяют как ключевую форму человеческого капитала для творческих индустрий, являющуюся группой людей с высоким уровнем образования или вовлеченных в творческие виды деятельности, включая научную, художественную или технологическую, которая воплощает их творчество в экономическую отдачу [31, с. 54]. Одной из основных проблем, связанных с развитием креативных индустрий, авторы считают отсутствие четких индикаторов и инструментов для измерения и уточнения развития этого сектора. Это, в свою очередь, влияет на создание осуществляемых стратегий и способность финансовых субъектов учитывать потенциал творческих секторов. Эта проблема усугубляется некоторыми законодательными сложностями, такими как права интеллектуальной собственности и различные налоговые режимы [31, с. 55]. В статье говорится о том, что роль творческого капитала для экономического благосостояния, устойчивого образа жизни и общего человеческого развития в Арктическом регионе стала важной и исследуемой темой. Однако современные исследования креативных индустрий в арктических регионах сосредоточены в основном на севере Канады и Аляске. Роль творческого капитала в Арктике в целом остается неизученной [31, с. 55]. Как отмечают авторы, творческий капитал сам по себе не является гарантией успешного и экономически жизнеспособного сектора креативной индустрии в периферийных регионах и, как правило, требует дополнительных стимулов для развития. Отправная точка регионального развития креативных индустрий находится на стыке государственной политики стратегического развития и самостоятельной культурной деятельности. Успешная работа по региональному развитию © Красильников А. С., 2021 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz