Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 21-28. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 21-28. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ что импортировать элитные сорта угля выгоднее, нежели добывать самим. Китай импортирует высококлассные коксующие угли, добыча которых в случае необходимости может быть развернута на местных месторождениях. Кроме того, доставка угля в южные провинции Китая из Вьетнама, а в северные — из России ближе и дешевле, чем из центральных китайских провинций. Основными импортерами угля являлись до последнего времени Австралия и Индонезия (примерно по 100 млн т каждая страна) и Россия (48 млн т). Экспорт угля из России в Китай ограничен пропускной способностью Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Собственно, экспортный потенциал Китая по углю невелик и существенно не влияет на российско- китайский товарооборот. Китайский спотовый рынок угля в 2020 г. был премиальным (85 долл. США за тонну), т. е. уголь торговался по более высоким ценам, чем в США (45 долл. США / т), Северо-Западной Европе (50 долл. США / т) или Японии (75 долл. США / т). Стоимость российского экспорта угля в Китай составила порядка 4,0 млрд долл. США, или около 8 % от китайской составляющей российского экспорта. Таким образом, уровень экономической конъюнктуры российских энергетических ресурсов (нефти, природного газа и угля) на китайском рынке весьма незначителен. Проблема модернизации морских коммуникаций и средств транспортировки энергетических ресурсов актуальна уже более десяти лет [17]. Остальные статьи экспорта России не существенны, за исключением «закрытой» статьи, объем которой в 2020 г. составил всего лишь порядка 4 млрд долл. США. Речь идет о сотрудничестве и взаимодействии двух стран в сфере оборонной деятельности. Рост потребления угля за последние (2010-2020) годы несколько вырос (на 12 %) и достиг уровня в 4,2 млрд т. Угольная энергетика Китая развивается и так будет в дальнейшем — одно рабочее место в угольной отрасли дает 8,5 мест у смежников: в 2020 г. там построены угольные электростанции суммарной мощностью в 38,9 гигаватт. Для сравнения это составляет порядка 15 % всей энергосистемы России. При этом Китай выполняет программу «Чистое небо»: в 2020 г. было закрыто старых угольных электростанций на 9 гигаватт. Китай и в дальнейшем не планирует идти по пути декарбонизации и прекращать использовать газ, нефть и уголь. Углеводородную нейтральность следует понимать в том смысле, что диоксида может образовываться столько, сколько может быть поглощено природой, т. е. лесами и т. п. На территории России растет 20-25 % мировых запасов леса. Сколько углекислого газа может поглотить такой массив? Взаимодействие двух стран в плане организации взаимовыгодного оборота энергетических ресурсов в структуре Шелкового пути, как видно, не складывается: в Китае востребована российская нефть, но Россия не может предоставить требуемых объемов, зато российский газ, который имеет альтернативу на китайском рынке, пока не востребован, хотя и может поставляться (с перспективой через Монголию) в объемах до 100 млрд м3, а это 50 % экспорта России в Европу. Китай обладает практически самым крупным в мире стратегическим резервом нефти. Базы хранения нефти размещены насколько это возможно с позиций военной безопасности ближе к китайско-российской границе, в провинциях Чжецзян (население 64,6 млн человек), на побережье Восточно-Китайского моря и двух северных провинциях (Шаньдун и Ляонин), на побережье Желтого моря, с населением порядка 40,0-42,0 млн человек каждая. Это по китайским понятиям малонаселенные провинции. Суммарный объем стратегического резерва составляет порядка 80 млн т, в том числе около 80 % — это государственный резерв и порядка 20 % — коммерческий. Такой резерв обеспечивает 90 суток национального потребления нефти. Прибрежные нефтяные базы стратегического резерва отдалены от конфликтного района Южно-Китайского моря, но все же находятся в зоне досягаемости крылатых ракет, размещенных на острове Тайвань [18]. Одной из неявных задач совместных российско- китайских учений формата «Морское взаимодействие» является возможная оборона районов хранения нефти при возникновении возможной террористической или прямой военной угроз [19, с. 40-48; 20, с. 26-35]. В целом решение задачи снабжения растущей экономики Китая энергетическими ресурсами, прежде всего нефтью, сталкивается с не разрешаемой современными средствами проблемой обеспечения безопасности морской транспортировки нефти, поскольку достичь состояния господства (доминирования) на море Китаю в ближайшем будущем не удастся ввиду качественного превосходства Военно-морских сил США над китайским флотом. Проблема может быть скорректирована с помощью инструментария стратегического или регионального (локального) сдерживания с привлечением Военно-морского флота России для совместной демонстрации силы и флага по направлению маршрутов транспортировки нефти. Для гарантированного обеспечения страны нефтяными запасами Китаю следует предпринять все возможные усилия для установления полного © Козьменко С. Ю., 2021 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz