Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 29-41. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 29-41. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ для внедрения разного рода новшеств при достижении большей конкурентоспособности и прибыльности арктических территорий. По сути, такого рода инициатива представляется авторам статьи частью стратегии развития всей Мурманской области и важнейшей в настоящее время тенденцией перехода региона от сырьевой экономики к экономике знаний. Помимо прочего, рассматриваемый в статье кластер поможет воплотить идею создания открытой среды для коммуникации и сотрудничества, создать новые рабочие места [24]. По мнению Д. С. Иванченко, в связи со стабильным снижением запасов нефти, к которым в настоящий момент имеется легкий доступ, появляется нужда в разработке новых технологий для добычи нефти в более отделенных от проживания людей местах с еще более неблагоприятной средой для работы. Ключом к решению таких проблем автор определяет разработку новых технологий, в том числе и через креативные индустрии, потому как более стабильное и инновационное промышленное развитие, а также эксплуатация биологических и минеральных ресурсов требуют от такой деятельности наличия профессионалов в регионе. Все новые технологии, применяемые при добыче нефти и газа, должны в полной мере соответствовать арктическому климату и быть приспособленными к суровым условиям окружающей среды. Таким образом, присутствие в регионе профессионалов, способных креативно мыслить, возможно только в случае развития привлекательности региона в целом и определенных его районов в частности. В статье «Развитие промышленности и технологий в Арктике» говорится о том, что уже сейчас для поиска новых мест залежи нефти и газа применяются новейшие сейсмические BD-исследования, которые необходимы для создания и применения современных компьютерных моделей подводной геологии. Также в регионе все чаще реализуются разного рода тестирования дистанционно управляемых роботов, которые предназначены для первоначального обследования местности [25]. Но при этом, по мнению авторов, необходимы и иные разработки в сфере креативных индустрий. А. А. Панкратов, Р. А. Мусаев и С. В. Бадина считают, что в наши дни в Арктическом регионе поддерживается незначительное число инновационных кластеров федерального уровня. Специфические особенности и характеристики этого инструмента, его привязанность к развитым территориям и крупным городам объясняют низкий спрос на кластерные образования в Арктике. Таким образом, проведенное авторами исследование обосновывает актуальность создания креативных инновационных кластеров в важнейших с точки зрения социально-экономического развития отраслях и крупных городских центрах российской Арктики [26]. Авторы статьи «Проектный подход в реализации основных направлений деятельности арктического ВУЗа», как и многие другие исследователи, считают, что развитие культурных и креативных индустрий в Арктической зоне может помочь развитию производства, которое основано на творчестве и интеллектуальном труде, созданию новых рабочих мест, распространению товаров и услуг и получению регионом прибыли [27]. З. Ю. Желнина, Н. В. Терещенко в статье «Мотивация и культурные стереотипы как факторы развития арктического туризма» делают выводы о том, что: 1) значительное число научных работ, которые устремлены на изучение проблем арктического туризма, в большей степени содержат в себе описания природно-климатических, географических характеристик с возможными ожидаемыми выводами о рисках человеческой жизнедеятельности в регионе; 2) описание привлекательности Арктического региона чаще всего выстраивается на своеобразных альтернативах «теплому» морскому туризму, городской суете, а также на постоянном описании уникальности арктических ландшафтов с использованием сложившихся стереотипных для региона символов (например, сурового климата, белых медведей, полярного сияния), что, по мнению авторов, в меньшей степени затрагивает развитие местного туризма, который стоит на месте. Исследование З. Ю. Желниной и Н. В. Терещенко позволяет сделать вывод, что продвижение креативных индустрий и северного кластера может стать «магнитом» для новых людей в арктическом туризме, а также дополнит поездки в Арктику определенной долей творчества. Авторы считают важным, что современная молодежь так или иначе подтверждает тренд интереса к креативным индустриям как ресурсу насыщенного арктического туризма, что в дальнейшей перспективе позволит сформировать запрос на культурные события, которые, в свою очередь, могут быть организованы на интересующих северных территориях, а также позволит запустить поиск источников для расширения многообразия сюжетов арктических туров [28, с. 72-74]. Подводя итог, можно заключить, что большинство авторов основной задачей креативных индустрий в Арктике считают обеспечение динамичного развития малого предпринимательства, а потенциал видят в развитии туризма и социальных новшеств, © Красильников А. С., 2021 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz