Север и рынок. 2021, №4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ The article shows that the main base of cooperation between China and Russia is not so much import-export operations as joint defensive activities aimed at supporting each other in a difficult modern geopolitical environment. Keywords: energy resources, sea communications, Silk Road, joint voyage, "Maritime Interaction" exercise Acknowledgments: the work is a part of the Institute for Economic Studies issue no. 0226-2019-0028 "Interaction of Global, National and Regional Factors in the Economic Development of the North and the Arctic Zone of the Russian Federation" within the state assignment of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences". For citation: Kozmenko S. Yu. The economic situation of the Arctic in the Chinese energy market. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp.21-28. doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.002 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 21-28. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 21-28. Перспективные горизонты планирования Китаем позиций на политическом и геоэкономическом атласах современного мира в глобальном масштабе связываются с развитием выдвинутой председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином в 2013 г. инициативы «Один пояс и один путь», успешность которой предопределяется создаваемой в рамках этой инициативы системы обеспечивающих развитие Китая коммуникаций, состоящей из совокупности коммуникативных сетей, называемых по древнекитайской традиции шелковыми путями. Современный Китай позиционирует себя как развивающаяся морская держава, поэтому актуальным является построение китайской версии мировой системы морских коммуникаций, грузовые логистические потоки которой зарождаются и формируются на побережье и в акватории прилежащих Южно-Китайского и Восточно­ Китайского морей и сопряженных территорий южных и юго-восточных китайских провинций и расходятся веером в четырех геополитических направлениях: из Южно-Китайского моря через Малаккский пролив в южную часть Тихого океана и через Индийский океан и Суэцкий канал — в Европу и обратно; из Восточно-Китайского моря мимо полуострова Камчатка на запад, в США и Канаду, и в некоторой перспективе — северное направление — в Европу через Берингов пролив и Северный морской путь (СМП), который сегодня все чаще именуется Полярным шелковым путем. Именно так представляется геоэкономическая и политическая логика проекта Морского шелкового пути XXI века, неотъемлемой составляющей инициативы «Один пояс и один путь». Амбициозность задач инициативы («Один пояс и один путь») предопределяют кратное увеличение потребления энергетических ресурсов, главным образом нефти и природного газа, и интенсификацию собственной добычи. Запасы нефти в Китае невелики и составляют (2020 г.) 3,5 млрд т. В 2020 г. потребление нефти и нефтепродуктов в Китае составило порядка 760 млн т при собственной добыче 195 млн т (25,5 %). Импорт нефти и нефтепродуктов составил около 630 млн т (82,8 % от потребления). Порядка 75 % импорта нефти (около 470 млн т) обеспечивается морем, преимущественно южным маршрутом через Малаккский пролив и Южно­ Китайское море. В этом морском сегменте основными экспортерами являются страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия — 88,2, Ирак — 60,4, ОАЭ — 36,5, Кувейт — 28,9, остальные страны этого региона, включая Иран, — 60,3 млн т), Африки (79,0 млн т) и Европы (18,8 млн т), всего — 372,1 млн т [1]; через Тихий океан — чуть более 100 млн т (США и Бразилия — 28,4 и 73,3 млн т соответственно). Импорт трубопроводной нефти и нефтепродуктов из России и стран СНГ составляет 86,4 и 6,3 млн т соответственно. Экспорт нефтепродуктов из Китая осуществлялся тем же морским путем через Малаккский пролив в объеме около 66 млн т. Подобная логистическая зависимость Китая, с учетом того что минимальная ширина Малаккского пролива (ширина канала Филипс у побережья Сингапура, самое узкое место морских коммуникаций транспортировки нефти в этом районе) составляет всего 2,5 км, является критичной, поскольку такую узкость не сложно блокировать (перекрыть) в случае возникновения даже локального конфликта между Китаем и другими странами, например США, имеющими экономические и геополитические интересы в этом регионе. Китай усиливает свое военно-морское присутствие в этом регионе. Однако из-за значительного качественного и количественного превосходства Военно-морских сил США китайский флот не может гарантировать вполне безопасную транспортировку нефти этим путем. В таких условиях надежность поставок нефти может обеспечиваться сухопутными коммуникациями, надежно защищенными от ударов с моря. К более безопасным коммуникациям относится российский нефтепровод ESPO Восточная Сибирь — Тихий океан. Так, по отводу Сковородино — Махэ и через порт Козьмино (27,0 млн т) поставляется 67,0 млн т. Остальные поставки (до 20 млн т) осуществляются морским и железнодорожным транспортом. Итого российские поставки составляют порядка 15 % (83,4 млн т в 2021 г.) Кроме того, нефть поставляется по нефтепроводу граница РФ — Казахстан — КНР (10 млн т). В целом по объему экспорта нефти и нефтепродуктов в Китай Россия незначительно © Козьменко С. Ю., 2021 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz