Север и рынок. 2021, №4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ management, peripherally and a small number of population. The attractiveness of the Arctic regions for the development of creative industries lies in the unique nature and culture, largely based on the culture of indigenous peoples. Remoteness, transportation challenges, harsh climate, economic instability and a shortage of professional staff are named among the main problems hampering the development of the Arctic creative industries. Keywords: Arctic, creative industries, economy, creativity, creative class, Arctic tourism Acknowledgments: the work is a part of the state assignment of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" within the research work of Luzin Institute for Economic Studies, topic "Social Aspects of Self-development Management of Regions and Local Communities in the Russian Arctic" (state registration number АААА-А18-118051590115-9). For citation: Krasil'nikov A. S. Creative industries in the Arctic: a review of Kussian scientific literature. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp.29-41. doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.003 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 29-41. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 29-41. Введение Актуальность обзора российской научной литературы по теме «Креативные индустрии в Арктике» обусловлена не только обширным и растущим в последнее время вниманием к данному региону, но и тем, что в российской Арктике существует множество проблем, решение которых связано с развитием креативных индустрий. О востребованности исследования темы креативных индустрий говорит их высокое социально-экономическое значение для развития субъектов Российской Федерации. Креативные индустрии позволяют сформировать условия для диверсификации экономики и развития туризма, усилить производственный, экспортный потенциал, повысить уровень занятости, в том числе особо уязвимых групп населения (молодежи, женщин, лиц с ограниченными возможностями здоровья), и найти дополнительные резервы для развития моногородов и сельских территорий [1]. Развитие и поддержка креативных индустрий, создание креативных пространств и кластеров в субъектах Российской Федерации позволяют сформировать инновационную среду и уникальный облик как региона в целом, так и его отдельных территорий. При этом креативные индустрии являются не только важнейшим компонентом роста конкурентоспособности местных компаний, но и основным фактором роста узнаваемости региона, в том числе за счет региональных и местных брендов. Многообразие креативных индустрий, их развитие и способность создавать конкурентную продукцию формируют важнейшие предпосылки для развития креативной экономики регионов и коммерциализации творческого потенциала населения [1]. Креативные индустрии, т. е. те виды деятельности, которые содержат в своем основании какую-либо творческую идею и ценность, все чаще создают успешные в плане прибыли и в то же время творческие продукты, которые в определенной степени становятся двигателем для экономического развития местных сообществ, регионов и стран. Импульсом для развития креативных индустрий часто являются новые технологии, включая, к примеру, цифровизацию, которая предоставляет мгновенный доступ к методам и средствам производства, новые адаптивные технологии и искусственный интеллект. На Севере и в Арктике, где многие местные экономики имеют ограниченную ресурсно-базированную основу и сильно зависят от политики добывающих корпораций, развитие информационных технологий, туризма и внедрение инноваций как в технологической, так и социальной сферах, где как раз рождаются многие идеи для развития креативных индустрий, создают разнообразие источников доходов и повышает жизнеспособность поселений [2]. Исходя из последних данных, Российская Федерация наращивает свою долю на международном рынке креативных индустрий, что вытекает из роста и реформирования цифрового контента, среди которого: новая кинопродукция (фильмы, сериалы и мультфильмы), IT-приложения, компьютерные игры и новые креативные технологии [3]. Ежегодно продажи продукции российских креативных индустрий за рубеж растут на 20 %, а с 2019 г. в национальный проект «Международная кооперация и экспорт» был добавлен отдельный федеральный проект «Экспорт услуг» [3], который позволил продвинуть данную сферу на международный рынок в еще больших объемах. Возросшее в последние годы внимание к проблемам социально-экономического развития российской Арктики определяет интерес к научной литературе, которая издается в Российской Федерации и в которой рассматриваются такие вопросы, как: креативные индустрии в Арктике; творческая деятельность, направленная на расширение привлекательности региона; новые креативные технологии, способствующие развитию Арктики, и многие другие. Цель данной статьи состоит в обзоре мнений российских исследователей о развитии креативных индустрий в Арктике. Задачи обзора — выявление основных вопросов, которые рассматриваются отечественными авторами в работах на тему развития креативных индустрий в российской Арктике; определение, в чем, по мнению авторов, заключается потенциал креативной практики в Арктическом © Красильников А. С., 2021 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz