Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 29-41. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 29-41. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ интеллектуальной деятельности, в том числе творческой. Главными особенностям креативных индустрий принято определять появление интеллектуальной собственности в результате деятельности креативных предприятий и высокую добавленную стоимость продукции и услуг. Креативные индустрии Арктики в российской научной литературе: основные вопросы исследований, потенциал и проблемы развития Креативные индустрии в Арктике исследуются в современной российской научной литературе, и число работ по этой теме растет в последние годы, однако тема развития креативных индустрий именно в Арктическом регионе недостаточно изучена и остается широкое поле для исследований. На тему креативных индустрий в российской Арктике пишет Т. В. Ашутова, С. В. Бадина, Т. В. Белевских, А. А. Горбачева, З. Ю. Желнина, Н. Ю. Замятина, Д. С. Иванченко, Р. А. Мусаев, А. А. Панкратов, А. Н. Петров, А. Н. Пилясов, Н. В. Терещенко, С. В. Харитонова. По мнению А. Н. Пилясова и Н. Ю. Замятиной, в Арктике есть все необходимые условия для того, чтобы развивать в этом регионе предпринимательство, внедрять инновации, делать регион привлекательным для туристов за счет своеобразной природы и культуры. В своей статье «Арктическое предпринимательство: условия и возможности развития» авторы говорят о том, что данное направление в Арктике не исчезает, а, наоборот, модернизируется [11]. Если же базовый параметр развития экономического потенциала в Арктике принимать за творческую активность, направленную на поиск наиболее эффективных методов использования всех существующих в данном районе ресурсов, то суровые условия Арктики самостоятельно и в полной мере стимулируют развитие предпринимательства и, соответственно, всей экономики региона. ВАрктике, по мнению авторов, предпринимательство трансформируется по форме, социальным функциям и самое главное — по степени инновационности, уровень которой значительно выше в суровых северных условиях. [11, с. 4]. Данный вывод свидетельствует о высокой значимости креативных индустрий для экономики арктических регионов. Экономика Арктики, по мнению Т. В. Белевских, которое она выражает в статье «Арктическое предпринимательство: безграничные перспективы креативных индустрий» [12], так или иначе ассоциируется с деятельностью больших вертикально интегрированных структур, деятельность которых устремлена на добычу природных ресурсов. При этом в гораздо меньшей степени она ассоциируется с предпринимательской практикой малых предприятий. Автор отмечает, что существует очень скептическое отношение экспертов к созданию новых активных и эффективных малых инновационных предприятий в Арктическом регионе именно в российской части Арктики [12, с. 4]. Важнейшими ограничителями по развитию экономики региона Т. В. Белевских определяет северные удорожания, малую емкость территориального рынка и транспортную удаленность. В работе Т. В. Белевских отмечается, что, несмотря на все проблемы, актуальность арктического предпринимательства в РФ существует и связана она в первую очередь с креативными индустриями, которые рассматриваются как одна из ключевых мировых тенденций экономического развития. И это даже при условии, что многие авторы до сих пор не согласны с сущностью и определением внутренней содержательной структуры креативных индустрий. По сути, Арктический регион характеризуется весьма противоречивыми условиями для развития и реализации каких-либо креативных отраслей, среди которых в первую очередь выделяются: моноотраслевой характер местной экономики; достаточно высокая концентрация большей доли капитала в сфере природопользования; периферийность и малая численность населения [12, с. 4]. Все вышеперечисленное, по мнению Т. В. Белевских, сокращает потенциальные объемы рынка, а также устремляет к нулю возможности по формированию в регионе активного креативного класса. С другой стороны, развитие туризма и социальные новшества, которые направлены на формирование максимально комфортной среды для проживания людей в далеко не самых пригодных для жизни природных условиях, а также достаточно высокая ценность национальной культурной индустрии создают и позволяют реализовывать потенциал креативной практики в Арктическом регионе. По сути, автор статьи считает, что именно креативные индустрии должны обеспечивать динамичное развитие малого предпринимательства в Арктике, а важнейший толчок для этого — отсутствие каких-либо видимых границ на рынке потребления, что в значительной степени увеличивает его возможные объемы, обеспечивает рост производительности и снижение издержек. Все существующие и применяемые в настоящий момент технологии ведут к сокращению расстояний между производителем и потребителем, а важнейшим конкурентным преимуществом выступает уникальность арктического бренда, основывающаяся на природе и культуре. Однако Т. В. Белевских сомневается в том, что креативные индустрии могут конкурировать © Красильников А. С., 2021 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz