Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 21-28. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 21-28. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ восточные малонаселенные и слаборазвитые по китайским понятиям провинции. Население двух таких провинций — Цзилинь и Ляонин, где находится крупнейший в Китае зерновой хаб, составляет всего порядка 70 млн человек. Потребление природного газа в этом регионе, расположенном вдоль границы с Корейской Народно-Демократической Республикой, к 2020 г. сложилось на уровне порядка 14 млрд м3, и активное промышленное освоение этих провинций представляется перспективной, но весьма отдаленной задачей. Основными индустриальными регионами Китая являются восточные и юго-восточные провинции побережья Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Но для доставки газа в эти провинции с севера и северо-запада нужен новый газопровод протяженностью не менее 6 тыс. км. Для этих целей служит газопровод «Запад — Восток», по которому поставляется газ из Казахстана, Узбекистана и Туркмении и откуда (Туркмения) объем импорта можно увеличить в случае необходимости. Поэтому-то и утвердили отсроченный порядок запуска на полную мощность газопровода «Сила Сибири - 1», который сдан в эксплуатацию 2 декабря 2019 г. Первое время проект работал в тестовом режиме. В соответствии с контрактом объем поставки природного газа будет наращиваться постепенно, по мере готовности инфраструктуры и китайской газотранспортной системы: в 2020 г. — 5 млрд м3, в 2021 г. — 10, в 2022 г. — 15 с выходом на проектную мощность в 38 млрд м3 к 2025 г. [16]. В дальнейшем в принципе можно эти сроки сдвигать. «Сила Сибири - 2». Переговоры о поставках природного газа по западному маршруту («Сила Сибири - 2», ранее — магистральный газопровод (МГП) «Алтай») ведутся более пятнадцати лет: еще в 2004 г. между китайской CNPC и ПАО «Газпром» было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве по этому проекту, который предусматривает поставку 30 млрд м3 природного газа ежегодно напрямую из Республики Алтай в малонаселенную северо-западную провинцию Китая Синьцзян —Уйгурский автономный округ. Примерная протяженность магистрали 6700 км, в том числе 2700 км по территории России. В результате длительных переговоров CNPC не согласилась с российской оценкой проекта (55 млрд долл. США) в сентябре 2015 г. Китайцы сравнивали оценку «Силы Сибири — 2» с газопроводом «Запад — Восток», и условия строительства последнего оказались более привлекательными. Стоимость строительства российских газопроводов значительно выше принятого © Козьменко С. Ю., 2021 мирового стандарта 1,5 млн долл. США / км. Именно этот факт тормозит реализацию проекта «Сила Сибири - 2». Кроме того, для реализации проекта надо построить еще одну нитку газопровода между малонаселенным Северо-Западом и промышленно развитым Юго- Востоком, практически через весь Китай. В 2019 г. был рассмотрен вариант прохождения западного маршрута через Монголию, что позволит сократить протяженность маршрута на 1000 км. В марте 2020 г. ПАО «Газпром» заявило об увеличении мощности западного маршрута (Россия — Монголия — Китай) до 50 млрд м3 и начале прединвестиционной стадии, по результатам которой можно будет оценить сроки готовности «Силы Сибири — 2», в любом случае это произойдет за пределами существующего горизонта планирования. «Сила Сибири - 3» (дальневосточный маршрут) предполагает поставку природного газа шельфового Киринского газоконденсатного месторождения (Сахалин — Хабаровск — Владивосток — государственная граница Китая). Протяженность газопровода не малая, но значительно меньше западного маршрута. Несмотря на более короткое плечо дальневосточного маршрута, цена природного газа будет выше, так как ресурсной базой является шельфовое месторождение. По понятным причинам Китай считает приоритетным дальневосточный маршрут (мощностью 5-10 млрд м3), а ПАО «Газпром» — западный и увеличение объема поставки по «Силе Сибири - 1». Сроки введения в эксплуатацию «Силы Сибири - 3» не определены, вторую очередь магистрального газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток планировалось вводить поэтапно с конца 2020 г. Таким образом, на данный момент Китай в российском трубопроводном газе просто не нуждается, поэтому поставки газа по проекту «Сила Сибири - 1» (восточный маршрут) в полном объеме вполне безболезненно могут быть перенесены и на 2025 г., и за пределы актуальных горизонтов планирования, а по проектам «Сила Сибири — 2» (западный маршрут) и «Сила Сибири — 3» (дальневосточный маршрут) отложены вовсе. Похожая ситуация с экономическим оборотом угля. Углем Китай обеспечен в достаточной степени. Запасы Китая и России сравнимы по величине и составляют 143,0 и 162,0 млрд т соответственно [1, с. 46]. В Китае добывается кратно (почти в десять раз) больше угля, чем в России (3,84 и 0,40 млрд т соответственно в 2020 г.). За счет собственной добычи Китай с учетом потерь обеспечивает более 92 % внутреннего потребления и импортирует порядка 320 млн т угля, в том числе 48 млн т (или 15 % всего импорта) из России. Китайские экономисты считают, 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz