Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 188-197. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ Таблица 1 Национальные проекты, в которых участвует муниципальное образование № п/п Вариант ответа % 1 «Жильё и городская среда» 17,24 2 «Образование» 15,17 3 «Демография» 14,48 4 «Культура» 13,1 5 «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 11,72 6 «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 11,03 7 «Экология» 6,21 8 «Здравоохранение» 5,52 9 «Цифровая экономика» 3,45 10 «Производительность труда и поддержка занятости» 1,38 11 «Наука» 0,69 12 «Международная кооперация и экспорт» 0 Существует и ряд объективных причин, препятствующих реализации национальных проектов в регионах Крайнего Севера и Арктики (табл. 2): высокая стоимость строительства (почти 17 %); транспортная проблема, неоднородность развития транспортной инфраструктуры (15,18 %); ограниченные финансовые возможности (12,50 %); низкие темпы ввода жилья, высокая доля ветхого, аварийного жилья (11,61 %); сложность в логистических поставках (11,61 %); высокий миграционный отток населения (9,82 %). Помимо представленных в анкете вариантах ответов, эксперты указывают и наиболее значимые проблемы для конкретных муниципальных образований: например, в связи с отнесением территории муниципального образования городского округа Усинск к сухопутным территориям Арктической зоны Республики Коми возникает необходимость проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня проектно-сметной документации объектов строительства. Данное обстоятельство неизбежно приведет к увеличению продолжительности и удорожанию работ, связанных с проектированием и строительством объектов. Таблица 2 Основные проблемы, препятствующие реализации национальных проектов в регионах Крайнего Севера и Арктики № п/п Вариант ответа % 1 Высокая стоимость строительства 16,96 2 Транспортная проблема, неоднородность развития транспортной инфраструктуры 15,18 3 Суровые природно-климатические условия 13,39 4 Ограниченные финансовые возможности 12,5 5 Низкие темпы ввода жилья, высокая доля ветхого, аварийного жилья 11,61 6 Сложность в логистических поставках 11,61 7 Высокий миграционный отток населения 9,82 8 Высокая стоимость внутри- и межрегиональных перемещений в регионе 5,36 9 Низкая ожидаемая продолжительность жизни 2,68 Следует обратить внимание и на проблемы, требующие приоритетного внимания в муниципальном образовании (табл. 3). Как показывают результаты экспертного опроса, наиболее значимыми вопросами для муниципальных образований регионов Крайнего Севера и Арктики в настоящее время являются: дороги (14,73 %); состояние жилого фонда (13,18 %); здравоохранение (10,85 %); поддержка и развитие предпринимательского сектора (9,3 %). Эти проблемы в значительной степени перекликаются как с национальными проектами, в которых участвует муниципальное образование, так и со сложившейся неблагоприятной ситуацией вследствие продолжающейся пандемии COVID-19. Еще один немаловажный аспект, который необходимо рассмотреть, — оценка хода реализации каждого из национальных проектов в муниципальном образовании. Для этого экспертам было продолжено оценить каждый реализуемый в их муниципальном образовании проект по пятибалльной шкале (табл. 4). © Кондратович Д. Л., 2021 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz