Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 188-197. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ области, МО муниципальный район Сосногорск Республики Коми, МО городской округ Сыктывкар Республики Коми, МО Троицко-Печорский район Республики Коми, МО городской округ Усинск Республики Коми, МО городской округ Ухта Республики Коми и МО город Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В качестве экспертов выступили главы муниципальных образований. В целом при проведении исследования автор применял следующие методы: сравнительный анализ, позволивший оценить проблемы, препятствующие реализации национальных проектов в РФ; экспертный опрос глав муниципальных образований регионов Крайнего Севера и Арктики. Использование данных методов позволило получить ряд теоретических и практических результатов. Результаты и обсуждение Саморазвитие территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики является одним из важнейших элементов системного пространственного регионального развития. В общем смысле, как показывает обзор литературы, территориальное саморазвитие отождествляется с усилиями местного сообщества по развитию во всех аспектах хозяйственной, социально-экономической, культурной и иных сфер жизнедеятельности на определенной территории. В то же время существующие индикаторы для оценки регионального саморазвития не всегда возможно применить на уровне муниципальных образований, поэтому в работе применялся метод экспертных оценок, позволивший выяснить мнение руководителей ряда муниципальных образований о ходе реализации национальных проектов и их влиянии на процессы саморазвития территориальных сообществ. Применение комплементарного подхода позволяет рассматривать процессы саморазвития во взаимосвязи с реализацией различного рода проектов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности общества, создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня благосостояния территориального сообщества. В самом процессе саморазвития задействован местный социальный ресурс, который заинтересован в улучшении факторов окружающей его социальной среды. Следует отметить, что государство также заинтересовано в повышении качества жизни населения, это является целью государственной политики [20], большинство направлений которой совпадает с целями саморазвития территориальных сообществ, так как она предполагает решение таких вопросов, как повышение уровня образования и качества здравоохранения, обеспечение населения доступным и качественным жильем, строительство спортивных объектов, развитие транспортной инфраструктуры и т. д. Для достижения обозначенной выше цели государственной политики, а также решения вопросов научно-технического и социально экономического развития предложены национальные проекты, которые в настоящее время реализуются во всех субъектах Российской Федерации. Особенное значение для саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики приобретает возможность участия в подобных проектах, поскольку они позволяют отчасти решить ряд накопленных за последние десятилетия проблем местных сообществ. Многие муниципальные образования Крайнего Севера и Арктики переживали значительный отток населения, сокращение финансовой поддержки и отсутствие перспектив для своего развития. Реализация в настоящее время приоритетных национальных проектов позволила им получить необходимую помощь для решения актуальных задач. Вто же время процесс участия в национальных проектах сопровождается рядом трудностей организационного характера и наличия финансовых ресурсов, а также недостаточным информационным обеспечением. Стоит отметить, что подавляющее число проанализированных муниципальных образований принимает активное участие в реализации национальных проектов (табл. 1). К ним относятся: «Жильё и городская среда» (17,24 %), «Образование» (15,17 %), «Демография» (14,48 %), «Культура» (13,10 %), а также «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (11,72 %). Вданных проектах муниципальные образования особенно заинтересованы, так как в силу сложных природно климатических условий, а также факторов, повышающих стоимость жизни, связанных, например, с высокими коммунальными платежами, недостаточным благоустройством, удорожанием строительных и ремонтных работ и т. д., северные города сталкиваются с проблемами ветхого и аварийного жилья, оттоком населения и плачевным состоянием дорожной инфраструктуры. На примере анализируемых муниципальных образований можно проследить тенденции, характерные для всей системы национального проектирования. С одной стороны, можно наблюдать по некоторым муниципальным образованиям стремление охвата максимального числа национальных проектов. При этом отмечается закономерность — чем ниже транспортная доступность, тем в большем количестве национальных проектов муниципальное образование участвует. С другой стороны, значительная часть муниципальных образований принимает участие в национальных проектах выборочно, сосредотачивая внимание на тех, которые для них актуальны на данный момент. © Кондратович Д. Л., 2021 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz