Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 21-28. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 21-28. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ уступает только Саудовской Аравии — 86,4 и 88,2 млн т в 2020 г. соответственно. Китай является вторым по значимости потребителем российской нефти, первенство уверенно остается за Европой (138,2 млн т в 2020 г.), несмотря на то что население Китая превышает европейское практически в два раза — порядка 1400 и 750 млн чел. на 1 января 2021 г. соответственно. Для России значимы оба рынка — и растущий китайский, и устоявшийся европейский с примерно равными объемами импорта (640 и 623 млн т). Китай импортирует на 81,3 млн т больше сырой нефти, чем страны Европы, и примерно на столько же (65,8 млн т) меньше нефтепродуктов. Возможность транспортировки нефти из России в Китай с использованием более безопасных (по сравнению с Южным шелковым путем) маршрутов — сухопутной трубопроводной поставки ESPO по суверенной территории России, т. е. гарантированно вне досягаемости сил международного терроризма и возможных санкций США, и морской — восточным маршрутом по СМП в случае начала разработки месторождений арктического континентального шельфа (этот маршрут на всем протяжении проходит в операционной зоне деятельности Северного и Тихоокеанского флотов России) — безусловно, способствует повышению экономической конъюнктуры российского нефтяного экспорта. Также поставка нефти трубопроводом ESPO и восточным маршрутом по СМП имеет более короткое транспортное плечо по сравнению с морской транспортировкой нефти из Персидского залива. Однако наращивание добычи нефти для увеличения экспорта в Китай даже до уровня 100 млн т в год без сокращения поставок в Европу сталкивается с дефицитом добычных мощностей традиционных месторождений Западной и Восточной Сибири, а также Республики Саха (Якутия). Поставляемая в Европу (по нефтепроводу «Дружба» и балтийским трубопроводным системам — 1 и 2) нефть марки Urals является смесью двух нефтей —тяжелой высокосернистой нефти Поволжья и Урала и западносибирской нефти Siberian Light. Нефть ESPO — это смесь той же Siberian Light и нефти месторождений Восточной Сибири, включая Ванкорский кластер, и Республики Саха (Якутия). Здесь следует подчеркнуть, что добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), по существу, вышла на максимально возможный уровень ввиду выработанности основных месторождений региона — Ванкорского (Красноярский край), Верхнечонского (Иркутская область) и Талаканского (Республика Саха (Якутия)) [2, с. 259-267; 3, с. 9-19; 4]. Таким образом, планируется [5, с. 35, 50] ожидаемый плавный неизбежный спад добычи из традиционных месторождений от базового уровня 2018 г. (567,9 млн т) и 2020 г. (524,4 млн т) до 490,0-555,0 млн т в 2035 г. Это подтверждает необходимость развития ресурсной базы добычи нефти и транспортной инфраструктуры в арктических регионах. Однако, ввиду отсутствия полностью отработанных технологий добычи нефти на глубинах свыше 20-50 м в сложных условиях воздействия ледовых полей и средней длительности разработки арктических месторождений континентального шельфа от момента открытия до начала добычи примерно в 21 год, уникальный потенциал Арктики пока (как минимум до 2045 г.) практически недосягаем. Следует особо подчеркнуть, что перед формированием новых арктических маршрутов транспортировки нефти следует, прежде всего, оценить влияние расширения морских коммуникаций на среду обитания и функции экосистем [6], особенно в прибрежных регионах, с учетом весьма вероятной аварийности в сложных арктических условиях [7, с. 171-177], а также особенности эксплуатации судов усиленного ледового класса до Arc7 в акватории арктических морей [8, с. 37-43]. При этом следует организовать круглогодичный мониторинг безопасности окружающей среды [9]. При этом следует особо подчеркнуть, что неарктические государства, в том числе Индия, Китай, Южная Корея, Бразилия, Япония и страны Eвропейского союза, склонны рассматривать Северный Ледовитый океан как зону межнациональных интересов, в то время как Россия и Канада намерены сохранять национальную юрисдикцию в отношении как морских путей [10, с. 115-129], так и всего арктического пространства. В этих условиях интерес к роли России в освоении Арктики, в частности перспективы развития нефтедобычи, достаточно велик [11, с. 865-878], а освоение Российской Арктики может стать базисом для долговременного международного сотрудничества и развития интеграционных механизмов взаимодействия компаний, способствовать повышению конкурентоспособности страны [12]. Кроме того, в дальнейшем, за пределами актуальных горизонтов планирования, определенные надежды связывают с реализацией проекта «Восток Ойл», который возник в 2019 г. с открытием на правом берегу Енисея, примерно в 130 км юго-западнее Дудинки, Пайяхского нефтяного месторождения (на учет в Роснедра были поставлены 1,2 млрд т запасов), которое относится © Козьменко С. Ю., 2021 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz