Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 29-41. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 29-41. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ регионе; выяснение представлений авторов о ключевых проблемах в развитии арктических креативных индустрий. При написании статьи использовались следующие методы: выбор необходимой литературы, анализ собранной информации и ее обобщение. Структура данного обзора научной литературы включает в себя определение понятия «креативные индустрии», а также выявляет ключевые тематические направления, которые представлены в исследованиях, главным образом, российских авторов, а также зарубежных авторов с 2015 по 2021 гг. Данный обзор позволяет изучить взгляды различных исследователей на креативные индустрии в Арктике и обобщить их. Высокое социально-экономическое значение креативных индустрий для арктических регионов обуславливает актуальность исследования данной темы. Понятие креативных индустрий Креативные индустрии рассматриваются в работах таких авторов, как Е. А. Груздева, А. А. Дацык, С. К. Новикова, Дж. О'Коннор, Г. Б Паршукова, Дж. Хокинс, Л. И. Шептухина. С. К. Новикова в статье «Креативная экономика как драйвер роста: мировой и российский опыт» пишет, что креативная экономика — это наиболее прогрессивная в настоящее время форма социально­ экономического развития постиндустриальных стран, основанная на доминанте интеллектуальной составляющей таких основных факторов производства, как труд и капитал [4]. Автор также отмечает, что впервые термин «креативная экономика» появился в журнале "Business Week" в 2000 г. Одним из первых его обосновал Джон Хокинс. Он отнес к этому сектору профессии в областях рекламы, архитектуры, искусств, ремёсел, дизайна, моды, кино, музыки, радио и телевидения, научных исследований, издательского дела, программного обеспечения, представления, фотографии, производства игр, т. е. сферы, где для создания продукта требуется интеллектуальный труд [5]. В настоящее время понятие «креативные индустрии» в российском федеральном законодательстве не раскрывается, но используется в подзаконных актах, в том числе стратегического характера. Согласно Закону от 27 июля 2020 г. № 70-оз «О креативных индустриях в Ханты- Мансийском автономном округе — Югре», креативными индустриями являются сферы креативной деятельности, связанные с производством, продвижением, распределением или реализацией креативного продукта [1, с. 89, 91]. ЮНЕСКО определяет креативные индустрии как деятельность, основные цели которой «производство или воспроизводство, продвижение, распределение или реализация товаров, услуг и деятельность культурных, художественных или связанных с сохранением природы институтов», т. е. как совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале [1, с. 82]. По мнению Дж. О'Коннора [6] и Л. И. Шептухиной [7], креативные индустрии — это такая предпринимательская деятельность, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры. Как отмечает А. А. Дацык в статье «Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом» [8, с. 15], первым результатом Департамента развития программ креативных индустрий при Министерстве культуры, медиа и спорта Великобритании стал перечень включаемых отраслей в креативный сектор экономики и официально закрепленное определение деятельности креативных индустрий: «это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [9]. А. А. Дацык приходит к выводу, что отличием креативной экономики от традиционного экономического представления является то, что главный инструмент в ней — это знания, ресурс — информация, а продукт — инновация, а концепция креативной экономики объединяет воедино такие разрозненные понятия, как «информационная экономика», «экономика знаний» и «инновационная экономика» [8, с. 19-20]. Согласно Г. Б. Паршуковой и Е. А. Груздевой, креативные индустрии в широком смысле — это вид экономической деятельности, связанный с генерированием и коммерциализацией творческих способностей, идей, знаний и информации. Часто термин «креативные индустрии» описывает предприятия, в основе которых лежит творчество, например дизайн, музыка, издательское дело, архитектура, кино и видео, ремесла, изобразительное искусство, мода, телевидение и радио, реклама, компьютерные игры и исполнительское искусство. Также авторы отмечают, что в русскоязычной научной литературе пока нет устоявшихся общепризнанных мнений о креативных индустриях [10, с. 6-7]. Итак, основываясь на обзоре литературы, можно сделать вывод, что креативные индустрии — это особый сектор экономики, который основан на продаже товаров и услуг, являющихся результатом © Красильников А. С., 2021 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz