Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 188-197. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ нуждаются в серьезной поддержке со стороны региональных и федеральных органов власти, особенно в решении вопросов помощи сектору малого и среднего предпринимательства, а также вопросов обеспечения диверсификации экономики муниципальных образований как необходимого условия для преодоления сложившейся ситуации. Выводы Таким образом, национальные проекты обуславливают необходимость формирования качественных требований к системе регионального и муниципального управления, создание таких инструментов решения задач социально экономического, хозяйственного развития государства, которые позволили бы повысить уровень саморазвития территориальных сообществ как Крайнего Севера и Арктики, так и страны в целом. Как показывает проведенное исследование, многие муниципальные образования при определении приоритетных для себя направлений стремятся охватить те, которые в наибольшей мере отвечают запросам местного населения и интересам и приоритетам развития региона. Поэтому они чаще всего выбирают проекты «Жильё и городская среда», «Образование», «Демография», «Культура» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги», т. е. те проекты, которые непосредственно влияют на саморазвитие муниципального образования и решения по которым чаще принимаются на региональном и муниципальном уровнях. Остальные национальные проекты в большей степени соответствуют федеральному уровню принятия решений, так как возможности муниципальных образований и даже регионов здесь крайне ограничены. Единственным исключением является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», но отсутствие его среди приоритетных для муниципальных образований регионов Крайнего Севера и Арктики объясняется спецификой их хозяйственной деятельности, где значительную роль играют градообразующие предприятия, являющиеся основными инвесторами в экономику большинства анализируемых городов и районов. В целом можно оценить участие муниципальных образований Крайнего Севера и Арктики в реализации национальных проектов как удовлетворительное, поскольку есть также и ряд недостатков, связанных с недостаточной компетентностью в реализации проектов управленческих кадров, которые должны решать вопросы, имеющие высокую социальную значимость. Также региональные бюджеты не всегда предусматривают расходы, связанные с реализацией национальных проектов, поэтому финансирование осуществляется в основном из федерального бюджета. Еще одной проблемой является слабое информирование местного населения, которое является непосредственным получателем результатов реализации национальных проектов, что приводит к его слабой вовлеченности в данный процесс и невозможности его влияния на определение наиболее актуальных задач развития территориального сообщества. В то же время приоритетные национальные проекты являются действенным инструментом, направленным на решение проблем, связанных с повышением уровня саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики, поскольку позволяют аккумулировать финансовые, управленческие, информационные и технические ресурсы. Список источников 1. Зозуля А. В., Зозуля П. В., Еремина Т. Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки. 2019. №1. URL: https://esj.today/PDF/21ECVN119.pdf (дата обращения: 20.10.2021). 2. Положихина М. А. Организация управления национальными проектами // Экономические и социальные проблемы России. 2008. № 2. С. 10-38. 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 20.10.2021). 4. Порфирьев Б. Н. Императивы законодательного обеспечения реализации майского 2018 года Указа Президента Российской Федерации: пространственный аспект // ЭКО. 2018. № 9 (531). С. 177-191. 5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 29 сентября 2018 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 20.10.2021). 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://www. http://government.ru/docs/35733/ (дата обращения: 20.10.2021). © Кондратович Д. Л., 2021 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz