Север и рынок. 2021, №4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ Научная статья УДК 332.155; 336.22 doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.002 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА АРКТИКИ НА КИТАЙСКОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ Сергей Юрьевич Козьменко Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, fregat22@mail.ru, ORCID 0000-0002-3728-8357 Аннотация. За последнее десятилетие китайская экономика росла опережающими темпами (до 8 % в год), что явилось следствием беспрецедентной экспансии Китая на мировых рынках. Такая конкурентная позиция предполагает такой же существенный (до 15 %) рост энергопотребления за счет увеличения собственной добычи (в меньшей степени) и импорта энергетических ресурсов — нефти, трубопроводного и сжиженного природного газа и угля. В условиях обострения конкурентной борьбы ведущих экономик мира (Китая и США) безопасность транспортировки энергетических ресурсов из зоны Персидского залива и других регионов через узкости Ормузского и Малаккского проливов, а также через подконтрольные США районы Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива приобретает для Китая все более важное значение. Для решения этой задачи Китай наращивает военно-морское присутствие по направлению Южного шелкового пути, главным образом в акватории морей Тихого океана — Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, т. е. в операционных зонах действия трех флотов Военно-морских сил Китая (Северного, Восточного и Южного), с выходом в операционную зону деятельности Тихоокеанского флота России в акватории Японского и Охотского морей. Демонстрация силы и флага при совместном плавании двух флотов реализуется в рамках учений формата «Морское взаимодействие» с 2012 по 2021 гг. включительно, кроме 2020 г. из-за обострения эпидемиологической обстановки в связи с COVID-19. Скрытой целью этих учений является отработка задач по обороне побережья в зоне размещения стратегического нефтяного резерва Китая. Показано, что основной базой сотрудничества Китая и России являются не столько импортно-экспортные операции, сколько совместная оборонительная деятельность, направленная на поддержку друг друга в непростой современной геополитической обстановке. Ключевые слова: энергетические ресурсы, морские коммуникации, Шелковый путь, совместное плавание, учение «Морское взаимодействие» Благодарности: работа выполнена в рамках темы № 0226-2019-0028 Института экономических проблем «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по государственному заданию Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». Для цитирования: Козьменко С. Ю. Экономическая конъюнктура Арктики на китайском энергетическом рынке // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С.21-28. doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.002 Original article THE ECONOMIC SITUATION OF THE ARCTIC IN THE CHINESE ENERGY MARKET Sergey Yu. Kozmenko Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, fregat22@mail.ru, ORCID 0000-0002-3728-8357 Abstract. Over the past decade, the Chinese economy has grown at a faster pace (up to 8 % per year), which is a consequence of the unprecedented expansion of China in world markets. Such a competitive position presupposes the same significant (up to 15 %) growth in energy consumption, which is ensured by both an increase in domestic production (to a lesser extent) and imports of energy resources — oil, pipeline and liquefied natural gas and coal. In the context of aggravated competition between the leading economies of the world (China and the United States), the security of transporting energy resources from the Persian Gulf and other regions through the narrows of the Strait of Hormuz and Malacca, as well as through the regions of the South China Sea and the Taiwan Strait controlled by the United States, acquires a new sound for China. To solve this problem, China is building up its naval presence in the direction of the Southern Silk Road, but mainly in the waters of the Pacific Ocean seas — the Yellow, East China and South China, that is, in the operational zones of the three fleets of the Chinese Navy — the North, East and South, from the exits to the operational zone of the Russian Pacific Fleet in the waters of the Sea of Japan and the Sea of Okhotsk. Demonstration of strength and flag during joint sailing of the two fleets is carried out within the framework of the exercises of the "Maritime Interaction" format from 2012 to 2021 inclusive, except for 2020 due to the aggravation of the epidemiological situation in connection with COVID-19. The latent goal of these exercises is to practice coastal defense missions in the zone where China's strategic oil reserve is located. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 21-28. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 21-28. © Козьменко С. Ю., 2021 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz